Пути совершенствования кредитов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:49, дипломная работа

Краткое описание

Общая социально - экономическая и политическая обстановка в России привела к крайней неустойчивости финансового рынка, что породило всё разрастающийся процесс банкротства банков. События последнего времени на финансовом рынке России подтверждают правильность выводов специалистов Всемирного банка, которые ещё в 1992-93 годах предупреждали, что коммерческие банки в России неизбежно столкнутся с серьёзными проблемами, в том числе с проблемой грамотной оценки финансового состояния коммерческого банка.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ~1.DOC

— 812.50 Кб (Скачать)

 

Рейтинг 4 (критический) .Показатели ликвидности значительно ниже принятых  норм, соответствующих характеру банковского бизнеса. Обычно такие банки уязвимы в отношении потери доверия на денежном рынке. Более того, такие банки вытесняются с рынков, их заставляют платить большую маржу за заемные средства. Объем свободно конвертируемых в наличность активов настолько мал, что под угрозой оказывается жизнеспособность банка, что требует срочного вмешательства руководства.

 

Рейтинг 5 (неудовлетворительный). Ликвидность настолько критична, что о дальнейшем ведении операций говорить не приходится. Такие банки требуют принятия незамедлительных оздоровительных мер или финансовой помощи с целью выполнения своих обязательств и соглашений о сделках на будущие даты.

 

Показатели менеджмента. Безусловно, менеджмент оценивается субъективно, поэтому не могут быть использованы относительные показатели, как это делается с другими компонентами системы CAMEL.

Оценка менеджмента начинается  с оценки “совершенства” банка. Банки с хорошим управлением должны иметь достаточный капитал, хорошее качество активов, достаточную прибыль и удовлетворительную ликвидность. Поэтому аналитики, использующие систему CAMEL, не оценивают менеджмент до тех пор, пока не получат данные по остальным четырем показателям.

Одинаково важно оценивать управление на основе стратегии службы рационализации управления и управляющих органов, взятых вместе. Стратегия создает специфические рамки для ключевых характеристик банковской деятельности, таких как: предоставление займов, инвалюта и ликвидность, определяющих действия менеджеров.

Служба рационализации управления и управляющие органы позволяют обеспечить реализацию проводимой политики и придерживаться нужной стратегии. Менеджмент также должен оцениваться в зависимости от выполнения банком законов и регулятивных правил, включая своевременное и аккуратное предоставление отчетов в ЦБ. На заключительном этапе оценивается деятельность низших слоев управления на предмет выявления потенциальных высших менеджеров банка.

В процессе проверки менеджмент оценивается с позиций эффективности проводимой политики руководства банка; возлагаемая на администрацию ответственность варьирует по сложности в зависимости от каждой конкретной ситуации. Так как сами ситуации зависят от размера и вида деятельности, а для определенного банка они варьируют и во времени, менеджмент, в целом эффективно исполняющий свои обязанности, в некоторых ситуациях может оказаться некомпетентным и поэтому получает соответствующую оценку.

Деятельность администрации оценивается широким перечнем объективных и субъективных факторов. В дополнение к таким факторам, как достаточность капитала, качество активов и прибыльность, деятельность руководства оценивается и по другим параметрам:

а) техническая компетентность, способность к лидерству и административной работе

б) соблюдение правил ведения банковской деятельности

в) способность планировать и реагировать на изменяющиеся обстоятельства

г) адекватность внутренней политике

д) преуспевание

е) тенденция у самостоятельному ведению дел

ж) стремление к удовлетворению общественных потребностей в банковских услугах.

 

Рейтинг 1 (сильный).Руководство успешно исполняет свои обязанности в любой ситуации. Это исполнение с учетом всех факторов явялется высокоэффективным и демонстрирует постоянную готовность успешно справиться с существующими или предвидимыми проблемами, которые могут возникнуть по мере исполнения банком своих функций.

 

Рейтинг 2 (удовлетворительный). Несмотря на некоторые недостатки в решении мелких проблем, руководство остается компетентным и способным управлять банком вне опасности. В целом, администрация вполне соответствует возложенным на нее обязанностям и продемонстрировала удовлетворительное поведение в рассматриваемой ситуации.

