Роль электронных средств платежа в совершенствовании безналичных расчетов в России (на примере российских банков)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение роли электронных средств платежа в совершенствовании безналичных расчетов в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
o определить сущность электронных платежных систем и рассмотреть их принципы и виды;
o выявить взаимосвязь использования платежных систем и законодательства РФ;
o провести анализ электронных платежных систем в российских банках;
o сформировать перечень проблем безопасности систем электронных платежей;
o Рассмотреть перспективы развития электронных услуг в российских банках.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ 5
1.1. ПРИНЦИПЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ 5
1.2. ВИДЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ 6
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ В РОССИИ 12
3. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ 16
4. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИИ 19
5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РОССИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 28

Файлы: 1 файл

на печать.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

      федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального

            образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

            УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  управления производственными и  инновационными программами 
 
 

            Кафедра управления финансами

Дисциплина: Деньги, кредит, банки 
 

КУРСОВАЯ     РАБОТА

на  тему:

«Роль электронных средств  платежа в

совершенствовании безналичных расчетов в России

(на  примере российских  банков)» 
 
 

ВЫПОЛНИЛ:

студентка 3 курса ЭГФ

Группа 734-01

Шифр 9701131994

Добуш В.Ф.

ПРОВЕРИЛ:

к.э.н., доцент кафедры

Федорова  Е.В. 
 

Санкт-Петербург

2010

 

содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы курсовой работы не вызывает сомнения, так как в настоящее время Россия находится в уникальной экономической ситуации, когда быстрое и глобальное реформирование платежной системы совпало по времени со всемирным процессом автоматизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности. Все чаще и чаще в нашей жизни мы сталкиваемся с электронными расчетами, и все чаще и чаще современные инструменты денежного обращения начинают вытеснять на некоторых рынках своих предшественников - наличные и безналичные деньги. Причины этого процесса достаточно очевидны, так как те средства денежного обращения, которые мы имеем сейчас, отнюдь не являются идеальными и поэтому идет их непрерывное  совершенствование. В какой-то момент накопленные усовершенствования приводят к смене инструментов. К тому же за последние 5-6 лет  в нашу жизнь со стремительной скоростью ворвался Internet вместе со своими принципами общения, бизнеса и, что естественно, своими, принципиально новыми инструментами электронных расчетов.

     При современном уровне развития науки и техники, информатизации различных областей жизни в современном обществе, появилось множество новых технических возможностей проведения денежных расчетов и взаимозачетов без использования денег так таковых. Коммерческие банки в современных условиях, просто обязаны идти в ногу со временем, и предоставлять  клиентам усовершенствованные банковские услуги, связанные с применением  электронных систем расчетов.

     В России, как известно, электронные  платежи стартовали позже, чем на Западе. Ни для кого не секрет, что в нашей стране банковские карточки массово используются в основном для зарплатных проектов. Количество эмитированных карточек и электронных устройств их обслуживания, особенно в торгово-сервисных предприятиях, у нас несопоставимо мало по сравнению с другими развитыми странами.

     Несмотря  на это, темпы роста российского  рынка электронных платежей впечатляют. По мнению А. Грибова, генерального директора компании «Кибер-Плат», в последние годы спрос на услуги электронных платежных систем растет взрывообразно. Среди особенностей нашей страны можно отметить экономику с преобладанием наличных расчетов в потребительском секторе и невысокую банковскую культуру населения. Именно эти факторы определяют основной упор в развитии рынка электронной коммерции на системы приема наличных платежей от физических лиц — в ущерб, например, интернет-эквайрингу, прямому дебетованию счета и другим безналичным системам платежей.

     Однако и на рынке безналичных электронных платежей ситуация меняется очень быстро. В 2007 г. количество обращений банков в компанию «Диасофт» по вопросам автоматизации удаленного доступа населения к банковским услугам возросло не менее чем на порядок. Интересно, что все больший интерес начинают вызывать не только традиционные платежи (погашение кредитов и пр.), но и такие «экзотические» электронные услуги, как операции на фондовых рынках, с ценными бумагами и т. п. [24, с 32].

     Целью данной работы является рассмотрение роли электронных средств платежа в совершенствовании безналичных расчетов в России.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • определить сущность электронных платежных систем и рассмотреть их принципы и виды;
    • выявить взаимосвязь использования платежных систем и законодательства РФ;
    • провести анализ электронных платежных систем в российских банках;
    • сформировать перечень проблем безопасности систем электронных платежей;
    • Рассмотреть перспективы развития электронных услуг в российских банках.

