Денежно-кредитная сфера

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:55, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: глубоко и всесторонне проанализировать по¬ложение дел в де-нежно-кредитной сфере, уточнить задачи и пути их решения. Для достиже¬ния поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач. Раскрыть понятие и сущность банков¬ской системы. Проанализировать процессы зарож¬дения и становления банковской системы. Дать развернутую оценку советской банковской системе. Проанализировать пе¬реход в 1991 году к двухуровневой сис¬теме и её развитие с 1991 по 2001 год. Наметить пути повышения стабильности бан¬ковской системы. Выработать сценарии дальнейшего развития банковской системы.

Файлы: 1 файл

Реферат Банковская система, финансы это стержень эконо-мики, это.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

Датой рождения банковской системы Беларуси принято считать 3 января 1922 года — начало работы Белорусской конторы Государственного банка при Наркомфине БССР. Исторически это совпало с началом реализации новой экономической политики (НЭПа), основанной на сочетании плановых и рыночных подходов к управлению экономикой. Банковская система тех лет известна активными усилиями по стабилизации денежного обращения и ликвидации дефицита госбюджета. Денежная реформа 1922-1924 годов, проведенная без иностранной помощи, создала прочную основу для восстановления и развития страны. Этот период в отечественной экономической истории характеризуется снижением цен на товарном рынке, повышением доходности крестьянских хозяйств, ростом реальной заработной платы. В 1925 году кредитные вложения по секторам экономики были распределены следующим образом: промышленность — 44,4%, сельское хозяйство — 14,5%, торговля — 40,4%, частный сектор — 0,7% (92,с.10).

В 1930-1932 годах в стране была проведена  кредитная реформа, суть которой  сводилась к полной замене коммерческого  кредитования прямыми банковскими кредитами с одновременным внедрением принципов хозрасчета и контроля рублем. В совокупности это позволило банкам увеличить объемы краткосрочного кредитования за последующие десять лет в 23 раза, причем на долю промышленности в предвоенном 1940 году приходилось 58% всех кредитов. К этому году в банковской системе Беларуси трудилось уже свыше 4 тысяч человек.

В послевоенные годы банки Беларуси решали задачи, связанные с восстановлением разрушенного хозяйства, включая проведение в 1947 году денежной реформы. В 1959 году была реорганизована и сама банковская система — упразднены специализированные банки, а их функции сосредоточены в Госбанке и Стройбанке. Весь послевоенный период банки работали в условиях жесткого централизованного планирования и их деятельность была направлена на решение задач своего времени — создание мощного промышленного и научного потенциала, развитие отраслей, определяющих технический прогресс. В 1981 году кредитные ресурсы банковской системы были распределены следующим образом: промышленность — 33,4%, сельское хозяйство — 23,4%, торговля и заготовки — 21,8%, прочие — 21,4% (92,с.11).

Крупная реорганизация банковской системы была проведена в 1987 году, когда образовались белорусские республиканские банки — Внешэкономбанк, Агропромбанк, Сберегательный банк и Жилсоцбанк, действовавшие на принципах полного хозрасчета.

И, наконец, принятие в 1990 году Декларации о суверенитете Республики Беларусь и законов "О Национальном банке Республики Беларусь" и "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь" знаменовало собою новейший этап в развитии банковской системы страны. На базе Госбанка был создан Национальный банк, специализированные государственные банки были преобразованы в акционерные коммерческие, стали создаваться новые универсальные банки, у истоков которых стоял уже частный капитал.

В настоящее время банковская система  является динамично развивающейся отраслью народного хозяйства. В ней занято около 41 тысячи работников, или чуть менее 1% экономически активного населения страны, которые создали более 1,6% от всей балансовой прибыли в стране за 1996 год.

Положительные черты  в развитии денежно-кредитной политики и банковской системы в последние  два года свидетельствуют, что их становление идет в русле общемировых тенденций, и позволяют уже в ближайшее будущее надеяться на полноценное удовлетворение белорусскими банками потребностей национальной экономики и скорый их выход на мировой рынок финансовых услуг.

На стабильность отечественных  банков, активно работающих на международном уровне, могут оказывать воздействие экономические и политические события, происходящие за рубежом. Примером этого является влияние на банковскую систему Беларуси последствий российского экономического кризиса второй половины 1998 года (17,с.182).

Стабильность банковской системы можно понимать как:

  • способность банков эффективно решать задачи социально-экономического развития страны при соблюдении экономических интересов своих акционеров, полном и своевременном выполнении всех обязательств перед государством, кредиторами, клиентами, вкладчиками;
  • способность банков успешно противостоять рискам, характерным для экономической среды, в которой они работают;
  • способность банковской системы противостоять угрозе системного кризиса.

