Денежно-кредитная сфера

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:55, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: глубоко и всесторонне проанализировать по¬ложение дел в де-нежно-кредитной сфере, уточнить задачи и пути их решения. Для достиже¬ния поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач. Раскрыть понятие и сущность банков¬ской системы. Проанализировать процессы зарож¬дения и становления банковской системы. Дать развернутую оценку советской банковской системе. Проанализировать пе¬реход в 1991 году к двухуровневой сис¬теме и её развитие с 1991 по 2001 год. Наметить пути повышения стабильности бан¬ковской системы. Выработать сценарии дальнейшего развития банковской системы.

Файлы: 1 файл

Реферат Банковская система, финансы это стержень эконо-мики, это.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

Началом коренной реформы  банковской деятельности послужило постановление СНК СССР от 30 января 1930 г. "О кредитной реформе", которым был запрещен коммерческий кредит (получивший широкое распространение в годы нэпа). Он заменялся прямым банковским кредитованием. Постановлением был завершен начатый в 1927-1928 гг. процесс сосредоточения краткосрочного кредитования в Госбанке. Отныне последнему передавались все краткосрочные кредитные операции, сохранившиеся к тому времени в других банках. Помимо этого, постановлением ликвидировались все филиалы Всероссийского и Всеукраинского кооперативных банков, а их клиентура передавалась Госбанку.

В итоге в лице Госбанка был создан единый центр краткосрочного кредитования. Правда, было сделано одно временное отступление, коснувшееся сельскохозяйственного кредита. Вследствие высоких темпов коллективизации действовавшая до той поры система сельскохозяйственного кредита потребовала существенных преобразований, главным образом переориентирования на обслуживание крупных коллективных хозяйств. Реорганизация сводилась к следующему. Постановлением от 30 января 1930 г. Центральный сельскохозяйственный банк преобразуется во Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк (63,с.6). В филиалы последнего превращаются республиканские, краевые и областные сельскохозяйственные банки. Низовым звеном системы сельскохозяйственного, кредита стали сельскохозяйственные кредитные товарищества.

Однако период деятельности кредитной кооперации оказался непродолжительным. В условиях массовой коллективизации индивидуальных крестьянских хозяйств было решено отказаться от услуг кредитной кооперации. С начала 1931 г. кредитно-расчетное обслуживание колхозов передали государственной банковской системе. На базе 1800 районных кредитных товариществ были созданы филиалы Госбанка, вследствие чего сеть низовых учреждений Государственного банка значительно возросла.

Заключительным аккордом реорганизации банков под командно-административную систему явилось постановление ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. "Об организации специальных банков долгосрочных вложений". Им был завершен начатый в 1927-1928 гг. и продолженный в 1930 г. процесс превращения специальных банков в банки долгосрочных вложений. При этом они сохраняли ведомственную подчиненность. Так, БДК был подчинен ВСНХ, Всекобанк - Центросоюзу и т.д. Каждый специальный банк в индивидуальном порядке разрабатывал свою систему финансирования и контроля. Между тем крепнувшая командно-административная система требовала максимально высокой степени концентрации в одних руках процесса управления финансовыми ресурсами государства.

Во второй половине 50-х годов  серьезные преобразования коснулись специальных банков. Суть преобразований сводилась к сокращению количества банков. С января 1957 г. прекратил операции Торгбанк, что было вызвано прежде всего тем, что несколько ранее была ликвидирована промысловая кооперация, предприятия которой составляли значительную часть клиентуры данного банка. Оставшуюся клиентуру передали Цекомбанку и Сельхозбанку.

Спустя некоторое время  Сельхозбанк и Цекомбанк с системой коммунальных банков также были упразднены (указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. "О реорганизации системы банков долгосрочных вложений"(38,с.214). Функции упраздненных банков были переданы Госбанку и Промбанку, причем последний был реорганизован во всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк СССР. Все долгосрочные операции, выполнявшиеся Цекомбанком и местными коммунальными банками, перешли к Стройбанку, а операции по краткосрочному кредитованию и осуществление расчетно-кассовых операций коммунальных предприятий и организаций жилищного хозяйства были переданы отделениям Госбанка.

Также Госбанку были переданы практически все операции ликвидированного Сельхозбанка. Исключение составили операции но финансированию капитальных вложений в хлебопродуктовые предприятия и организации, перешедшие к Стройбанку. Таким образом, Сельхозбанк, длительное время являвшийся отраслевым банком долгосрочных вложений, оказался включенным в состав Госбанка, который с конца 20-х годов формировался исключительно в качестве центра краткосрочного обслуживания народного хозяйства. Подобный шаг, совершенный вопреки ранее проводившейся политике четкого разграничения между Госбанком и спецбанками краткосрочных и долгосрочных операций, обосновывался необходимостью сосредоточения в одном банке как краткосрочных, таки долгосрочных операций по обслуживанию сельскохозяйственных предприятий и организаций.

