Реинжиниринг коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:57, реферат

Краткое описание

С помощью структурируются и формализуются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений, то есть осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение целей, которые ставит перед собой та или иная организация. Таким образом, очевидно, что от правильного выбора организационной структуры, от ее успешного соединения с функционированием всей организации и способности обновляться зависит жизнь организации.

Оглавление

Организационная структура российских банков 3
Оптимизация документооборота в банке 12
Понятие реинжиниринга коммерческого банка 17
Специфика современных проблем управления 23
Современные стандарты управления 28
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

    Все эти реальные позитивные результаты вполне оправдывают затраты на оптимизацию  внутрибанковского документооборота. 
 

    
  1. Понятие реинжиниринга коммерческого  банка

Реинжиниринг  – новое понятие в современном  бизнес-лексиконе. Об этом свидетельствует тот факт, что термин «реинжиниринг» впервые встречается лишь в тех информационно-справочных изданиях, которые изданы за рубежом после 1995 г., а в России – после 1998 г. При этом, этот термин определяется по-разному.

Реинжиниринг  банка – коренное переосмысление и перепроектирование внутренней технологии банковской деятельности на основе включения человеческого фактора в сочетании с современными техническими средствами, предполагающее уклон в сторону роста вложений в человеческий капитал с целью достижения существенных улучшений качества и оперативности обслуживания, снижения издержек и увеличения прибыльности банковского бизнеса.

    В современной экономической ситуации необходимо превращение банков в  мощный инструмент трансформации свободных  денежных средств в капитал, что вызывает потребность в коренном переосмыслении и перепроектировании внутренней технологии банковской деятельности с целью достижения успехов в конкурентной борьбе и ускорения движения ссуженных средств. Собственные инвестиции банков в совершенствование технологий требуют использование реинжиниринга, уточнения не только целей, но инструментов и способов его осуществления.

    Современные банки имеют мощную техническую  базу на основе цифровых технологий и  современных средств связи, однако вложения в человеческий капитал не адекватны как задачам его эффективного использования, так и достижению целей в конкурентной борьбе банков. Инвестиции в человеческий капитал необходимо превратить в основной фактор перехода к новому качеству банковской деятельности исходя из того, что банковский реинжиниринг – наиболее экономичный способ повышения конкурентных возможностей, поскольку предполагает использование уже существующего и недостаточно используемого современного технического потенциала банков для принятия экономических решений, проведения банковских операций. Это существенно повысит эффективность собственных инвестиций банка.

    Управление  коммерческим банком относится к  одной из самых сложных сфер современного менеджмента, так как в условиях рыночной экономики банки находятся в центре множества противоречивых, часто «полярных» процессов, которые трудно прогнозировать. Если не будут выполняться такие задачи, как постоянное повышение эффективности ведения бизнеса и управление происходящими бизнес-процессами, то даже самый успешный банк вскоре получит пошатнувшиеся позиции в конкурентной борьбе и, как следствие, потерю прибыли, темпов развития, потерю авторитета среди клиентов и вкладчиков. Это связано, прежде всего, с достижением определенного предела развития в рамках прежних методов управления.

    Реинжиниринг предполагает не просто усовершенствование или обновление, но коренные изменения, вследствие которых жизнь любой организации начинает протекать на качественно ином, более высоком уровне.3

    Американские ученые установили, что относительная величина изменений при реализации программы реинжиниринга может достигать 40%, в то время как другие способы модернизации приводят к изменениям порядка 10-20%.

    В реинжиниринге, как правило, выделяются два вида деятельности: кризисный реинжиниринг при решении кризисных проблем и реинжиниринг развития, когда в целом положение банка оценивается неплохо, но наблюдается ухудшение динамики развития и некоторое опережение банками-конкурентами по ряду показателей.

    Главное назначение реинжиниринга – являться основным фактором эффективного управления банком и, как следствие, успешного функционирования.

    Реинжиниринг  есть фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность. В этом определении содержатся четыре характеристики реинжиниринга.

    Важно отметить, что процесс реинжиниринга  требует индуктивного мышления, то есть способности сначала найти решение, а затем обнаружить проблемы, которые оно поможет преодолеть, причем руководство предприятия может даже не осознавать, что эти проблемы есть.

