Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 02:43, дипломная работа
В ходе глобального кризиса, с которым Россия столкнулась в конце 2008г., в стране впервые времен распада СССР и перехода от централизованной плановой экономики к рыночной, при вхождении в стадию экономического спада сохранилась функционирующая банковская система.
Результатом этого стало то, что у российских банков впервые накопились кредиты, выданные на коммерческих условиях, но более не приносящие доходов. Однако даже когда кредит перестает приносить доход, он все же обладает некоторой остаточной стоимостью.
При стремлении извлечь максимальную остаточную стоимость требуются другие методы, нежели те, которые используются для управления беспроблемными кредитами, результатом чего является появление специализированных агентств, занимающихся покупкой таких кредитов у банков. При этом прозрачный и ликвидный рынок может появиться только при условии, что подходы к оценке активов у всех его участников будут сопоставимы.
Введение
Глава I. Теоретические основы понятия «проблемные кредиты»
1.1 Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения
1.2 Классификация и учет проблемных кредитов
1.3 Характеристика рынка неработающих кредитов в России и за рубежом
Глава II. Особенности работы коммерческого банка с проблемными кредитами (на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»)
2.1 Кредитная политика банка
2.2 Этапы работы банка с проблемными кредитами
2.3 Рекомендации по организации работы банка с проблемными кредитами
Глава III. Основные направления в решении вопроса проблемных кредитов
3.1 Реструктуризация долга как основной способ работы банков с проблемными кредитами
3.2 Взаимодействие банков с коллекторскими компаниями
3.3 Пути совершенствования организации работы банков с проблемными кредитами
Заключение
Список используемой литературы
Растущие проблемные кредиты заставляют банки все больше уделять внимание рынку потребительского кредитования. Этот сегмент розничного кредитования сориентирован на короткие сроки погашения кредитов и рассчитан, в основном, на разовое кредитование клиентов для совершения покупок. Несмотря на низкий уровень просрочки по кредиту и привлекательность такого бизнеса, он пока не сможет заменить в масштабах банковской системы корпоративное кредитование. Препятствием здесь является экономическое ограничение роста потребительского кредитования.
До
глобального кризиса российским банкам
не приходилось заниматься неработающими
кредитами в таком масштабе. Ни отдельные
банки, ни система в целом не обладает
достаточным количеством опытных и подготовленных
специалистов в области проблемных кредитов.
И экономическая теория, и практика показывает,
что эффективность управления большим
объемов финансовых сделок в банках возрастет
при наличии групп специалистов. Отсутствие
специалистов по управлению неработающими
кредитами в большинстве российских банков
указывает на неоптимальную стратегию
по управлению неработающими кредитами.
В то же самое время малое количество квалифицированных
специалистов и невиданный объем неработающих
кредитов, возникший вследствие кризиса,
способствовали появлению специализированных
фирм для работы с этой категорией кредитов.
Глава
II. Особенности работы
коммерческого банка
с проблемными кредитами
(на примере ООО «Хоум
Кредит энд Финанс Банк»)
2.1
Кредитная политика
банка
Кредитная политика - это стратегия и тактика банка в области кредитных операций. Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов и является одним из элементов банковской политики.
Сущность кредитной политики банка состоит в обеспечении безопасности, надежности и прибыльности кредитных операций, то есть в умении свести к минимуму кредитный риск. Таким образом, кредитная политика - это определение того уровня риска, который может взять на себя банк.
Не существует единой кредитной политики для всех банков. Каждый банк формирует свою собственную кредитную политику, учитывая экономические, организационные и иные факторы, оказывающие влияние на его деятельность.
Кредитная политика включает в себя стратегию - приоритеты, принципы и цели на кредитном рынке, и тактику - инструментарий, используемый для реализации целей и порядок осуществления кредитных операций. Кредитная политика создает предпосылки для эффективной работы персонала, уменьшает вероятность ошибок и снижает риски.
Руководство по кредитной политике должно включать в себя следующие разделы:
1. Функциональные звенья, участвующие в кредитном процессе, и их полномочия.
2. Порядок разрешения ссуды.
3.
Инструкции по организации
4. Методические указания по анализу кредитоспособности клиентов.
5.
Методические указания по
6.
Методические указания по
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» действует на основании лицензии ЦБ РФ на осуществление банковских операций за номером 316.
ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк", один из лидеров российского рынка банковской розницы, работает на российском рынке с 2002 года.
Банк успешно работает на рынке депозитов для физических лиц. Депозитная база Банка составляет более 15 млрд. рублей. Банк входит в систему страхования вкладов под номером 170 в реестре банков-участников системы страхования вкладов.
Банк активно работает с текущими счетами, дебетовыми картами, активно развивает собственную сеть банкоматов, состоящую сегодня из 262 банкоматов.
