Понятие, виды и структура банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление современного состояния банковской системы в современной России, проблем ее развития и направлений совершенствования.
Задачи работы: рассмотреть понятие, виды и структуру банковской системы; провести анализ развития банковской системы РФ и направлений ее совершенствования.

Оглавление

Введение 3
I. Понятие, виды и структура банковской системы 5
1.1. Понятие банковской системы 5
1.2. Структура банковской системы и ее элементы. Виды банков 10
1.3. Функции банков в экономике 14
II. Анализ развития банковской системы РФ и направлений ее совершенствования 19
2.1. Развитие банковской системы России в ХХ-начале ХХI вв. 19
2.2. Направления совершенствования функционирования банковской системы РФ 37
Заключение 40
Список использованных источников 42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

Центральные банки возникли как  коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот. Несмотря на то что  первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.

Центральные банки развитых стран  классифицируются по степени их независимости  в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.

Современные коммерческие банки - банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население — своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков — получение максимальной прибыли11.

Коммерческий банк, как и любой другой банк, выполняет: аккумуляцию (привлечение) средств в депозиты; их размещение (инвестиционная функция); расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Важнейшая особенность коммерческого  банка по сравнению с центральным - исполнение последним специфических функций центрального банка (кредитора в последней инстанции, законотворческой, поддержания стабильности банковской системы в целом, эмиссионной и др.). Однако, как отметили Н. Г. Антонов и М. А. Пессель, «все функции тесно переплетаются и позволяют коммерческому банку выступать в качестве органа, эмитирующего платежные средства для обслуживания всего кругооборота капитала в процессе производства и обращения товаров. Но самостоятельно эмитировать наличные банкноты коммерческие банки не имеют права. Это монополия центрального банка»'. Коммерческие банки выступают прежде всего как специфические кредитные институты, которые с одной стороны, привлекают временно свободные средства хозяйства; с другой - удовлетворяют за. счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения12.

В соответствии с Федеральным законом  «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации двухуровневая, включает в себя: Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

В соответствии со ст. 2 Закона «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Возглавляет Российскую банковскую систему – Банк России, его правовой статут установлен Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"13.

Следует отметить, что Центральный  банк Российской Федерации (Банк России) был образован на основании закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 2 декабря 1990 г. Главной его задачей в условиях двухуровневой банковской системы стали поддержание стабильности функционирования банковской и денежной систем страны, организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и других кредитно-финансовых институтов.

Итак,  первый уровень банковской системы страны — Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) — разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику государства. Одна из целей функционирования Банка России — развитие и укрепление банковской системы страны. Центральный банк осуществляет лицензирование, контроль и надзор банковской деятельности, методологическое обеспечение учета операций и расчетов в национальной и иностранной валютах.

Кредитные организации, а также  филиалы и представительства  иностранных банков образуют второй уровень банковской системы страны, реализующий денежно-кредитную политику Банка России на местах.

Банк — кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных  средств физических и юридических лиц;

- размещение указанных средств  от своего имени и за свой  счет на условиях возвратности, платности, срочности;

- открытие и ведение банковских  счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация  — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России.

К небанковским кредитным организациям относятся: клиринговые организации, расчетные палаты межбанковских валютных бирж, расчетные центры организованного рынка ценных бумаг.

Небанковские кредитные организации  (НКО) осуществляют операции, которые не выполняются банковскими кредитными организациями в силу различных обстоятельств. Как правило, НКО ориентируются либо на обслуживание определенных типов клиентов, либо на осуществление одного-двух видов операций. Для различных целей могут создаваться НКО с различным набором операций. Например, клиринговые центры осуществляют быстрые и надежные взаиморасчеты между участниками торгов и расчетов на биржах14.

Таким образом, банковская система  — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Проведенный анализ показал, что банковская система как элемент цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневой. Необходимость создания такой архитектуры банковской системы обусловлена противоречивым характером рыночных отношений.

1.3. Функции банков в экономике

 

К важным вопросам теории банка относится и вопрос о его функциях. Как и в вопросе о сущности здесь немало заблуждений, спорного и неясного. Функции и операции банка практически отождествляются, так как функция как понятие употребляется в смысле характеристики определенных видов деятельности банка. Поскольку под деятельностью подразумеваются выполняемые операции, такое смешение становится понятным. В связи с этим в перечне функций можно встретить такие, как осуществление платежного оборота, держание кассы, выдача кредита, управление и хранение ценных бумаг, покупка и продажа наличной и безналичной валюты, выдача гарантийных обязательств и др. -практически все операции, получившие статус обязательных для банка.

Функция как вид деятельности в  некоторых случаях рассматривается не только с позиции отдельного банка (какие операции он выполняет), но и с позиции клиента банка. В экономической литературе можно встретить упоминание о таких функциях, как предложение и открытие финансирования; предложение и открытие помощи по вложению денег и капитала; предложение и разработка возможностей по денежным вкладам как необходимая предпосылка для обеспечения экономии платежных средств; предложения и осуществление платежного оборота; предложение прочих услуг.

Как и в вопросе о сущности, функция во всех этих случаях выводится из уровня микроотношений банк - клиент с нарушением тех методологических требований, которые рассматривались в предшествующем параграфе. Если нужно выявить функцию банка, следует ее анализировать:

• на макроэкономическом уровне отношений между банком как таковым и народным хозяйством;

• по отношению к банку как  единому целому;

• с учетом специфики банка как  денежно-кредитного института;

• в целом с несколько других позиций, нежели те, которые приняты в современной теории.

