Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:19, курсовая работа
целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ потребительского кредита и механизма его функционирования в современных условиях. Прежде необходимо решить ряд задач:
- ознакомиться с теоретическими основами потребительского кредитования;
- провести анализ современного состояния потребительского кредитования в России;
- проанализировать структуру и динамику потребительских кредитов банковского российского сектора в целом;
- выявить проблемы и определить перспективы развития потребительского кредитования в России.
Введение ……………………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования
1.1.Сущность, значение и классификация потребительских кредитов……..стр.5
1.2.Государственное и законодательное регулирование потребительского кредитования в РФ…………………………………………………………………………стр.12
1.3.Потребительские кредиты: зарубежный опыт (США)…………………………………………………………………………………………стр.17
Глава 2. Анализ развития потребительского кредитования в РФ
2.1.История развития потребительского кредита в РФ…………………………стр.25
2.2 Анализ сектора потребительского кредитования в РФ в 2008-2009г…….стр.27
2.3.Анализ структуры и динамики потребительских кредитов банковского сектора в целом по России………………………………………………………………………….стр.34
Глава 3. Проблема рынка потребительского кредитования в РФ и перспективы его развития.......................................................................................................................стр.43
Заключение………………………………………………………………………………….стр.47
Список использованных источников……………………………………………………стр.51
Приложения…………………………………………………………………………………стр.52
Пытаясь увеличить спрос на потребительские кредиты, банки выходят на рынок с новыми условиями. Появляется такое понятие как "акция", а соответственно банки вводят новые продукты: "бесплатный кредит", "кредит без первоначального взноса", "10-10-10", "беспроцентный кредит". Однако, такие акции не могут появляться в ущерб банку. Именно этого, так и не понимает потенциальный заемщик, когда обращается в банк за кредитом. Думая о том, что банки действительно выдают беспроцентные кредиты, клиент пытается успокоить себя, что, по сути, он покупает товар в рассрочку.
На самом деле
банки применяют изощренные механизмы,
за счет которых, компенсируются недополученные
доходы. К примеру, широко распространен
способ включения недополученных процентов
в стоимость товара. На ценниках в магазинах
можно встретить две цены: первая – в кредит,
вторая – за наличные. Разница таких цен
составляет порядка 6-9%. Таким образом,
покупая в кредит товар за 10 000 рублей (а
если без кредита, то цена составляла бы
– 9 300 рублей), клиент уже заплатил те самые
проценты, которые он считает, что платить
не будет. Заманивая клиентов подобными
акциями, банки увеличивают свои прибыли,
а организации объемы продаж.
Однако, несмотря на выгодность таких продуктов, банки несут и большие риски. За время, работы на данном сегменте банковского рынка, банки собрали большое количество досье на заемщиков, которые брали кредиты. Такие базы данных есть практически у всех банков, которые занимаются потребительским кредитованием и составляют особую коммерческую тайну. На "черных" рынках цена таких баз данных доходит до нескольких десятков миллионов долларов. В свете принятия закона о создании кредитных бюро, большой объем таких данных станет доступными в широком доступе, что, безусловно, уменьшит для банков (особенно тех, кто только начинает заниматься потребительским кредитованием) риск невозвратности кредитных ресурсов.
В настоящее время, все большей популярностью пользуется разновидность потребительского кредитования – автокредитование. Данный банковский сегмент характерен меньшими процентными ставками, меньшими рисками, что наряду с оперативностью оформления и быстротой выдачи кредита делает его привлекательным и для банка, и для заемщика, и для автосалона.
Страхуя риски, банки вводят дополнительные условия – страхование залогов (автотранспорта). Это в свою очередь дополнительными расходами ложится на заемщиков, которые переплачивают за страховку в среднем 10-20% от стоимости автомобиля.
Таким образом, автокредитование затрагивает и страховой рынок, принося ему дополнительные объемы продаж, а соответственно и прибыли. Не остаются в накладе и банки с автосалонами, которые получают агентские комиссии от страховых компаний.
В отличие от классического потребительского кредитования, где в основном кредиты выдаются в рублях, отличительной особенностью автокредитования являются валютные кредиты. А соответственно и процентные ставки (с учетом различных банковских комиссий) ниже на 30-40%.
Дополнительными прибылями, которые получает банк в рамках реализации программ потребительского кредитования, являются комиссии с торговых организаций, в которых осуществляется выдача кредитов. Это так называемый дисконт с торговой организации.
На заре зарождения
потребительского кредитования подобные
дисконты доходили до 7-10%, однако в последнее
время средний дисконт с
Другим, немаловажным и перспективным направлением для банков является активное продвижение розничного кредитования не только в столичном регионе, но и по всей территории России. Естественно, что развитие банковского бизнеса в регионах отстает примерно на 2-3 года от столичного, но учитывая огромный спрос, данное направление представляется весьма выгодным и интересным.
В начале 2000-х годов, "Русский стандарт", "Хоум кредит" постепенно открывают представительства и филиалы в крупнейших городах России. В таких как: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону, Волгоград, Казань, Уфа и многих других.
В регионах, крупнейшим
московским банкам составляют большую
конкуренцию местные банки, которые
также готовы предложить клиентам выгодные
условия и более дешевый
На сегодняшний день потребительское кредитование охватило всю территории нашей страны. Что говорит о том, что розничный банковский сегмент развивается не локально, а охватывает масштабы всей страны.
