Денежно-кредитная сфера

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:55, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: глубоко и всесторонне проанализировать по¬ложение дел в де-нежно-кредитной сфере, уточнить задачи и пути их решения. Для достиже¬ния поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач. Раскрыть понятие и сущность банков¬ской системы. Проанализировать процессы зарож¬дения и становления банковской системы. Дать развернутую оценку советской банковской системе. Проанализировать пе¬реход в 1991 году к двухуровневой сис¬теме и её развитие с 1991 по 2001 год. Наметить пути повышения стабильности бан¬ковской системы. Выработать сценарии дальнейшего развития банковской системы.

Файлы: 1 файл

Реферат Банковская система, финансы это стержень эконо-мики, это.doc

— 462.50 Кб (Скачать)


Реферат

Банковская система, финансы - это стержень экономики, это кровеносная система страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфляции, девальвация, дефицит иностранной валюты, множественность курсов, отрицательные процентные ставки по кредитам и депозитам, рост проблемных кредитов, снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Все это непростые экономические вопросы, но на них необходимо найти практические ответы. Задачи повышения эффективности работы банковской системы в современных условиях приобретают особое значение и актуальность.

Цель данной работы: глубоко и всесторонне проанализировать положение дел в денежно-кредитной сфере, уточнить задачи и пути их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач. Раскрыть понятие и сущность банковской системы. Проанализировать процессы зарождения и становления банковской системы. Дать развернутую оценку советской банковской системе. Проанализировать переход в 1991 году к двухуровневой системе и её развитие с 1991 по 2001 год. Наметить пути повышения стабильности банковской системы. Выработать сценарии дальнейшего развития банковской системы.

Предмет данного  исследования - это существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения теоретической или практической проблемы. В отличие от объекта исследования, содержание которого не зависит от субъекта, предмет исследования является результатом взаимодействия субъекта и объекта познания. Объектом исследования является банковская система. Основные результаты исследования показывают, что банковская система Республики Беларусь  находится в процессе становления. Практическая значимость и апробация результатов исследования характеризуется  тем, что в работе  намечены пути повышения стабильности банковской системы и выработаны сценарии дальнейшего развития.  Областью возможного применения результатов исследования является деятельность Национального банка, коммерческих банков Республики Беларусь, зарубежных банков, органов государственного управления.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Банковская система, финансы - это стержень экономики, это кровеносная система страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфляции, девальвация, дефицит иностранной валюты, множественность курсов, отрицательные процентные ставки по кредитам и депозитам, рост проблемных кредитов, снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Это далеко не полный перечень обозначившихся негативных тенденций, которые, по крайней мере, действуют угнетающе на нашу экономику. Все это непростые экономические вопросы, но на них необходимо найти практические ответы. Задачи повышения эффективности работы банковской системы в современных условиях приобретают особое значение.

Обеспечивая концентрацию и перелив финансовых ресурсов, банковская система питает и стимулирует развитие экономики государства. От ее работы во многом зависит результативность проводимой экономической политики, а в конечном итоге - экономическое положение государства в целом.

Чтобы объективно оценить эффективность банковской системы, нужно, очевидно, исходить из следующих критериев и целевых установок. Необходимо определить, содействует ли сложившаяся банковская система задачам экономического роста, достижения финансовой и макроэкономической стабилизации, увеличения инвестиций и сбережений населения, в состоянии ли она обеспечить укрепление национальной платежной системы, достижение мировых стандартов в области банковских операций, эффективное развитие финансовых рынков.

Важность проблем, связанных  с повышением эффективности работы банковской системы, связана прежде всего со структурными особенностями экономики нашего государства. Поскольку основу экономического потенциала Беларуси составляет промышленный комплекс, крупные и весьма крупные, даже по мировым меркам, предприятия и объединения, перспективы их развития связаны с модернизацией и техническим перевооружением, а это требует существенных инвестиций, прокредитовать которые обязана вся наша банковская система.

В значительных инвестициях нуждаются сельское хозяйство, строительство да и транспорт. Поэтому мобилизация, направление денежных ресурсов прежде всего в реальный сектор, отбор и стимулирование приоритетных проектов и программ, - а они определены, - важнейшая задача банков.

В банковский оборот должны быть вовлечены все накопления - и населения, и субъектов хозяйствования. Достаточны ли для этого мощности нашей банковской системы? Данные свидетельствуют, что нет.

В частности, отношение собственного капитала банков Беларуси к валовому внутреннему продукту составляет чуть больше 3%, в то время как в России - более 5%, в Польше - более 5%, в Чехии - за 8%.

Повышение финансового  потенциала банковской системы, наращивание банковских ресурсов - задача первостепенной важности. Развитие банковской системы должно вести к разумной специализации банков, обладающих значительными финансовыми ресурсами, достаточными для финансирования государственных и, прежде всего, инвестиционных программ и проектов. Именно с этих позиций мы будем оценивать работу наших банков и банковской системы в целом.

Банковский сектор будет  оставаться важнейшим звеном, через  которое НБ РБ оказывает воздействие на реальный сектор экономики. С учетом ключевых принципов эффективного банковского надзора, определенных Базельским комитетом по  банковскому надзору, Национальный банк, вероятнее всего, продолжит работу по внедрению в практику надзорной деятельности общепринятых в мировой банковской практике подходов к регулированию банковских рисков, в том числе на консолидированной основе, по дальнейшему совершенствованию и приближению к международным стандартам учета, бухгалтерской и финансовой отчетности банков, а также по разработке требований по формированию резервов дополнительно под любые потенциальные потери банков.

