Понятие, виды и структура банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление современного состояния банковской системы в современной России, проблем ее развития и направлений совершенствования.
Задачи работы: рассмотреть понятие, виды и структуру банковской системы; провести анализ развития банковской системы РФ и направлений ее совершенствования.

Оглавление

Введение 3
I. Понятие, виды и структура банковской системы 5
1.1. Понятие банковской системы 5
1.2. Структура банковской системы и ее элементы. Виды банков 10
1.3. Функции банков в экономике 14
II. Анализ развития банковской системы РФ и направлений ее совершенствования 19
2.1. Развитие банковской системы России в ХХ-начале ХХI вв. 19
2.2. Направления совершенствования функционирования банковской системы РФ 37
Заключение 40
Список использованных источников 42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

— стабильной валютной денежной системы;

— эффективно функционирующей банковской сети;

— конкурентных взаимоотношений на рынке финансовых услуг.

Следовательно, банки образуют главный  компонент того экономического строя, который называют рыночным хозяйством. Неудивительно, что в России переход на рельсы рыночной экономики привел к ускоренному развитию банковского сектора и формированию новой финансовой инфраструктуры. Реформирование российской банковской системы заняло значительный период времени и продолжается по сей день.

Современная российская банковская система  имеет хотя и недолгую, но бурную историю. Она берет начало с конца 80-х годов, когда союзное Правительство (Совмин СССР) предоставило предприятиям широкую хозяйственную самостоятельность, стало вводить различные элементы рынка, в том числе принимать законодательные акты, необходимые для институциональных преобразований— право создавать кооперативы, товарищества, акционерные общества, биржи и т. д. Эти меры и формы, в которых они проводились в жизнь, стали определяющими в формировании целей и направления развития экономики СССР, а впоследствии и России.

В середине 80-х годов, в обстановке поиска путей более динамичного  развития экономики, стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. В 1987 г. было принято решение провести в стране радикальную экономическую реформу, фундаментом которой предполагалось сделать полный хозрасчет и самофинансирование. Это в свою очередь потребовало перестройки всей банковской системы.

Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обострения финансово-экономических проблем в стране к началу 80-х гг. Кредит, по существу, перестал играть роль активного инструмента воздействия на научно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов выполняла роль второго бюджета, так как кредиты предприятиями не возвращались. В результате многие кредиты списывались или шел процесс перекредитования предприятий. В особенности это относилось к большому количеству планово-убыточных предприятий и сельскому хозяйству. Процент за кредит оставался на довольно низком уровне, что не стимулировало к взаимной эффективности ни банки, ни предприятия. Все это нарушало главную сущность кредита - плату за кредит и его возвратность17.

Поэтому в середине 80-х гг. в связи  с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков. Кредитная система СССР в середине 80-х гг. выглядела так18:

  • Государственный банк (Госбанк СССР);
  • Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);
  • Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР);
  • Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк СССР);
  • Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР);
  • Банк внешнеэкономической деятельности СССР.

Особенность этой реорганизации заключалась  в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как  краткосрочного, так и долгосрочного  кредитования. Значительные кредитные  ресурсы из Госбанка были переданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.

Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка), по существу, была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.

Центральная, одноярусная структура  банковской системы закрепляла сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как и прежде, закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организационных расходов.

Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый банк реализовывал самостоятельные кредитные планы, используя административные методы управления. Так, банки распределяли свои ресурсы по вертикали между своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.

Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.

В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно назвать  упорядочение безналичных расчетов, прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также выдачи кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных средств, приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд. руб. Однако позитивные меры банковской реформы существенно нивелировались ее отрицательными последствиями.

Как ответ на негативные последствия банковской реформы  в 1988-1989 гг. стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности. В течение первого периода 1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков. Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской системы: Госбанк и специализированные банки - первый ярус, коммерческие и кооперативные банки - второй19.