     Объектом  данной работы являются современные российские банки: ОАО «Балтийский Банк», ОАО «Альфа-Банк», ОАО « ВТБ24», ОАО «Газпромбанк».

     Предмет курсовой работы - современные электронные платежные системы.

     В качестве информационной базы для написания курсовой работы автор использовал:

    • нормативно-правовую базу, регулирующую использование электронных платежных систем;
    • учебники и учебные пособия по заданной тематике;
    • актуальную периодическую литературу.
    •  
    1. СУЩНОСТЬ электронныХ платежныХ систем

   В условиях роста платежного оборота  и вызванного им увеличения трудовых и временных затрат остро встала проблема создания принципиально нового механизма денежных расчетов, обеспечивающего ускорение оборачиваемости денежных средств и снижение издержек обращения. В мировой банковской практике это решается, прежде всего, с помощью бездокументарных технологий за счет автоматизации денежных расчетов, широкой компьютеризации банковской и предпринимательской деятельности.

     Этот  процесс осуществляется на двух уровнях. На первом уровне вводятся сложные внутрибанковские и межбанковские системы расчетов на базе электронных технических средств, обслуживающие исключительно банковский бизнес. На втором уровне внедряются системы автоматизированного обслуживания клиентов — как юридических, так и физических лиц.

     В основе электронных платежных систем лежит принцип обмена информацией между банком и клиентом с обеспечением должного уровня безопасности и конфиденциальности. Клиентам предоставляется возможность получать информацию о состоянии своих счетов и управлять ими, не прибегая к специальным банковским терминалам, а используя имеющиеся у них под рукой средства телекоммуникации: телефон, компьютер с модемом, телефакс, пейджер и т.д. В наш век бурного развития информационных технологий, глобализации рынков и повышенной тяги потребителей к комфорту предоставление банком своим клиентам таких услуг становится непременным условием сохранения конкурентоспособности банка.

     

  • 1.1. принципы электронных платежных систем
  •      Электронные платежи, как и любые другие, предусматривают наличие плательщика и получателя платежа. Задачей платежей, как известно, является перемещение денежной суммы от плательщика к получателю. В электронных системах такой перевод сопровождается протоколом электронного платежа. Этот процесс также требует наличия некоторого финансового института, соотносящего данные, которыми стороны обмениваются в платежном протоколе, с реальным перемещением денежных средств. Таким финансовым институтом может служить банк, работающий с реальными денежными средствами. Обычно банки исполняют в платежных протоколах две роли: эмитента (взаимодействующего с плательщиком) и эквайрера (взаимодействующего с получателем платежа). Кроме того, платежной системе необходим арбитр для разрешения возникающих споров.

         К системе электронных платежей предъявляются  следующие требования:

      • Конфиденциальность.

         Конфиденциальность  транзакций проявляется в том, что  номер счета или номер банковской карты, сообщаемый продавцу, является секретным и должен быть известен только тому, кто имеет на это законное право, например банку-эмитенту банковской карты.

      • Целостность информации.

         Информация  о сделке должна быть сохранена в  целостности, т.е. никому не должны быть известны купленный товар и сумма  покупки.

      • Аутентификация.

         Означает  удостоверение в том, что другая сторона, участвующая в платежах, на самом деле является той, за кого себя выдает. Это означает, что при расчете не наличными деньгами, а, например, банковской картой, продавец просит покупателя предъявить удостоверение личности с фотографией или же сравнивает подпись покупателя с уже имеющимся образцом.

      • Авторизация.

         Это проверка счета покупателя в банке. Авторизация позволяет продавцу определить, есть ли у покупателя необходимая сумма денег для оплаты стоимости покупки.

      • Защищенность операций по платежам.

         Означает  создание преграды на пути проникновения  воров (хакеров) в сеть Интернет и способы сохранения конфиденциальности и целостности информации.

      1. Виды электронных платежных систем

         Банковские  электронные услуги весьма разнообразны, однако основным критерием их оказания является технология электронного обслуживания клиента. В соответствии с этим банковские электронные услуги можно разделить на следующие основные виды, каждый из которых представляет собой целый комплекс конкретных услуг:

    1. Услуги, оказываемые с помощью банковских (финансовых) карт;
    2. Услуги дистанционного управления клиентами своими банковскими счетами.
      1. Банк-клиент;
      2. Телебанк;
      3. Интернет-банкинг.

