Пассивные и активные операции Банка России

Автор: Инна Свистунова, 05 Октября 2010 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Формирование современной модели Центрального Банка России связано с конкретным определением функций центральных банков в экономике государства.
Сегодня в любой, даже самой маленькой стране есть свой центральный банк. Он выполняет две основные задачи.
Первая задача - центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем.
Вторая задача Центрального банка состоит в осуществлении такой денежной политики, при реализации которой посредством контроля за объемом денежной массы был обеспечен низкий уровень инфляции.
Важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики - денежно-кредитная политика Центрального банка. С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции.
В целях поддержания конъюнктуры рынка государство использует кредиты для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.
Монопольное положение Центрального банка в общехозяйственном денежном кругообороте дает ему возможность держать денежное обращение под постоянным контролем. Банкноты Центрального банка сохраняют свою ключевую роль только при условии, что их количество ограничено.
Успешное выполнение возложенных на Банк России задач и функций требует, чтобы он был независим от органов государственной представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, при решении вопросов, входящих в его компетенцию.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
Общая характеристика Центрального Банка……………………4
Задачи и функции Центральных Банков…………………………8
Операции Банка на открытом рынке:
Активные операции…………………………………………13
Пассивные операции………………………………………..15
Денежно-кредитное регулирование………………………………17
Заключение………………………………………………………………..27
Список используемой литературы………………………………………29

Файлы: 1 файл

Деньги кредит банки.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

    - прием депозитов кредитных учреждений составляют значительную часть пассивов центральных банков. Центральные банки принимают от коммерческих депозиты, по которым выплачиваются проценты.

    - хранение капиталов и резервов коммерческих банков. На счетах центральных банков хранятся средства казначейства (министерства финансов) и других правительственных ведомств. Коммерческие банки открывают в центральных банках беспроцентные корреспондентские счета и специальный резервный счет.

    - привлечение средств из-за границы. Центральные банки могут получать кредиты от международных финансово-кредитных организаций или других центральных банков. В ряде стран центральные банки прибегают к займам: выпускают собственные долговые ценные бумаги (облигации, векселя). Они используются для проведения операций на открытом рынке и принимаются центральными банками в залог при кредитовании коммерческих банков. 
 
 
 
 
 
 
 

4. Денежно-кредитное регулирование

 

    Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

    Одним из основных принципов определения  стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т.е. на внутренние или внешние показатели (рис. 19.1).

    

    Рис. 19.1. Стратегия центрального банка

    Выбор той или иной стратегии центрального банка зависит от ориентации экономики страны. При этом наблюдается следующая тенденция. Центральные банки развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются на регулирование темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса. Такой стратегии придерживаются, например, Немецкий федеральный банк, Банк Англии, ФРС США.

    Различаются внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы (под  внутренней понимается безинфляционное развитие, под внешней - стабильность валютного курса национальной денежной единицы по отношению к другим валютам).

    В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты.

    В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляции центральному банку приходится искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования, как это происходит в настоящее время в ряде восточноевропейских стран, в России и странах Ближнего зарубежья.

    Регулирование валютного курса национальной денежной единицы предпочитают европейские  страны с развитой, ориентированной  на экспорт, экономикой. В качестве примера можно привести Австрию, Бельгию, Нидерланды.

    Выбор и сочетание инструментов, применяемых в определенной экономической ситуации, зависят от стратегии центрального банка. Тем не менее можно назвать требования, предъявляемые к инструментарию центрального банка любой развитой страны. Речь идет прежде всего об инструментах, которые должны обладать максимальной действенностью.

    Не  менее важным требованием является равномерность воздействия на конкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных институтов. В связи с этим мероприятия центрального банка подразделяются на две группы. К первой из них относятся меры воздействия на часть коммерческих банков. Вторая группа включает мероприятия, касающиеся всех кредитных институтов. В качестве примера можно привести проведение центральным банком рестрикционной учетной политики. Инструменты, относящиеся к обеим группам, соответствуют требованию нейтральности центрального банка, поскольку они одинаково влияют на конкурентоспособность кредитных институтов по отношению друг к другу внутри различных групп или всех банков в целом. Это не исключает различных последствий таких мер для различных банков (например, крупных и мелких).

    Все инструменты можно охарактеризовать с помощью следующих критериев:

    • традиционные или нетрадиционные;

    • административные или рыночные;

    • общего действия или селективной направленности;

    • прямого или косвенного воздействия;

    • краткосрочные, среднесрочные или  долгосрочные. Целесообразно различать прямое и косвенное воздействие того или иного механизма. Например, при проведении учетной политики осуществляется прямое регулирование на денежном рынке и одновременно оказывается косвенное воздействие на рынок капиталов.

    Под долгосрочными целями денежно-кредитной  политики понимается стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегия стабилизации Немецкого федерального банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время.

    Эффективность комбинирования применяемых одновременно инструментов денежно-кредитной политики зависит от успешного их сочетания при достижении разных по срокам целей. Примером инструментов долгосрочного регулирования служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, политики рефинансирования и др.). Осуществлению краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, например операции «своп» в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политики открытого рынка, так и некоторые традиционные инструменты (в Германии - операции с федеральными ценными бумагами).

