Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:51, реферат
Понятие "финансовые преступления" является в большей мере криминалистическим понятием, под которое подпадает весьма обширная группа различных видов преступлений, имеющих сходство в их криминалистических чертах (криминалистической характеристике), в частности, в особенностях предмета посягательства, в структуре способа и обстановки их совершения, в типологических особенностях личности правонарушителей. Данным понятием в основном охватываются составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом РФ в ст. 159, 160, 171, 172, 173, 176, 177, 185, 186,
187,193,195,196,197,272.
I. Введение.
II. Преступления в сфере финансово-кредитных отношений.
1) Мошенничество.
2) Преступления, совершаемые при проведении расчетных операций.
3) Хищения.
4) Задержки, неперечисления налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
5) Средства, незаконно перемещенные за границу.
6) Банковская деятельность без лицензии. Отмывание денег.
III. Методы борьбы с преступлениями в сфере финансово-кредитных отношений.
IV. Заключение.
V. Литература.
4) Задержки, неперечисления налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Отдельно следует рассмотреть проблему задержки, неперечисления банками клиентских и налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды и хищений денежных средств. Преступления такого рода основаны на сдаче платежных поручений в "проблемные" банки, не имеющие денежных средств на корреспондентских счетах. Так, в УВЛ Хабаровского края расследуется уголовное дело в отношении руководителя КБ по факту хищения денежных средств в сумме 73,8 млн. руб., предназначенных для погашения задолженности федеральному бюджету.
Имеют место аналогичные факты неперечисления в бюджет других платежей. В настоящее время расследуется уголовное дело в отношении руководителей коммерческих банков по фактам неперечисления в бюджет акцизных сборов на 280 млн. руб. и присвоения ликероводочной продукции на
126 млн. руб. По оперативной информации БЭП, в преступную деятельность были вовлечены руководители предприятий - недоимщиков девяти регионов России.
Имеют место и факты задержки бюджетных средств на счетах коммерческих банков, что дает возможность банкам по сговору с получателями средств иметь значительные суммы. Так, предоставленный Минфином РФ правительству
Дагестана кредит в размере 20,8 млрд. руб. находился в коммерческих банках
"Московский национальный банк" и "Московский трастовый банк" 283 дня. В соответствии с ч.1 ст.395 ГК РФ коммерческие банки должны были перечислить на счет республиканского бюджета Дагестана, исходя из ставок рефинансирования Центробанка России, 21,4 млн. руб., что сделано не было.
Таким образом, злоупотребление банковскими работниками своими полномочиями является одним из основных условий совершения банковских преступлений, квалифицируемых по различным статьям Уголовного кодекса.
5) Средства, незаконно перемещенные за границу.
Начало формы
Чрезвычайно актуальной является проблема выявления и пресечения
невозврата валютных средств, незаконно перемещенных за границу. Банк,
являясь частью финансовой инфраструктуры, связан корреспондентскими
отношениями не только внутри, но и за пределами России. Используя легальные
финансовые технологии, преступники переводят значительные средства за
границу. Банк в этом процессе - основной канал "перекачки" денежных средств
на счета банков других стран. Для перевода денег за границу используются
международные расчетные системы, оффшорные зоны поддельные банковские и
таможенные документы, проводятся фиктивные экспортно - импортные операции.
Так, Дьяконова, работая главным бухгалтером совместного российско-
норвежского предприятия <СП) и зная в силу этого порядок осуществления
валютных операций, вступила в преступный сговор с Брейдо, направленный на
завладение денежными средствами филиалов акционерного банка путем
представления подложных документов о перечислении денежных средств для
покупки валюты на счета этих филиалов.
Используя подложные регистрационные и учредительные документы
(которые были утеряны владельцем), Блинова С.Е. представила в филиал АБ эти
документы, на основании чего были открыты текущий и транзитный валютные
счета СП и заключен Договор о совершении операции с валютными средствами в интересах клиента. Наряду с этим она представила сотрудникам банка
заявление на перевод 87.200 долларов США от СП в адрес зарубежной фирмы,
подложные паспорт импортной сделки между СП и зарубежной фирмой и контракт между данными предприятиями. Выполнив совместно с Брейдо Б.А. вышеуказанные подготовительные действия, с целью хищения денежных средств АБ, Дьяконова, не имея намерения и реальной возможности перечисления денежных средств на покупку валюты, посредством факсимильной связи передала из помещения филиала АБ в адрес другого филиала того же банка факсимильную копию изготовленного ею подложного платежного поручения о перечислении на рублевый счет филиала АБ для покупки валюты денежные средства с расчетного счета СП. Введенные в заблуждение мошенническими действиями Дьяконовой, сотрудники филиала банка сняли со счета филиала рублевую сумму, 87.200 долларов США и, согласно заявлению от СП, перевели эти валютные средства на счет зарубежной фирмы.
Следует отметить, что рост разного рода мошенничеств, связанных с
использованием фальсифицированных документов, стал возможным благодаря
массовому использованию цветной множительной техники коммерческими
структурами.
Большие расхождения, даже в официальных оценках, как считают
экономисты РАЕН, являются следствием не всегда обоснованных методик,
применяемых для определения масштабов такого бегства. С целью преодоления
соответствующих неточностей, по их мнению, целесообразно в основу расчетов
положить методику, применяемую Всемирным банком.
К числу основных причин массированного бегства капитала из России, по
мнению экономистов, относятся:
всеобщее недоверие населения к отечественной валюте и в связи с этим
- долларизация российской экономики;
стремление не столько к коммерческой выгоде, сколько к сохранению
капитала, и лишь во вторую очередь - иметь безопасные условия для
использования этого капитала; недостаточность законодательного регулирования операций по вывозу капитала, а также слабая эффективность валютного и экспортного контроля. В связи с этим лицензированный вывоз капитала из России в десятки раз уступает нелегальному "бегству" капитала за пределы страны. Установление экономических причин, приведших к такому положению, легло в основу построения схем опросов экспертов из числа сотрудников правоохранительных органов. В результате были названы следующие наиболее существенные причины:
противоречивое нормативно-правовое регулирование внешнеэкономических отношений, выраженное в отсутствии четко сформулированной государственной
стратегии в отношении статуса субъектов внешнеэкономических отношений и
порядка осуществления их внешнеэкономической деятельности (87%);
неурегулированность деятельности совместных с инофирмами предприятий
на территории РФ, а также самих инофирм, их филиалов и представительств
(62%);
отсутствие комплексного контроля со стороны государства (а также
Центрального банка России) за коммерческими каналами, по которым
осуществляются платежные операции участников внешнеэкономической деятельности (55%);
наличие криминальной психологии населения как результата резкого
социального расслоения общества (и вследствие этого - усиления
профессионализма преступных элементов, специализирующихся на полулегальных посреднических видах теневого бизнеса в сфере экономики) (48%);
активизация зарубежных криминогенных сообществ, специализирующихся
на финансовых махинациях в сфере международной торговли (45%).
6) Банковская деятельность без лицензии. Отмывание денег.
Помимо традиционных банковских операций получили широкое
распространение "подпольные" банковские операции. В нашей стране они стали
использоваться в начале 90-х годов. В структуре криминальных банковских
операций имеют место следующие виды:
банковская деятельность без лицензии (включая незаконные валютные
операции); участие в отмывании денежных средств, полученных незаконным
путем, а также в кредитовании криминальных видов деятельности.
Значительный урон банковской системе, ее нормальному функционированию
наносят действия по осуществлению банковской деятельности без регистрации
или специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий
лицензирования, которых за 1999 г. выявлено 43. При этом государству
нанесен ущерб в сумме более 184 млн. руб.
В 1999 г. в банковской системе выявлено 273 преступления,
предусмотренных ст. 174 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем". Так, в Москве была
разоблачена деятельность афганской преступной группировки, осуществлявшей
через московский акционерный банк легализацию денежных средств, полученных от контрабанды драгоценных камней и наркотиков. Оперативным путем установлены и задокументированы международные связи преступного
сообщества. Выявлены 5 банков, созданных для отмывания денежных средств,
располагавшихся в Нью-Йорк (США), Галифакс (Канада), Дубаи (ОАЭ), Вена
(Австрия) и в Гамбург (Германия). Доказано отмывание денежных средств на
сумму около 40 млн. долларов США. На основе материалов, выделенных из
расследуемого в г. Москве уголовного дела, возбуждены 3 дела по фактам
отмывания денежных средств в городах Берлин, Гамбург и Бремен. По
подозрению в совершении данных преступлений криминальной полицией Германии были задержаны 14 выходцев из Афганистана.