Прошедший 2008 год
был очень сложным для
Итак, коротко
подведем итоги произошедшего в
2008 году. Во-первых, во втором полугодии
были резко повышены процентные требования
по кредитным обязательствам во всех банках
нашей страны. «Ставки по потребительским
кредитам выросли на 5–10 пунктов к значениям
летних месяцев», – подтверждает Виктор
Афонин, директор департамента маркетинга
ООО «ФОСБОРН ХОУМ». Этот шаг сильнее всего
ударил по карманам заемщиков, особенно
пострадали клиенты банков, заключившие
кредитные договора с плавающей процентной
ставкой.
Во-вторых, осенью
стали более строгими условия
предоставления заемных средств. «С
момента начала кризиса ликвидности
произошло ужесточение
В-третьих, изменилась мотивация клиентов, оформляющих потребительский кредит. Раньше одолженные средства использовались исключительно напрямую, то есть на неотложные нужды. Теперь заемщиками гораздо чаще стала рассматриваться возможность перекредитования. Это особенно актуально для тех, кто оформлял кредиты в валюте, в том числе на покупку, например, автомобиля. «Психология клиентов в отношении к потребительскому кредитованию также претерпела изменения – нередки случаи, когда заемщики прибегают к данному продукту, рефинансируя свои долларовые займы в рубли, – констатирует Виктор Афонин. – Таким образом, потребительский кредит приобретает все большее значение для населения как реальный инструмент получения доступа к крупным нецелевым займам».
В-четвертых, с рынка потребительского кредитования ушли «непрофильные» банки и малые игроки. Из-за высокого роста просроченной задолженности выдачу кредитов приостановили и некоторые основные банки. Таким образом, выбор у потенциального клиента сегодня тоже несколько сократился, что добавило негативного влияния на результаты потребкредитования в 2008 году. «Успешное развитие российского банковского сектора во многом было обусловлено дешевыми западными ресурсами, а также притоком ликвидности от экспорта сырья, – отмечает Павел Ильин, вице-президент Собинбанка. – Сейчас основная тенденция на рынке банковской розницы – сокращение объемов кредитования. Главной причиной этому стал рост стоимости фондирования».
Ключевые показатели рынка потребительского кредитования в России:
* 42% процента россиян живут в кредит
* чаще других потребительские кредиты берут жители РФ в возрасте 25 – 44 лет
* наиболее распространено
потребительское кредитование
* в основном
покупают в кредит крупную
бытовую технику, мебель и
* самые распространённые суммы кредитов – от 5 до 15 тысяч рублей
* каждый четвёртый
россиянин на погашение
* большая часть
потребительских кредитов
2.2 Анализ
структуры и динамики
потребительских кредитов
банковского сектора
в целом по России
Российский рынок кредитования частных клиентов - один из самых молодых и динамично развивающихся - сформировался приблизительно в 2002 году, а уже в 2004-м году аналитики начали говорить о том, что в России грядет бум потребительского кредитования. Прогнозы полностью подтвердились удвоением объемов потребительского кредитования, произошедшим в 2005 году. По данным Центробанка, к началу 2005 года объем потребительских кредитов составил 618,9 млрд руб., а уже через год он вырос до 1,2 трлн руб. (около $44 млрд). Аналитики предсказывают увеличение доли кредитов населению в активах банковской системы с нынешних 10% до 17–20% в течение ближайших пяти-шести лет и дают основание предполагать, что к концу 2010 года остаток ссудной задолженности физических лиц при условии сохранения темпов роста ВВП на уровне 5–6% в год может превысить 4,5 трлн. руб. Среднегодовые темпы прироста рынка будут находиться на уровне 35%, а сам объем рынка за предстоящее пятилетие вырастет более чем в 4 раза. Достоверность таких оценок развития потребительского сектора кредитования, подтверждается целым рядом других факторов. Наиболее значимым из них, говорящим в пользу сохранения высоких темпов роста ссудной задолженности физических лиц, по нашему мнению является зарубежная практика потребительского кредитования.
В России на начало 2005 года банковские кредиты населению составляли лишь 3,7% от ВВП, тогда как в государствах Восточной Европы - 13–15%, а в странах с наиболее развитым рынком - свыше 50%. Абсолютными лидерами по объему кредитов на душу населения являются самые мощные в экономическом отношении страны миры. Так в Германии объем выданных физическим лицам кредитов составляет 49,9% ВВП; в США - 74,7%, в Великобритании – 96,5%. Объем кредитов на душу населения в развитых странах достигает 25–30 тыс. долларов США, в то время как в России - около 200 долл. Это примерно на 25% ниже, чем в Турции, и в 5–7 раз уступает аналогичному показателю в Польше, Венгрии и Чехии, тогда как объем ВВП на душу населения в России всего лишь в 1,1–1,7 раза ниже, чем в этих восточноевропейских странах.
Долгосрочность
тенденций, сформировавшихся на рынке
потребительского кредитования, прежде
всего в части увеличения его
объемов, подтверждает и тот факт,
что в числе первых на этот рынок
пришли зарубежные игроки. Обладая
рядом неоспоримых преимуществ
перед российскими банками
Информация о работе Развитие рынка потребительских кредитов в РФ