Роль электронных средств платежа в совершенствовании безналичных расчетов в России (на примере российских банков)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение роли электронных средств платежа в совершенствовании безналичных расчетов в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
o определить сущность электронных платежных систем и рассмотреть их принципы и виды;
o выявить взаимосвязь использования платежных систем и законодательства РФ;
o провести анализ электронных платежных систем в российских банках;
o сформировать перечень проблем безопасности систем электронных платежей;
o Рассмотреть перспективы развития электронных услуг в российских банках.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ 5
1.1. ПРИНЦИПЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ 5
1.2. ВИДЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ 6
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ В РОССИИ 12
3. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ 16
4. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИИ 19
5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РОССИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 28

Файлы: 1 файл

на печать.doc

— 237.00 Кб (Скачать)
 

 

     

     2). Самостоятельная форма оказания банковских услуг - предоставление клиентам (физическим и юридическим лицам) возможности вести многие банковские операции с использованием современной электронной техники с удаленного рабочего места.

     Подобные  системы (обычно их именуют системами «банк - клиент») позволяют клиенту, используя персональный компьютер, подключаться по телекоммуникационным линиям связи к банковскому компьютеру и проводить нужные ему операции хоть 7 дней в неделю круглосуточно. Перед началом каждой операции владелец счета использует свой секретный ключ, без знания которого подключиться к системе невозможно.

     Система «банк — клиент» в классическом варианте позволяет клиенту:

    • получать справочную информацию (перечень выполняемых банком операций, курсы валют и т.д.);
    • получать сведения о состоянии своего счета в форме соответствующих выписок;
    • передавать в банк платежные поручения;
    • получать электронные копии платежных документов о зачислении средств в пользу клиента;
    • обмениваться с банком электронными текстовыми сообщениями и финансовой информацией;
    • зачислять средства на счет (если это допускается) и перечислять средства со счета (оплата товаров и услуг, выполнение налоговых и иных обязательных платежей);
    • перечислять деньги с одного счета на другой счет;
    • заказать чековую книжку и отчет о движении средств на счете за определенный период времени;
    • покупать и продавать ценные бумаги и др.

     Система Телебанк как электронная  услуга для физических лиц 

   Для физических лиц банки также предлагают новый электронный продукт — систему Телебанк — это система удаленного банковского обслуживания. Клиент банка может управлять своими банковскими счетами в режиме реального времени круглосуточно, независимо от своего местонахождения, через интернет, телефон или WAP.

   Используя систему Телебанк, клиенты могут  в режиме online покупать и продавать валюту, совершать переводы в рублях и валюте, размещать депозиты, пополнять пластиковые карты, оплачивать коммунальные услуги, сотовую связь, доступ в интернет, междугородные и международные переговоры и многое другое. Система позволяет узнавать остатки и получать выписки по счетам, в том числе по счетам пластиковых карт, за любой период.

     Можно существенно сэкономить  время, поручив своему банку  проведение регулярных платежей, например, за коммунальные услуги, по определенному графику — система Телебанк будет выполнять их автоматически. По желанию возможно проведение операции в режиме «отложенного платежа», когда система Телебанк выполняет поручение по мере поступления средств на счет клиента в системе. При проведении платежей через систему Телебанк экономится не только время, но и деньги. Поскольку при оплате товаров и услуг через такую систему, не взимается налог с продаж, экономия составит 5% от суммы платежа.

     Первичное оформление клиента может быть выполнено  либо оператором телеобслуживания по телефону, либо самим клиентом на сайте. На первом этапе обязательно должны быть введены фамилия, имя и дата рождения. В противном случае, данные будут удалены, и оформление необходимо будет производить заново. При первичной регистрации на сайте клиенту присваивается УНК (уникальный номер клиента) и временный пароль. С помощью временного пароля клиент может создать запрос на сертификат для будущей работы с интернет-каналом. Зарегистрироваться в системе Телебанк можно также и по телефону через Оператора телеобслуживания. Окончательная регистрация клиента происходит после подписания клиентом пакета документов, куда входят: заявление-договор на расчетно-кассовое и дистанционное банковское обслуживание (анкета) и заявление на регистрацию сертификата. При подписании документов клиент выбирает каналы доступа, которые он будет использовать при работе со счетом [12, с 233].

     Обслуживание  клиентов банка на дому с использованием возможностей всемирной компьютерной сети интернет  уже получило свое устоявшееся название "Интернет-банкинг".

     Интернет-банкинг — это общее название технологий электронного банковского обслуживания, при которых доступ к счетам и операциям (по ним) предоставляется в любое время и с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет. Для выполнения операций используется браузер, то есть отсутствует необходимость установки клиентской части программного обеспечения системы.