 

 

 

Таблица 1

Реформа банковской системы в 1987-90-х  гг. 20

 

В результате проведенных преобразований Госбанк СССР лишался монопольных функций и был отстранен от непосредственной кредитной работы с клиентурой. За ним закрепилась роль организатора и руководителя всей банковской системы. Были созданы также 5 специализированных государственных банков: Агропромбанк СССР, Промстройбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сберегательный банк СССР21.

Первый период реформы был малоэффективен, так как носил прежний административный, монополистический характер, одноярусная банковская система была сохранена. Но тем не менее эти преобразования подготовили переход к созданию новой кредитной системы, в том числе к организации коммерческих банков.

Второй период банковской реформы  охватывает 1988—1989 гг. и отмечен отходом от монополизма, так как были созданы первые коммерческие банки на паевых и кооперативных началах. Первый такой банк появился в августе 1988 г., через два года Госбанк СССР зарегистрировал около 400 коммерческих и кооперативных банков. Новая банковская система позволила начать формирование новой кредитной системы.

Третий период банковской реформы  отмечен принятием ряда законодательных и нормативных актов. Прогрессивность этих законов («О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности», принятых 11 декабря 1990 г.) состоит в том, что с их помощью окончательно сформировалась двухъярусная банковская система: первый ярус представлен Госбанком СССР и центральными банками республик СССР, второй — коммерческими банками.

Главная причина неудачи банковской реформы состояла в том, что она проводилась сверху, методом принуждения и не была должным образом подготовлена. Отсутствовали необходимые предпосылки ее проведения. Коренная перестройка управления экономикой была начата лишь в 1987 г. К началу банковской реформы в стране еще не сложилось понимание роли банка в экономической реформе в целом. Проблемы экономического роста привели к ослаблению финансового положения субъектов экономики и государства. Дефицит государственного бюджета, использование кредита для покрытия бюджетных потребностей, опережающие темпы роста денежной массы по сравнению с темпами роста товарооборота и услуг, предоставляемых населению, усиливали инфляционные тенденции в экономике.

В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят “Закон о Госбанке и банковской деятельности”, который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Им также были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.

Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме эмиссионной, расчетной функции, он стал контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах страны.

Специализированные банки были превращены в коммерческие банки. Уже  в 1988-1989 гг. начали возникать отдельные  специализированные кредитно-финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным страховым учреждениям - Госстраху и Ингосстраху - были образованы на коммерческой основе страховые компании “Центрорезерв”, “Дальросс”, “Аско” и др. Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков.

Хозяйственная самостоятельность  предприятий привела к перекачке  прибыли в фонды стимулирования и социальных мероприятий с последующим обналичиванием средств. Так начинался лавинообразный процесс обострения проблемы дефицитов и нарастание скрытой инфляции. С января 1992 г. инфляция была официально легализована в рамках либерализации цен, и вскоре перешла в стадию гиперинфляции. На банковской системе это отразилось следующим образом. Если в 1988-1991 гг. рост числа банков и их капиталов происходил вследствие раздробления бывших государственных спецбанков, перекачки бюджетных средств через создаваемые «министерские» банки, то в условиях гиперинфляции в процесс формирования банковского капитала оказались вовлеченными практически все национальные ресурсы — как юридических, так и физических лиц. Так вслед за непродолжительным биржевым бумом 1990-1992 гг. наступил банковский бум.

