Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:54, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение роли электронных средств платежа в совершенствовании безналичных расчетов в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
o определить сущность электронных платежных систем и рассмотреть их принципы и виды;
o выявить взаимосвязь использования платежных систем и законодательства РФ;
o провести анализ электронных платежных систем в российских банках;
o сформировать перечень проблем безопасности систем электронных платежей;
o Рассмотреть перспективы развития электронных услуг в российских банках.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ 5
1.1. ПРИНЦИПЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ 5
1.2. ВИДЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ 6
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ В РОССИИ 12
3. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ 16
4. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИИ 19
5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РОССИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 28
2). Самостоятельная форма оказания банковских услуг - предоставление клиентам (физическим и юридическим лицам) возможности вести многие банковские операции с использованием современной электронной техники с удаленного рабочего места.
Подобные системы (обычно их именуют системами «банк - клиент») позволяют клиенту, используя персональный компьютер, подключаться по телекоммуникационным линиям связи к банковскому компьютеру и проводить нужные ему операции хоть 7 дней в неделю круглосуточно. Перед началом каждой операции владелец счета использует свой секретный ключ, без знания которого подключиться к системе невозможно.
Система «банк — клиент» в классическом варианте позволяет клиенту:
Система Телебанк как электронная услуга для физических лиц
Для физических лиц банки также предлагают новый электронный продукт — систему Телебанк — это система удаленного банковского обслуживания. Клиент банка может управлять своими банковскими счетами в режиме реального времени круглосуточно, независимо от своего местонахождения, через интернет, телефон или WAP.
Используя систему Телебанк, клиенты могут в режиме online покупать и продавать валюту, совершать переводы в рублях и валюте, размещать депозиты, пополнять пластиковые карты, оплачивать коммунальные услуги, сотовую связь, доступ в интернет, междугородные и международные переговоры и многое другое. Система позволяет узнавать остатки и получать выписки по счетам, в том числе по счетам пластиковых карт, за любой период.
Можно существенно сэкономить время, поручив своему банку проведение регулярных платежей, например, за коммунальные услуги, по определенному графику — система Телебанк будет выполнять их автоматически. По желанию возможно проведение операции в режиме «отложенного платежа», когда система Телебанк выполняет поручение по мере поступления средств на счет клиента в системе. При проведении платежей через систему Телебанк экономится не только время, но и деньги. Поскольку при оплате товаров и услуг через такую систему, не взимается налог с продаж, экономия составит 5% от суммы платежа.
Первичное оформление клиента может быть выполнено либо оператором телеобслуживания по телефону, либо самим клиентом на сайте. На первом этапе обязательно должны быть введены фамилия, имя и дата рождения. В противном случае, данные будут удалены, и оформление необходимо будет производить заново. При первичной регистрации на сайте клиенту присваивается УНК (уникальный номер клиента) и временный пароль. С помощью временного пароля клиент может создать запрос на сертификат для будущей работы с интернет-каналом. Зарегистрироваться в системе Телебанк можно также и по телефону через Оператора телеобслуживания. Окончательная регистрация клиента происходит после подписания клиентом пакета документов, куда входят: заявление-договор на расчетно-кассовое и дистанционное банковское обслуживание (анкета) и заявление на регистрацию сертификата. При подписании документов клиент выбирает каналы доступа, которые он будет использовать при работе со счетом [12, с 233].
Обслуживание клиентов банка на дому с использованием возможностей всемирной компьютерной сети интернет уже получило свое устоявшееся название "Интернет-банкинг".
Интернет-банкинг — это общее название технологий электронного банковского обслуживания, при которых доступ к счетам и операциям (по ним) предоставляется в любое время и с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет. Для выполнения операций используется браузер, то есть отсутствует необходимость установки клиентской части программного обеспечения системы.
Как правило, услуги Интернет-банкинга включают:
В данном разделе рассмотрены различные системы электронных платежей в коммерческих банках. На основании этого, мы видим, что благодаря стремительному развитию информационных технологий банки могут предлагать разнообразные виды услуг, которые позволяют привлекать новых клиентов, а также повышать уровень их обслуживания.
На сегодняшний день общее
состояние рыночной ниши
Наибольшее развитие в российских банках получили пластиковые карты. Например банк «Русский Стандарт» выпустил более 25 млн. кредитных карт, из которых несколько сотен тысяч эмитировано в 2009 году [ 22, с. 93 ].
Также с развитием Интернета все более популярным становится услуга интернет-банкинга, которая в скором будущем, возможно, заменит систему банк-клиент.
Деятельность электронных платежных систем регулируется законодательством, о котором мы расскажем в следующей главе.
Банки особенно восприимчивы к правовым рискам, когда они приступают к проведению новых операций, при этом юридические права партнера по операциям, как правило, не вполне определены. Эта характеристика в полной мере применима к электронным банковским услугам. В связи с недостаточной готовностью отечественного законодательства к отражению "электронной" специфики основной "центр тяжести" в регулировании электронных банковских услуг пока смещен в сторону договорных условий, что не позволяет решить вопрос об однозначном определении прав и обязанностей банков и их клиентов.
Характеристика нормативно-правовой базы в области регулирования систем электронного платежа представлена в таблице 2.