    Чтобы научиться индуктивно мыслить в  процессе реинжиниринга, необходимо отказаться от существующих правил и традиций. Именно разрушительная сила этой технологии, ее возможность опрокидывать те или иные правила и ограничения, принятые в работе, и делает ее привлекательной для предприятий, находящихся в поиске новых возможностей.

    Зарубежные  специалисты неоднократно утверждали и доказывали примерами из практики, что эффективное осуществление  реинжиниринга невозможно без комбинации творческого и аналитического мышления. Творческое мышление позволяет генерировать идеи, не обращая внимания на ограничения, которые могли бы помешать практическому внедрению, в то время как аналитическое мышление помогает развить эти идеи и использовать новые технологии для воплощения видения процесса в реальность.

    Также важным в осознании сути реинжиниринга является и роль современных информационных технологий в процессе изменений. В настоящее время их значение огромно и все продолжает возрастать. Для целей коренных преобразований они имеют двойственное значение.

    Во-первых, они позволяют построить работу по принципиально новым подходам, что ранее было просто невозможно из-за ограничений в средствах связи, доступе к информации, скорости ее обработки и т.д. Сегодня любой процесс может быть построен так, как это удобно клиенту и выгодно организации.

    Во-вторых, информационные технологии выступают  существенным помощником непосредственно  при проведении преобразований, в  качестве инструментария для управления проектами, моделирования и решения  прогнозных задач. Они делают реальными задачи преобразования огромных организаций, функционирующих по сверхсложным технологиям.

    Поэтому можно с уверенностью констатировать, что глубокие преобразования, реинжиниринг банков стал возможен только в наши дни, когда эти изменения могут широко использовать современные технологии, решая практически безграничные задачи. 
 

    

    

    

       Имеет черты

    

          
 

 

    Рис. 3. Характерные признаки реинжиниринга

    Рассмотрим  эти характеристики подробнее.

  1. «Фундаментальный». Осуществляя реинжиниринг, необходимо поставить на повестку дня основополагающие вопросы, касающиеся банка и характера его деятельности. Необходимо пересмотреть все негласные правила и привычки и часто подобные правила на поверку оказываются устаревшими, неразумными или даже неприемлемыми. Например, всегда ли подпись промежуточного специалиста гарантирует, что до него все было сделано по правилам и нужна ли вообще такая констатация. Реинжиниринг, прежде всего, призван определить, чем банк действительно должен заниматься, и только потом уже – как он должен это делать. При реинжиниринге ничего не принимается на веру как нечто само собой разумеющееся. Реинжиниринг игнорирует то, что есть, он нацелен на то, что должно быть. В нашем примере это может быть отказ от проверки кредитной истории клиента. Это возможно при наличии высококвалифицированных и добросовестных работников, заинтересованных в таком качестве работы. Все характеристики методов реинжиниринга, как показано в диссертации, требуют изменения баланса собственных инвестиций банка в пользу вложений в человеческий капитал.
  2. «Радикальный». Радикальное перепроектирование означает обращение к самым корням явлений: не проведение косметических изменений и не перетасовку уже существующих систем, а решительный отказ от всего отжившего. Радикальное перепроектирование при реинжиниринге сбрасывает со счетов все существующие структуры и методы и предполагает изобретение совершенно новых способов работы. В банке это означает, как показали исследования автора, создание единого информационного аналитического центра, доступного процессинговой группе специалистов вместо множества отдельных подразделений, специализирующихся на отдельных видах деятельности, поверок, контроля и т.д.
  3. «Существенный». Реинжиниринг не имеет ничего общего с небольшими частичными или простыми улучшениями, он призван обеспечить общий мощный рост результативности. Если показатели банка лишь на 10 % отстают от намеченных, если ее затраты превышаются на 10 %, а качество оказывается на 10 % ниже положенного, если обслуживание клиентов должно осуществляться на 10 % оперативнее – такая компания вовсе не нуждается в реинжиниринге. Из этой 10-процентной ямы банк вполне могут «вытащить» более традиционные методы, например, призыв к подразделениям разработать программы по улучшению качества и т.д. В банках, стремящихся победить в конкуренции, необходимо добиваться существенных результатов.