Дело в том, что работники  Госбанка на практике нередко решали проблемы взаимоотношений с сельскохозяйственными предприятиями независимо от состояния сферы капитальных вложений. В свою очередь работники Сельхозбанка не обращали внимания на состояние текущей деятельности сельскохозяйственных предприятий и результаты их взаимоотношений с Госбанком. Такой узковедомственный подход порождал формализм. Кроме того, принималось во внимание то, что Сельхозбанк, не имея достаточно разветвленной сети своих низовых филиалов, поручал учреждениям Госбанка обслуживание сельскохозяйственных предприятий в части финансирования и кредитования капитальных вложений. Следовательно, во многих районах работники Госбанка в той или иной степени уже совершали долгосрочные операции с сельскохозяйственными предприятиями.

Ликвидация Торгбанка, Цекомбанка и Сельхозбанка и передача их операций в основном Госбанку снова позволили говорить о превращении Госбанка в "единый банк". Таким образом, в стране осталось три банка -Госбанк СССР, Стройбанк и Внешторгбанк СССР. Госбанк и Стройбанк совершали операции на внутреннем рынке, Внешторгбанк - на внешнем.

В 1962 г. Государственному банку СССР были переданы сберегательные кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР (4,с.157). Благодаря этому значительные ресурсы в форме вкладов населения перешли в распоряжение Госбанка и стали использоваться  им в интересах кредитования народного хозяйства.

Каждый из оставшихся трех банков представлял собой сложную централизованную систему с разветвленной сетью учреждений на местах. К началу 1986 с. их количественные характеристики выглядели следующим образом.

Самым крупным был Госбанк  СССР. Он включал правление, конторы и отделения (филиалы). Центральным звеном являлось правление, которое руководило всей системой через конторы - республиканские, городские, областные и краевые. Таких контор насчитывалось 185. Им непосредственно подчинялись 4274 отделения, функционировавшие практически в каждом административном районе страны. Они обслуживали предприятия и организации, расположенные на территории данного района и имевшие в этом отделении свой расчетный или текущий счет.

Государственные трудовые сберегательные кассы имели к  началу 1986 г. довольно разветвленную сеть -- 78,5 тыс. сберкасс. Общее руководство их деятельностью осуществлял Госбанк СССР (22,с.117). В свою очередь система Гострудсберкасс возглавлялась правлением, которому были подчинены главные управления союзных республик. На территории автономных республик, областей и краев руководство работой сберкасс осуществляли соответственно республиканские, областные и краевые управления. Непосредственным рабочим звеном в этой системе являлись сберегательные кассы - центральные, кассы 1 -го и 2-го разрядов и агентства. Центральные сберегательные кассы руководили работой сберкасс на территории города или района и совершали все виды операций, возложенных на сберкассы. Сберкассы 1-го и 2-го разрядов, а также агентства различались по количеству штатных работников.

Внешторгбанк СССР имел небольшую сеть учреждений - 17 отделений на территории страны и одно - в Швейцарии, В своей работе Внешторгбанк широко использовал корреспондентские отношения: в 131 стране он поддерживал связи с 1835 банками-корреспондентами (11,с.237).

Советская банковская система  включала в себя также банки за границей с участием капитала советских организаций. Совзагранбанки и их отделения работали во Франции - Коммерческий банк для Северной Европы (Париж); Великобритании - Московский народный банк (Лондон с отделениями в Ливане (Бейрут) и Сингапуре); ФРГ -Ост-Вест Хандельсбанк (Франкфурт-на-Майне); Люксембурге - Ист-Вест Юнайтед бэнк; Австрии - Донау банк (Вена). Они были созданы для расчетно-кредитного обслуживания предприятий и организаций СССР и других социалистических стран. Основной задачей этих банков была поддержка развития внешнеэкономических связей страны. Банки выполняли депозитные, кредитные, расчетные, валютные и прочие операции на международных финансовых рынках.