     Как правило, услуги Интернет-банкинга включают:

    • выписки по счетам;
    • предоставление информация по банковским продуктам (депозиты, кредиты, ПИФ и т. д.);
    • заявки на открытие депозитов, получение кредитов, банковских карт и т. д.;
    • внутренние переводы на счета банка;
    • переводы на счета в других банках;
    • конвертация средств.

     В данном разделе рассмотрены различные системы электронных платежей в коммерческих банках. На основании этого, мы видим, что благодаря стремительному развитию информационных технологий банки могут предлагать разнообразные виды услуг, которые позволяют привлекать новых клиентов, а также повышать уровень их обслуживания.

       На сегодняшний день общее  состояние рыночной ниши платежных  систем в России пока находится  на стадии развития. Соответственно, объем участников и количества  проводимых операций ничтожно  мал. Тем не менее, наблюдая определенный прогресс, можно ожидать, что уже скоро в России повысится уровень использования Интернета, применяемого в целях ведения электронной коммерции, одновременно с числом финансовых институтов и качеством их услуг.

     Наибольшее  развитие в российских банках получили пластиковые карты. Например банк «Русский Стандарт» выпустил более 25 млн. кредитных карт, из которых несколько сотен тысяч эмитировано в 2009 году [ 22, с. 93 ].

     Также с развитием  Интернета все  более популярным становится услуга интернет-банкинга, которая в скором будущем, возможно, заменит систему банк-клиент.

     Деятельность  электронных платежных систем регулируется законодательством, о котором мы расскажем в следующей главе.

 

    1. Правовое регулирование  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ В РОССИИ
 

     Банки особенно восприимчивы к правовым рискам, когда они приступают к проведению новых операций, при этом юридические права партнера по операциям, как правило, не вполне определены. Эта характеристика в полной мере применима к электронным банковским услугам. В связи с недостаточной готовностью отечественного законодательства к отражению "электронной" специфики основной "центр тяжести" в регулировании электронных банковских услуг пока смещен в сторону договорных условий, что не позволяет решить вопрос об однозначном определении прав и обязанностей банков и их клиентов.

     Характеристика  нормативно-правовой базы в области  регулирования систем электронного платежа представлена в таблице 2.

     Из  данной главы мы видим, что основные проблемы правового регулирования ЭПС связаны с отсутствием специальных правил. Их функционирование подчиняется в основном общим положениям законодательства, в частности о договорах и о документах в электронной форме. Как следствие, отсутствуют единые подходы к определению ключевых понятий и правовой природы используемых инструментов. Определить реальное юридическое содержание многих понятий можно только через их разграничение со смежными понятиями и исходя из реально складывающихся прав и обязанностей сторон.

     В следующей главе мы рассмотрим электронные платежные системы на примере конкретных российских банков.   

     Таблица 2 – Нормативно-правовая база регулирования  систем электронного платежа в России 

НАЗВАНИЕ  ДОКУМЕНТА КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1 2
1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I  
"О банках и банковской деятельности" (с последними изменениями и дополнениями от 27 декабря 2009 г.)
Закон дает понятие  кредитной организации, как субъекта банковской деятельности, отличительные  признаки кредитной организации, виды деятельности, которые может осуществлять кредитная организация,  а также  понятие банковской операции. К банковским операциям, которые согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» могут совершать кредитные организации и которые связаны с осуществлением расчетов, относятся:

— привлечение  денежных средств юридических и  физических лиц во вклады (пп. 1);

— открытие и  ведение банковских счетов физических и юридических лиц (пп. 3);

— осуществление  расчетов по поручению физических и  юридических лиц, в т.ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам (пп. 4);

— кассовое обслуживание физических и юридических лиц (пп. 5);

— осуществление  переводов денежных средств по поручению  физических лиц без открытия банковских счетов (пп. 9) [7].

2. Федеральный Закон  «Об информации, информатизации и защите информации» № 149-Ф3 от 27 июля 2006 г.      Говоря  о совершении банковских сделок, имеют  в виду как стадию заключения договора, так и его исполнение. При этом на электронный способ совершения сделок указывается для того чтобы подчеркнуть специфическую среду (образуемую совокупностью закрытых и открытых компьютерных сетей), обладающую рядом присущих только ей признаков, обусловленных применением информационных технологий. В настоящее время законодательство затрагивает только использование электронной цифровой подписи (ст. 160 ГК РФ и ст. 5 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"), в том числе в электронных средствах платежа (ст. 847 ГК РФ) [9]. Кроме того установлены общие требования к защите информации, в том числе распределение рисков, связанных с использованием несертифицированных информационных систем (ст. 22).

Если для совершения финансовых операций используются услуги Интернет и сервис-провайдеров, то следует  учитывать требования Федерального Закона  "О связи", регулирующего их деятельность в части сохранения тайны связи и оснований ответственности [8].

3. Положение ЦБР от 24 декабря 2004 г. N 266-П 
"Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (с последними изменениями и дополнениями 23 сентября 2008 г.)
Настоящее Положение  распространяется на кредитные организации, за исключением небанковских кредитных  организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции.

