Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:23, реферат

Краткое описание

Термин "отмывание" денег впервые был использован в 80-х гг. 20го века в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначал процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги1. Предложено много определений этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 году использовала следующую формулировку: "Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение".

Файлы: 1 файл

отмывание.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

- В качестве следующего шага позвоните в названное вам деловое предприятие клиента, чтобы поблагодарить его за открытие счета в вашем банке. Отключенный номер телефона требует дальнейшего выяснения ситуации.

- Если позволяют обстоятельства, попробуйте произвести визуальную проверку данного предприятия, чтобы убедиться в том, что оно в действительности существует и способно оказывать те услуги, для каких оно предназначено.

- Продумайте вопрос об источнике средств, использованных для открытия счета. Крупные вклады наличностью должны служить причиной дальнейшего выяснения.

- В случае крупных коммерческих счетов необходимо обеспечить получение следующей информации:

- финансовый отчет данного делового предприятия;

- описание основного вида деятельности клиента;

- перечень основных поставщиков и заказчиков и их географическое расположение;

- описание обычной зоны деятельности данного предприятия с указанием на то, можно ли считать его международные операции оправданно регулярными;

- описание вида деловых операций предприятия, например, оптовое приобретение и розничная торговля, а также ожидаемых объемов продаж за наличность.

Кредитные операции

Важно отдавать себе отчет в том, что взаимоотношения с финансовым учреждением в иной форме, чем открытие депонентских счетов, также могут использоваться в незаконных целях. Кредитные операции стали для преступных организаций или лиц распространенным средством выгодного использования их доходов от противозаконной деятельности. По этой причине осмотрительные финансовые организации должны применять их политику "Знай своего клиента" к тем из их клиентов, которые обращаются к учреждению по вопросам кредитования.

Подозрительное поведение и операции

При определении степени  надежности клиента имеются определенные виды деятельности, которые являются подозрительными по своему характеру  и должны настораживать финансовые учреждения относительно потенциальной  возможности клиента выполнять незаконные действия с участием такого учреждения. Ниже приводятся эти категории подозрительного поведения в широком определении:

- недостаточная, неправильная или подозрительная информация, предоставляемая клиентом;

- вклады наличностью, которые не сопоставимы с видом или объемом деловых операций клиента;

- приобретение и (или) депонирование финансовых инструментов, которые не сопоставимы с видом деловых операций клиента;

- операции с денежными переводами, которые не сопоставимы с видом деловых операций клиента;

- построение или разбивка операций таким образом, чтобы избежать или обходить требования о ведении учета и (или) отчетности;

- переводы денежных средств в зарубежные страны.

Обрисованные выше общие  категории можно подразделить по разным функциям, выполняемым финансовым учреждением. Ниже более конкретно указаны подозрительные действия в той степени, в которой они затрагивают различных функциональных работников финансового учреждения.

Для кассиров и иных работников общего зала:

- клиент неохотно предоставляет любую информацию, которая требуется для полноценного определения его личности;

- клиент открывает несколько счетов под одним именем или под разными именами, а затем делает на каждый из этих счетов вклады наличностью на сумму менее 10 000 долларов;

- клиент выражает нежелание проводить далее операцию после того, как ему сообщили, что по ней будет оформлена "Запись об операции с наличностью", либо отказывается предоставить данные, необходимые для заполнения соответствующего бланка;

- клиент часто кладет на счет или снимает со счета крупные суммы наличных денег (валюты) без четко объяснимых деловых причин, либо поступает подобным образом, когда его деловое предприятие, как правило, не связано с крупными суммами наличности;

- клиент обменивает большие суммы наличности с малых купюр на крупные;

- клиент часто совершает покупки финансовых инструментов за наличность, но на суммы менее 10 000 долларов;

- клиенты, которые заходят в банк одновременно, но проводят каждый крупные операции наличностью на суммы менее 10 000 долларов с разными кассирами;

- клиент постоянно делает денежные вклады на его счет и почти немедленно заказывает переводы в другой город или в другую страну, и эти действия не находятся в соответствии с объявленным видом деловой деятельности клиента;

- клиент получает денежные переводы и немедленно приобретает финансовые инструменты как средство оплаты другому лицу;

- манера перемещения клиента по банку меняется, когда он заходит в зону сейфов для безопасного хранения ценностей, что может указывать на то, что он хранит в сейфах значительные суммы наличности;

- клиент вступает в обсуждение процедуры оформления отчетности о движении наличности с явным намерением обхода соответствующих требований, либо пытается вынудить работника банка отложить оформление соответствующей формы;

- клиент подает запрос о включении его в Перечень клиентов данного учреждения, освобожденных от выполнения требований отчетности.

Для бухгалтерии и  отделения денежных переводов:

- у клиента внезапно возрастает активность операций с денежными переводами, хотя ранее такие операции не были для него регулярными;

- международные денежные переводы на счет, с которым не связана предыстория таких переводов, либо ситуация, в которой заявленный вид деловой деятельности клиента не оправдывает подобных действий;

- клиент получает большое число небольших поступающих денежных переводов, либо чеков для депонирования или платежных поручений, а затем заказывает денежные переводы в другой город или другую страну;

- клиент пользуется денежными переводами для отправки крупных денежных сумм в страну - "убежище" банковской секретности;

- получение запроса от лица, не имеющего счета в банке, о получении или отправлении денежного перевода, относящегося к получаемой от лица, не являющегося вкладчиком банка, наличности (валюте) на сумму, близкую к пределу в 10 000 долларов, либо относящегося к нескольким денежным инструментам;

- лицо, не имеющее счета в банке, получает поступающие денежные переводы с указанием банку: "Оплатить при условии правильного установления личности", либо с указанием банку перевести полученную сумму в кассирские чеки и отправить их по почте лицу, не являющемуся вкладчиком банка.

Для ответственных по кредитам и руководящих работников кредитного отдела:

- заявленная клиентом цель получения кредита (займа) экономически не оправдана, либо клиент предлагает в качестве обеспечения кредита наличные деньги, отказываясь при этом раскрыть цель получения кредита;

- запросы на предоставление кредита оффшорным компаниям, либо просьбы о кредите с обеспечением по обязательствам оффшорных банков;

- клиент внезапно осуществляет погашение ранее вызывавшего опасения кредита, не предоставляя разумных объяснений в отношении источника его средств;

- клиент приобретает депозитный сертификат и использует его в качестве обеспечения кредита;

- клиент использует вклад наличностью в качестве обеспечения кредита;

- для получения кредита клиент использует обеспечение наличностью, находящейся в оффшорном учреждении;

- полученные по кредиту средства внезапно переправляются в оффшорное учреждение.

Однако, многие банкиры испытывают некоторую тревогу, выполняя требования Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Обратимся к статье, опубликованной на Деловом портале BFM.ru8. Речь идет о поправках, принятых Госдумой 7 июля 2010 г.  и одобренных Советом Федерации 14 июля 2010 года, запрещающих банкам  предупреждать клиентов про око Росфинмониторинга.

В статье говорится, что  закон и принятые к нему поправки сильно осложнят общение банка с клиентами.

Закон предусматривает, в частности, запрет на информирование клиентов и иных лиц о мерах  противодействия легализации преступных доходов. Согласно пункту 1 статьи 6 этого  закона при разовом движении средств клиента свыше 600 000 рублей банк обязан уведомлять Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ) — Росфинмониторинг. При этом не имеет значения, какая будет совершена операция — единовременный взнос денег на счет (в том числе во вклад), снятие денег или их перевод в другой банк. Раньше, когда клиент приносил в банк большую сумму, операционисты могли его предупредить о том, что банк обязан уведомить Росфинмониторгинг. Чтобы избежать общения с этой структурой сотрудники банка могли посоветовать разбить сумму на несколько частей: либо завести пару вкладов, либо сегодня зачислить одну часть денег на счет, а завтра — оставшуюся сумму. Теперь тех клиентов, кто не знает тонкостей закона о ПОД/ФТ информировать будет некому.

Вкладчиков, особенно тех, кто далек от финансов, жалко. Потому что сейчас сумма вклада, компенсируемая полностью из средства Фонда страхования вкладов при отзыве лицензии банка, равна 700 000 рублей, и вкладчики заводят длительные вклады на крупные суммы, т.к. ставки по ним выше. При этом может получиться так, что человек откроет вклад на сумму более 600 000 рублей, банк сообщит о нем в Росфинмониторинг, и через какое-то время из Росфинмониторинга человеку придет на дом уведомление, в котором Росфинмониторинг просит отчитаться об источнике получения средств, помещенных во вклад.