         1). Основой электронного банковского обслуживания являются операции с банковскими картами. Банковская пластиковая карта - это одна из разновидностей финансовых карт, которая является персонифицированным платежным средством, предназначенным для оплаты товаров, услуг, а в некоторых случаях и для совершения иных денежных операций, таких, как получение кредита, получение наличных денег в банках и их филиалах и через банковские автоматы (банкоматы). Фактически они представляют собой заменители денежных знаков одновременно во всех их функциях, а также инструмент получения наличных денег со счета в банке; являются одним из прогрессивных средств организации безналичных платежей.

         Качество  изготовления карты должно отвечать требованиям Международной организации по стандартизации ISO, которые определяют стандартные размеры карточек: длина — 85,6 мм, ширина — 53,9 мм, толщина — 0,76 мм.

         Банковские пластиковые карты различаются по их назначению и техническим характеристикам (см. таблицу 1).

      С каждым годом количество операций с использованием пластиковых карт увеличивается. По данным Банка России, на начало 2007 г. на территории Российской Федерации действовало 1189 кредитных организаций, из них 723 организации (более 60%) осуществляли эмиссию и/или эквайринг платежных карт. Всего на 1 января 2007 г. было выпущено 74,8 млн. банковских карт, из них более 90% – дебетовые. Отдельно следует выделить тот факт, что подавляющая часть всех платежных карт в России (около 90%) выпускается в рамках «зарплатных» проектов. Но в 2009 году российские банки выпустили минимальный объем пластиковых карт за восемь лет - всего 4,7 миллиона штук. Это втрое меньше, чем в 2008 году. Резкое сокращение выпуска пластиковых карт эксперты, объяснили сокращением числа карт, выпускаемых специализирующимися на потребительском кредитовании банками. Россияне пользуются картами все чаще, однако в основном снимают наличные в банкоматах [23, с 41].

     

    Таблица 1-Виды пластиковых карт 

    ПО  НАЗНАЧЕНИЮ      ПО  ТЕХНИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ
    кредитные дебетовые магнитные микропроцессорные
         Кредитные карты дают возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и при получении кассовых ссуд.  Владельцу кредитной карточки открывается специальный карточный счет и  устанавливается лимит кредитования по ссудному счету на весь срок действия карты и разовый лимит на сумму одной покупки, в пределах разового лимита оплата покупки может производиться без авторизации;      Дебетовые карты предназначены для получения наличных в банковских автоматах или для оплаты товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета карты в банке. Дебетовые карты не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счете.      Магнитные карты с обратной стороны имеют магнитную полосу, которая способна хранить 100 байт информации. Перед выдачей такой карты владельцу на ее поверхности делается тиснение идентификационных характеристик: Ф. И. О. клиента, номер его банковского счета, срок годности карты, т. е. даты открытия и окончания срока действия карты. Магнитная полоса имеет 3 дорожки. В финансовой сфере используется в основном вторая полоса, информации о финансовом состоянии счета клиента на полосе нет.

         Существенными недостатками магнитных карточек являются:

    • невозможность оперативного обновления информации;
    • магнитная полоса часто выходит из строя.
         Микропроцессорные карты — это карты со встроенной кремниевой микросхемой, их еще называют чиповыми картами. Объем памяти таких карт в среднем не превышает 256 байт. Вместо магнитной полосы в них встроен микропроцессор, содержащий оперативную (для использования в процессе обработки) и постоянную (для хранения неизменяемых данных) память, а также внесена система безопасности данных. Встроенная микросхема обладает свойствами небольшого компьютера, который может само-программироваться и управлять всеми процессами взаимодействия с памятью и различными внешними устройствами. В память заложена информация о владельце карты, о его банковском счете, сведения о проведении со счетом клиента до 200 последних операций с использованием данной карты. Лимит кредитования заранее запрограммирован в процессоре карты, и при его использовании при перерасчете расходуемая сумма вычитается. Если накопления израсходованы, клиент вносит в банк необходимую сумму, и лимит восстанавливается на первоначальном уровне.

    Информация о работе Роль электронных средств платежа в совершенствовании безналичных расчетов в России (на примере российских банков)