Из данной главы мы видим, что основные проблемы правового регулирования ЭПС связаны с отсутствием специальных правил. Их функционирование подчиняется в основном общим положениям законодательства, в частности о договорах и о документах в электронной форме. Как следствие, отсутствуют единые подходы к определению ключевых понятий и правовой природы используемых инструментов. Определить реальное юридическое содержание многих понятий можно только через их разграничение со смежными понятиями и исходя из реально складывающихся прав и обязанностей сторон.
В
следующей главе мы рассмотрим электронные
платежные системы на примере конкретных
российских банков.
Таблица
2 – Нормативно-правовая база регулирования
систем электронного платежа в России
НАЗВАНИЕ ДОКУМЕНТА | КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
1 | 2 |
1. Федеральный
закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (с последними изменениями и дополнениями от 27 декабря 2009 г.) |
Закон дает понятие
кредитной организации, как субъекта
банковской деятельности, отличительные
признаки кредитной организации, виды
деятельности, которые может осуществлять
кредитная организация, а также
понятие банковской операции. К банковским
операциям, которые согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ
«О банках и банковской деятельности»
могут совершать кредитные организации
и которые связаны с осуществлением расчетов,
относятся:
— привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (пп. 1); — открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (пп. 3); — осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в т.ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам (пп. 4); — кассовое обслуживание физических и юридических лиц (пп. 5); — осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (пп. 9) [7]. |
2. Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» № 149-Ф3 от 27 июля 2006 г. | Говоря
о совершении банковских сделок, имеют
в виду как стадию заключения договора,
так и его исполнение. При этом
на электронный способ совершения сделок
указывается для того чтобы подчеркнуть
специфическую среду (образуемую совокупностью
закрытых и открытых компьютерных сетей),
обладающую рядом присущих только ей признаков,
обусловленных применением информационных
технологий. В настоящее время законодательство
затрагивает только использование электронной
цифровой подписи (ст. 160 ГК РФ и ст. 5 ФЗ
"Об информации, информатизации и защите
информации"), в том числе в электронных
средствах платежа (ст. 847 ГК РФ) [9]. Кроме
того установлены общие требования к защите
информации, в том числе распределение
рисков, связанных с использованием несертифицированных
информационных систем (ст. 22).
Если для совершения финансовых операций используются услуги Интернет и сервис-провайдеров, то следует учитывать требования Федерального Закона "О связи", регулирующего их деятельность в части сохранения тайны связи и оснований ответственности [8]. |
3. Положение
ЦБР от 24 декабря 2004 г. N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (с последними изменениями и дополнениями 23 сентября 2008 г.) |
Настоящее Положение
распространяется на кредитные организации,
за исключением небанковских кредитных
организаций, осуществляющих депозитные
и кредитные операции.
Кредитная организация вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов: расчетных карт, кредитных карт и предоплаченных карт. Организация - эмитент обязана определить максимальную сумму, в пределах которой она принимает на себя обязательства по одной предоплаченной карте (далее - лимит предоплаченной карты). Кредитной организации - эмитенту рекомендуется установить предельную величину лимита предоплаченной карты в сумме 5000 рублей или в эквивалентной сумме в иностранной валюте, рассчитываемой по устанавливаемому Банком России официальному курсу этой иностранной валюты по отношению к рублю, действующему на дату эмиссии предоплаченной карты. Клиент - физическое лицо осуществляет с использованием банковской карты следующие операции:
иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации. |
Продолжение Таблицы 2
1 | 2 |
4. Положения Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" | Эти
правила допускают составление первичных
и сводных учетных документов и ведение
регистров бухгалтерского учета на машинных
носителях, и Правила ведения бухгалтерского
учета в кредитных организациях, расположенных
на территории РФ [5], которые регулируют
вопросы электронных банковских услуг
более подробно, затрагивая вопросы:
|
5. Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (с изменениями и дополнениями от 28 ноября 2009 г.) вступил в силу 01 января 2010г. | Введено понятие
банковского агента его функций.
Таким образом, платежный агент,
работающий по договору с банками, и осуществляющий
прием от физических лиц через терминалы
и банкоматы следующих видов платежей:
Банковским платежным агентам запрещено передоверять прием платежей другим лицам. Закон 121-ФЗ устанавливает и другие требования к процессу осуществления платежей банковскими агентами. Правовой основой для приема платежей является договор с поставщиком товаров, работ или услуг, который заключается оператором. Такой договор, согласно ч.4 ст. 4 Закона № 103-ФЗ, должен предусматривать какие-либо обеспечительные меры (неустойка, поручительство, банковская гарантия, залог, страхование риска). Надо отметить, что требования к владельцам терминалов в связи с принятием нового Закона 103-ФЗ, ужесточились. В Законе 103-ФЗ четко оговаривается, что оператор по приему платежей не вправе осуществлять прием платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, без участия своего уполномоченного лица, а также использовать при приеме таких платежей платежные терминалы. На субагентов это требование не распространяется, так как субагенты не смогут принимать от населения крупные платежи, требующие идентификации плательщиков. |
6. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"(с последними изменениями и доп. 17 июля 2009 г.) | Противодействие
включает в себя как пресечение подготавливаемых
и совершаемых деяний по легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма, так
и адекватные меры реагирования на уже
совершенные действия по легализации
доходов, полученных преступным путем.
Платежи на территории Российской Федерации могут осуществляться путем наличных и безналичных расчетов. Поэтому полученные преступным путем доходы в виде денежных средств могут быть получены как в наличной, так и в безналичной форме. По общему правилу организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) комментируемого Закона. |