Приложение № 2.
(Выписка из регламента № 285-5-р от
30.06.06г.)
1. Кредитующее
подразделение.
Обязанности
кредитующего подразделения:
- формирование перечня документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении кредита, запрос и прием документов от Заемщика / Поручителя / Залогодателя / Гаранта;
- рассмотрение документов Заемщика / Поручителя / Залогодателя / Гаранта;
- направление запроса в Управление безопасности;
- направление в подразделение рисков запроса об определении категории кредитного риска и расчетной величины лимита риска, заявки на присвоение категории кредитного риска, установление лимита/сублимита риска на Заемщика и пакета документов;
- предварительный контроль за соблюдением установленных сублимитов риска с учетом изменений курсов валют, графиков выдачи и погашения кредитов, изменений лимитов кредитных линий, отлагательных условий;
- направление (при необходимости) запроса в Центральный каталог кредитных историй о предоставлении информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история Заемщика1;
- привлечение (при необходимости) других подразделений Банка к рассмотрению документов Заемщика / Поручителя / Залогодателя / Гаранта;
- проверка бизнеса Заемщика - субъекта малого предпринимательства, не ведущего стандартную форму бухгалтерской отчетности, в период рассмотрения кредитной заявки, с непосредственным выездом на место ведения бизнеса;
- подготовка заключения (предварительного заключения руководству Банка и/или на Кредитный комитет) в установленные сроки;
- направление в подразделение учета кредитных операций распоряжения о резервировании номера ссудного счета2 (после принятия решения Кредитным комитетом о предоставлении кредита), содержащего следующие необходимые реквизиты: номер кредитного договора, валюта кредита, срок кредитования, срок доступности кредитных средств, наименование Заемщика с указанием организационно-правовой формы и формы собственности3 (при проведении операций кредитования с использованием автоматизированных систем допускается оформление распоряжения о резервировании номера ссудного счета в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи уполномоченного сотрудника кредитующего подразделения);
- уведомление подразделения, осуществляющего расчетно-кассовое обслуживание, о планируемой выдаче кредита с применением векселей Сбербанка России с указанием количества векселей, валюты векселей, номинала векселей и сроков платежа по ним;
- оформление кредитной документации;
- проверка наличия передаваемых в залог имущественных активов, условий хранения, соответствия данным бухгалтерского учета, а также отсутствия обременения по другим обязательствам;
- внесение в Базу данных первичной информации по заключаемым кредитным договорам;
- передача служебной запиской оригиналов кредитной документации в подразделение сопровождения кредитных операций для их учета, регистрации, хранения и направления в другие подразделения (при необходимости); с одновременным указанием в служебной записке перечня отлагательных условий (при их наличии) в Договорах об открытии кредитной линии, выполнение которых контролируется кредитующим подразделением и подразделением сопровождения кредитных операций, а также с указанием перечня участников Простого товарищества (при кредитовании Простого товарищества) и о пропорциях, в которых ссудная задолженность и созданный по ссуде Простого товарищества резерв учитываются при расчете норматива Н64 по каждому участнику Простого товарищества5;
- передача в подразделение сопровождения кредитных операций копии карточки с образцами подписей и оттиска печати Заемщика (и/или копии Доверенности на уполномоченное на привлечение кредитных средств лицо Заемщика с его подписью);
- получение от Заемщика платежных документов на перечисление кредитных средств со ссудного счета на его расчетный (текущий валютный, корреспондентский) счет; сверка подписей и печати на платежных документах с подписями и печатью, заявленными в карточке образцов подписей и оттиска печати (и/или в Доверенности на уполномоченное на привлечение кредитных средств лицо Заемщика);
- подготовка и передача подразделению сопровождения кредитных операций распоряжений кредитующего подразделения, а также платежных документов Заемщика на перечисление средств со ссудного счета на расчетный (текущий валютный, корреспондентский) счет Заемщика;
- информирование подразделения сопровождения кредитных операций о выполнении отлагательных условий, об изменении условий кредитования Заемщика, в том числе процентной ставки, сроков, обеспечения и др.;
- передача в подразделение, осуществляющее расчетно-кассовое обслуживание, платежных поручений Заемщика на списание кредитных средств со счетов Заемщика (при необходимости);
- мониторинг целевого использования кредита: контроль над соответствием назначений платежей, указанных в платежных поручениях и других документах Заемщика (являющихся основанием для списания кредитных средств), цели кредитования в соответствии с условиями кредитной документации; визирование платежных поручений и других документов Заемщика, в том числе полученных Банком с использованием системы “Клиент-Сбербанк”, на списание кредитных средств со счетов Заемщика;
- контроль за исполнением платежных поручений по использованию предоставленного кредита с получением от Заемщика заверенных им копий документов, подтверждающих целевое использование кредита;
- контроль за своевременностью и правильностью отражения кредитных операций (в т.ч. сумм обеспечений) на счетах бухгалтерского учета;