Кредитная организация вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов: расчетных карт, кредитных карт и предоплаченных карт. Организация - эмитент обязана определить максимальную сумму, в пределах которой она принимает на себя обязательства по одной предоплаченной карте (далее - лимит предоплаченной карты). Кредитной организации - эмитенту рекомендуется установить предельную величину лимита предоплаченной карты в сумме 5000 рублей или в эквивалентной сумме в иностранной валюте, рассчитываемой по устанавливаемому Банком России официальному курсу этой иностранной валюты по отношению к рублю, действующему на дату эмиссии предоплаченной карты.

Клиент - физическое лицо осуществляет с использованием банковской карты следующие операции:

  • получение наличных денежных средств в валюте Российской Федерации или иностранной валюте на территории Российской Федерации;
  • получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации;
  • оплату товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также в иностранной валюте - за пределами территории Российской Федерации;
  • иные операции в валюте Российской Федерации, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлен запрет (ограничение) на их совершение;

     иные  операции в иностранной валюте с  соблюдением требований валютного  законодательства Российской Федерации.

     
 

Продолжение Таблицы 2

1 2
4. Положения Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"      Эти правила допускают составление первичных и сводных учетных документов и ведение регистров бухгалтерского учета на машинных носителях, и Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ [5], которые регулируют вопросы электронных банковских услуг более подробно, затрагивая вопросы:
  • представления поручений клиентов на перечисление средств с их счетов в кредитные организации в виде электронных платежных документов с использованием аналогов собственноручной подписи (подпункт 1.5.11 и пункт 1.7. Раздела 1 Части III) с установлением требований к его содержанию (подпункт 1.9.7. Раздела 1 Части III);
  • использования электронных средств при осуществлении расчетных операций через другие кредитные организации (их филиалы) на основании договора о корреспондентских отношениях (пункт 1.6. Раздела 1 Части III), в котором, среди прочего, определяются порядок направления документов и используемые технические средства и способы удостоверения права распоряжения денежными средствами;
  • ведения книги регистрации лицевых счетов в электронном виде при условии предусмотрения этого учетной политикой кредитной организации, подписания книги регистрации лицевых счетов аналогами собственноручной подписи главного бухгалтера или его заместителя, а также обеспечения мер защиты информации от несанкционированного доступа (пункт 2.1. Раздела 2 Части III);
  • обеспечения внутрибанковского контроля программным путем, а также применением кодов, паролей и иных средств (пункт 3.2 Раздела 3 Части III).
5. Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (с изменениями и дополнениями от 28 ноября 2009 г.) вступил в силу 01 января 2010г. Введено понятие  банковского агента  его функций. Таким образом, платежный агент, работающий по договору с банками, и осуществляющий прием от физических лиц через терминалы и банкоматы следующих видов платежей:
  • платежи, направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении (например, оплата штрафов за нарушение ПДД);
  • платежи, направленные на исполнение денежных обязательств физических лиц по оплате товаров (работ, услуг);
  • зачисления на банковский счет физических лиц и другие операции, которые можно осуществлять как наличными средствами, так и с помощью платежных карт.

Банковским платежным  агентам запрещено передоверять прием платежей другим лицам. Закон 121-ФЗ устанавливает и другие требования к процессу осуществления платежей банковскими агентами.

Правовой основой  для приема платежей является договор с поставщиком товаров, работ или услуг, который заключается оператором. Такой договор, согласно ч.4 ст. 4 Закона № 103-ФЗ, должен предусматривать какие-либо обеспечительные меры (неустойка, поручительство, банковская гарантия, залог, страхование риска). Надо отметить, что требования к владельцам терминалов в связи с принятием нового Закона 103-ФЗ, ужесточились. В Законе 103-ФЗ четко оговаривается, что оператор по приему платежей не вправе осуществлять прием платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, без участия своего уполномоченного

лица, а также  использовать при приеме таких платежей платежные терминалы. На субагентов это требование не распространяется, так как субагенты не смогут принимать от населения крупные платежи, требующие идентификации плательщиков.

6. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"(с последними изменениями и доп. 17 июля 2009 г.) Противодействие включает в себя как пресечение подготавливаемых и совершаемых деяний по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, так и адекватные меры реагирования на уже совершенные действия по легализации доходов, полученных преступным путем.

Платежи на территории Российской Федерации могут осуществляться путем наличных и безналичных расчетов. Поэтому полученные преступным путем доходы в виде денежных средств могут быть получены как в наличной, так и в безналичной форме. По общему правилу организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

Банк России может отозвать у кредитной организации  лицензию на осуществление банковских операций в случаях неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) комментируемого Закона.

Информация о работе Роль электронных средств платежа в совершенствовании безналичных расчетов в России (на примере российских банков)