Основа
работы Банка в России – принцип
ответственного кредитования и прозрачности
бизнеса. Благодаря передовым
Банк
ведет активную работу по повышению
финансовой грамотности населения.
Летом 2010 года Хоум Кредит организовал
серию мастер-классов о
Банк является членом Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков, Национальной валютной ассоциации, Национальной фондовой ассоциации и Московской международной валютной биржи.
Аудит Банка по международным стандартам финансовой отчетности проводит компания KPMG. Аудит по российским стандартам финансовой отчетности проводит ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты».
Банк «Хоум Кредит» является членом Группы «Хоум Кредит» (Home Credit Group). Группа «Хоум Кредит» («Группа») является одним из лидеров рынка потребительского кредитования в Центральной и Восточной Европе, а также в Азии. В отдельных странах Группа успешно развивает розничное банковское обслуживание, в частности текущие счета и вклады. 15 600 сотрудников Группы обслуживают свыше 4,6 миллиона клиентов в 8 географических регионах, где предоставляются услуги под маркой «Home Credit». В настоящее время финансовые услуги под брендом «Хоум Кредит» предоставляются в 8 странах: Чешской Республике (Home Credit a.s., с 1997 г.), Словакии (Home Credit Slovakia, a.s., с 1999 г.), Российской Федерации (OOO «Home Credit and Finance Bank», с 2002 г.), Казахстане (AO «Home Credit Bank», с 2005 г.), Украине (OAO «Home Credit Bank», с 2006 г.), Белоруссии (OAO «Home Credit Bank», с 2007 г.). Услуги под брендом „Хоум Кредит“ предоставляются также в Китае (HC Asia N.V., с 2007 г.) и Вьетнаме (PPF Vietnam Finance Company Ltd., с 2009 г.).
На сегодняшний день клиентская база Банка Хоум Кредит насчитывает более 18 миллионов человек. Динамично развиваясь в регионах за счет конкурентных розничных продуктов и использования передовой концепции офисов нового формата, региональная сеть Банка стала его несомненным конкурентным преимуществом.
Офисы нового формата мобильны – «Мини» и «Микро БО» практичны и предоставляют широкий спектр качественных банковских услуг. За счет открытия мини и микро-офисов Банку удалось существенно расширить и перестроить свою сеть, которая сегодня включает 82 представительства, 183 отделения в 1200 российских городах, розничные продукты Банка предоставляются в 36 тысячах точек продаж. Кроме того, банк развивает собственную сеть банкоматов, насчитывающую сегодня 262 банкомата на территории России.
Количество клиентов Банка составляет порядка 20-25% от общего количества жителей регионов, где присутствует Банк. В некоторых регионах (Воронеж, Ярославль) этот показатель достигает 30%.
По итогам шести месяцев 2010 (МСФО) года активы банка составили 87,940 млрд. рублей, капитал – 28,791 млрд. рублей, кредитный портфель – 64,807 млрд. рублей. Чистая прибыль по итогам второго квартала 2010 года составила 5,121 млрд. рублей.
По состоянию на 30 июня 2010 года доля Хоум Кредит на рынке товарного кредитования составила 27%, доля на рынке кредитных карт – 6,2%. Региональная сеть Банка состоит 82 представительств, 183 офиса и 6 филиалов на территории России. Продукты Банка представлены в 36 тыс. точках продаж. Клиентами Банка являются более 18 млн. человек.
Кредитный
портфель Банка на 80% состоит из заимствований
региональных клиентов. В частности, в
первой половине текущего года региональные
представительства банка выдали кредитов
на общую сумму более 43 млрд рублей (кредиты
наличными и POS-кредиты).
Рис.6.Объем просрочки по потребительским кредитам ХКФБ
Объем выдачи потребительских кредитов с начала 2010 года увеличился на 22,6%, а доля просрочки по ним уменьшилась на 6,7%.
Развиваясь на базе кредитования в точках продаж, за 8 лет работы Хоум Кредит стал полноценным розничным банком. В линейку его продуктов входят наличные в кредит, депозиты (депозитный портфель Банка на 30 июня составил 15 млрд рублей, а это 27% от общей базы фондирования), дебетовые и кредитные карты, активно развиваются зарплатные проекты.
Комментируя результаты работы, Иван Свитек, Председатель Правления Банка Хоум Кредит отметил: «Регионы – основной мультипликатор роста банковского сектора. Основная конкурентная борьба между банками в ближайшие годы будет разворачиваться там. Уровень проникновения услуг в регионах низок, и у нас еще есть значительный потенциал для динамичного развития банковской розницы».
