Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:19, курсовая работа
целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ потребительского кредита и механизма его функционирования в современных условиях. Прежде необходимо решить ряд задач:
- ознакомиться с теоретическими основами потребительского кредитования;
- провести анализ современного состояния потребительского кредитования в России;
- проанализировать структуру и динамику потребительских кредитов банковского российского сектора в целом;
- выявить проблемы и определить перспективы развития потребительского кредитования в России.
Введение ……………………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования
1.1.Сущность, значение и классификация потребительских кредитов……..стр.5
1.2.Государственное и законодательное регулирование потребительского кредитования в РФ…………………………………………………………………………стр.12
1.3.Потребительские кредиты: зарубежный опыт (США)…………………………………………………………………………………………стр.17
Глава 2. Анализ развития потребительского кредитования в РФ
2.1.История развития потребительского кредита в РФ…………………………стр.25
2.2 Анализ сектора потребительского кредитования в РФ в 2008-2009г…….стр.27
2.3.Анализ структуры и динамики потребительских кредитов банковского сектора в целом по России………………………………………………………………………….стр.34
Глава 3. Проблема рынка потребительского кредитования в РФ и перспективы его развития.......................................................................................................................стр.43
Заключение………………………………………………………………………………….стр.47
Список использованных источников……………………………………………………стр.51
Приложения…………………………………………………………………………………стр.52
В законодательной практике США потребительский кредит принято делить на погашаемый постепенно (installment) и единовременно (noninstallment). Потребительский кредит, погашаемый разовым взносом должника, как правило, предоставляется коммерческими банками (single payment loans) или предприятими сферы услуг (service credits). Под постепенно погашаемым кредитом понимается ссуда, погашаемая двумя и более взносами. Именно этот вид потребительского кредита получил наибольшее распространение в США (без учета ипотечного кредита). Это во многом cвязано с развитием практики такого вида постепенно погашаемого кредита (installment credit), как возобновляемого кредита (open end credit). Под возобновляемым кредитом, в отличие от разового (close end credit), понимается предоставление ссуды заемщику посредством возобновляемого/револьверного счета заемщика у кредитора (revolving charge account), разновидностью которого являются дебетовые кредитные карточки.
В общем виде
возобновляемый кредит можно определить
как "кредитный договор в
(Единообразный Кодекс Потребительского Кредита США - UCCC, раздел 1.301).
Возобновляемый
кредит наиболее распространен в
сфере обращения кредитных
Другим методом
классификации потребительского кредита
является деление поставщиков
Кроме того, законодательство США подразделяет потребительский кредит на финансовый (lender credit) и товарный (vendor credit). Очевидно, что под финансовым кредитом подразумевается выдача денежной ссуды, а под товарным предоставление продавцом товара права потребителю заплатить за сделанную у него покупку в рассрочку.
Таким образом,
можно составить следующую
Согласно предложенной
выше классификации можно выделить
две принципиальные схемы продажи
товаров длительного
Наибольший интерес
представляет последняя схема, так
как она получила наибольшее распространение
в практике потребительского кредита.
Во многом это объясняется популярностью
среди потребителей кредитных карточек,
эмитированных коммерческими
Cтоит указать
на природу дисконта, уплачиваемого
предприятием розничной
Успех развития потребительского кредита в США во многом связан с функционированием на рынке специализированных информационных агентств: так называемых кредитных бюро (credit bureaus) и кредитно-сыскных бюро (credit reporting bureaus/investigating bureaus).
Кредитные бюро, как правило, организуются ассоциациями торговых и финансовых предприятий, хотя не исключены случаи создания и независимых бюро. Эти агентства занимаются сбором финансовой информации не только о текущих, но и потенциальных клиентах предприятий-участников. К таким данным относится не только информация о доходах клиента, но и предположительная оценка состояния счета клиента в банках, данные о предоставленных и погашенных кредитах. Кроме того, досье на клиента может также содержать и информацию, потенциально влияющую на его кредитоспособность: семейное положение, количество иждивенцев, судебные иски и, иногда, личные характеристики клиента: данные об успеваемости в учебных заведениях, где учился клиент, возможные осложнения в личных отношениях (например, потенциальный развод), моральный облик и т. д. Кредитные бюро собирают и предоставляют данные на абонентских условиях членам ассоциаций, однако могут продать разовую информацию и третьим лицам, но за существенно большую плату. Часто предприятия - члены ассоциации "скидывают" имеющиеся у них данные кредитному бюро, чтобы они впоследствии стали доступными остальным членам ассоциации. Таким образом, кредитные бюро выполняют еще и функцию общего банка данных по клиентам предприятий-участников ассоциации.
Кредитно-сыскные бюро, напротив, собирают информацию только по заказу о конкретном лице в более широком разрезе и делают меньший упор на финансовое положение, скорее концентрируясь на личностных характеристиках данного лица. Основными заказчиками кредитно-сыскных бюро являются работодатели и страховщики, однако компании, оперирующие на рынке потребительского кредита, также обращаются в кредитно-сыскные бюро.