 

Рейтинг 3 (посредственный). Такому руководству из-за недостатка в некоторой мере компетентности трудно исполнять обязанности в рассматриваемой ситуации. Это обусловливается либо скромным характером при способностях выше средних, либо действительно способности слишком низки, чтобы управлять банком данного размера и типа. Такое руководство может быть достаточно надежным в данный момент, но отрицательные черты деятельности банка значительно перевешивают положительные факторы, а способность администрации скорректировать ситуацию в данных условиях оказывается ниже, чем удовлетворительная.

 

Рейтинг 4 (критический). Этот рейтинг является индикатором такого руководства, которое не соответствует характеру исполняемых им обязанностей. В большинстве случаев банки с такой администрацией могут оцениваться  смешанным рейтингом, который указывает на уязвимость (зачастую из-за критического уровня капитала,   качества активов, дохода или ликвидности) или свидетельствует об ухудшении состояния в этих сферах, с чем руководство не в состоянии справиться.

 

Рейтинг 5 (неудовлетворительный). Это низший рейтинг; применяется в тех случаях, если продемонстрирована полная некомпетентность. В таких случаях руководство должно быть усилено или полностью заменено.

 

После того, как были оценены все пять показателей (каждый из них получает номер от “1” (“хороший”) до “5” (“неудовлетворительный”), определяется сводная оценка. Пять показателей складываются и делятся на 5.

Сводная оценка дает банковскому аналитику ясное представление о том, является ли банк в целом “хорошим”, “удовлетворительным”, “достаточным”, “критическим” или “неудовлетворительным”.

Для контролирующих органов сводная оценка служит важным показателем степени необходимого вмешательства, которое должно быть предпринято по отношению к банку.

 

Сводный рейтинг = 1 (1-1,4) - Strong (сильный). Полностью здоров во  всех отношениях. Устойчив по отношению ко внешним экономическим и финансовым потрясениям. Нет необходимости во вмешательстве органов надзора.

 

Сводный рейтинг = 2 (1,5-2,4) - Satisfactory (удовлетворительный). Практически полностью здоров.  Стабилен и может успешно преодолевать колебания в деловом мире. Вмешательство органов банковского надзора ограничено и осуществляется лишь в том объеме, который необходим для исправления выявленных недостатков.

 

Сводный рейтинг = 3 (2,5-3,4) - Fair (посредственный). Наличие финансовых, операционных или технических  слабостей, варьирующих от допустимых уровней до неудовлетворительных. Уязвим при неблагоприятных изменениях  экономической ситуации. Может легко разориться, если принимаемые меры по преодолению слабостей оказываются неэффективными. Необходимо дополнительное вмешательство органов банковского надзора с целью устранения недостатков.

 

Сводный рейтинг = 4 (3,5-4,4) - Marginal (критический). Банк имеет серьезные финансовые проблемы. Без проведения корректирующих мер сложившаяся ситуация может привести к подрыву жизнеспособности в будущем. Существует большая вероятность разорения. Необходимы тщательный надзор и контроль, а также конкретный план преодоления выявленных недостатков.

Сводный рейтинг = 5 (4,5-5) - Unsatisfactory (неудовлетворительный). Огромная вероятность разорения в ближайшее время. Выявленные недостатки настолько опасны, что требуется срочная поддержка со стороны акционеров или других финансовых источников. Без проведения корректирующих мероприятий, вероятнее всего, будет ликвидирован, объединен с другими или приобретен.

 

3.3 Аналитический центр финансовой информации

 

Августовский кризис банковских рейтингов в России поставил под сомнение самостоятельное существование достоверного дистанционного анализа в условиях ограниченности открытой финансовой информации, когда практически до последних предкризисных дней во главе списков надёжных независимых рейтингов значились пошатнувшиеся банки.

В начале осени 1995 год Центральный Банк, заполняя информационный вакуум, открыл информацию по банкам-эмитентам ценных бумаг, создавая, таким образом, определённую дополнительную информационную базу дистанционному финансовому анализу банков, не снимая однако главных проблем его использования: четких единых стандартов бухгалтерского учета, порядка составления отчетов и разумной методологии, наиболее адекватной текущей практики (к примеру, для тщательного анализа капитала требуется, чтобы отчетные данные были представлены после выведения остатков по счетам прибылей и убытков, а также в них должны быть включены статьи по фактическим и оценочным данным по налогам за отчетный период и статьи по амортизации, резервам и дивидендам, так как без включения этих статей расчетные коэффициенты будут искаженными и бессмысленными).

