Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:57, реферат
С помощью структурируются и формализуются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений, то есть осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение целей, которые ставит перед собой та или иная организация. Таким образом, очевидно, что от правильного выбора организационной структуры, от ее успешного соединения с функционированием всей организации и способности обновляться зависит жизнь организации.
Организационная структура российских банков 3
Оптимизация документооборота в банке 12
Понятие реинжиниринга коммерческого банка 17
Специфика современных проблем управления 23
Современные стандарты управления 28
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Дивизиональные структуры, ориентированные на клиента, являются наиболее распространенными для большинства зарубежных кредитных организаций. Такие структуры идеально подходят в ситуации жесткой конкуренции и борьбы за каждого клиента, потому что могут способствовать организации лучшего обслуживания. Им присуща четкость и ясность поставленных целей и задач. Основным недостатком таких структур является дублирование некоторых функций.
К образованию матричных структур привело развитие проектного управления в функциональных структурах, когда именно проектное управление способствовало ускоренной разработке и внедрению нового продукта. Элементами подобной матричной структуры являлись: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы.
Такое
активное использование различного
рода полуавтономных групп или коллективов
- важная часть матричной структуры.
Эти группы обычно создаются под
определенные цели или под проекты
для решения какой-то конкретной проблемы,
при этом они пользуются определенной
свободой в организации своей работы.
Такие группы могут самостоятельно приобретать
ресурсы, распределять полученную продукцию,
определять все, что относится к организации
труда. Наличие таких групп позволяет
упростить иерархию в банке и сделать
структуру более динамичной. Естественно,
что матричная схема просто неосуществима
в рамках механистического подхода к организационным
структурам.
Рис.
2. Схема матричной организации
Матричные структуры, сочетая в себе все преимущества функциональных и дивизиональных структур, лишены многих из отмеченных выше недостатков. Они оптимально и быстро решают множество постоянно возникающих задач, создавая для их решения отдельные проекты. Они идеально адаптируются к современной нестабильной внешней среде. Поэтому матричные организационные структуры, построенные на основе дивизиональных структур, ориентированных на клиента, заслуженно признаются сегодня оптимальными для кредитных организаций. Однако необходимо учитывать и присущие матричным структурам недостатки, а именно: излишнюю усложненность, возникающую из-за двойного подчинения, нечеткость в вопросах разграничения полномочий между функциональными или дивизионными и проектными руководителями.
От выбора организационной структуры впрямую зависит и система обслуживания клиентов. Поэтому важным элементом анализа структур является и анализ технологии обслуживания клиентов, то есть того, ради чего они создаются.
Детализируем
для примера две схемы
Основным
недостатком схемы
Но
для банка такая организация
работы опасна не столько возможным
увеличением операционных издержек,
сколько часто возникающим
Другая схема на основе дивизиональной структуры, как показывает практика, сточки зрения обслуживания клиентов намного предпочтительнее. Она строится на универсальности операционных работников, занимающихся непосредственно с клиентами.
При
такой схеме увеличивается
2. Оптимизация документооборота в банке.
В банковской деятельности используются самые разные документы – директивные, юридические, плановые.
Документооборот в банке – это прохождение банковских документов по инстанциям, в определенной их последовательности, от начала оформления и проведения операции до ее завершения.
Решению задачи оптимизации документооборота активно способствует динамичное развитие современных компьютерных и сетевых технологий. По экспертным оценкам применение электронного документооборота способствует росту производительности труда сотрудников на 25-50%, а время обработки одного документа сокращается более чем на 75%.
В банке никакое действие, операция не могут произойти без наличия соответствующего документа. Для банков, как ни для каких других организаций, документооборот является основой их деятельности. Документ может быть представлен банку его клиентом, в том числе и другим банком, вышестоящей или контролирующей инстанцией и т.д. Но документы существуют и внутри самого банка.
Каждый документ проходит определенный путь, определенные стадии обработки. От того, насколько быстро происходит это движение, насколько оно удобно клиентам, насколько легко получить доступ к необходимой информации, во многом зависит будущее организации, так как параметры этих процессов могут непосредственно влиять на конкурентоспособность банковских услуг за счет повышения или снижения качества обслуживания и увеличения или снижения операционных и административных издержек.