Одной из основных задач Банка является быть клиентоориентированным банком, который может предложить своим клиентам, как из числа существующих, так и из числа потенциальных потребителей, конкурентоспособные условия кредитования, которые смогут удовлетворить потребительские запросы. Банк активно ведет работу с собственной клиентской базой для эффективных перекрестных продаж дополнительных и новых продуктов для построения долгосрочных отношений с клиентами. Согласно исследованию Банка Usage & Attitude, посвященного изучению отношения потребителей к брендам банков и их продуктам, Банк "Хоум Кредит" входит в топ-5 банков по уровню знания бренда: этот показатель составил 72% от общего числа опрошенных.
Клиентами Банка могут стать жители России в возрасте от 18, имеющие стабильный источник дохода и постоянную прописку в одном из регионов страны, где Банк предоставляет свои услуги. Условия кредитования (размер первоначального взноса, срок кредита, процентная ставка и пр.) зависят от вида кредита, стоимости товаров, приобретаемых в кредит, кредитного продукта, категории риска товара/продавца/клиента.
Банк предлагает своим клиентам с положительной кредитной историей доступ к новым продуктам и предложениям, используя прямую почтовую рассылку (direct mail) и телемаркетинговые кампании, что позволяет повысить эффективность взаимодействия эмитента с клиентами и увеличить прибыльность в среднесрочной и долгосрочной перспективах. В рамках этих мероприятий предлагаются такие продукты, как кредиты на основе пластиковых карт и кредиты наличными, которые стали предлагаться клиентам с 2006 года.
ХКФБ оперативно отреагировал на изменение рыночной конъюнктуры. В начале кризиса, в 2008 г., ХКФБ прекратил выдачу ипотечных и автокредитов, требующих от заемщиков произведения значительных платежей. С 2008 г. ХКФБ концентрируются на высокодоходных краткосрочных кредитных продуктах: экспресс-кредитование в торговых сетях (POS-кредитование) и кредитах наличными.
Портфель кредитов, выданных в точках продаж на приобретение товаров, составляет порядка 45 % от розничного кредитного портфеля ХКФБ. Данные кредиты представляют собой ссуды без обеспечения в размере от 3 000 до 200 000 рублей на срок от 3 до 36 месяцев, процентная ставка от 19,1 до 73,5 % годовых. Средняя доходность портфеля превышает 60%.
Кредиты, выданные с помощью кредитных карт, составляют порядка 25% от розничного кредитного портфеля. Кредитный лимит по карте находится в пределах 100 000 рулей, ежемесячный платеж в счет погашения долга 5-7%, процентная ставка по кредиту составляет от 19% до 41%. Средняя доходность портфеля составляет 42,5%. Кредитные карты распространяются через отделения Банка и путем прямой почтовой рассылки.
Кредиты, предоставленные наличными, которые заемщик может использовать на любые цели, составляют порядка 15% от розничного кредитного портфеля. Срок кредитования составляет от 3 до 60 месяцев, лимит на одного заемщика – до 250 000 рублей. Средняя доходность портфеля составляет 52,1%.
В ответ на закрытие рынка публичных заимствований ХКФБ активизировал работу по привлечению средств частных клиентов. Объем депозитов населения в Банке вырос с 4,4 млрд.руб. на 01.09.2008 до 14,9 млрд.руб. на 01.07.2010 г. Срок принимаемых вкладов от частных лиц составляет 6-12 месяцев, процентная ставка 9-12% в рублях, 5-5,5% в валюте.
Кредитный портфель ХКФБ в первом полугодии 2010 г. Был увеличен с 64,2 млрд.руб. до 67,8 млрд.руб. Рост кредитного портфеля обеспечен за счет увеличения кредитования юридических лиц. Крупнейшими корпоративными клиентами ХКФБ являются розничные сети – партнеры банка по потребительскому кредитованию. Доля ссуд предприятиям в кредитном портфеле ХКФБ на 01.07.2010 г. выросла до 10,2% по сравнению с 3,7% на начало года. В связи с ужесточением кредитной политики, направленной на минимизацию риска и повышение качества активов, кредитный портфель частным заемщикам в 2009 – 2010 гг.сокращался. С началом кризиса ХКФБ прекратил выдачу ипотеки и автокредитов и сконцентрировался на высокодоходных краткосрочных кредитных продуктах. Стабилизация экономической ситуации, а также обеспеченность ресурсами создают потенциал для наращивания ХКФБ розничного кредитования. Так, по РСБУ отчетности, за июнь 2010 г. ХКФБ продемонстрировал рост розничного кредитного портфеля на 4% к маю месяцу. Во втором полугодии 2010г. мы ожидаем усиления кредитной активности и наращивание активов ХКФБ.
Информация о работе Особенности работы банков с проблемными кредитами: российский и зарубежный опыт