Возможность легализации незаконных доходов создает предпосылки для
вложения преступных капиталов в воспроизводство преступности. Таким
образом, банковская система используется для осуществления нового
криминального феномена -финансирования преступной деятельности. Например,
расследование уголовного дела в отношении 16 человек, которые с помощью
фиктивных ценных бумаг, подложных гарантийных писем банков, неликвидных
векселей АОЗТ Акцептный Дом "Единые энергетические системы" совершили
хищение, проводя мошеннические операции в Москве, Краснодарском крае,
Нижегородской и Самарской областях, республике Саха - Якутия, других
регионах России, на Украине. Денежные средства направлялись на личные счета
в банки США и Германии и на содержание преступного сообщества, подкуп
должностных лиц, организацию заказных убийств.
Как считает большинство экспертов, средства, полученные от
преступного бизнеса, отмываются следующими способами:
а) вкладываются в уставные фонды банков и небанковских учреждений,
осуществляющих операции с ценными бумагами и денежными вкладами населения -
23%;
б) вкладываются в уставные фонды совместных предприятий (18%);
в)вкладываются в недвижимость (22%).
г) конвертируются в твердые валюты и переводятся на счета зарубежных
банков. Часть денег, полученных от масштабных преступлений и
экспортированных за рубеж, "оседает" на личных счетах (37 %);
Нередко эти средства "смешиваются" с легитимными доходами от работы
казино, торговых домов и т.д.
Зарегистрированы также случаи легализации денежных средств и
имущества, незаконными приобретателями которых являлись организованные
преступные группы и сообщества. За два прошедших года было установлено
более 120 преступных групп, пытавшихся легализовать свои доходы.
Соответственно, удельный вес к общему объему выявленных преступлений в виде легализации составил 12,9%. В то же время, по оценкам респондентов, в поле зрения правоохранительных органов попадает менее 2% "отмываемых" средств. Еще меньший объем средств (примерно 30% от выявленного) в силу возникающих процессуальных сложностей был изъят в доход государства или стал предметом наложения ареста
III. Методы борьбы с преступлениями в сфере
финансово-кредитных отношений.
Как показывает практика, положительных результатов можно добиться за
счет поиска и выработки новых подходов не только к организации, но и
тактике выявления рассматриваемых преступлений, основанной на знании
нормативных основ функционирования кредитно-финансовой системы, механизма осуществляемых финансовых операций, особенностей правового оформления договорных отношений. Вышеизложенное позволяет нам делать вывод, что к наиболее существенным мерам в этом направлении относятся:
— скоординированная борьба с нарушениями в финансово-банковской
системе кок на территориальном и региональном, так и на республиканском
уровнях;
— сплошная проверка банков, расположенных на обслуживаемой
территории, с целью фиксации и выявления фактов нарушений;
— уделяя при этом особое внимание раскрытию и расследованию
преступлений, совершаемых служащими органов власти и управления, народными депутатами, с использованием должностных полномочий по распоряжению средствами государственного бюджета, на выявление их коррумпированных связей, а также на факты взяточничества со стороны руководства и служащих ЦБ и других органов государственного управления;
— создание специализированного банка данных о занимающихся данными
операциями банках и организованных преступных формированиях;
— повышенный контроль банковских операций с участием иностранных
представителей и банков.
Прогрессирующая криминализация экономики, как отмечает АЛ,
Кузнецов[3], во многом стала возможной из-за отсутствия в масштабах
государства четкой программы предупреждения экономической преступности. Для защиты кредитно-финансовых отношений от криминального влияния необходимо:
а) сосредоточить основные усилия на оперативном прикрытии сфер
финансово-кредитных отношений;
б) обеспечить своевременный сбор, всестороннее изучение и обобщение
информации, связанной с состоянием, тенденциями и прогнозированием развития
криминальной ситуации в экономике;
в) совершенствовать формы и методы получения анализа и реализации
информации о противоправных сделках, создании в преступных целях фирм-
однодневок;
г) наращивать уровень и эффективность взаимодействия с
государственными органами, осуществляющими защиту экономических интересов
государства и прав потребителей, а также службами безопасности
хозяйственных субъектов.
Складывающаяся обстановка позволяет сделать вывод, что в ближайшей
перспективе даже при самом благополучном развитии ситуации в силу
определенной инерции социальных процессов, прогнозируется дальнейший рост
экономической преступности, усиление ее дестабилизирующего воздействия на
экономическую сферу.
