Организация безналичных расчетов в РФ и проблемы их совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе объектом изучения является безналичный денежный оборот РФ, предметом исследования - совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и принципы безналичных расчетов 5
1.1. Понятие и значение безналичных расчетов 5
1.2. Принципы организации безналичных расчетов 8
2. Формы безналичных расчетов 10
2.1. Расчеты платежными поручениями 10
2.2. Аккредитивная форма расчетов 13
2.3. Расчеты чеками 16
2.4. Расчеты по инкассо 18
3. Пути совершенствования безналичных расчетов 21
3.1. Безналичные платежи в электронной форме 21
3.2.Электронные деньги 26
3.3. Пластиковые карты 30
Заключение 35
Список источников 37
Приложение

Файлы: 1 файл

ДКБ 2 к. курсовая.doc

— 507.00 Кб (Скачать)

     Пятый принципсрочность платежа – вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами.

     Шестой  принцип5 – принцип имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки, а также иных мер ответственности. (ГК РФ, гл. 25, ст. 395)

     Седьмой принципконтроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения – подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний контроль. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» публичности бухгалтерской отчетности.

     2. Формы безналичных  расчетов

     Безналичные расчеты проводятся на основании  расчетных документов установленной  формы и с соблюдением соответствующего документооборота. Выбор формы расчетов в основном определяется6:

     - характером хозяйственных связей  между контрагентами;

     - особенностью поставляемой продукции;

     - местонахождением сторон сделки;

     - способом транспортировки грузов;

     - финансовым положением юридических  лиц.

     Положением  ЦБР от 03.10.2002г. № 2-П «О безналичных  расчетах в РФ» установлены следующие  формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, аккредитивная форма расчетов, расчеты чеками и по инкассо.

     

  • 2.1.Расчеты  платежными поручениями
  •      Платежное поручение (см. Приложение №1) представляет собой распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, о перечислении определенной денежной суммы на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

         В  расчетах за товары и услуги платежные  поручения используются7:

    • за полученные товары, выполненные работы, оказанные услуги (ссылка в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком);
    • для платежей в порядке предварительной оплаты товаров и услуг (ссылка в поручении на номер основного договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);
    • платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

         В расчетах по нетоварным операциям платежные  поручения используются для8:

    • платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
    • погашения банковских ссуд и процентов по ссудам;
    • перечисления средств органам государственного и социального страхования;
    • взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, ООО и т.п.;
    • приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;
    • уплаты пени, штрафов, неустоек и т.д.

         Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты:

    • по плательщику и получателю средств — идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), наименования и номера счета в кредитной организации (филиале) или подразделении расчетной сети Банка России;
    • по кредитным организациям — их наименования и местонахождения, банковского идентификационного кода (БИК) и номера счета для проведения расчетных операций.

         Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете платежные поручения помещаются в картотеку № 2 и оплачиваются по мере поступления денежных средств в установленной законом очередности. В соответствии с законодательством допускается частичная оплата платежных поручений из картотеки, при этом банком используется платежный ордер (см. Приложение №2).

         Банк  обязан информировать плательщика  по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета.

         

         Рис.1. Схема расчетов платежными поручениями

         1 – заключение договора о сотрудничестве; 2 – поставка товара (оказание  услуг); 3 – передача платежного поручения в банк и списание средств со счета плательщика; 4 – перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет получателя; 5 – сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет; 6 – сообщение плательщику об исполнении платежного поручения. 

         Платежные поручения используются для расчетов в порядке плановых платежей, т.е. путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и  в определенной сумме на основе плана  отпуска товаров и оказания услуг на предстоящий месяц (квартал). Расчеты плановыми платежами — прогрессивная форма перечисления платежей, так как в ее основе — встречное движение денег и товаров. Это ведет к ускорению расчетов, снижению взаимной дебиторско-кредиторской задолженности, дает возможность предприятиям лучше планировать свой платежный оборот.

         Расчеты платежными поручениями имеют ряд  достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах.  
     
     
     
     

         2.2. Аккредитивная форма расчетов

         Аккредитив (см. Приложение № 3) представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. Аккредитив предназначен для обслуживания только одного поставщика и не может быть переадресован. Выплата с аккредитива осуществляется только безналичным путем.

         Банками могут открываться следующие  виды аккредитивов:

    • покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
    • отзывные и безотзывные.