Так как приспособленные к потребностям административно-командной системы правила оформления банковских операций строго регламентировались подробными инструкциями и циркулярами, вся деятельность банков превратилась в мелочную опеку, сковывающую любую инициативу обслуживаемых предприятий и организаций. В итоге банковская система оказалась крайне неповоротливой, мало учитывала специфику тех или иных отраслей и сфер экономики. Крайне неэластичная, лишенная необходимой оперативности, банковская система служила "зеркалом" функционировавшего в стране хозяйственного механизма. Длительное господство командно-административной системы вызывало все большее отставание экономики страны от стран с развитой рыночной экономикой. Отчетливо вырисовывалась неутешительная перспектива превращения СССР во второ- и даже третьеразрядное государство.

В середине 80-х годов в обстановке поиска путей более интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. После длительных дискуссий в 1987 г. было решено провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой предполагалось сделать идею полного хозрасчета и самофинансирования (4,с.159). В свою очередь это требовало перестройки банковской системы. В целях усиления воздействия банков на ускорение экономического развития страны было решено реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов.

В результате была создана  система, включающая в себя Государственный банк СССР, Агропромышленный банк (Агропромбанк), Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк), Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк).

Вновь созданные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк) в центре образовали правления, в союзных республиках - соответствующие республиканские банки, а в областях, краях и автономных республиках, как и Госбанк, - управления. Каждое из управлений снецбанков получило в свое подчинение ряд бывших отделений Госбанка, причем прикрепление отделений к тому или иному управлению осуществлялось в зависимости от того, клиентура какого банка преобладала в данном отделении - Промстройбанка, Агропромбанка или Жилсоцбанка.

На рубеже 80-х и 90-х  годов в общественном мнении стала  утверждаться мысль о необходимости перехода к рыночной экономике. На фоне ожесточенной идеологической дискуссии вокруг данной проблемы стали создаваться первые негосударственные коммерческие и кооперативные банки, т.е. возникло качественно новое направление формирования банковской системы. Идеологически и экономически была подготовлена почва для возрождения коммерческих банков, судьба которых, казалось бы, бесповоротно определилась в момент их полной ликвидации при переходе к командным методам управления экономикой. Численность вновь созданных коммерческих и кооперативных банков быстро возрастала. Если на 1 января 1989 г. в СССР их насчитывалось всего 43, то уже через два года - 1357 (в России,- 1215). В дальнейшем количество коммерческих банков продолжало быстро увеличиваться, в том числе за счет образовавшихся на базе не оправдавших себя государственных специализированных банков. К этому времени Госбанк СССР стал выполнять функции Центрального банка. Одновременно те же функции постепенно обретал Центральный банк РСФСР (Банк России). В стране началось формирование двухуровневой банковской системы.

В этих условиях возникла необходимость в соответствующей  законодательной базе, юридически закрепляющей статус как центрального, так и коммерческих банков. На союзном уровне Верховным Советом СССР были приняты законы "О Государственном банке СССР" и "О банках и банковской деятельности" (11 декабря 1990 г.); в Российской Федерации - законы "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (2 декабря 1990 г.). С принятием этих законов развитие сети коммерческих банков характеризовалась еще более быстрыми темпами и определенной уверенностью.

 

2.3. Переход в 1991 году к двухуровневой  банковской системе и ее дальнейшее  развитие с 1991 года по настоящее время  в Республике Беларусь

В Республике Беларусь с 1991 г. начала складываться двухуровневая банковская система, состоящая из:

1) Национального банка Республики  Беларусь; 

2) коммерческих банков.

Национальный банк Республики Беларусь был образован в 1991 г. В частности, Верховный Совет Белорусской ССР, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики, постановлением от 21 декабря 1990 г. объявил собственностью Белорусской Советской Социалистической Республики Белорусский республиканский банк Госбанка СССР и республиканские специализированные банки и постановил: "Создать на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР и республиканских специализированных банков Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР, Промстройбанка СССР Национальный банк Белорусской ССР. Завершить формирование Национального банка Белорусской ССР до 1 апреля 1991 года" (20,с.262).

Национальный банк Республики Беларусь является Центральным банком республики и подотчетен Верховному Совету Республики Беларусь. Он имеет право законодательной инициативы. Председатель правления Нацбанка назначается Верховным Советом, его заместители и члены правления — Президиумом Верховного Совета.

Национальный банк Республики Беларусь самостоятелен в своей деятельности в пределах полномочий, предоставленных законом и своим Уставом, утверждаемым Верховным Советом Республики Беларусь. Он ежегодно представляет Верховному Совету отчет о своей работе.

Государственные органы не имеют права  вмешиваться в деятельность Нацбанка, осуществляемую в рамках его полномочий. Он не несет ответственности по обязательствам правительства так же, как и правительство — по обязательствам Нацбанка, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Информация о работе Денежно-кредитная сфера