    Политика  обязательных резервов. В развитых странах, кроме Великобритании, Канады и Люксембурга, к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральными банками используются различные структура минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика начисления процентов, условия, предоставляемые кредитным институтам при их рефинансировании.

    Требования  минимальных резервов появились  как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Этот мотив использования минимальных резервов существует и сегодня. Поддерживая ликвидность банков, центральный банк выполняет свою задачу «кредитора последней инстанции».

    Как инструмент денежной политики минимальные  резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Во многих странах минимальные резервы практически уже не используются как инструмент «жесткого» регулирования, так как центральные банки предпочитают им более гибкую политику открытого рынка.

    По  закону о Немецком федеральном банке центральный банк правомочен требовать от кредитных институтов соблюдения беспроцентных минимальных резервов.

    В качестве компенсации за необходимость  держать в центральном банке  беспроцентные резервы для коммерческих банков существует ряд льгот:

    • бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный  банк;

    • причисление наличных средств коммерческих банков, находящихся у них в избытке, к выполнению обязательств по минимальным резервам, а также тот факт, что минимальные резервы могут служить рабочими активами.

    Кроме приведенных выше «компенсирующих  мер», дополнительно используется субвенционное  рефинансирование путем переучета  векселей. В некоторых случаях резервные обязательства могут быть выполнены путем приобретения государственных ценных бумаг, что преследует еще одну цель - финансирование государственного бюджета. Теми же мотивами руководствуется центральный банк, устанавливая высокий уровень минимальных резервов при относительно небольшом проценте. Такую политику чаще всего проводит центральный банк, вынужденный финансировать дефицит государственного бюджета.

    При установлении ставок по минимальным  резервам большую роль могут играть непосредственные переговоры между  центральным и коммерческими банками. Так, в Нидерландах повышение наличных (кассовых) резервов кредитных институтов определяется путем согласования этой величины между центральным банком Нидерландов и коммерческими банками.

    В механизме расчета ставок, а также  в критериях, по которым они дифференцируются, в разных странах наблюдаются существенные различия. Резервные обязательства ориентируются, как правило, по состоянию или росту определенной части обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые на активной стороне банковского баланса, величина которых должна согласовываться с величиной выданных кредитов (при соблюдении коэффициента ликвидности), составляют исключение. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений по пассивной стороне баланса. В некоторых случаях учету при определении величины минимальных резервов подлежат и межбанковские обязательства.

    Практически во всех развитых странах процесс  подачи данных коммерческими банками для расчета минимальных резервов формализован. Так, Немецкий федеральный банк предлагает использование специального формуляра, посредством которого отдельные кредитные институты заявляют о своих обязательствах, подлежащих учету при расчете минимальных резервов.

    Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность обхода своих требований со стороны кредитных институтов. Например, в обязательства, облагаемые минимальными резервами в Германии, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства - именные и на предъявителя - сроком до двух лет. По закону о банковской деятельности ставки по минимальным резервам имеют верхнюю границу, при этом для разных видов вкладов границы неодинаковы. Ставки по обязательным резервам классифицируются не только по видам обязательств, но и по величине, срокам и происхождению (относительно резидентов и нерезидентов).

    Размеры ставок по минимальным резервам существенно  колеблются по странам. Наивысшие ставки установлены в Италии и Испании. На противоположном полюсе находится Япония, где ставка по минимальным резервам обычно не превышает 2,5%. Банк Англии, который практически не использует минимальные резервы как инструмент денежной политики, требует от кредитных институтов лишь 0,45% обязательств, подлежащих учету в минимальных резервах. Такую существенную разницу между ставками по минимальным резервам можно объяснить тем, что в странах, где установлена высокая резервная ставка, обязательства по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными.

    В большинстве развитых стран в  последние годы активность использования политики минимальных резервов в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций снизилась. В Японии резервные ставки претерпели последнее существенное колебание после первого нефтяного кризиса середины 70-х гг., однако они остались после этого практически на том же уровне. В США резервная система уже давно отказалась от механизма изменения ставок минимальных резервов, однако Немецкий федеральный банк успешно использует данный инструмент, хотя и значительно реже, чем во времена функционирования Бреттонвудской валютной системы.

    Стремление  центральных банков добиться четкого  выполнения требований по соблюдению минимальных резервов наталкивается на попытки коммерческих банков уклониться в рамках закона от платежей по поддержанию обязательных резервов. Так, в США в конце 70-х гг. многие банки вышли из ФРС в связи с тем, что в то время предписания по минимальным резервам касались только банков-членов. Развитие новых финансовых операций и появление свободных от резервного бремени еврорынков дало новые возможности коммерческим банкам США, так как депозиты, размещенные на еврорынке, остаются не охваченными национальными минимальными резервами. Происходит это по следующей причине: центральный банк отдельной страны либо вообще не использует механизм минимальных резервов (Люксембург), либо от обязательств по минимальным резервам освобождаются депозиты нерезидентов (во Франции и Испании), либо учету в минимальных резервах не подлежат те депозиты нерезидентов, которые компенсируются кредитами нерезидентам (в Германии).

Информация о работе Пассивные и активные операции Банка России