Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в проведении теоретических и аналитических исследований организации кредитного процесса и его влияния на деятельность коммерческого банка. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- исследование сущности и основных этапов организации кредитного процесса в коммерческом банке;
-изучение организации кредитного процесса в банке "Хоум Кредит";
-анализ и совершенствование недостатков в организации кредитного процесса банка "Хоум Кредит".
Введение
Глава 1. Теоретические основы кредитной деятельности банка
1.1 Характеристика и сущность кредита
1.2 Кредит как продукт деятельности банка
1.3 Классификация и виды кредитов
Глава 2. Основы организации кредитного процесса в коммерческом банке
2.1 Понятие и сущность кредитного процесса в коммерческом банке
2.2 Основные этапы кредитного процесса
Глава 3. Кредитный процесс в банке "Хоум Кредит"
3.1 Организация кредитного процесса в банке "Хоум Кредит"
3.2 Недостатки в организации кредитного процесса банка "Хоум Кредит"
3.3 Рекомендации по совершенствованию кредитного процесса банка "Хоум Кредит"
Список литературы
В России крупным считается кредит одному заемщику, превышающий 5% величины капитала банка. Банковские кредиты подразделяются на активные и пассивные. В первом случае банк дает кредит, т.е. выступает кредитором, во втором берет кредит, т.е. является заемщиком. [21, 474 с.]. Банк может входить в кредитные отношения (брать или давать кредиты) с другими банками (кредитными организациями), включая банк нейтральный, выполняя в зависимости от ситуации активную или пассивную функцию. В этом случае имеет место межбанковское кредитование. Что касается всех других предприятий, организаций, учреждений и физических лиц, то кредитные отношения банка с ними носят другой характер - здесь банк практически всегда является стороной, дающей кредит. В заключение следует отметить, что в банковской практике отсутствует единая классификация банковских кредитов. Эго связано с различиями в уровне развития банковских систем, сложившимися в них способами предоставления кредитов.
Изучение и рассмотрение такого понятия, как кредитный процесс, позволяет комплексно проанализировать все составляющие и этапы механизма банковского кредитования. Кредитный процесс - это процесс организации кредитной деятельности банка.
Банк, являясь коммерческим предприятием, размещает привлеченные ресурсы от своего имени и на свой страх и риск с целью получения дохода.
Активные операции банка разнородны как по экономическому содержанию, так и с точки зрения их доходности и качества. Часть активных операций банка представляет собой безальтернативное размещение его средств (в фонд обязательного резервирования, на корсчет в РКЦ и т.п.), которое позволяет банку стабильно работать, но не приносит доходов.
Другие
виды размещения могут оказаться
высокодоходными, но весьма рискованными.
Поэтому каждый коммерческий банк заинтересован
в повышении уровня организации
кредитного процесса. Тщательно проработанный
кредитный процесс позволяет
свести к минимуму кредитный риск,
благодаря значительному
Таким образом, высокий уровень организации кредитного процесса, едва ли не лучший показатель всей работы банка и качества его менеджмента.
Раскрывая содержание кредитного процесса на фундаментальном уровне, следует обратить внимание на определение - кредитная операция. Так как, именно оно соответствует тому, что обычно принято именовать предоставленными кредитами.
Что конкретно следует относить к кредитным операциям банков. На этот счет полного единства мнений еще не достигнуто.
Содержание банковского кредитования (кредитных операций) - это совокупность отношений между банком как кредитором и его заемщиком по поводу:
-предоставления
заемщику определенной суммы
денег для целевого (как правило)
использования, их
-получения
от заемщика платы за
Банковский кредит может быть предоставлен заемщику (юридическому или физическому лицу) под разнообразные цели, самыми распространенными из которых являются.
-увеличение
(пополнение) оборотного капитала
хозяйствующей организации,
-финансирование
сезонных потребностей
-финансирование
временно возросшего
-финансирование уплаты налогов;
-помощь в покрытии неординарных (крупных) издержек и т.д.
-финансирование
производственных затрат, включая
реализацию инвестиционных
-потребительские цели отдельного физического лица (приобретение или ремонт жилья, получение образования и т.д.), удовлетворяемые с помощью потребительского (личного) кредита.
Кредитные операции коммерческих банков являются одним из важнейших видов банковской деятельности. На финансовом рынке кредитование сохраняет позицию наиболее доходной статьи активов кредитных организаций, хотя и наиболее рискованной. [16, 30 с.]
Кредитная операция - сами практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий, направленных на удовлетворение потребности клиента в кредите) кредитных работников банка в процессе кредитного обслуживания заемщиков, форма воплощения в действительность кредитного продукта.
Результат кредитного процесса нельзя сводить только к удовлетворению соответствующей потребности клиента, так как во взаимоотношениях банка с клиентом всегда предполагается реализация интересов обеих сторон операции (сделки). [21, 476 с.]
Исследуя сущность кредитного процесса, следует отметить что, целостность и достоверность кредитного процесса зависят от объективных кредитных решений, которые обеспечивают приемлемый уровень риска по отношению к предполагаемому доходу.