Ряд норм касается и юридических  лиц, и предпринимателей, работающих без образования юридического лица — ведь все предприятия имеют счета в банках. Так, для нарушителей сроков информирования Росфинмониторинга за несоблюдение сроков заявления о постановке на учет в уполномоченном органе грозит наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 50 000 рублей. «Например, в ФСФМ подлежат регистрации стимулирующие лотереи, проводимые производителями и продавцами товаров и услуг. Норма об ответственности за нарушение сроков — как раз для них», — говорится в статье.

За непредоставление информации о движении средств клиентов по новому закону будут жестче наказываться и сами банки. Конкретный специалист по контролю за движением средств клиентов — комплайс-контролер, который не поставил ФСФМ в известность о подозрительной сделке, будет наказываться штрафом от 30 000 до 50 000 рублей. Также его могут отстранить от работы (дисквалифицировать) на срок от 1 года до 3 лет. За ошибки своего сотрудника сам банк оштрафуют на сумму от 500 000 до 1 000 000 рублей. В особо выдающихся случаях ФСФМ может инициировать административное приостановление деятельности банка на срок до 90 суток. Очевидно, что за 90 суток, когда банк не работает, из него уйдет любой, даже самый лояльный клиент.

В другой статье, опубликованной в «Банковском обозрении» (№1(156) январь 2012)9 говорится о том, что проверка действий банков по реализации закона о ПОД/ФТ стала одной из главных функций Банка России и одновременно поводом для острых конфликтов между кредитными организациями и регулятором.

Один из базовых принципов ФАТФ, на котором строится система противодействия легализации преступных доходов, требует от банка «знать своего клиента». Рекомендации Банка России от 13.07.2005 №99–Т по разработке кредитными организациями внутренних правил указывают на необходимость идентификации и изучения клиента банка, в то время как закон использует только термин «идентификация». Вроде бы похожие понятия, но подобное дополнение на деле предполагает существенное расширение обязанностей банка по сбору информации об операциях клиента и иных сведений о нем.

Регламентация в этой сфере постоянно ужесточается. Писем  и других документов ЦБ, связанных с исполнением закона о ПОД/ФТ, можно насчитать уже более десятка. Так, банкам настоятельно рекомендуется получать от клиентов договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры, балансы, товарно–транспортные накладные, таможенные документы, налоговую отчетность (с отметкой налоговой инспекции, хотя ныне все больше организаций отправляет эту отчетность с использованием телекоммуникационных средств без бумажных носителей) и прочее. Вопрос в том - в состоянии ли специалисты банка, имеющие несколько иное образование и навыки, справиться с качественным анализом подобной информации.

Заметим, что требование банка о предоставлении таких  документов не базируется на законе. Указания, письма и иные нормативные, а тем  более рекомендательные или разъясняющие документы ЦБ на клиентов банков не распространяются. В случае отказа клиента от предоставления запрашиваемой информации банк может лишь, ссылаясь на внутренние документы, потребовать расторжения договора банковского счета, а также отказать в открытии счета или в проведении операции по счету. Мало того, что это противоречит самой сути банковской деятельности (любой банк заинтересован в увеличении числа клиентов и их операций), но к тому же подобные действия банка вступают в противоречие с Гражданским кодексом, который не предусматривает отказ от обслуживания клиента в одностороннем порядке. Неслучайно уже появились первые судебные процессы по искам клиентов банков, связанные с такими действиями банкиров.

Столь же неоднозначной  является и настоятельная рекомендация ЦБ при открытии счета проверять наличие у клиента свидетельства о собственности, договора аренды или иного правоустанавливающего документа на заявленное в качестве местонахождения помещение. При регистрации или перерегистрации компании не требуется представлять документы, подтверждающие какие-либо права на помещение, являющееся юридическим адресом компании. Закон о ПОД/ФТ также требует лишь установление адреса местонахождения юридического лица. Более того, от банков требуют проверять фактическое наличие исполнительного органа клиента по адресу регистрации компании, в том числе путем выезда на место. Не секрет, что, зарегистрировав фирму по какому-то адресу, включая адрес местожительства генерального директора, компании, особенно малые и средние, в дальнейшем ведут бизнес в другом офисе. Законодательство не требует от них в обязательном порядке приводить в соответствие адрес фактического местонахождения (офисов может быть и несколько) и адрес регистрации. Достаточно иметь возможность получать по адресу регистрации корреспонденцию.

Информация о работе Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма