Организация безналичных расчетов в РФ и проблемы их совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе объектом изучения является безналичный денежный оборот РФ, предметом исследования - совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и принципы безналичных расчетов 5
1.1. Понятие и значение безналичных расчетов 5
1.2. Принципы организации безналичных расчетов 8
2. Формы безналичных расчетов 10
2.1. Расчеты платежными поручениями 10
2.2. Аккредитивная форма расчетов 13
2.3. Расчеты чеками 16
2.4. Расчеты по инкассо 18
3. Пути совершенствования безналичных расчетов 21
3.1. Безналичные платежи в электронной форме 21
3.2.Электронные деньги 26
3.3. Пластиковые карты 30
Заключение 35
Список источников 37
Приложение

Файлы: 1 файл

ДКБ 2 к. курсовая.doc

— 507.00 Кб (Скачать)

     Чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование «чек», включенное в текст документа;
  • поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
  • наименование плательщика и указание счета для платежа;
  • указание валюты платежа;
  • указание даты и места составления чека;
  • подпись лица, выписавшего чек, — чекодателя.

     Отсутствие  в документе какого-либо из указанных  реквизитов лишает его законности. Чек, не содержащий указание места его  составления, рассматривается как  подписанный в месте нахождения чекодателя.

     Права по чеку могут быть переданы, за исключением  именного чека, который не подлежит передаче.

     При расчетах чеками следует помнить, что  чек должен быть оплачен в полной сумме, на которую он выписан, без  какой-либо комиссии (при этом указание о процентах считается ненаписанным). Чек не может быть отозван чекодателем до истечения установленного внутрибанковскими правилами срока для его предъявления к оплате (представление чека в банк чекодержателем).

     

     Рис. 3. Схема расчетов чеками

     1 – заявление владельца счета  (плательщика) на получение чековой  книжки в банке, депонирование  соответствующей денежной суммы; 2 – выдача чековой книжки; 3 – получение товара; 4 – выписка чека; 5 – сдача чека в банк поставщика; 6 – передача чека в банк плательщика и списание суммы чека из депонированных средств; 7 - зачисление средств на счет поставщика; 8 – извещение поставщика о поступлении средств.  

     В России, в отличие от международной  практики, чековая форма безналичных  расчетов менее распространена.  
 
 
 
 

     2.4. Расчеты по инкассо

     Под расчетами по инкассо понимаются банковские операции, при которых  кредитная организация (банк) обязуется  по поручению и за счет клиента  осуществить действие по получению  от плательщика суммы платежа. Расчеты  по инкассо оформляются платежным требованием (см. Приложение №5) и инкассовым поручением.

     Платежное требование содержит в себе требование получателя средств плательщику  об уплате определенной суммы денег  путем снятия с расчетного счета  плательщика, составляется на бланке установленной формы и содержит кроме реквизитов, указываемых в платежном поручении, такие реквизиты, как:

  • условия оплаты;
  • срок для акцепта;
  • дата вручения плательщику предусмотренных договором документов;
  • наименование товара (работ, услуг) и дата поставки;
  • номер и дата договора;
  • номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг);
  • способ поставки и другие реквизиты — в поле «Назначение платежа».

      Указанные требования выставляются на инкассо  поставщиком после отгрузки товара и выписки товарных документов. Банк поставщика обязан переслать документы в банк плательщика, взыскать с него средства и перечислить на расчетный счет поставщика. Банк плательщика, получив документы, информирует плательщика и принимает их к оплате только после получения от него предварительного акцепта. Возможен и отказ от акцепта.

      Если  на счете плательщика отсутствуют  денежные средства или их недостаточно, платежные требования помещаются в картотеку №2. При этом исполняющий банк уведомляет об этом банк-эмитент, направив ему извещение не позже рабочего дня, следующего за днем постановки расчетных документов в картотеку. Банк-эмитент в свою очередь по получении извещения от исполняющего банка доводит извещение о постановке в картотеку до клиента.

     Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством. Допускается частичная оплата платежных требований, инкассовых поручений, которая производится платежным ордером в порядке, аналогичном порядку частичной оплаты платежного поручения, за исключением отметки о частичной оплате.

     Инкассовое  поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:

  • в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
  • в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

     Основными видами инкассовых операций являются простое (чистое) инкассо и документарное (коммерческое). В первом случае банк обязуется получить деньги с третьего лица на основании платежного требования, не сопровождаемого коммерческими документами, а во втором – банк должен предъявить полученные от своего клиента коммерческие документы. К числу коммерческих документов относятся счета, транспортные и страховые документы, документы о праве собственности и любые иные документы, не являющиеся финансовыми.

     Вообще, расчеты в форме инкассо распространены в международных платежах достаточно широко. Платежи по контрактам осуществляются на условиях коммерческого кредита, и зарубежные банки принимают на инкассо различные документы, в том числе, кроме упомянутых выше векселей и чеков, акции, облигации и другие.

      

     Рис. 4. Схема расчетов платежными требованиями

     1 – отгрузка товаров, выполнение  работ, оказание услуг; 2 – передача  платежного требования банку  плательщика (2* - передача напрямую); 3 – извещение плательщика о  получении платежного требования  и получение акцепта; 4 – ответ  плательщика с акцептом или без акцепта; 5 – снятие денежных средств с р/с плательщика и перечисление их на расчетный счет поставщика; 6 – извещение поставщика о поступлении денежных средств на р/с по платежному требованию. 

     Подобная  форма расчетов предполагает определенные риски и должна подстраховываться доверительными отношениями контрагентов. Для поставщика риск несвоевременной оплаты счетов может быть уменьшен за счет получения определенных гарантий от покупателя. В договоре можно использовать в таком случае различные правовые средства обеспечения обязательств по оплате (поручительства, банковской гарантии, залог и т.п.).

     Преимущества  данной формы расчета:

  • для поставщика - банки защищают его право на товар до момента оплаты документов или акцепта. Право на товар плательщику дают товарораспорядительные документы, во владение которыми он вступает после их оплаты (акцепта). Документы остаются в распоряжении банка вплоть до момента их оплаты и, в случае неоплаты, возвращаются в банк поставщика с указанием причин неоплаты.;
  • для плательщика данная форма расчетов позволяет обеспечить максимальную экономию валютных ресурсов и зачастую оплата товара (если предусмотрено контрактом) может производиться с отсрочкой до 30 дней со дня получения банком документов на инкассо.
 
 

     3. Пути совершенствования безналичных расчетов 

     В предыдущей главе были описаны различные  формы безналичных расчетов, которые  зарекомендовали себя за длительный период использования, но на данный момент необходимы инновации в этой сфере. В мире происходит компьютеризация общества, поэтому и система безналичных расчетов должна учитывать развитие технологий. На сегодня можно выделить несколько направлений совершенствования системы безналичных расчетов.  

     3.1. Безналичные платежи  в электронной  форме

     Осуществление безналичных расчетов с помощью расчетных документов на бумажных носителях чрезвычайно замедляет процесс совершения платежей и увеличивает его стоимость. Безналичные расчеты во многих зарубежных странах осуществляются в основном с помощью телекоммуникационных систем связи, бумажный оборот сведен до минимума.10  Банки Российской Федерации давно поняли необходимость внедрения электронных расчетов. Однако попытки наладить систему безналичных расчетов с помощью расчетных документов в электронной форме наталкиваются на несовершенство действующего законодательства.

     В целях решения проблем ответственности  банков при расчетах с помощью  расчетных документов в электронной  форме следует рассмотреть особенности  системы электронных платежей. В  Российской Федерации электронные  расчеты начали внедряться сразу в двух звеньях системы безналичных платежей: во взаимоотношениях коммерческих банков со своими клиентами (уровень «банк - клиент») и в межбанковских расчетах (уровень «банк - банк»). Межбанковские электронные расчеты могут осуществляться как на основе корреспондентских счетов, так и через различные специализированные финансовые институты (клиринговые учреждения, валютные биржи).

     Например, на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) осуществляется торговля иностранной валютой и отдельными видами ценных бумаг; Межбанковский  финансовый дом (МФД) организует рынок  кредитных ресурсов, ценных бумаг  и валюты.11

     Договоры  о расчетно-кассовом обслуживании с использованием документов в электронной форме, заключаемые между коммерческими банками и их клиентами все чаще стали появляться на практике, Особенности электронных платежей, производимых на базе таких договоров (уровень «банк - клиент»), и межбанковских расчетов в электронной форме (уровень «банк - банк») примерно одинаковы.

     Договор на расчетно-кассовое обслуживание с  использованием документов в электронной  форме представляет собой разновидность  договора банковского счета, предусматривающую осуществление безналичных расчетов с использованием различных документов (в том числе и расчетных) не только в бумажной, но и в электронной форме. Поэтому помимо прав и обязанностей, традиционных для договора банковского счета, указанный договор содержит ряд дополнительных условий, отражающих специфику электронных платежей. Предметом такого договора является деятельность банка по оказанию своему клиенту услуг по осуществлению безналичных платежей с использованием в ряде случаев расчетно-кассовых документов в электронной форме.

     На  сегодняшний день банки опасаются  целиком переходить только на электронный  документооборот. Поэтому в таком  договоре специально оговариваются  те виды документов, которые будут  передаваться в электронной форме (как правило, ими являются платежные поручения и выписки из счета клиента). Все остальные расчетно-кассовые документы составляются на бумажных носителях, передаются и обрабатываются традиционным способом. Обычно договор предусматривает возможность расширения круга расчетных документов, изготавливаемых в электронной форме.12

     Электронный документооборот предполагает, что  у каждой из сторон договора имеются  определенные организационно-технические  предпосылки для совершения электронных  платежей.13 Поэтому такие договоры предусматривают ряд обязанностей сторон организационно-технического характера. Для того чтобы производить электронные платежи, банк должен обладать правом на эксплуатацию и распространение соответствующего программного обеспечения для ЭВМ; иметь компьютеры, модемы, другую технику в достаточном количестве, отвечающие определенным требованиям; предоставить клиенту программное обеспечение и научить пользоваться им; передать клиенту ключи для шифрования (дешифрования), передать и зарегистрировать у него открытые ключи подписей операционистов банка, которые будут работать со счетом клиента; зарегистрировать открытые ключи подписей должностных лиц клиента, уполномоченных распоряжаться счетом; согласовать с клиентом систему паролей для экстренного приостановления операций по счету, которые будут использоваться в телефонограммах, и т.п.

     На  клиента также возлагается выполнение ряда требований организационно-технического характера. В частности, клиент обязан: располагать компьютерами, модемами и другими техническими устройствами в достаточном количестве с определенными техническими характеристиками; после установки программного обеспечения создать ключи электронных цифровых подписей (далее - ЭЦП) директора и главного/бухгалтера (их заместителей, если это необходимо), передать банку и зарегистрировать у него открытые ключи подписей этих должностных лиц; зарегистрировать открытые ключи подписей операционистов банка, выполнить ряд других обязанностей.

     В настоящее время уже можно  достаточно уверенно признать за документами  в электронной форме, подписанными с помощью ЭЦП, доказательственную силу.14

     Хочется также отметить, что вопрос о развитии электронных платежей набирает свою актуальность. 18 декабря 2009 года в Государственной Думе прошел круглый стол «Электронные платежи в России: проблемы развития и государственного регулирования». На нем было отмечено, что на сегодняшний день использование цифровой наличности имеет относительно низкую распространённость, несмотря на очевидные плюсы.

Информация о работе Организация безналичных расчетов в РФ и проблемы их совершенствования