Процентная политика банков, бухгалтерский учет начисленных и полученных банков процентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования курсовой работы – провести анализ сущности процентной политики банка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть содержание процентной политики;
изучить бухгалтерский учет начисления процентов.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 174.00 Кб (Скачать)


Введение

 

          Актуальность. Основная общественно-экономическая функция коммерческих банков состоит в финансовом посредничестве, суть которого сводится к перемещению денежных потоков от субъектов, имеющих избыток денежных средств, к субъектам, нуждающимся в них. За выполнение этой функции банки получают доход в виде процента, который позволяет им развиваться. В свою очередь эффективность посредничества во многом определяется возможностью размещения ресурсов по ставкам, превышающим ставки заимствования, что обусловливает актуальность вопросов формирования процентной политики коммерческих банков.

Разработка каждым банком своей процентной политики, в которой  оговариваются общие подходы  в ценообразовании на оказываемые  услуги, рассчитываются и фиксируются  на определенный период времени процентные ставки по кредитам и депозитам, и ее воплощение на практике позволяет банку иметь ориентиры в ценообразовании на сегодняшний день и на некоторую перспективу, согласовать другие направления банковского менеджмента в части управления доходами и расходами, управления прибылью и т.д., что в конечном итоге обеспечивает эффективную деятельность кредитной организации в целом.

Цель исследования курсовой работы – провести анализ сущности процентной политики банка.

Развитие рыночных отношений в России, с одной стороны, создало возможности для рыночного формирования ставки процента и усиления дифференциации процентных ставок в зависимости от местонахождения банков, их типа, размера, длительности функционирования, степени развития региональной конкуренции и т.п., с другой стороны, обострило проблемы управления процентными отношениями и присущими им рисками.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть содержание процентной политики;
  2. изучить бухгалтерский учет начисления процентов.

В условиях усиления конкуренции, ужесточения законодательства, снижения общего уровня доходности на банковском рынке, снижения процентной маржи между  привлекаемыми и размещаемыми ресурсами  сохранить уровень прибыли возможно за счет роста общих оборотов и объема осуществляемых операций.

В системе экономических  отношений кредит всегда занимал  особое положение как самостоятельная  экономическая категория. Он способен ускорить общественное развитие, с  его помощью экономика и ее субъекты могут преодолевать ограниченность финансовых ресурсов, быстрее проходить стадии спада, обеспечивается устойчивое экономическое развитие. Кредитные отношения, обеспечивая хозяйственную деятельность предприятий, содействуют их развитию, увеличению объемов производства продукции, работ, услуг.

Объект исследования – определение особенностей процентной политики банка.

Предмет исследования – бухгалтерский учет начисленных и полученных банком процентов.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения.

В первой главе дано описание особенностей процентной политики банка.

Во второй главе описывается  порядок и бухгалтерский учет  начисления и выплаты процентов.

В конце работы делается вывод.

При написании курсовой работы были использованы статьи ведущих экономистов : Л.Г. Батракова, Г.Н. Белоглазова, Е.И. Кузнецова.

 

1 Процентная  политика банка: ее цели и  задачи

1.1 Содержание процентной политики

 

Начну с того, что процентная политика реализуется на двух уровнях: Банка России и коммерческих банков. На уровне Банка России национальная процентная политика должна:

  1. благоприятствовать росту экономики;
  2. сдерживать инфляцию;
  3. обеспечивать стабильность национальной валюты;
  4. обеспечить выборочную политику процентных ставок в пользу  приоритетных производств и секторов народного хозяйства.

На уровне коммерческих банков процентная политика является одним из важнейших элементов  общей политики банка и представляет собой совокупность мер в области процентных ставок по привлечению и размещению денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также направлена на обеспечение рентабельности и ликвидности банка.

На процентную политику банка оказывают влияние внешние  и внутренние факторы.

          К внешним факторам относятся:

а) состояние финансового рынка;

б) уровень инфляции;

в) спрос на банковские услуги;

г) уровень банковской конкуренции;

д) политика Банка России и Министерства финансов РФ;

е) региональная специфика;

ж) состояние социальной среды.

          К внутренним факторам относятся:

а) спектр оказываемых банком услуг;

б) квалификация и опыт персонала;

в) состав клиентов банка.

При формировании процентной политики банк учитывает, что для  различных секторов финансового рынка характерны различные величины процентных ставок.

Ставки денежного рынка, используемые при краткосрочных ссудных операциях между кредитно-финансовыми институтами (в т.ч. государственными), – это официальная учетная ставка, ставка по краткосрочным межбанковским ссудам).

Ставки рынка ценных бумаг – это преимущественно ставки доходности разнообразных облигаций в момент их эмиссии и впоследствии на вторичном рынке.

Ставки по операциям  банка с небанковскими заемщиками и кредиторами – это ставки, связанные с предоставлением и привлечением средств указанным заемщикам и кредиторам.

Процентная политика банка определяется продолжительностью разрыва между сроками освобождения, привлеченных и размещенных средств и колебаний процентных ставок, уровнем процентного риска, который выражается в опасности потерь в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых банком по привлеченным средствам, над ставками по предоставляемым ссудам.

При формировании процентных ставок по пассивным операциям банк должен учитывать следующие факторы:

  1. процентные ставки различаются в зависимости от сроков, размеров привлекаемых средств, категории клиента, валюты денежных средств и т.д.;

2) размер процентной ставки находится в зависимости от официальной     учетной ставки Центрального банка РФ и норм резервирования;

3) учитывать уровень процентных ставок по активным операциям и маржу.

         При формировании процентных ставок по активным операциям банк учитывает следующие факторы:

- официальную учетную ставку ЦБ РФ;

- конъюнктуру рынка;

- издержки привлечения средств;

- степень риска проекта;

- финансовое состояние заемщика, степень надежности, платежеспособность.