Исходя из практики осуществления деятельности кредитных организаций, можно сделать вывод о том, что основной причиной неорганизованности документооборота, низкой скорости и недостаточно высокого качества обслуживания клиентов является нерегламентированный характер системы документооборота. Следствием этого являются высокие операционные издержки. Существенная часть рабочего времени различных сотрудников в недостаточно четко организованных системах тратится на поиск необходимого документа или информации, согласования, осуществление запросов, выяснение различных текущих вопросов и т.д.
Оптимизация документооборота способствует ориентация на соблюдение следующих правил:
«Концепция документооборота должна быть достаточно прозрачна и понятна, она не должна содержать детальную информацию, которая отражает технологические особенности осуществления той или иной операции. Концепция документооборота должна быть единой для всего банка и всех его структурных единиц». 2
Рассмотрим отдельные примеры оптимизации документооборота:
Основной
проблемой в организации
Таблица
1. Правила визирования документов
Наименование должностного лица | Задача визирования |
Исполнитель
|
Показывает, кто сформировал данный документ и что документ прошел стадию обработки |
Последконтроль
|
Проверяет соответствие реквизитов и остатки на счетах. Визирует реестры документов, принятых отделом и хранящихся в документах дня отдела |
Начальник
отдела
|
Визирует отчетность, предоставляемую отделом, а также выполняет функции последконтроля в случае его отсутствия |
Начальник управления | Контролирует
внутренние расходы в рамках
бюджета управления |
Начальник департамента | Контролирует внутренние расходы в рамках бюджета департамента |
Курирующий
заместитель председателя |
Контролирует все операции с нетиповыми условиями или операции, совершаемые впервые, визирование договоров по своему профилю деятельности |
Председатель
|
Контролирует распоряжения комитетов, издает приказы по банку, санкционирует расходы сверх бюджета |
Главный бухгалтер | Контролирует
соответствие документа требованиям
бухучета законодательству Российской
Федерации и нормативным актам,
подписывает документы с
регламентируемой подписью главного бухгалтера |
Юрист | Подтверждает,
что документ не несет негативных
правовых последствий для банка |
Печать
(канцелярия) |
Подтверждает, что все визы и подписи сверены |
Руководитель казначейства | Визирует
расходы банка в рамках
утвержденногобюджета, визирует указания
по изменению сумм авансов |
Визирование у членов Правления | В
случае передачи на визирование членам
Правления документ передается
в канцелярию с разборчивым
указанием
фамилии исполнителя
|
Важнейшим аспектом оптимизации документооборота является его автоматизация. Без максимально полной автоматизации невозможно избежать потери документов, невозможно корректно управлять правами пользования и визирования. Каждый бумажный документ должен иметь доступную электронную копию. Информационная система документооборота призвана обеспечивать немедленный доступ к любому документу банка, разделение прав доступа к документам, осуществлять поиск документов, обеспечивать их электронную подпись.
Оптимизация документооборота является важной проблемой, решение которой позволит существенно сократить издержки банка.
Можно привести следующий пример. Сократив количество деловых бумаг, Сберегательный Банк сэкономил 3 миллиарда рублей – этот совокупный экономический эффект предоставили предложения сотрудников по повышению эффективности документооборота и архивирования.
Очень выгодной операцией оказалось изменение устава банка, у которого сейчас 9 приложений. Сотрудник банка подсчитал, что, так как копии правоустанавливающих документов общества нужно предоставлять почти при каждой более или менее крупной сделке, затраты на изготовление копий устава и всех приложений могут быть серьезно сокращены, если будут внесены правки собственно в текст устава. Копии устава нужны, к примеру, при заключении ипотечных сделок, причем документ должен быть заверен нотариусом.
Экономический эффект идеи рассчитан как 4 тысячи рублей экономии нотариальных расходов ориентировочно на заверении копий одного документа вместо 9 документов. Масштабируется это как приблизительно 10 комплектов в год на каждое из 808 отделений и территориальных банков, что дает около 32 млн. рублей экономии.
Предложивший эти изменения начальник отдела вкладов и расчетов Читинского отделения Сберегательного Банка Алексей Зезюлин получит премию в 420 тыс. рублей.
Оптимизация документооборота приводит к следующим положительным результатам: