Развитие рынка потребительских кредитов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ потребительского кредита и механизма его функционирования в современных условиях. Прежде необходимо решить ряд задач:
- ознакомиться с теоретическими основами потребительского кредитования;
- провести анализ современного состояния потребительского кредитования в России;
- проанализировать структуру и динамику потребительских кредитов банковского российского сектора в целом;
- выявить проблемы и определить перспективы развития потребительского кредитования в России.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования
1.1.Сущность, значение и классификация потребительских кредитов……..стр.5
1.2.Государственное и законодательное регулирование потребительского кредитования в РФ…………………………………………………………………………стр.12
1.3.Потребительские кредиты: зарубежный опыт (США)…………………………………………………………………………………………стр.17
Глава 2. Анализ развития потребительского кредитования в РФ
2.1.История развития потребительского кредита в РФ…………………………стр.25
2.2 Анализ сектора потребительского кредитования в РФ в 2008-2009г…….стр.27
2.3.Анализ структуры и динамики потребительских кредитов банковского сектора в целом по России………………………………………………………………………….стр.34
Глава 3. Проблема рынка потребительского кредитования в РФ и перспективы его развития.......................................................................................................................стр.43
Заключение………………………………………………………………………………….стр.47
Список использованных источников……………………………………………………стр.51
Приложения…………………………………………………………………………………стр.52

Файлы: 1 файл

курсовая дкб (доработка).docx

— 193.45 Кб (Скачать)

Пытаясь увеличить  спрос на потребительские кредиты, банки выходят на рынок с новыми условиями. Появляется такое понятие  как "акция", а соответственно банки вводят новые продукты: "бесплатный кредит", "кредит без первоначального  взноса", "10-10-10", "беспроцентный  кредит". Однако, такие акции не могут появляться в ущерб банку. Именно этого, так и не понимает потенциальный  заемщик, когда обращается в банк за кредитом. Думая о том, что банки  действительно выдают беспроцентные  кредиты, клиент пытается успокоить  себя, что, по сути, он покупает товар  в рассрочку.

На самом деле банки применяют изощренные механизмы, за счет которых, компенсируются недополученные доходы. К примеру, широко распространен  способ включения недополученных процентов в стоимость товара. На ценниках в магазинах можно встретить две цены: первая – в кредит, вторая – за наличные. Разница таких цен составляет порядка 6-9%. Таким образом, покупая в кредит товар за 10 000 рублей (а если без кредита, то цена составляла бы – 9 300 рублей), клиент уже заплатил те самые проценты, которые он считает, что платить не будет. Заманивая клиентов подобными акциями, банки увеличивают свои прибыли, а организации объемы продаж. 

Однако, несмотря на выгодность таких продуктов, банки  несут и большие риски. За время, работы на данном сегменте банковского  рынка, банки собрали большое  количество досье на заемщиков, которые  брали кредиты. Такие базы данных есть практически у всех банков, которые занимаются потребительским  кредитованием и составляют особую коммерческую тайну. На "черных" рынках цена таких баз данных доходит  до нескольких десятков миллионов долларов. В свете принятия закона о создании кредитных бюро, большой объем  таких данных станет доступными в  широком доступе, что, безусловно, уменьшит для банков (особенно тех, кто только начинает заниматься потребительским  кредитованием) риск невозвратности кредитных  ресурсов.

В настоящее  время, все большей популярностью  пользуется разновидность потребительского кредитования – автокредитование. Данный банковский сегмент характерен меньшими процентными ставками, меньшими рисками, что наряду с оперативностью оформления и быстротой выдачи кредита  делает его привлекательным и  для банка, и для заемщика, и  для автосалона.

Страхуя риски, банки вводят дополнительные условия  – страхование залогов (автотранспорта). Это в свою очередь дополнительными  расходами ложится на заемщиков, которые переплачивают за страховку  в среднем 10-20% от стоимости автомобиля.

Таким образом, автокредитование затрагивает и страховой рынок, принося ему дополнительные объемы продаж, а соответственно и прибыли. Не остаются в накладе и банки с автосалонами, которые получают агентские комиссии от страховых компаний.

В отличие от классического потребительского кредитования, где в основном кредиты выдаются в рублях, отличительной особенностью автокредитования являются валютные кредиты. А соответственно и процентные ставки (с учетом различных банковских комиссий) ниже на 30-40%.

Дополнительными прибылями, которые получает банк в  рамках реализации программ потребительского кредитования, являются комиссии с  торговых организаций, в которых  осуществляется выдача кредитов. Это  так называемый дисконт с торговой организации.

На заре зарождения потребительского кредитования подобные дисконты доходили до 7-10%, однако в последнее  время средний дисконт с торговой организации вышел на уровень 1,5-2,5%. Это связано с тем, что, борясь за клиентов, банки начинают демпинговать в рамках конкурентной борьбы между  собой. Более того, крупные торговые сети и автосалоны требуют от банков отмены подобных комиссий, а сети "первого" порядка заставляют банки платить  им. Так уже в конце 2004 года, компания "МИР" в рамках проводимого  тендера обозначила банкам условную цену того, что потребительские кредиты  будут распространяться на территории магазинов. По некоторым данным, величина такого дисконта составляет 2-3%.

Другим, немаловажным и перспективным направлением для  банков является активное продвижение  розничного кредитования не только в  столичном регионе, но и по всей территории России. Естественно, что развитие банковского  бизнеса в регионах отстает примерно на 2-3 года от столичного, но учитывая огромный спрос, данное направление представляется весьма выгодным и интересным.

В начале 2000-х  годов, "Русский стандарт", "Хоум кредит" постепенно открывают представительства и филиалы в крупнейших городах России. В таких как: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону, Волгоград, Казань, Уфа и многих других.

В регионах, крупнейшим московским банкам составляют большую  конкуренцию местные банки, которые  также готовы предложить клиентам выгодные условия и более дешевый кредитный  продукт. Таким образом, московские банки помимо своей внутренней конкуренции, получают конкурентную борьбу в регионах еще и с местными банками.

На сегодняшний  день потребительское кредитование охватило всю территории нашей страны. Что говорит о том, что розничный  банковский сегмент развивается  не локально, а охватывает масштабы всей страны.

Прошедший 2008 год  был очень сложным для банковского  сектора нашей страны, особенно сильно «трясло» сферу кредитования, где  наравне с ипотекой и автокредитами  досталось и «потребам». «Представляется, что сейчас опасения по просроченным кредитам являются главным сдерживающим фактором для кредитной стратегии  банка, – считает Наталия Орлова, главный специалист по макроэкономике и банковскому сектору Альфа-Банка. – Следует отметить, что поскольку  рынок потребительских кредитов контролировался в основном тремя  банками – «Русским Стандартом», Хоум Кредитом и Урса Банком, которые  направляли в рынок деньги, привлеченные с мирового рынка, – то полная заморозка  международного кредитования не может  не сказаться на темпах роста рынка  в ближайшие месяцы и даже год». Динамика рынка потребительского кредитования прямо коррелирует с тенденциями  финансового рынка в целом. И  в настоящий момент, так же как  и все остальные сегменты сферы  кредитования, рынок потребкредитов сократился под воздействием кризиса  ликвидности. 

Итак, коротко  подведем итоги произошедшего в  2008 году. Во-первых, во втором полугодии были резко повышены процентные требования по кредитным обязательствам во всех банках нашей страны. «Ставки по потребительским кредитам выросли на 5–10 пунктов к значениям летних месяцев», – подтверждает Виктор Афонин, директор департамента маркетинга ООО «ФОСБОРН ХОУМ». Этот шаг сильнее всего ударил по карманам заемщиков, особенно пострадали клиенты банков, заключившие кредитные договора с плавающей процентной ставкой. 

Во-вторых, осенью стали более строгими условия  предоставления заемных средств. «С момента начала кризиса ликвидности  произошло ужесточение требований к заемщикам по некоторым экспресс-кредитам и кредитным картам», – рассказывает Дмитрий Вечканов, директор департамента розничных продуктов и маркетинга дирекции розничного бизнеса Росбанка. Эту тенденция замечают все аналитики  рынка кредитования в 2008 году. Такие  меры, как легко сделать вывод, также не приведут в ближайшем  будущем к росту «потребов». Эксперты отмечают, что ужесточение требований к заемщикам повлияло и на сроки  кредитов и общий объем одобренных к выдаче средств. «Количество кредитных  предложений на рынке сократилось, – акцентирует на этом внимание Денис Сергеев, начальник управления потребительского и автокредитования ОТП Банка. – Большинство игроков  на рынке ужесточили требования к  заемщикам, нужно отметить уменьшения сроков кредитования и максимальных сумм». В число этих мер входит и расширение списка «некредитуемых сфер деятельности». «Недавно работники  финансовой сферы могли взять  потребительский кредит без всяких проблем, сегодня картина изменилась и данная область относится к  категории повышенного риска», –  анализирует ситуацию Александр  Пименов, начальник отдела по работе с финансовыми институтами управления по развитию бизнеса ООО "Кредитмарт".

В-третьих, изменилась мотивация клиентов, оформляющих  потребительский кредит. Раньше одолженные средства использовались исключительно напрямую, то есть на неотложные нужды. Теперь заемщиками гораздо чаще стала рассматриваться возможность перекредитования. Это особенно актуально для тех, кто оформлял кредиты в валюте, в том числе на покупку, например, автомобиля. «Психология клиентов в отношении к потребительскому кредитованию также претерпела изменения – нередки случаи, когда заемщики прибегают к данному продукту, рефинансируя свои долларовые займы в рубли, – констатирует Виктор Афонин. – Таким образом, потребительский кредит приобретает все большее значение для населения как реальный инструмент получения доступа к крупным нецелевым займам».

В-четвертых, с  рынка потребительского кредитования ушли «непрофильные» банки и малые  игроки. Из-за высокого роста просроченной задолженности выдачу кредитов приостановили  и некоторые основные банки. Таким  образом, выбор у потенциального клиента сегодня тоже несколько  сократился, что добавило негативного  влияния на результаты потребкредитования в 2008 году. «Успешное развитие российского  банковского сектора во многом было обусловлено дешевыми западными  ресурсами, а также притоком ликвидности  от экспорта сырья, – отмечает Павел  Ильин, вице-президент Собинбанка. –  Сейчас основная тенденция на рынке  банковской розницы – сокращение объемов кредитования. Главной причиной этому стал рост стоимости фондирования».

Ключевые показатели рынка потребительского кредитования в России:

* 42% процента  россиян живут в кредит

* чаще других  потребительские кредиты берут  жители РФ в возрасте 25 – 44 лет

* наиболее распространено  потребительское кредитование в  Сибирском федеральном округе, где  услугой воспользовались 54% жителей

* в основном  покупают в кредит крупную  бытовую технику, мебель и мобильные  телефоны

* самые распространённые  суммы кредитов – от 5 до 15 тысяч  рублей

* каждый четвёртый  россиянин на погашение кредита  расходует от 10 до 15 процентов своего  бюджета

* большая часть  потребительских кредитов выплачивается  менее чем за год. 
 

     2.2 Анализ структуры и динамики потребительских кредитов банковского сектора в целом по России 

       Российский рынок кредитования  частных клиентов  - один из самых молодых и динамично развивающихся  - сформировался приблизительно в 2002 году, а уже в 2004-м году аналитики начали говорить о том, что в России грядет бум потребительского кредитования. Прогнозы полностью подтвердились удвоением объемов потребительского кредитования, произошедшим в 2005 году. По данным Центробанка, к началу 2005 года объем потребительских кредитов составил 618,9 млрд руб., а уже через год он вырос до 1,2 трлн руб. (около $44 млрд). Аналитики предсказывают увеличение доли кредитов населению в активах банковской системы с нынешних 10% до 17–20% в течение ближайших пяти-шести лет и дают основание предполагать, что к концу 2010 года остаток ссудной задолженности физических лиц при условии сохранения темпов роста ВВП на уровне 5–6% в год может превысить 4,5 трлн. руб. Среднегодовые темпы прироста рынка будут находиться на уровне 35%, а сам объем рынка за предстоящее пятилетие вырастет более чем в 4 раза. Достоверность таких оценок развития потребительского сектора кредитования, подтверждается целым рядом других факторов. Наиболее значимым из них, говорящим в пользу сохранения высоких темпов роста ссудной задолженности физических лиц, по нашему мнению является зарубежная практика потребительского кредитования.

     В России на начало 2005 года банковские кредиты  населению составляли лишь 3,7% от ВВП, тогда как в государствах Восточной  Европы - 13–15%, а в странах с  наиболее развитым рынком - свыше 50%. Абсолютными  лидерами по объему кредитов на душу населения  являются самые мощные в экономическом  отношении страны миры. Так в Германии объем выданных физическим лицам  кредитов составляет 49,9%  ВВП; в США -  74,7%, в Великобритании – 96,5%. Объем кредитов на душу населения в развитых странах достигает 25–30 тыс. долларов США, в то время как в России  - около 200 долл. Это примерно на 25% ниже, чем в Турции, и в 5–7 раз уступает аналогичному показателю в Польше, Венгрии и Чехии, тогда как объем ВВП на душу населения в России всего лишь в 1,1–1,7 раза ниже, чем в этих восточноевропейских странах.

     Долгосрочность  тенденций, сформировавшихся на рынке  потребительского кредитования, прежде всего в части увеличения его  объемов, подтверждает и тот факт, что в числе первых на этот рынок  пришли зарубежные игроки. Обладая  рядом неоспоримых преимуществ  перед российскими банками благодаря  наличию апробированных технологий работы с физическими лицами, продуманных  маркетинговых и рекламных стратегий  продвижения продуктов и услуг, сильных брендов, такие иностранные  банки, как, например австрийский Raiffeisenbank и чешский Home Credit and Finance Bank, начавшие заниматься потребительским кредитованием в России несколько лет назад, достаточно быстро смогли стать одними из лидеров этого сегмента кредитного рынка.

Информация о работе Развитие рынка потребительских кредитов в РФ