Разница между процентным доходом и расходом банка, между  процентами полученными и уплаченными есть процентная маржа. Маржа предназначена для покрытия издержек банка, рисков, включая инфляционный, для создания прибыли и покрытия договорных скидок.

Абсолютная величина маржи может рассчитываться как  разница между общей величиной  процентного дохода и расхода  банка, а также между процентным доходом по отдельным видам активным операций и процентным расходом, связанных с ресурсами, которые используются для этих операций.

Достаточная маржа может  рассчитываться на основе фактических  данных за истекший период и прогнозных величин на планируемые периоды. Расчет прогнозной достаточной маржи необходим для формирования договорной процентной ставки на предстоящий период. Минимально необходимый размер процентной ставки по активным операциям складывается из достаточной маржи и реальной стоимости ресурсов с учетом инфляции.

Отмечу, что сравнение коэффициента фактической маржи по отдельным активным операциям позволяет оценить реальную доходность / рентабельность направлений деятельности банка.

 

1.2 Построение эффективной процентной политики коммерческого банка

 

          Эффективность работы коммерческого банка во многом зависит от того, насколько эффективна его процентная политика. Процентную политику банка на практике обычно рассматривают с точки зрения максимизации его доходов. Это может быть достигнуто различными способами, в том числе:

а) путем дальнейшего развития и совершенствования существующих форм и методов взимания процента, чтобы устанавливаемая ставка процента, во-первых, учитывала ситуацию на рынке банковских услуг, во-вторых, наиболее полно отражала условия договора между банком и клиентом, и, в-третьих, обеспечивала рентабельную работу банка;

б) путем увеличения объема получаемых процентных доходов за счет расширения круга выполняемых банком операций.

         Основной целью процентной политики банка является обеспечение максимального финансового результата от проведения банковских операций, связанных с привлечением и размещением денежных средств.

         Поставленная цель достигается в ходе решения двух взаимосвязанных задач, а именно – задачи максимизации процентного дохода от размещения денежных средств и минимизации процентных расходов в результате привлечения ресурсов.

Размещение и привлечение  ресурсов осуществляется в ходе проведения конкретных операций, предусмотренных  действующими банковскими лицензиями. Соответственно, и процентная политика банка тесно связана с депозитной и кредитной политикой, реализуемой им.

Депозитная политика банка представляет собой банковскую политику по привлечению средств  в депозиты и эффективному управлению ими. Депозитная политика коммерческого банка – это стратегия и тактика банка по привлечению средств вкладчиков и других кредиторов и определение наиболее эффективной комбинации источников средств для данного банка. Целью депозитной политики является удовлетворение нужд ликвидности банка путем активного изыскания заемных средств по мере необходимости. В связи с этим расширяются возможности получения прибыли, но это связано и с риском, который следует учитывать (в основном это соотношение между привлеченными средствами и доходами, которые можно получить при использовании депозитов).

Процентная политика банка в вопросах привлечения  ресурсов тесно переплетается, как  с процентной политикой в области  размещения ресурсов, так и с депозитной политикой банка.

При формировании процентной политики банка в области привлечения  ресурсов выделяются такие понятия как «объем привлеченных средств» и «реальный объем привлеченных средств к размещению», «стоимость привлеченных средств» и «реальная себестоимость этих средств для банка».

Такое ранжирование необходимо как для правильного определения суммы средств, которая реально может быть размещена, так и для расчета минимально допустимой процентной ставки при размещении этих средств, при которой сама сделка будет прибыльной.

Для процентной политики банка в вопросах привлечения  ресурсов более важны понятия, учитывающие ряд дополнительных факторов, влияющих на реальную стоимость привлеченных банком денежных средств, такие как:

1) Нормы отчислений в фонд обязательных резервов, установленные ЦБ РФ и различающиеся для конкретных категорий ресурсов;

2) уровень операционных расходов банка, связанных с привлечением и обслуживанием клиентов;

3) расходы на рекламу;

4) отвлечение части средств из оборота на операции, не приносящие дохода;

5) сроки и размер привлечения средств, режим начисления и выплаты по ним процентов;

6) временной лаг между датами привлечения и размещения средств;

           Основными принципами проводимой банком процентной политики в области привлечения ресурсов является обеспечение минимального уровня затрат, связанных с привлечением денежных средств, при условии поддержания оптимального объема и оптимальной структуры пассивов (по срокам, по валюте).

         Процентная политика банка в  вопросах привлечения ресурсов, также как и депозитная политика, строится в зависимости от:

  1. субъектов депозитных отношений (в отношении физических и юридических лиц);
  2. сроков привлечения ресурсов (краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная процентная политика);
  3. цели привлечения (для инвестирования, кредитования, поддержания текущей ликвидности);
  4. агрессивности в вопросах привлечения ресурсов и связанных с этим вопросом ценовой политики и степени риска проводимых операций.

         При проведении процентной политики  банка в области привлечения  ресурсов учитываются следующие  принципы:

а) принцип дифференциации процента в зависимости от срока хранения и размера сбережений;

б) принцип «социальной» дифференциации по вкладам;

в) принцип обеспечения рентабельности банковской деятельности;

г) принцип сохранения и защиты сбережений вкладчиков.

         При рассмотрении вопроса установления процентных ставок по депозитам населения следует учитывать, что он является лишь частью глобальной проблемы формирования процентной политики банка, поскольку сбережения населения – это часть привлеченных кредитных ресурсов, а следовательно, всякое изменение процентных ставок по депозитам приведет к изменению стоимости кредита.

Информация о работе Процентная политика банков, бухгалтерский учет начисленных и полученных банков процентов