Это потребует от всей банковской системы ориентировать  деятельность в вопросах пруденциальных норм на стандарты международного бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Предполагается, что на ближайшую перспективу банковская система, Республики Беларусь сохранит двухуровневую структуру и будет состоять из НБ РБ и коммерческих банков различных видов, зарегистрированных в установленном порядке, различающихся по видам собственности, по способу формирования уставного капитала, по территории деятельности, по отраслевой ориентации и по видам совершаемых операций.

Рынок банковских услуг  в Республике Беларусь сохранит небольшое  количество системообразующих банков и однородность предоставляемых услуг. На 6 крупнейших банков республики в настоящее время приходится 87-92% всех доходных активов и платных пассивов банковской системы:

АСБ    «Беларусбанк»    (35-38%),    Белагропромбанк    (20-22%), Белпромстройбанк (15%), Белвнешэкономбанк (8%), Приорбанк (7%), Белбизнесбанк (6%).

В сегодняшней  непростой ситуации необходимо добиться максимальной рационализации в использовании денежных средств, в первую очередь валютных, укрепить национальную валюту. Нужно эффективно использовать денежные ресурсы, умело, селективно проводить кредитную политику. Еще одна проблема, которая до сих пор не решена в полной мере, - валютный контроль. Значительная часть валютной выручки "утекает" за рубеж, в теневой оборот. В стране должна быть создана эффективная система валютного контроля.

Все вышесказанное предопределило выбор темы и обусловило ее актуальность. Цель данной работы: глубоко и всесторонне проанализировать положение дел в денежно-кредитной сфере, уточнить задачи и пути их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

  • Раскрыть понятие и сущность банковской системы.
  • Охарактеризовать взаимоотношения Национального банка с коммерческими банками
  • Проанализировать процессы зарождения и становления банковской системы.
  • Дать развернутую оценку советской банковской системе.
  • Проанализировать переход в 1991 году к двухуровневой системе и её развитие с 1991 по настоящее время.
  • Наметить пути повышения стабильности банковской системы.
  • Выработать сценарии дальнейшего развития банковской системы.

 

1.Общая характеристика банковской системы.

    1. Понятие и сущность банковской системы

Банковская система — совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный исторический период; составная часть кредитной системы (5,с.316). Экономические и правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Законом Республики Беларусь "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь", законом Республики Беларусь "О Национальном банке Республики Беларусь", другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь (5,с.317). Действие законов распространяется на кредитные учреждения, расположенные на территории Республики Беларусь, т. е. на всю кредитную систему. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального банка Республики Беларусь и коммерческих банков.

Различают по крайней мере два понятия кредитной  системы (2, с.4):

1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональный аспект);

2) совокупность  кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих  свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональный аспект).

В первом аспекте  кредитная система представлена банковским, государственным, коммерческим, потребительским, лизинговым, ипотечным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования.

Коротко рассмотрим эти виды кредитов применительно к Беларуси.

Выдача банковского кредита  Национальным банком регламентируется Законом Республики Беларусь "О  Национальном банке Республики Беларусь", принятом 14 декабря 1990 г., Положением Национального банка РБ от 7 апреля 1995 года № 519 о банковском кредите (2,с.4). Обычно Национальный банк РБ и его учреждения не осуществляют кредитование хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Банковский кредит может быть прямым и косвенным. Прямые кредитные отношения (без посредников, где в качестве заемщика выступает банк) являются преобладающими. Косвенное банковское кредитование, т.е. предоставление ссуды заемщику через посредника, применяется более ограниченно.

По длительности использования  кредиты могут быть краткосрочными (до года) и долгосрочные (свыше года).

Государственный кредит отражает кредитные отношения  по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов (2,с.6). Кредиторами выступают физические и юридические лица. Заемщиком — государство в лице его органов (Министерства финансов Республики Беларусь, других республиканских и местных органов). Эта форма кредита позволяет заемщику привлечь дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления денежной эмиссии.

Государственный кредит используется также в качестве одной из мер стабилизации денежного обращения. В условиях высокой инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.

В зависимости от заемщика государственный кредит бывает централизованный и децентрализованный. В первом случае в качестве заемщика выступает Центральный финансовый орган государства (Министерство финансов Республики Беларусь), во втором — местные органы власти.

По месту получения  кредиты подразделяются на внутренние и внешние займы.

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают: государственные облигационные и безоблигационные займы. К числу последних относятся различного рода казначейские обязательства, векселя, кредитование Центральным банком государственного бюджета.

Характерным для внутреннего  государственного кредита Республики Беларусь является такая форма, как кредитование Национальным банком государственного бюджета. Национальный банк может предоставлять правительству республики, местным органам власти кредиты, обеспеченные долговыми обязательствами на предъявителя. Вместе с тем, если в годовом балансе Национального банка стоимость его активов не соответствует сумме его обязательств, капитала и резервов. Министерство финансов Республики Беларусь представляет Национальному банку РБ долговые обязательства в виде ценных бумаг на предъявителя, выпущенных правительством республики в сумме, необходимой для ликвидации дефицита. Погашение этих долговых обязательств производится за счет прибыли Национального банка.

Государственный кредит формирует  часть государственного внутреннего  долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита (2,с.6). Обслуживание государственного долга поручено Национальному банку.

Коммерческий кредит представляет собой кредитную сделку между  двумя предприятиями — продавцом (кредитором) и покупателем (заемщиком).

Банки играют важную роль в экономике. Они обеспечивают аккумуляцию  временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и др. и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сфере использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производств, строительство жилья и др.(5,с.317). Банки способствуют экономии общественных издержек обращения, способствуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам, переводом денег, выпуском кредитных орудий обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек, сертификатов и др.). Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки. Денежно-кредитная политика осуществляется непосредственно через Центральный банк и воздействует на его отношения с коммерческими банками и остальными звеньями кредитной системы. Банки опосредствуют воздействие этой политики на другие сферы национальной экономики.

Информация о работе Денежно-кредитная сфера