Роль электронных средств платежа в совершенствовании безналичных расчетов в России (на примере российских банков)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение роли электронных средств платежа в совершенствовании безналичных расчетов в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
o определить сущность электронных платежных систем и рассмотреть их принципы и виды;
o выявить взаимосвязь использования платежных систем и законодательства РФ;
o провести анализ электронных платежных систем в российских банках;
o сформировать перечень проблем безопасности систем электронных платежей;
o Рассмотреть перспективы развития электронных услуг в российских банках.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ 5
1.1. ПРИНЦИПЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ 5
1.2. ВИДЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ 6
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ В РОССИИ 12
3. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ 16
4. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИИ 19
5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РОССИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 28

Файлы: 1 файл

на печать.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     Как мы видим из данной главы, несмотря на то, что периодически появляются новые вирусы и развиваются хакерские методики, существуют технологии, которые практически сводят «на нет» вероятность краж в Интернете. Кражи как таковые происходят достаточно редко. Банки должны не только брать на вооружение самые современные методы обеспечения безопасности интернет-транзакций, но и в упреждающем режиме доводить свою политику в сфере безопасности до сведения общественности. Клиент должен быть уверен, что в его банке применяются процедуры, позволяющие создать максимально безопасную среду электронных платежных услуг.   

     В банковской системе сегодня применяется  самое современное сетевое и телекоммуникационное оборудование. От правильного построения сетевой структуры банковской системы зависит эффективность и надежность её функционирования. С развитием прогресса совершенствуются и банковские системы, о чем мы расскажем ниже.

 

  1. Перспективы развития электронных банковских услуг в россии

     Сегодня многие эксперты признают, что электронные  деньги могут стать трамплином для  развития экономики всей страны: электронные  платежи окажут существенное влияние  как на сокращение транзакционных издержек в национальной экономике, так и на затраты по обслуживанию денежной массы, а также решат ряд других проблем.

     Для развития безналичных платежей в  сфере личного потребления необходимо создание благоприятных условий, что  возможно при постепенном восстановлении доверия населения к банковскому сектору, действиям государства в финансовой сфере. Кроме того, необходимо также совершенствование нормативной базы, регламентирующей операции по выпуску и обращению электронных средств платежа. Банком России совместно с министерствами и ведомствами Российской Федерации проводится работа по развитию правовой и методологической базы, которая будет способствовать внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты.

     Необходимо  развитие инфраструктуры для совершения операций с использованием платежных  карт (расширение сети приема платежных  карт), оборудование предприятий розничной  торговли электронными терминалами  и импринтерами для оплаты товаров и услуг посредством платежных карт. За 2006 г. в России число организаций розничной торговли и услуг, принимающих при оплате товаров и услуг банковские карты, возросло на 19,8%. Тем не менее, в масштабах нашей страны количество данных организаций крайне мало (на начало 2007 г. их было всего 151,3 тыс. единиц).

     Банки более активно должны заниматься финансовым просвещением с целью  повышения своего имиджа и ознакомления клиентов с новыми банковскими продуктами, о существовании которых большинство физических лиц даже не знает. Так, например, родители могут завести пластиковую карту ребенку, уезжающему учиться в другой город или страну. На нее можно перечислять деньги, не пользуясь системой переводов, что удобнее, экономнее, надежнее. В то же время ни один банк или финансовый институт самостоятельно не в силах справиться с проблемой финансовой неграмотности населения в силу ее серьезности и масштабности. Просвещение граждан – задача не только финансовых структур, но и государства.

     В будущем банковское обслуживание клиентов на дому превратится в основную форму розничных банковских услуг — услуг населению. Оно обеспечит объединение услуг, основанных на использовании банкоматов, кредитных и платежных карт, и услуг, оказываемых отделениями банков, в единую систему банковских видеоуслуг на дому.

     Данная  глава показывает, что в последние годы банковская система нашей страны переживает бурное развитие. Несмотря на существующие недостатки российского законодательства, регулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему. Сегодня все больше российских банков делает ставку на услуги, основанные на электронных платежных системах.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя итог в данной работе мы видим,  что  использование электронных платежных  систем в России позволяет банку предоставлять клиентам качественные услуги, удобство которых не вызывает сомнений. Несомненно, электронные платежные системы имеют ряд преимуществ перед бумажными деньгами:

  • дистанционное обслуживание клиента дешевле, чем в офисе;
  • предоставление широкого спектра дополнительных услуг;
  • быстрота предоставления информации клиенту;
  • мобильность-клиент может пользоваться услугами банка в любом месте, где есть доступ в интернет.

     Наряду  с преимуществами существуют и недостатки, мешающие более быстрому развитию электронных банковских услуг в России, основными из которых являются несовершенная законодательная база, безопасность и конфиденциальность.