Обзор кредитного процесса должен включать анализ кредитных руководств и прочих письменных методик, применяемых различными отделами банка, а также анализ возможностей и реальной производительности всех отделов банка, задействованных в кредитном процессе. Он также должен охватывать процедуры по созданию, оценке, утверждению, выдаче, отслеживанию, инкассации и обработке различных кредитных инструментов, предоставляемых банком. [7, 129 с.] В частности, в обзор должно входить следующее:
-подробная
методика кредитного анализа
и процесс утверждения кредита
с примерами форм кредитных
заявок, внутренних форм с кратким
изложением информации по
-критерии для утверждения кредитов, определения политики процентных ставок и кредитных лимитов на всех уровнях управления банком, а также критерии для принятия распоряжений по выдаче кредитов через сеть филиалов;
-залоговая
политика для всех видов
-администрирование
и отслеживание процедур, включая
ответственных лиц, критерии
-методика обработки исключений.
Анализ должен включать интервью с менеджерами среднего звена всех отделов, которые исполняют кредитную функцию. Он также должен включать обзоры отдельных кредитных дел. Отношение оцененных кредитных заявок к общему объему одобренных за последние шесть или двенадцать месяцев (общая численность и общая сумма) является одним из показателей качества процесса оценки.
Данный анализ кадров, касается служащих, задействованных в процедурах по созданию, оценке, утверждению и отслеживанию кредитных рисков. Должно быть определено их количество, занимаемые должности, возраст, опыт и конкретные обязанности. Кадровая структура, навыки и профессионализм должны анализироваться с учетом директив руководства и процедур, в которых участвуют сотрудники. Должны быть рассмотрены все тренинги, проводящиеся для кредитных служащих банка, и оценена их эффективность. Качество и частота обучения персонала обычно являются хорошим показателем уровня их профессионализма в предоставлении кредитов.
Так как кредитная функция обычно рассредоточена по всей организации, банк должен иметь эффективные системы мониторинга за соблюдением установленных директив. Данное условие может быть наилучшим образом выполнено путем внутреннего анализа и создания системы отчетности, которая могла бы информировать правление и менеджеров высшего звена о том, каким образом выполняются директивы, и обеспечивать их достаточной информацией для оценки деятельности служащих низшего звена и состояния кредитного портфеля. Поскольку информация является основным элементом процесса кредитного управления, должны быть проанализированы ее доступность, качество и эффективность с точки зрения затрат.
Кроме того, следует уделять внимание информационным потокам между различными частями банка, и в частности тому, является ли фактически поступающая информация полной, своевременной и эффективной. Данный анализ тесно связан с анализом персонала, структуры контроля, организационной структуры и информационных технологий.
Таким образом,
содержание кредитного процесса банка
составляет деятельность, присущая процессу
непосредственного
Основой возникновения и развития кредитных отношений между коммерческими банками и их клиентами в связи с движением кредита является кредитный процесс, обуславливающий круговорот ссудного капитала коммерческого банка в целом и жизненный цикл каждой отдельной банковской ссуды в частности.
Кредитный процесс представляет собой единство взаимосвязанных друг с другом стадий: планирование, предоставление, использование и возврат ссуды. Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов. Каждый из них вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности.
Кредитование условно можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи и погашения:
Необходимо отметить, что на каждом этапе в управлении кредитным процессом принимает участие не только коммерческий банк, но и государство в лице Центрального Банка, а также налоговые и судебные органы государственного управления. Так, Центральный Банк формулирует обязательные для всех коммерческих банков правила и ключевые параметры их кредитной деятельности, вмешиваясь в особых случаях в кредитные процессы (устанавливая, например, "кредитные потолки").
Далее в курсовой работе будет подробно рассмотрен каждый из вышеперечисленных этапов кредитного процесса.
Организационным началом формирования отношений между банком и заемщиком является обращение заемщика в коммерческий банк с ходатайством о предоставлении кредита. [20, 157 с.] В нём указываются:
Так называемая предварительная информация о потенциальном заемщике, которая частично отражена в кредитной заявке, а в основном пополняется и аргументируется клиентом в ходе собеседования (интервью), призвана выяснить первичные данные о клиенте и его мотивах обращения в банк за кредитной поддержкой.
Главным для обеих сторон (кредитора и заёмщика) на начальном этапе является вопрос о целесообразности либо нецелесообразности удовлетворить заявку потенциального заемщика. [22, 159 с.]
Методом интервью оцениваются причины, побудившие клиента оформить заявку, цели кредитования, планируемые источники погашения кредита, сфера деятельности и другие вопросы, позволяющие сформировать предварительное мнение о заявителе.
Только при личной встрече с
клиентом сотрудник кредитного отдела
может ознакомить его с порядком
предоставления кредитов в данном банке
и со списком необходимых для
продолжения кредитного процесса документов.
Заявление клиента
При обработке заявки на кредит менеджером по кредитам устанавливается ее соответствие либо несоответствие первичным критериям, т.е. общим правилам кредитования и внутренним положениям банка по вопросам кредитной политики.
В случае несоответствия кредитной заявки первичным критериям банка менеджер по кредитам готовит заключение о невозможности предоставления кредита, согласовывает его с начальником кредитного подразделения и направляет заявителю письменное уведомление об отказе в кредите. Если же предоставление кредита признано целесообразным для банка, приступают ко второму этапу кредитного процесса.
Процесс
кредитования связан с действием
различных факторов риска, способных
повлечь за собой непогашение
ссуды заемщиком в