Это означает, что во множестве  операций, которые выполняет отдельный банк, надо выявить некоторый стержень, где они приобретают не индивидуальную, а общеэкономическую окраску, где тип банка, его специализация или универсализация, регион функционирования не имеют значения. Важным с позиции методологии является то, чтобы функция при этом выражала не проявление сути банка, а саму суть. Функция в этой связи всегда специфична, она обращена не вообще к экономическим институтам, а именно к банку, обладающему спецификой, не только к банку, но и к ею взаимодействию с другими субъектами воспроизводства. Функция — специфическое взаимодействие банка (в целом и его отдельных заемщиков) с внешней средой, направленное на сохранение банка как целостного образования.

Попытка исследовать функцию на народнохозяйственном уровне с учетом методологических требований дает возможность  сформулировать несколько иные функции банка. В экономической литературе можно встретить упоминание о таких процессах, которые относят к функциям банка, например, предоставление возможностей помещения денег, участие в других предприятиях, собирание денег для последующего кредитования, ведение платежного оборота для клиентуры. Эти и другие функции банка, встречающиеся в отечественной и зарубежной экономической литературе, расширяют горизонты в понимании банка, дают важную характеристику банка как денежно-кредитного института. Вместе с тем по каждой из них возникают вопросы, требующие уточнения, возникают сомнения в их подлинности15.

Нельзя забывать важнейшее методологическое положение о том, что рассмотрение функций есть продолжение анализа  сущности. Следовательно, тот или иной процесс, который обозначается как функция, должен быть свойственен не всей совокупности экономических институтов, а именно банку. Функция банка -это то, что характерно именно для банка в отличие от других экономических субъектов. Отсюда процессы помещения денег, участие в других предприятиях не выражают специфики банка, поэтому не могут трактоваться как его функции.

В равной мере это относится и  к доверительной функции банка. Доверие, как известно, имеет место во всякой экономической сделке независимо от того, совершается ли она через банк или минуя его. Доверие свойственно банку, но это не означает, что оно составляет функцию исключительно данного экономического института. Клиенты банка (юридические и физические лица) не в меньшей степени доверяют банку, ищут тот банк, который в большей степени отвечает их потребности в платежах, хранении и сохранности стоимости их ресурсов. Во всякой схеме купля-продажа, не совершаемой через банк, доверие между продавцом и покупателем является необходимым атрибутом. Поскольку в доверии не выражен аспект специфики взаимодействия банка с окружающей средой, оно не может претендовать на его квалификацию как функции.

Сложнее с вопросом об аккумуляции  временно свободных денежных средств (собирании денег для последующего использования, в том числе кредитования). Является ли этот процесс функцией банка? То, что банк собирает временно свободные ресурсы, ни у кого не вызывает сомнений. В эмиссионном банке сосредотачиваются деньги коммерческих банков, у коммерческих банков - деньги их клиентов. Сохранная операция, принятие ценностей для временного хранения представляет собой одну из древних банковских операций. Вопрос состоит в том, что процесс собирания денег для их последующего использования свойственен не только банку. Напротив, он больше характерен для других, нежели только для банка. Каждый субъект прежде чем профинансировать те или иные затраты, должен накопить, собрать определенную сумму средств. Дело, следовательно, состоит не только в самом акте собирания ресурсов, но и в его особых чертах. При всей схожести процесса аккумуляции средств, свойственного ряду субъектов воспроизводства, их аккумуляция банком имеет ряд особенностей. Они состоят в том, что:

• банк собирает не столько свои, сколько  чужие временно свободные средства;

• аккумулируемые денежные ресурсы  используются не на свои, а чужие потребности (в порядке перераспределения средств);

• собственность на аккумулируемые и перераспределяемые источники остается у первоначального кредитора (клиентов банка);

• аккумуляция средств становится одним из основных видов деятельности банка, на ее проведение в современных условиях требуется специальное разрешение (лицензия).

С учетом этих и других оговорок можно  предположить, что функция аккумуляции средств является первой функцией банка. Здесь не следует забывать о том, что, например, различные инвестиционные фонды, финансово-промышленные компании также собирают денежные ресурсы для инвестиций. В отличие от аналогичной функции банка данные субъекты собирают денежные средства для своих собственных целей, поэтому можно отметить, что данная функция в современном хозяйстве как бы лишь частично уступается другим субъектам хозяйства, не являющимся банками.

Вторая функция банка - функция  регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов. Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершения обмена, оборота денежных средств и капитала. Регулирование денежного оборота достигается также посредством эмитирования платежных средств, кредитования потребностей различных субъектов производства и обращения, массового обслуживания хозяйства и населения. Поэтому можно сделать вывод, что данная функция реализуется посредством комплекса операций, признанных банковскими и закрепленных за банком как денежно-кредитным институтом.

Третья функция банка - посредническая функция. Под ней зачастую понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения, и в этом смысле банки, находясь между клиентами, совершая платежи по их поручению, как бы наделены посреднической миссией. Однако понимание посреднической функции несколько глубже, чем посредничество в платежах, оно обращено не к одной операции, а к их совокупности, к банку как единому целому.

 

II. Анализ развития банковской системы РФ и направлений ее совершенствования

2.1. Развитие банковской системы России в ХХ-начале ХХI вв.

 

Переход от социалистической плановой экономики к экономике рыночного типа чреват большими трудностями, поскольку любой экономический строй представляет собой сложную систему экономических, политических и международных связей.

Социалистическая банковская система  РФ была частью государственных структур с централизованной плановой экономикой, целью которой было выполнение государственных плановых заданий и распределение фондов в соответствии с этими заданиями. Рыночная же экономика в качестве обязательных условий функционирования требует наличия16:

Информация о работе Понятие, виды и структура банковской системы