           При открытии покрытого аккредитива  банк-эмитент перечисляет за счет  средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

         Отзывным  является аккредитив, который может  быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Такой аккредитив не служит продавцу достаточной гарантией поступления платежа, поэтому на практике почти не встречается. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не установлено, что он безотзывный. Безотзывным является аккредитив, который не может быть изменен или отменен без согласия получателя средств и на котором имеется соответствующая отметка. Такой аккредитив представляет собой твердое обязательство банка оплатить продавцу поставку или услугу при выполнении последним всех условий аккредитива. Подавляющее большинство аккредитивов безотзывные.

          Для открытия аккредитива в банк-эмитент  подается заявление плательщика  установленной формы, в котором  указываются:

    • номер договора, по которому открывается аккредитив;
    • срок действия аккредитива;
    • наименование поставщика и наименование банка, исполняющего аккредитив;
    • наименование документов, служащих основанием для выплаты по аккредитиву;
    • срок их представления и порядок оформления;
    • вид аккредитива и его сумма;
    • перечень товаров, работ и услуг, для которых открывается аккредитив, и сроки отгрузки;
    • способ реализации аккредитива.

         

         Рис. 2. Схема расчетов по аккредитиву

          1 – заявление на открытие аккредитива; 2 - договор (указывается форма аккредитива). 3 – открытие в КБ поставщика аккредитивного счета,  зачисление средств на аккредитивный счет; 4 – уведомление об открытии аккредитива; 5 – поставка товаров и услуг; 6 – предоставление в КБ документа, который был заявлен при открытии аккредитива; 7 – зачисление средств с аккредитивного счета на р/с поставщика; 8 – уведомление о поступлении средств на р/с. 
     
     
     

         При выплате по аккредитиву банк получателя средств (исполняющий банк) обязан проверить  соблюдение поставщиком всех условий  аккредитива, а также правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и печати поставщика на нем заявленным образцам. Документы, подтверждающие выплаты по аккредитиву, должны быть представлены поставщиком банку до истечения срока аккредитива и подтверждать выполнение всех условий аккредитива. При нарушении хотя бы одного их этих условий выплаты по аккредитиву не производятся.

         Закрытие  аккредитива в исполняющем банке  производится (в сумме аккредитива  или его остатка)9:

    • по истечении срока аккредитива;
    • на основании заявления получателя средств об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения срока его  действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива;
    • по распоряжению плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива, если такой отзыв возможен по условиям аккредитива.

         Аккредитивная форма расчетов является наиболее дорогостоящей. Она требует дополнительных расходов покупателя, это обусловлено не только большими комиссионными, которые взимает  банк, но и тем, что большинство аккредитивов, с которыми работают российские фирмы, являются «покрытыми». Это означает, что у покупателя на время действия контракта отвлекаются из оборота значительные средства, равные сумме платежа по контракту.

         Удобство  данной формы расчетов как для фирмы-поставщика, так и для фирмы-покупателя заключается в определенной гарантии: своевременность и полнота получения платежа поставщиком, если поставка соответствует договору; соответствие заказанной продукции предусмотренным условиям, которое часто контролирует уполномоченный фирмы-покупателя.

         2.3. Расчеты чеками

         Чек (см. Приложение № 4) – это ценная бумага, содержащая распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем может быть любое юридическое или физическое лицо, имеющее средства в банке, которыми оно распоряжается путем выставления чеков в пользу чекодержателя; плательщиком является банк чекодателя.

         Для получения расчетных чеков в  обслуживающем банке оформляется  заявление по установленной форме, подписанное руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверенное печатью. В заявлении указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками, что позволяет определить лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Чековые книжки выдаются на определенный срок и общую сумму платежа.

         Чековые книжки бывают двух типов: лимитированные и нелимитированные. Различие между  ними состоит в том, что получение  лимитированной книжки сопровождается депонированием общей суммы платежа на отдельном лицевом счете чекодателя. На этот счет зачисляется сумма средств, депонируемая с соответствующего счета.             Нелимитированная книжка не предусматривает депонирования денежных средств. В этом случае покрытием чека в банке служат средства на соответствующем счете чекодателя, но не свыше суммы, гарантированной банком по согласованию с чекодателем при выдаче чековой книжки. Банк может гарантировать чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка.

    Информация о работе Организация безналичных расчетов в РФ и проблемы их совершенствования