В целях обеспечения экономической безопасности необходимо:
— разработать государственную программу предупреждения преступности в
кредитно-финансовой сфере;
— разработать государственную программу совершенствования
деятельности контролирующих органов, укрепить материально-техническое
обеспечение, повысить социальную и правовую защищенность их сотрудников.
С необходимостью сосредоточения сил на борьбе с тяжкими
преступлениями следует сделать акцент на осуществление оперативно-розыскной профилактики. Крупномасштабные профилактические меры играют решающую роль в предотвращении финансовых афер с возможными крайне негативными последствиями для государства и общество.
Подводя итог сказанному, необходимо еще раз отметить, что
экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает
инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает госбюджет
значительной части доходов, обостряет все существующие экономические
проблемы. Только борьба с нею всех ветвей государственной власти может
стать залогом успеха происходящих в России преобразований.
Резкий всплеск экономической преступности в период реформирования
общества обусловлен рядом факторов. Это несовершенство выбранной схемы
перехода к рынку, глубочайший социально-экономический кризис, деформация
общественной морали, просчеты в государственном регулировании хозяйственной сферы, экономический романтизм юридических и физических лиц и т.п. Как показывает практика, положительных результатов можно добиться за счет поиска и выработки новых подходов не только к организации, но и
тактике выявления рассматриваемых преступлений, основанной на знании
нормативных основ функционирования кредитно-финансовой системы, механизма осуществляемых финансовых операций, особенностей правового оформления договорных отношений. Одними лишь силами правоохранительных и иных органов государственной власти и управления стабилизация и снижение уровня экономической преступности крайне сложно. Их необходимо сочетать с
совершенствованием уголовного и банковского законодательства и мерами по
формированию нравственною правового экономического сознания населения.
Важно укрепление финансово-экономического контроля, обеспечение
неотвратимости установленной законом ответственности за экономические
преступления.
И только в этом случае можно говорить о возможности влияния на
предупреждение и вытеснение преступлений из экономической сферы,
обеспечении экономической безопасности страны.
Экономическая преступность в значительно большей степени, чем
уголовная, способна составлять уровень жизни значительной части населения,
формировать полукриминальный авторитет.
По своей природе она носит почти полностью организованный характер.
Причем если организованная преступность в большинстве зарубежных стран
контролирует лишь преступные источники доходов — игорный и наркобизнес,
проституцию, рэкет, торговлю оружием, то в России, как отмечалось, оно
властвует практически над всей экономикой.
Криминальная ситуация в экономике достигло такого предела, когда
необходимость ее изменения приобрело стратегическую значимость.
Поэтому эта проблема является в России одной из самой актуальнейших.
Рост преступности в сфере экономики в дальнейшем может
приостановиться при условии наращивания активности в правоохранительных
органов и стабилизации экономической ситуации.
В работе были изложены основные виды преступлений в сфере финансово-
кредитных отношений, были даны конкретные примеры правонарушений, а также были перечислены меры для сдерживания развития криминализации.
V.Список использованных источников
1. Аминов Д., Ларичев В., Гильмутдинов А. Обзор современной банковской
преступности и практики борьбы с нею. / Законодательство и экономика. 2000
№8. С.42-48.
2. Бекмурзин М.С. Преступность в кредитно-экономической сфере и
основные направления борьбы с ней. / «Банковское право». 2000 №1.
С.44-51.
3. А.П. Коротков. Уголовно-правовой анализ и статистика незаконной
банковской деятельности. / Законодательство и экономика. 2001 №3. С.14-19.
4. В.Д. Ларичев. Банковские преступления. / Уголовной право. 1998 №1. С.106-
113
5. В.Д. Ларичев. Уголовная ответственность за незаконное получение кредита
и меры по его предупреждению в банковской практике/ Законодательство и
экономика. 1997 №3-4. С.14-26.
6. А.М. Плешаков. Преступные способы уклонения от погашения долга,
мониторинг кредита и уголовная ответтсвенность. / Законодательство и
экономика. 1997 №5-6. С.47-52.
7. Н.П. Яблоков. Криминалистическая характеристика финансовых преступлений.
8. Н.П. Яблоков. Основы методики расследования финансовых преступлений. /
Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 1996 №2. С.3-17.
-----------------------
[1] Порядок реструктуризации банков, регулируется ФЗ «О реструктуризации
кредитных организаций» от 8 июля 1999г. №144-ФЗ и другими нормативными
актами Банка России.
[2] Законодательство и экономика №8, 2000. С.43
Информация о работе Преступления в сфере финансово-кредитных отношений