Аналитический центр финансовой информации, начиная с 1995 года активно занимается проблемами дистанционного анализа финансового состояния коммерческих банков. Результатом этой работы явились публикации, обновляемые на начало каждого месяца в центральной печати и в специальном банковском журнале  “Бюллетене финансовой информации”, рейтинга стабильных банков московского региона, определённого на базе ежемесячно обновляемых балансовых отчетов, информации, содержащейся в специальных опросниках, других открытых источниках путём применения собственной методики системы рейтинговой оценки.

В условиях кризиса руководство Аналитического центра финансовой информации пошло по пути совершенствования информационной базы и собственной методики системы рейтинговой оценки, углублённому изучению зарубежного опыта рейтинговой модели “CAMEL” под руководством Роберта Портера, руководителя группы Проекта Центрального Банка РФ по банковскому надзору с 1995 года в рамках деятельности Института Экономического Развития Всемирного Банка, методических материалов рейтинга банков “Standart&Poor´s” и непосредственных контактов с её представителями, а также в рамках консультаций с профессорами Финансовой Академии при Правительстве РФ.

Сегодня Аналитический центр финансовой информации располагает усовершенствованным вариантом методики рейтинговой оценки надёжности банков, которая использует элементы системы “CAMEL” и предлагает к заполнению ряд форм международной отчетности, открывающих доступ к дополнительной информации по таким оценочным критериям как качество активов, анализ ликвидных позиций банка, структуры и качество доходов банка, а также его менеджмента и стратегии.

Таким образом, банковская система России уже располагает усовершенствованной системой дистанционного финансового анализа, использующего элементы общепринятых методов мониторинга международного банковского надзора (анализ тенденций, который позволяет определить динамику изменений, и групповой анализ, по которому банк сравнивается с другими), который может быть использован также в повседневной банковской практике.

В силу целого ряда преимуществ нам представляется реальной возможная популярность  метода дистанционной оценки финансового положения банка, а именно: возможность текущего мониторинга по таким важным позициям как, например, мгновенная ликвидность; возможность сравнения банков между собой, используя единообразную широкую базу детальных данных легко подвергающихся электронной обработке и т.д. Эффективность же его применения зависит от качества предоставленных отчетных данных. Поэтому, Аналитический центр финансовой информации углублённо занимается проблемами составления форм предоставления данных, четкими инструкциями по их заполнению. а также созданием системы перекрёстной проверки их достоверности [25,c.9].

Итоги кризиса и потребности повседневной банковской практики показали, что сегодня настало время перехода от формального рейтинга и “уединённого” внутреннего анализа  к разумному дистанционному анализу финансового состояния банка, от “мгновенной фотографии” положения банка на момент анализа (без оценки потенциальных рисков и тех управленческих систем, которые необходимы банку для установления контроля над рисками в динамической и подвижной среде: политики и практики, ведущих к появлению кредитных проблем в настоящем или обещающих возникнуть в будущем), к рекомендациям усилить функционирующие системы в банке, выполняющим роль катализатора изменения фундаментальных способов ведения дел банком. 

 

Заключение

 

Коммерческие банки в современной России начали возникать всего 6-7 лет назад и за этот кратчайший исторический отрезок времени прошли стремительное развитие, отразив в собственной судьбе как выдающиеся возможности российской экономики, громадный интеллектуальный и предпринимательский потенциал россиян, так и переживаемые ими трудности и неурядицы. Становление современного банковского дела в такой стране, как Россия, велики не только размерами и ресурсами, но также своими большими особенностями, представляет исключительно сложную задачу. На вопросы, возникающие при создании банковской системы, нужно отвечать сразу же, по сути в момент их появления, ничего не откладывая на “потом”, а еще лучше - предвосхищая их появление на уровне намечающихся тенденций.

 

Сегодняшние условия работы российских банков меняются: ужесточились требования ЦБ РФ: открыть коммерческий банк не так просто, как это было всего 1,5 - 2 года назад, невыполнения предписаний ЦБ ведут к серьёзным санкциям со стороны последнего и т.д.; прошли те времена, когда было достаточно привлекать “короткие” деньги, направлять их на спекулятивные операции и получая хорошую маржу, обеспечивать высокие финансовые показатели, не особенно заботясь о том, “как получилось сегодня и что будет завтра”.

Информация о работе Пути совершенствования кредитов