     Любая электронная банковская система является сложным аппаратно-программным комплексом, состоящим из множества взаимосвязанных модулей. Организация телекоммуникационных взаимодействий - серьезная проблема и скорее всего, в ближайшее время темпы развития банковских электронных систем будут стремительно расти. Это обеспечит постоянный рост количества и качества банковских услуг, от которого выиграют, в конечном счете, и банки и их клиенты.

     Интерес к развитию электронных платежных систем определяется не желанием извлечь сиюминутную выгоду, а, главным образом, стратегическими интересами. Как показывает практика, инвестиции в такие проекты начинают приносить прибыль лишь через определенный период времени, необходимый для обучения персонала и адаптации системы к конкретным условиям. Вкладывая средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и создание базы для перехода к новым вычислительным платформам, банки, в первую очередь, стремятся к удешевлению и ускорению своей рутинной работы и победе в конкурентной борьбе.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Нормативно-правовая база

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, Глава 45 «Банковский счет» от 19 апреля 1999 г. // Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: [www.garant.ru];
  2. Положение ЦБР «О безналичных расчетах в Российской Федерации» № 2-П от 03.10.2002 г. (с изм. и доп. от 22.01.2008) // Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: [www.garant.ru];
  3. Положение ЦБР от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». (с изм. И доп. От 23.09.2008 г.) // Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: [www.garant.ru];
  4. Положения Банка России от 5 декабря 2002 г. № 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации". // Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: [www.garant.ru];
  5. Положение ЦБР от 1 апреля 2003 г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическим лицам в РФ» (с изм. от 22.01.2008 г.). // Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: [www.garant.ru];
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изм. от 11 мая 2007 г. № 24). // Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: [www.garant.ru];
  7. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 03.02.1996 г. (с изм. и доп. от 26.04.2007) // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];
  8. Федеральный Закон  «Об информации, информатизации и защите информации» № 149-Ф3 от 27 июля 2006 г. // Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: [www.garant.ru];
  9. Федеральный Закон  «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-Ф3 (с изм. от 01.01.2007 г.) // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];
  10. Федеральный Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (с изм. от 23.11.2009 г.) // Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: [www.garant.ru];
  11. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru].
 

    Учебники  и учебные пособия

  1. Свиридов О. Ю. Банковское дело: 100 экзаменационных ответов. — Ростов н/Д:  Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010;
  2. Балабанов И.Т. Банки и биржевое дело. – М.; – Издательство Питер, 2006;
  3. Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник. М.: Омега-Л, - 2005;
  4. Коробова Г.Г. Банковское дело: учебник М.: ЭКОНОМИСТЪ -2007;
  5. Экслер А. WebMoney. Руководство по платежам в Интернете. СПб: Геликон Плюс, ЭКСпромт, 2003;
  6. Александр Долгу. Энциклопедия WebMoney. 2006. Режим доступа [www.beta.megion.net].
 

    Периодическая литература

  1. Кирьянов М. Дистанционное  банковское обслуживание в России // Банковское дело – 2009. № 8 – с. 45-46;
  2. Тамулионис Й. Сегодня и завтра банковских карт и безналичных платежей // Банковское дело – 2009. № 11;
  3. Сашина В. Особенности российского интернет-банкинга // Банковское обозрение – 2009. № 8;
  4. Сашина В. «Русский Стандарт» продолжает выпуск карт // Банковское обозрение –2009. № 9;
  5. Карашев К. Автоматизированное решение против издержек // Банковское обозрение –2009. № 10;
  6. Юров А.В. Наличные деньги и электронные средства платежа: оценка перспектив // Деньги и кредит – 2007. № 7.
  7. Шамраев А. Электронные платежи и современные банковские EFT-системы // Банковские технологии – 2007. № 5.
 

    Дополнительная  литература

  1. Крис  Скиннер. Будущее банкинга: мировые тенденции и новые технологии в отрасли, 2008г;
  1. Копытин, В.Ю. Модели осуществления расчетов в платежных системах. 2005 г;
  2. Латышева Н.В. Некоторые аспекты развития платежных систем в России и странах зарубежья. 2005 г; 
  3. Быстров Л.В. Пластиковые карты. Издательство: БДЦ-Пресс, 2005г;
  4. Ануриев С.В. Платежные системы и их развитие в России. 2004 г;
  5. В.А. Купчинский, А.С. Улинич. Система управления ресурсами банков. Москва, изд-во ЭКЗАМЕН, 2000 г;
  6. А.А. Тедеев. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение, 2006 г. 

        СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Информация о работе Роль электронных средств платежа в совершенствовании безналичных расчетов в России (на примере российских банков)