Таким образом,
наличие разветвленной сети информационных
агентств (кредитных и кредитно-сыскных
бюро), на данные которой опираются
большинство поставщиков
Глава 2. Анализ развития потребительского кредитования в РФ
2.1.История развития потребительского кредита в РФ
Возникновение потребительского кредита связано с тем, что кредит играет большую роль в обеспечении сокращения издержек обращения, связанных с обращением товаров и металлических денег. Благодаря тому, что потребительский кредит ускоряет реализацию товаров, сокращаются издержки, связанные с их упаковкой и хранением.
Особое развитие потребительский кредит получил в условиях общего кризиса капитализма (главным образом после 2-ой мировой войны 1939-1945) в связи с резким усилением несоответствия между ростом производства и ограниченностью платёжеспособного спроса трудящихся.
В России до перестроечных процессов в экономике (до 1987 г.) преобладали два основных вида потребительского кредита: кредит на покупку товаров длительного пользования и на жилищное строительство (индивидуальное и кооперативное).
Первый вид потребительского кредита носил косвенный характер, так его представляли различные торговые организации при посредничестве кредита Госбанка СССР. Второй вид кредита выдавался непосредственно кредитными учреждениями (Госбанком и Стройбанком).
С началом процесса формирования различных экономических форм хозяйствования, созданием коммерческих структур потеряло свое практическое значение кредитование населения в форме приобретения товаров в торговле с рассрочкой платежа.
Потребительский кредит в России только начинает развиваться после перестройки (конец 80 г.г. – начало 90 г.г.); прежде всего в продаже автомобилей, приобретении и строительстве жилья, приобретении дорогой бытовой техники.
В
практике российских банков XIX – начала
ХХ вв. также существовало понятие
личного кредита. При этом личный
кредит – это кредит без залога,
предоставляемый личности, которая,
по мнению банка, обладает достаточной
платежеспособностью и
На протяжении многих веков банковский
потребительский кредит был слабо развит
в капиталистическом обществе, что было
обусловлено целым рядом объективных
и субъективных причин. Вплоть до Второй
мировой войны коммерческие банки развитых
капиталистических стран почти не предоставляли
населению денежные ссуды на потребительские
цели. Первыми вступили на этот путь коммерческие
банки США. Еще в 1920-1930 гг. группа из нескольких
банков, возглавляемая одним из предшественников
нью-йоркских "City-Corp" и "Bank of America",
создала у себя отделы потребительского
кредита. Первоначально эта банковская
группа предоставляла займы частным лицам
на такие цели, как оплата медицинской
помощи, стоматологических услуг, обучения
и т.п., но затем приступила и к выдаче ссуд
на покупку в рассрочку потребительских
товаров. После окончания войны сектор
потребительского кредита стал одним
из наиболее быстроразвивающихся сегментов
рынка кредитных услуг коммерческих банков.
В других западных странах бум в области
банковского кредитования потребительских
нужды населения начался в конце 50-х годов.
Таким образом, особое развитие потребительский
кредит получил в условиях общего кризиса
капитализма (главным образом после 2-ой
мировой войны 1939-1945) в связи с резким усилением
несоответствия между ростом производства
и ограниченностью платёжеспособного
спроса трудящихся.
Теперь же банковский потребительский
кредит получил широкое распространение
практически во всех экономически развитых
странах и во многих странах "третьего
мира".
2.2. Анализ сектора потребительского кредитования в РФ в 2008-2009гг.
Современные условия развития потребительского кредитования в России направлены на максимальное удовлетворение потребностей населения.
Данный сегмент
начал активно развиваться в
конце 90-х годов. Первым банком, который
вышел с уникальными
"Русский стандарт"
предложил покупателю
Став первым
банком, который не побоялся выйти
на столь рискованный рынок, "Русский
стандарт" дал развитие новому банковскому
направлению. И уже к началу 2000
года, на данный рынок выходят и
другие банки, ставшие основными
розничными банками к настоящему
времени.
"Хоум Кредит",
"ОВК", "Альфа-банк", "МДМ-банк"
и многие другие считали за
честь иметь в своем
Постепенно, потребительское кредитование приобрело массовый характер, что сказалось на положительных результатах. Помимо банков, весьма выгодным явлением потребительское кредитование является для торговых организаций. К началу 2005 года, по оценкам различных аналитических агентств, товары, продаваемые в кредит составляли порядка 60% от суммарного объема продаж крупных сетевых магазинов. Лидерами среди них являлись такие торговые сети как: "М-Видео", "Эльдорадо", "МИР". На территории данных организации в среднем представлено по 5-10 банков, которые готовы предложить рынку свои уникальные условия.
Информация о работе Развитие рынка потребительских кредитов в РФ