    Реинжиниринг  позволяет коренным образом изменить работу конкретного банка так, чтобы  одновременно повлиять на качественные стороны его работы:

  • качество операций и услуг, обеспечивающих партнерство с клиентами банка и с другими банками,
  • концентрацию своей деятельности на традиционных банковских операциях, прежде всего кредитных операциях в режиме ссуды капитала,
  • проведение эффективной кредитной политики, основанной на кредитном мониторинге на макро- и микро уровне,
  • оптимизацию своих издержек, исключающее простое уменьшение расходов,
  • управление рисками, прежде всего рисками потери ликвидности,
  • ориентацию на эволюционное и неуклонное повышение уровня доверия со стороны клиентов и вкладчиков,
  • внедрение современных технологий.

    Также можно выделить следующие признаки банковского ренижиниринга:

  1. Ориентация на процессы. Все достижения получены в результате рассмотрения процесса в целом с пересечением всяких организационных границ на предприятии.
  2. Большие амбиции проекта. Предприятия ставили целью осуществить коренной перелом. Так, Форд отказался от улучшения на 20% и пошел на решение, дающее 80%.
  3. Слом старых правил. Предприятия пошли на полный отказ от старых традиций. Были отвергнуты традиционные специализации, последовательности действий и временные нормы.
  4. Творческое использование информационных технологий. Тем действующим лицом, которое позволило осуществить слом старых правил и создание новых процессов, были информационные технологии. Они дали возможности для того, чтобы предприятие осуществляло свою работу радикально изменившимися методами.

    Реинжиниринг  банков позволяет качественно изменить технологию банковской деятельности и  обеспечит конкурентные преимущества в завоевании новой клиентуры. Для  принятия принципиального решения  о реинжиниринге банка необходимо четко определить позиции банка в конкурентной борьбе, точно определиться с целями этой работы и направить основные внутренние инвестиции в человеческий капитал.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
  1. Специфика современных проблем  управления.

    Сегодня вопросы, связанные с управлением различными социально-экономическими системами, являются наиболее сложными.

    Многие  банки испытывают потребность в высококвалифицированных специалистах в области управления, банковского менеджмента, обладающих не только теоретическими, но и практическими знаниями. Это связано с тем, что, как мы уже отмечали, многие из вопросов, с необходимостью решения которых сталкиваются сегодня банки, носят принципиально новый для российской банковской системы характер, обусловленный стремлением качественного развития банковского бизнеса в постоянно меняющихся условиях рынка.

    Большинство проблем управления, не связанных  с особенностями экономической  ситуации в России и спецификой деятельности российских кредитных организаций, уже достаточно давно и успешно  решаются зарубежными банками. Процесс переноса зарубежного опыта банковской деятельности на российскую практику идет уже давно, но чаще всего он выливается в простое "копирование" схемы работы западных финансовых компаний, что далеко не всегда приемлемо в российских условиях и, как правило, не приводит к положительным результатам. Поэтому многие банки вынуждены самостоятельно искать пути решения проблем, с которыми они сталкиваются: и в области банковских технологий, и в области управления. К сожалению, в отличие от зарубежных, российские организации чаще стремятся решать свои проблемы методом проб и ошибок, не привлекая для оказания помощи сторонних специалистов (консультантов).

    Одной из основных управленческих проблем, стоящих  практически перед каждым банком сегодня, является потребность в создании такой системы управления, которая охватывала бы весь комплекс факторов, воздействующих на банк. В основу процесса управления банком должен быть положен системный комплексный подход, предполагающий рассмотрение кредитной организации не только как сложной системы, но и как экономического субъекта, подверженного влиянию множества внешних факторов, как составную часть глобальных экономических и социальных систем.

    Зарубежный  опыт банковского менеджмента подтверждает, что создание гибкой и эффективной системы управления банком практически невозможно без активного вовлечения в этот процесс сотрудников банка самых различных уровней. Важнейшим фактором в этом процессе является создание эффективной системы мотивации и стимулирования как рядовых исполнителей, так и менеджеров банка. Это может быть не только материальная, но и творческая, психологическая заинтересованность или возможность самообразования, повышения квалификации и т.д. При отсутствии заинтересованности работников в результатах своей деятельности создание такой системы управления во многом теряет смысл4.

Информация о работе Реинжиниринг коммерческих банков