Банковская реформа поводилась в несколько этапов, в результате число зарегистрированных кооперативных и коммерческих банков в России неуклонно росло, что подтверждается следующими данными:

 

Рис. 1. Динамика роста числа зарегистрированных кооперативных и коммерческих банков в РФ

 

Рост числа банков в 1995-1996 гг. постепенно замедлился вследствие роста филиальной сети и появления в России новых форм банковской интеграции, в частности, банковских холдингов. В 1997г. тенденция замедления процесса образования новых кредитных организаций сохранялась. Если в 1994 г. Банком России было зарегистрировано 558 новых кредитных организаций, в 1995 г. — 85, в 1996 г. — 26, то в 1997 г. — лишь 12, при этом только 6 кредитных организаций полностью оплатили уставной капитал и получили лицензии. По состоянию на 1 января 1998 г. в РФ действовало 1697 кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций. Из вновь созданных кредитных организаций 5 являлись банками и 7 — небанковскими кредитными организациями. Из числа новых банков 2 созданы со 100%-ным иностранным участием, в том числе АКБ «Финансбанк» (Москва) и коммерческий банк «ЧО ХУНГ БАНК (Москва) ЛТД» (основной участник «ЧО ХУНГ БАНК — Южная Корея). Кроме того, на базе филиала Банка Австрии зарегистрирован коммерческий банк «Банк Австрия (Москва)», в котором доля участия иностранных инвесторов составляет более 99%. По данным на 1 января 1998 г. в Российской Федерации действовало 145 банков с иностранным участием.22

Для следующего этапа (с сентября 1995 г. по 1997 г.) характерно уменьшение доли валютных обязательств по сравнению с предыдущим этапом (с 20% до 10—12%), снижение доли кредитов с 60 до 55% и одновременный рост государственных обязательств с 3-5% до 20%. Это связано с развитием рынка государственных ценных бумаг. Появление государственных долговых обязательств имело целью осуществить безинфляционный переход к финансированию дефицита бюджета. Государство стало выступать в качестве главного заемщика финансовых ресурсов у коммерческих банков.

Важно отметить следующее. Крупнейшими  операторами на рынке государственных долговых обязательств выступали банки, которые одновременно являлись и главными агентами по обслуживанию бюджетных счетов. Нетрудно понять, что остатки бюджетных средств на счетах этих банков активно использовались для покупки государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с переменным купоном (ГКО - ОФЗ).

Рынок ГКО — ОФЗ обладал весьма высокой ликвидностью, не уступающей ликвидности валютных счетов. Доходы по государственным ценным бумагам находились на очень высоком уровне по сравнению с другими финансовыми инструментами, что противоречило как теории, так и мировой практике, свидетельствующей о том, что вложение в финансовые инструменты с меньшей степенью риска приносит и меньшую доходность. Объяснение данного феномена кроется в политике государственных властей, пытавшихся покрыть дефицит государственного бюджета за счет создания «пирамиды» долгов.

Снижение доходности ГКО, ужесточение  денежной политики во второй половине 1997 г. повлекло ухудшение финансовых показателей деятельности банков. Балансовая прибыль по итогам 1997 г. в целом по коммерческим банкам сократилась в абсолютном выражении почти вдвое по сравнению с 1996 г., не достигнув даже уровня 1995 г.

В 1997 г. активизировались слияния банков, создание различных конгломератов, альянсов, банковских группировок, холдингов и т. п. Эти процессы характеризуют очередной этап (с начала 1997 г. по август 1998 г.) в становлении банковской системы России, который связан также и с началом переориентации многих банков (прежде всего немосковских) на работу с реальным сектором экономики. В 1997 г. произошел перелом тенденции к абсолютному и относительному сокращению кредитной активности. За 9 месяцев 1997 г. московские банки без учета Сбербанка получили за счет кредитования от конечных заемщиков 37% своих доходов, региональные коммерческие банки — 48% 23.

Рассматриваемый период связан и с  процессом активного встраивания в банковский сектор страховых компаний. Для этого использовались различные формы — от соглашений о стратегическом партнерстве до перекрестного владения неконтрольными пакетами акций. Для данного этапа характерна активизация в деятельности региональных банков, связанная со структуризацией банковского бизнеса путем создания региональных банков развития, различных альянсов местных коммерческих банков с целью защиты экономических, политических и электоральных интересов местных властей. Наиболее активно указанные процессы проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Башкортостане.

Информация о работе Понятие, виды и структура банковской системы