- ежеквартальный6 анализ и оценка финансового состояния Заемщика / Поручителя / Залогодателя / Гаранта в течение срока действия Договора о предоставлении кредита;
- мониторинг объема оборотов и выручки по счетам клиента в Банке, установление размера процентной ставки в соответствии с условиями заключенного Договора о предоставлении кредита, уведомление подразделения сопровождения кредитных операций о размере действующей процентной ставки;
- периодическая проверка наличия и сохранности предмета залога по Договору о предоставлении кредита;
- мониторинг выполнения условий заключенной Кредитной документации в части страхования заложенного имущества и внесения платы за неполное исполнение условий кредитного договора в части требований, предъявляемых к его обеспечению;
- мониторинг и оценка ссудной задолженности с целью классификации в соответствии с Регламентом № 455-5-р /6/ (определение категории качества ссуды, размера расчетного резерва в процентах, категории качества обеспечения), классификации условных обязательств кредитного характера, отраженных на внебалансовых счетах; внесение необходимых изменений в Базу данных (в т.ч. информацию о категории кредитного риска); оформление профессионального суждения;
- мониторинг принадлежности Заемщика к группе связанных заемщиков в соответствии с внутрибанковскими критериями определения связанных заемщиков Банка, если Заемщик относится к какой-либо группе связанных заемщиков - оформление мотивированного суждения в установленном порядке7;
- информирование подразделения сопровождения кредитных операций об изменении пропорций, в которых ссудная задолженность и созданный по ссуде Простого товарищества резерв учитываются при расчете норматива Н6 по каждому участнику Простого товарищества (при необходимости)8;
- мониторинг и оценка качества ссудной задолженности с целью ее классификации;
- принятие своевременных мер к погашению проблемной и просроченной задолженности;
- рассмотрение заявки Заемщика и/или Залогодателя /Поручителя /Гаранта об изменении условий заключенной Кредитной документации; оформление изменений условий кредитования в соответствии с решением Кредитного комитета и условиями заключенной Кредитной документации;
- контроль за своевременным и правильным исполнением подразделением сопровождения кредитных операций соответствующих распоряжений кредитующих подразделений;
- прием от Заемщика уведомлений о намерении произвести частичное (полное) досрочное погашение обязательств и их направление со служебными записками в подразделение сопровождения кредитных операций;
- прием от Заемщика запросов по предоставлению необходимых для получения Заемщиком субсидий документов и передача запросов, расчетов субсидий и других необходимых документов в подразделение сопровождения кредитных операций; передача Заемщику документов по субсидиям, подготовленных подразделением сопровождения кредитных операций;
- формирование и ведение кредитного дела (досье), его закрытие и передача в архив.
При подготовке
заключения о возможности предоставления
кредита Заемщику (об изменении условий предоставленного
кредита) сотрудник кредитующего подразделения
отвечает за полноту и достоверность информации,
содержащейся в его заключении, а также
за объективность и качество проработки
вопроса при составлении заключения в
пределах своих должностных обязанностей
с учетом конкретных обстоятельств.
1
Направление запросов и получение ответов
из Центрального каталога кредитных историй
осуществляется по сети Интернет в соответствии
с Указаниями Банка России от 31.08.2005г. №
1610-У.
2
Резервирование номера ссудного счета
производится для целей оформления кредитной
документации и представляет собой присвоение
ссудному счету Заемщика индивидуального
20-значного номера (“ключевание” лицевого
счета) без его открытия в балансе и отражения
в книге регистрации.
3
В соответствии с требованиями Положения
Банка России № 205-П /10/ могут быть указаны:
Минфин России; финансовый орган субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления; государственный внебюджетный
фонд Российской Федерации; внебюджетный
фонд субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления; финансовая
организация, находящаяся в федеральной
собственности; коммерческая организация,
находящаяся в федеральной собственности;
некоммерческая организация, находящаяся
в федеральной собственности; финансовая
организация, находящаяся в государственной
(кроме федеральной) собственности; коммерческая
организация, находящаяся в государственной
(кроме федеральной) собственности; некоммерческая
организация, находящаяся в государственной
(кроме федеральной) собственности; негосударственная
финансовая организация; негосударственная
коммерческая организация; негосударственная
некоммерческая организация; индивидуальный
предприниматель.
4
Норматив Н6 - Максимальный размер риска
на одного заемщика или группу связанных
заемщиков, установленный Инструкцией
Банка России № 110-И /33/.
5
Порядок учета в нормативе Н6 ссуды Простого
товарищества установлен Порядком № 1436-р
/42/.
6
Периодичность мониторинга финансового
состояния Заемщика – коммерческого банка
или небанковской кредитной организации
устанавливается Порядком № 748-р /37/.
7
Критерии связанности и порядок оформления
мотивированного суждения установлены
Порядком № 1436-р /42/.
8
Порядок учета в нормативе Н6 ссуды Простого
товарищества установлен Порядком № 1436-р
/42/.