Национальный банк обеспечивает стабильность работы коммерческих банков, сочетая меры финансовой поддержки с мерами контроля и регулирования деятельности банков. Последние включают в себя государственную регистрацию банков, лицензирование банковских операций, установление экономических нормативов, запретов и ограничений для банков, надзор за деятельностью банков, выявление нарушений банковского законодательства и применение к нарушителям мер воздействия, а также случаев осуществления банковских операций без получения соответствующей лицензии и привлечение к ответственности лиц, осуществляющих такие операции.

Как уже упоминалось, далеко не все в обеспечении стабильности банковской системы зависит от коммерческих банков и Национального банка. Банковская система концентрирует основные экономические риски, связанные с проблемами формирования хозяйственного механизма, функционирования народного хозяйства в целом, его отдельных отраслей и предприятий. Убыточная работа предприятий-заемщиков, неплатежи, непропорционально большая доля бартерных расчетов, низкая кредитная дисциплина, слабость экономических и правовых факторов обеспечения возвратности кредитов препятствуют своевременному погашению ссудной задолженности, ведут к повышению банковских рисков в реальном секторе экономики, ухудшению финансового состояния отдельных банков и снижению устойчивости банковской системы в целом.

К сожалению, в реальном секторе экономики республики существуют проблемы, создающие ощутимые трудности для работы банков.

Объем валового внутреннего  продукта в январе — мае 2000 года по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года увеличился в сопоставимых ценах на 3%. Вместе с тем на 1 мая 2000 года 3 802 предприятия, или 33,6% от общего числа предприятий, учитываемых в текущем порядке, являлись убыточными (на 1 мая 1999 года—22,5%).

Удельный вес убыточных  предприятий в общем их числе по областям составил: в Брестской — 27,5%, Витебской — 41,8%, Гомельской — 31,4%, Гродненской — 31,3%, Минской — 38,7%, Могилевской — 43%, Минске — 22%.

Рентабельность продукции  в январе — апреле 2000 года составила 10,4% против 14,6% в январе — апреле 1999 года.

За январь — май 2000 года в хозяйствах всех категорий производство продукции сельского хозяйства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшилось в сопоставимых ценах на 6,9%, при этом в общественном секторе — на 8,6%.

Объем производства промышленной продукции снизили 664 предприятия, или 30,9% их общего числа.

На основании этих данных можно сделать вывод, что банковская система Беларуси работает в непростых макроэкономических условиях, требующих особого внимания по обеспечению стабильности банков.

Что же представляет собой  банковская система нашей страны в настоящее время и что предпринимается для обеспечения ее стабильной работы в существующих сегодня условиях?

На 1 июня 2000 года в банковскую систему Беларуси входило 27 работающих банков, из которых 15 — совместные с участием иностранного капитала и 1 — с долей иностранного капитала в уставном фонде 100%.

В банковской системе страны работают свыше 40 тысяч служащих. Активы банковской системы выросли по сравнению с 1 января 1999 г. на 83,6% и составили на 1 января 2000г. 77,8 трлн. рублей. Собственный капитал за истекший год вырос на 10,7% и достиг 3,5 трлн. рублей. Кредитные вложения банков увеличились за год на 46,9% и составили на 1 января 2000 г. 26,3 трлн. рублей, из них 47,1 % было выдано предприятиям промышленности.

Фактический размер уставного капитала по системе банков на 1 января 2000 г. достиг 1600,8 млрд. рублей, или 83,3 млн. ЭКЮ. Рост за год — 398,7 млрд. рублей, или 33,2%. Сократилось количество убыточных банков. В целом по итогам работы за 1999 год банки получили прибыль в сумме 676,9 млрд. рублей.

С  учетом  допущенных  убытков  в 1998 г. и использованием прибыли в 1999 г. свободный остаток прибыли по системе коммерческих банков составил 179,5 млрд. рублей. Число банков, имеющих уставный фонд свыше 2 млн. ЭКЮ, — 15. У 8 банков он составляет менее 1 млн.

Тем не менее, в стадии ликвидации  и  самоликвидации  на 01.06.2000 находилось 7 банков (АКБ «Чистьинвестбанк», АКБ «Интэкс», АКБ «Белорусский кредит», банк «Рассвет», АКБ «Корпобанк», АКБ «Магнатбанк», АКБ «Европейский банк»). Два последних 6 июня 2000 года исключены из книги регистрации банков. 

Филиальная сеть банков насчитывает 544 филиала. На территории Республики Беларусь действуют 9 представительств иностранных банков.

В группу системообразующих  входят 6 банков: ОАО "СБ «Беларусбанк», ОАО«Белагропромбанк», ОАО«Белпромстройбанк», "Приорбанк"АО, ОАО«Белбизнесбанк» и ОАО«Белвнешэкономбанк». Их доля в общем объеме активных операций банков республики составляет в настоящий период более 85,2%.

Все еще недостаточна роль банков республики в повышении деловой активности хозяйствующих субъектов. Сегодня белорусские банки сделали еще далеко не все для снижения инфляции, развития экономики Беларуси. Низок удельный вес кредитных операций коммерческих банков.

Основными причинами  невозврата банковских кредитов предприятиями-заемщиками являются снижение их платежеспособности и недостаточная обеспеченность собственными оборотными средствами, в некоторых случаях — низкая дисциплина и отсутствие личной ответственности руководителей предприятий по возврату кредитных ресурсов.

Проблемные кредиты  возникают также по вине банков. Как правило, это происходит в результате грубых нарушений правил кредитования (особенно при кредитовании акционеров и инсайдеров).

Общеизвестны  и негативные тенденции в развитии самих кредитных операций: все еще большая часть кредитов идет не в сферу производства, а на обслуживание торгово-посреднических операций; значительная часть кредитов носит краткосрочный характер; отсутствует надежный механизм обеспеченности выдачи и возврата кредита, не достаточное развитие получили залоговое право (в том числе ипотека, заклад, залог ценных бумаг), поручительства и гарантии, в целом система страхования. Вследствие значительного риска, достаточно большой, хотя и сниженной, инфляции белорусские банки продолжают вкладывать свои ресурсы в валютные операции. Расчеты, совершаемые банками по-прежнему ведутся довольно медленно.

Остается  неотрегулированной политика процентных банковских ставок по кредитам и депозитам.

Много проблем  накопилось также в организации и механизме функционирования в других институциональных звеньях кредитной системы — страховом секторе, небанковских кредитно-финансовых институтах.

По существу в Беларуси из небанковских кредитно-финансовых учреждений получил развитие лишь страховой сектор. Деятельность этого сектора регулируется Законом РБ «О страховании в Республике Беларусь». Также, как и в банковской сфере многие страховые компании в силу своей финансовой несостоятельности разорились (2,с.16). Наметилась тенденция укрупнения и объединения страховых компаний. В силу своей маломощности страховые компании располагают, как правило, незначительными кредитными ресурсами.

Что касается других небанковских кредитно-финансовых институтов, то в большинстве своем они не получили значительного развития в республике.

Немногочисленные  инвестиционные фонды, созданные на волне чековой приватизации, в основном не действуют. Они либо обладают малой активностью в силу того, что чековая приватизация так и не получила серьезного развития в Беларуси (фактически она была приостановлена), либо вообще разорились или закрылись из-за своей неперспективности.

Финансовые  компании не многочисленны и действуют  на основе постановления Совета Министров и Национального банка "Об утверждении временного положения о небанковских финансовых организациях в РБ" от 23 июля 1996 года.

Ряд инвестиционных фондов и финансовых компаний строили  свою деятельность не на коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что  вызвало волну их банкротств и  серьезные претензии со стороны хозяйствующих субъектов и населения.

Другие структурные  элементы кредитной системы, характерные  для большинства промышленно развитых стран, не получили развития в Беларуси. Это касается пенсионных фондов, трастовых компаний, благотворительных фондов, ссудо-сберегателъных ассоциаций, кредитных союзов и т.д.

Все это говорит  о том, что многие стороны деятельности кредитно-финансовых учреждений и развитие кредитной системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Экономический анализ показывает, что первым фактором и показателем устойчивости банка является уровень его капитала. Недостаточная капитализация банковского сектора характерна для многих государств с переходной экономикой. Как правило, банковские системы в таких странах развивались в последнее десятилетие значительно быстрее, чем возникали источники реального денежного капитала  для  формирования средств банков. Национальный банк Республики Беларусь учитывает это обстоятельство и последовательно проводит политику, направленную на повышение капитализации банковской системы нашей страны.

Совокупный уставный фонд составляет основу капитала банковской системы государства. Поэтому Национальный банк постоянно проводит работу, связанную с наращиванием банками уставных фондов, осуществляя контроль за выполнением банками соответствующего норматива.

Из 28 функционировавших  на 01.07.2000 банков 22 имели уставные фонды, сформированные в размере, отвечающем требованиям Национального банка (26,с.325). Их величина достигает приемлемых по международным стандартам уровней (свыше 2,0 млн евро для белорусских и свыше 5,0 млн евро для совместных банков, где доля иностранного капитала превышает 20% уставного фонда). Об эффективности проводимых мер свидетельствует следующий факт. Количество банков, выполняющих норматив минимального уставного фонда, в три раза больше, чем 2 года назад.

Информация о работе Денежно-кредитная сфера