Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:23, реферат

Краткое описание

Термин "отмывание" денег впервые был использован в 80-х гг. 20го века в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначал процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги1. Предложено много определений этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 году использовала следующую формулировку: "Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение".

Файлы: 1 файл

отмывание.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

Термин "отмывание" денег впервые был использован в 80-х гг. 20го века в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначал процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги1. Предложено много определений этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 году использовала следующую формулировку: "Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение"2.

В международном праве определение  легализации ("отмывания") доходов  от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.

Венская Конвенция ООН 1988 года признала в качестве преступления - "отмывание" денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же время развитие организованной преступности привело к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться "отмыванию" и инвестироваться в легальную экономику.

Конвенция Совета Европы № 141 "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации  доходов от преступной деятельности" от 8 ноября 1990 года признала преступлением  действия, связанные с "отмыванием" денег, полученных не только от наркобизнеса, но и от других видов преступной деятельности.

Различия в законодательстве отдельных  стран связаны с определением перечня деяний, являющихся источником происхождения легализуемых средств. Таковыми источниками могут признаваться:

 - преступления (любые, предусмотренные уголовным законодательством);

 - преступления, являющиеся типичными для организованной преступности;

 - правонарушения;

 - преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Как следует из положений Страсбургской  конвенции и рекомендаций Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания денег, подготовленных в 1990 году, отмывание денежных средств и иного имущества - это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной деятельности, то есть различных правонарушений, помещаются, переводятся или иным образом пропускаются через финансово-кредитную систему (банки, иные финансовые институты), либо на них (вместо них) приобретается иное имущество, либо они иным образом используются в экономической деятельности и в результате возвращаются владельцу в ином "воспроизведенном" виде для создания видимости законности полученных доходов, сокрытия лица, инициировавшего данные действия и (или) получившего доходы, а также для сокрытия противозаконности источников этих средств.

Легализация доходов незаконного  происхождения представляет серьезную  угрозу как для мировой финансовой системы, так и для финансовых систем отдельных государств. Поступление незаконно полученных доходов в экономику страны способствует развитию криминального бизнеса, усугубляет коррупцию в органах власти, подрывает финансовые устои  государства.

С введением в действие этих новых  нормативных документов в мировом  банковским сообществе изменилось отношение  к понятию банковской тайны и  отношения с клиентом вышли на другой уровень.

С целью разработки и осуществления  координированных мер по борьбе с  отмыванием денег на международном  и национальном уровнях в июле 1989 г. по решению стран «Большой семерки» была  создана Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег ФАТФ3.

Членами ФАТФ являются 35 стран и  две организации, наблюдателями  – 20 организаций и две страны.  Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет.

Рекомендации 1-3 касаются криминализации легализации преступных доходов, предварительных  мер и конфискации легализованной собственности.

В Рекомендациях 4-12 ФАТФ рассматриваются  меры, принимаемые финансовыми организациями  в целях противодействия «отмыванию». Финансовые учреждения должны идентифицировать клиентов, не открывать анонимные счета, осторожно подходить к установлению корреспондентских отношений, хранить документы по операциям не менее 5 лет.  Одним из основных международных стандартов, закрепленных в рекомендациях ФАТФ, является принцип «знай своего клиента», что означает жесткие правила идентификации клиентов.

Рекомендации 13-16 содержат требования сообщения о подозрительных операциях, по разработке программ противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

Рекомендации 17-20 предусматривают  меры по противодействию созданию банков-оболочек, контролю за оборотом наличности.

Рекомендации 20, 21 содержат требования об особом внимании к финансовым учреждениям  стран, которые не выполняют рекомендации ФАТФ. До настоящего времени существуют страны, которые не принимают достаточные законодательные и организационные меры по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. К таким странам, например, относятся Узбекистан и Туркменистан.

Рекомендации 23-25 описывают меры по государственному регулированию и  надзору за деятельностью финансовых учреждений.

Рекомендации 26-34 посвящены институциональным  мерам по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма – создание органа финансовой разведки, наделение его соответствующими полномочиями.

Рекомендации 35-40 рассматривают формы  международного сотрудничества в целях  противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма4.

Следуя рекомендациям межправительственной организации ФАТФ, государства стремятся  наладить эффективную работу по противодействию  легализации преступных доходов, создавая соответствующую законодательную  базу и реформируя деятельность правоохранительных и контролирующих органов. Государства, пренебрегающие требованиями ФАТФ, подвергаются экономическим санкциям, несут значительные финансовые убытки.

Особая роль в системе  борьбы с отмывание капитала отводится  банкам. В целях защиты мировой  финансовой системы от проникновения преступных капиталов 11 ведущих банков мира (Societe General, Deutche Bank AG, ABN AMRO Bank N.V., Banco Santander Central Hispano S.a.,Credit Suisse Group, UBS AG, HSBC, Barclays Bank, The Chase Manhattan Private Bank, Citibank N.A., J.P.Morgan) инициировали разработку и 30 октября 2000 года подписали Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы)5. В соответствии в Вольфсбергскими принципами в основе политики любого банка должно лежать правило, согласно которому банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, законное происхождение источников дохода которых может быть в разумных приделах  подтверждено. Конкретные механизмы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, могут определяться по усмотрению банка. Однако, устанавливаются и общие правила ведения операций с клиентами:

- получение достоверной  информации о клиенте, тщательная  идентификация клиентов (включая  разовых) и бенефициаров;

- выявление, документальное  фиксирование и хранение сведений  о подозрительных операциях, направление  их в уполномоченный орган;

- создание и соответствующая  комплектация независимых подразделений,  которые будут отвечать в банке  за предотвращение отмывания денег.

В мае 2002 года Принципы были доработаны, в том числе уточнен  порядок обновления информации о  клиенте, рекомендовано проведение независимой экспертной оценки программ внутреннего контроля.

Базельский комитет  по банковскому надзору также  не остался в стороне от этого движения, в частности, в 2001 году был разработан документ с рекомендациями по проведению кредитными организациями тщательной проверки клиентов.

В России, которая выполняет все требования ФАТФ, деятельность по борьбе с отмыванием капитала регулируется Федеральным законом от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который вступил в силу с 1 февраля 2002 года. В нем определены основные понятия, относящиеся к сфере регулирования.

Доходы, полученные преступным путем - денежные средства или иное имущество, полученное в результате совершения преступления.

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления.

Финансирование терроризма -  предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения преступлений, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения преступлений.

К мерам, направленным на противодействие названным негативным явлениям, согласно Закону  о ПОД/ФТ, относятся:

- организация и осуществление внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;

- обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем6.

Обязанность осуществлять контроль Закон возлагает на организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, в том числе на кредитные организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды и др.

Согласно Закону о  противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, обязательному  контролю подлежат следующие операции:

I. Операция с денежными средствами или иным имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

1) операции с денежными  средствами в наличной форме:

- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

- покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

- приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

- получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

- внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод  на счет денежных средств, предоставление  или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами  в случае, если хотя бы одной  из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу.

В соответствии с приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361 к таким государствам относятся:

- Исламская Республика  Иран

- Корейская Народно-Демократическая  Республика;

3) операции по банковским  счетам (вкладам):

- размещение денежных  средств во вклад (на депозит)  с оформлением документов, удостоверяющих  вклад (депозит) на предъявителя;

- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением  в него денежных средств в  наличной форме;

Информация о работе Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма