Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:54, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение роли электронных средств платежа в совершенствовании безналичных расчетов в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
o определить сущность электронных платежных систем и рассмотреть их принципы и виды;
o выявить взаимосвязь использования платежных систем и законодательства РФ;
o провести анализ электронных платежных систем в российских банках;
o сформировать перечень проблем безопасности систем электронных платежей;
o Рассмотреть перспективы развития электронных услуг в российских банках.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ 5
1.1. ПРИНЦИПЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ 5
1.2. ВИДЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ 6
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ В РОССИИ 12
3. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ 16
4. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИИ 19
5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РОССИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 28
Окончание Таблицы 2
1 | 2 |
7. Федеральный Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (с изм. от 23.11.2009 г.) | Соотнеся
основные положения Закона с электронными
банковскими услугами, отметим следующие
обязанности банка (исполнителя по смыслу
Закона) в качестве организатора системы
электронных банковских услуг:
|
8. Положение ЦБР от 1 апреля 2003 г. N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации"(с последними изменениями и дополнениями 26 августа 2009 г.) | Для целей настоящего
Положения под текущим счетом
физического лица понимается банковский
счет, открываемый физическому лицу
в банке на основании договора банковского
счета, предусматривающего совершение
расчетных операций, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности.
При осуществлении безналичных расчетов по текущим счетам физическими лицами могут применяться установленные законодательством формы безналичных расчетов (расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо) с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением. Для открытия текущего счета физическим лицом представляются следующие документы: - паспорт или
другой документ, в соответствии
с законодательством - "Карточка
с образцами подписей и - иные документы,
предусмотренные Физическое лицо может предоставить другому физическому лицу (далее - доверенное лицо) право распоряжения денежными средствами, находящимися на его текущем счете, на основании доверенности, составленной в соответствии с требованиями законодательства. Доверенность на распоряжение текущим счетом физического лица в присутствии доверителя удостоверяется банком (уполномоченным работником банка) и заверяется оттиском печати банка. Доверенность может быть удостоверена в нотариальном порядке. |
Проведем анализ электронных платежных систем в крупнейших российских банках: ОАО «Балтийский Банк», ОАО «Альфа-Банк», ОАО « ВТБ24», ОАО «Газпромбанк» и выявим их достоинства и недостатки (см. таблицу 3).
Исходя из данной таблицы, мы видим, что услуги, которые предлагают коммерческие банки, очень разнообразны и рассчитаны на различные потребности клиентов. Так, например, система интернет-банкинг от «Альфа-Банк» больше подойдет тем, кто ищет простоты в использовании, а телебанк от «ВТБ 24» – тем, кто по достоинству сможет оценить множество возможностей. Каждый клиент может выбрать услугу по своим потребностям.
В связи с развитием глобальных сетей, услуга клиент-банк «Газпромбанка» проигрывает по функциональным возможностям системе Альфа-Клиент On-line, но, к сожалению, большинство клиентов пока не готовы доверять свою конфиденциальную финансовую информацию сети интернет.
Банк-клиент и интернет-банкинг больше ориентированы на работу с корпоративным клиентом в отличии от пластиковых карт «Балтийского Банка» которые пользуются популярностью у физических лиц.
Наряду
с достоинствами рассмотренных
систем существует большое количество
недостатков и проблем, основная
из которых - безопасность. Данной
проблеме и посвящен четвертый раздел
настоящей работы.
Таблица
3 – Анализ использования электронных
платежных систем в российских банках
Вид электронных платежей | Характеристика |
Возможность |
Достоинства |
Недостатки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ОАО «Балтийский
Банк»
Пластиковые карты |
Карты, которые выпускает Балтийский Банк,
— это карты крупных международных платежных
систем Mastercard и Visa. Банковские карты отличаются
друг от друга условиями их обслуживания
и дополнительными преимуществами для
владельцев. Пластиковые карты международных
платежных систем Mastercard и VISA можно разделить
на 3 основные группы:
|
Пластиковые карты
позволяют:
|
Безопасность:
Если клиент потерял карту, но, при этом, соблюдал все правила пользования и немедленно позвонил в службу поддержки, деньги останутся в полной сохранности. Простота расчетов: С помощью банковской карты можно оплачивать товары и услуги в России и за границей, не пользуясь наличными средствами, и получать деньги через банкоматы. Удобство при поездке за границу: Если Вы едете за рубеж с банковской картой, то Вам нет необходимости декларировать вывозимые средства. При получении наличных или оплате покупок за границей по банковской карте конвертация осуществляется по более выгодному, чем в обменных кассах курсу. С помощью банковской карты можно бронировать гостиницы, арендовать автомобили. |
Одним, из самых
весомых недостатков, есть тот факт, что
в современном мире, хорошо развито мошенничество.
"Квалифицированные" злоумышленники,
уже научились изымать деньги с банкоматов,
используя фальшивые пластиковые карты.
Открытие и годовое обслуживание обойдутся порядка 25 долл. За услугу обналичивания средств на карте взымается процент. |
ОАО
«ВТБ24»
Телебанк |
Телебанк — это система |
|
1) Скорость
проведения операций
2) Возможность
открытия/ пополнения/ закрытия депозитов. |
Небольшие лимиты
операций.
Телебанк - платная система. |
Окончание таблицы 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ОАО
«Альфа-Банк»
Альфа-Клиент On-line |
Это программный комплекс, предоставляющий
корпоративным клиентам Альфа-Банка полный
спектр услуг для дистанционного управление
счетом с использованием сети Интернет.
Вне зависимости от региона своего присутствия пользователи системы имеют равные возможности — система «Альфа-клиент On-line» одинаково доступна во всех часовых поясах РФ.
Система предназначена для |
«Альфа-Клиент On-line» позволяет:
получать документы, подтверждающие проведение операций по счету. |
|
|
ОАО
«Газпромбанк»
Система «Клиент-Банк» |
Система Клиент-Банк
позволяет организовать обмен документами
между Клиентом и банком по безбумажной
технологии и является одним из способов
подготовки и доставки в банк в первую
очередь платежных, а также иных документов
от Клиента.
Технология «Банк-Клиент» позволяет Клиенту проводить операции и получать информацию по своим счетам без поездок в банк. Более того, так как при надлежащем хранении секретных ключей фактически невозможно подделать электронную подпись и декодировать электронный шифр, электронные документы Клиента более защищены от подделок чем бумажные. |
Система «Клиент-Банк» дает
|
1). Высокая
скорость обработки большого количества
платежных документов;
2). Возможность осуществления связи с Банком как по прямому модемному соединению, так и через интернет; Расширенные
настройки для импорта и |
Необходимость установки специализированной программы ДБО BS-Client на локальный компьютер. |
При создании своих электронных систем банкам необходимо уделить как можно больше внимания защите и обеспечению их безопасности. Обычно различается внутренняя и внешняя безопасность. Внутренняя безопасность обязана обеспечивать целостность программ и данных и нормальную работу всей системы. Внешняя должна защищать от любых, угрожающих сбоем в системе, проникновений. В настоящее время существуют 2 подхода к построению защиты банковских систем:
Комплексный подход применяется для защиты крупных систем. Безопасность информационно-вычислительных систем имеет следующие понятия:
Политика безопасности определяет:
2). Анализ риска состоит из нескольких этапов:
Окончательно анализ риска выливается в стратегический план обеспечения безопасности, важным при этом является разбивка информации на категории. Наиболее простой метод категорирования информации следующий:
Для деятельности коммерческого банка такой градации вполне достаточно.
Наиболее распространенными угрозами безопасности являются:
В
зависимости от существующих угроз
различают следующие
Существуют
различные программно-
К классу технических средств относятся: средства физической защиты территорий, сети электропитания; аппаратные и аппаратно-программные средства управления доступом к персональным компьютерам, комбинированные устройства и системы.
К классу программных средств защиты относятся: проверка паролей, программы шифрования (криптографического преобразования), программы цифровой подписи, средства антивирусной защиты, программы восстановления и резервного хранения информации. Руководящие документы в области защиты информации разработаны в России Государственной технической комиссией (ГТК) при Президенте РФ.
Для коммерческих структур эти документы носят рекомендательный характер, а в государственном секторе и при содержании информации, относящейся к государственной тайне, они обязательны к исполнению. Безопасность — один из наиболее важных вопросов интернет-банкинга, который волнует как самих «интернет-банкиров», так и их потенциальных клиентов.