Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:23, реферат
Термин "отмывание" денег впервые был использован в 80-х гг. 20го века в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначал процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги1. Предложено много определений этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 году использовала следующую формулировку: "Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение".
- перевод денежных
средств за границу на счет
(вклад), открытый на анонимного
владельца, и поступление
- зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
4) иные сделки с движимым имуществом:
- помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
- выплата физическому
лицу страхового возмещения
- получение или предоставление
имущества по договору
- переводы денежных
средств, осуществляемые
- скупка, купля-продажа
драгоценных металлов и драгоце
- получение денежных
средств в виде платы за
участие в лотерее,
- предоставление юридическими
лицами, не являющимися кредитными
организациями, беспроцентных
II. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
III. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо стороны сделки прямо или косвенно контролируются таким лицами.
Сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, предоставляются непосредственно в уполномоченный орган (федеральный орган исполнительной власти). В случае, если у работников кредитной организации в ходе реализации программ внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции совершаются с целью отмывания доходов, полученных преступным путем, они обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления, направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, перечислены ли они в законе о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.
В России таким уполномоченным органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу, к основным функциям которой относятся:
- осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
- сбор, обработка, анализ и проверка информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством РФ;
- выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- формирование перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и внесение в него изменений;
- разработка и проведение
мероприятий по предупреждению
нарушений законодательства РФ
в сфере противодействия
- направление информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований;
- создание единой
- обеспечение соответствующего
режима хранения и защиты
В целях реализации положений Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, разработаны документы на уровне Правительства РФ и Банка России, которые охватывают четыре области деятельности кредитных организаций:
1. разработка правил
внутреннего контроля в целях
противодействия легализации
2. порядок идентификации клиентов и выгодоприобретателей для выявления подозрительных клиентов и сделок;
3. порядок предоставления
сведений в уполномоченный
4. квалификационные требования к специалистам, ответственным за организацию этой работы.
Одним из самых важных приемов, посредством которого финансовое учреждение может надеяться не оказаться вовлеченным в противозаконные действия, является обеспечение для себя четкого и ясного понимание видов деятельности своих клиентов. Принятие для себя финансовыми учреждениями принципов, называемых "Знай своего клиента"7, показало себя исключительно эффективным средством заблаговременного выявления подозрительных действий со стороны таких "клиентов".
Хотя ни законодательство, ни правила этого не требуют, совершенно необходимо, чтобы финансовые учреждения принимали для себя порядок "Знай своего клиента" в качестве гарантии немедленного выявления и распознавания подозрительных действий в стенах этого учреждения или с его участием. Концепция "Знай своего клиента" по своей окончательной структуре не является детально разработанной, и в силу этого каждое финансовое учреждение может избрать для себя такой порядок, какой наиболее подходит для его конкретного вида деятельности. Тем не менее, эффективная политика "Знай своего клиента" должна быть основана, как минимум, на четком определении общих подходов руководства и на конкретном распределении ответственности.
Задачи политики "знай своего клиента":
- политика "Знай своего клиента" призвана повысить вероятность того, что финансовое учреждение действует в соответствии со всеми применимыми законоположениями и правилами и следует разумным и общепризнанным банковским подходам.
- политика "Знай своего клиента" призвана снизить вероятность того, что финансовое учреждение может стать жертвой противозаконных действий своих "клиентов".
- политика "Знай своего клиента", если она эффективна, защитит доброе имя и финансовую репутацию финансового учреждения.
- политика "Знай своего клиента" не должна ни в коей мере отрицательно сказываться на отношениях финансовой организации с ее хорошими клиентами.
Сущность политики "Знай своего клиента" :
При выработке эффективной политики "Знай своего клиента" важно помнить о том, что внешнее впечатление может быть обманчивым. Потенциальные клиенты финансового учреждения могут на первый взгляд производить впечатление вполне законопослушных, хотя на самом деле они занимаются противозаконной деятельностью посредством этого финансового учреждения. С другой стороны, финансовое учреждение может отказаться иметь дело с законопослушными клиентами, поскольку какие-то элементы их деятельности расцениваются как имеющие преступный оттенок. Не менее важно отдавать себе отчет в том, что различные влияния, оказываемые на исходно законопослушных клиентов, могут превратить их в нарушителей.
В настоящее время не существует предписанного законодательно порядка, требующего проведения политики "Знай своего клиента" или определяющего сущность такой политики. Вместе с тем, в целях выработки и проведения в жизнь реальной и приносящей подлинную пользу политики финансовыми учреждениями внедряются следующие принципы в свою практику ведения дел:
- финансовым учреждениям следует предпринимать разумно обоснованные попытки определения подлинной "личности" всех клиентов, обращающихся к банку за его услугами;
- финансовым учреждениям следует проявлять особую тщательность в определении истинных владельцев всех счетов, а также тех, кто пользуется услугами банка по безопасному хранению ценностей;
- от всех новых клиентов должны быть получены данные, указывающие на их личность;
- от тех клиентов, которые собираются заниматься крупными операциями, должны быть получены доказательства, подтверждающие или удостоверяющие их личность;
- финансовые учреждения должны обращать внимание на любые необычные операции или на операции, которые непропорциональны известной деловой деятельности клиента.
Неотъемлемым компонентом эффективной политики "Знай своего клиента" является полноценная осведомленность обо всех операциях, выполняемых клиентами соответствующего финансового учреждения. В этой связи необходимо, чтобы установленный учреждением порядок действий по принципу "Знай своего клиента" давал возможность сбора достаточной информации для формулирования "оперативного профиля" каждого из клиентов. Основополагающей задачей установления такого порядка является возможность финансового учреждения предсказывать с относительной уверенностью, какими видами операций определенный клиент будет скорее всего заниматься. На этой основе разрабатываются и реализуются внутренние системы для отслеживания фактически производимых операций, так чтобы определять случаи выполнения клиентом операций, которые не соответствуют его сформулированному "оперативному профилю".
Политика "Знай своего клиента" должна включать в себя порядок, согласно которому требуется оценка каждого клиента в тот момент, когда он устанавливает свои отношения с данным финансовым учреждением, в целях предотвращения любой возможности открытия фиктивных счетов. В дополнение к этому программа профессионального обучения и повышения квалификации сотрудников банка должна включать в себя примеры таких форм поведения или действий клиента, которые могут подсказать целесообразность проведения расследования.
Определение личности клиента
Как общее правило, деловые
взаимоотношения с финансовой организацией
не должны никогда устанавливаться
до того момента, когда личность потенциального
клиента установлена с
Индивидуальные счета
- Ни один личный счет не должен быть открыт без удовлетворительного определения личности.
- Обратите внимание на место проживания клиента или на место его работы. Если оно не расположено в зоне, которую преимущественно обслуживает данный банк или данное отделение банка, получите ответ на вопрос, почему клиент хочет открыть счет именно в данном банке или отделении.
- В качестве следующего шага позвоните клиенту по названному им телефону по его месту жительства или по месту работы, чтобы выразить клиенту благодарность за то, что он открыл счет в вашем банке. Отключенный номер телефона или отсутствие сведений о таком работнике указывают на необходимость дальнейшего выяснения.
- Продумайте вопрос об источнике средств, использованных для открытия счета. Крупные вклады наличными должны быть основанием для дальнейших вопросов.
- Если речь идет о крупных счетах, попросите у клиента отзыв (справку) из банка, услугами которого он пользовался ранее, и пошлите этому банку письмо с просьбой охарактеризовать данного клиента.
- Личность клиента может быть дополнительно установлена или проверена посредством его уже существующих отношений с данным учреждением, например, в форме получения кредита какого-либо рода, либо других взаимоотношений в связи с открытием счетов.
- Клиент может обратиться в банк по рекомендации какого-либо работника этого банка или одного из устойчивых клиентов банка. В подобном случае рекомендация сама по себе не является достаточной для определение личности клиента, но в большинстве случаев она может означать, что по отношению к такому клиенту требуется проявление меньшей бдительности, чем в иной ситуации.
Счета предприятий
- Руководители предприятия должны предоставить свидетельство его юридического статуса при открытии банковского счета.
- Проверьте наименование названного вам коммерческого предприятия в том органе, которому он обязан предъявлять свою отчетность, и проверьте справки (отзывы) ранее использовавшихся этим предприятием банков.