Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 05:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – ознакомиться с основными понятиями безналичных расчетов с использованием пластиковых карт. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты операций коммерческих банков с пластиковыми картами, а именно сущность, значение, основные операции с банковскими пластиковыми картами, платежную систему и ее участников;
2. Дать краткую характеристику Сбербанку России, рассмотреть пластиковые карты, применяемые в данном банке, также привести статистические данные по использованию пластиковых карт в Сбербанке России;
3. Рассмотреть перспективы развития пластиковых карт и меры по минимизации рисков при использовании пластиковых карт.
Введение……………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты операций коммерческих банков с пластиковыми картами…………………………………………………..……..6
1. Сущность, значение и основные понятия, касающиеся функционирования банковских пластиковых карт…………………………………………………………………...6
2. Основные операции с банковскими пластиковыми картами……..9
3. Платежная система и её участники………………………………..13
Глава 2. Операции Сбербанка России с пластиковыми картами…………..18
1. Краткая характеристика Сбербанка России………………….....18
2. Виды пластиковых карт Сбербанка России……………………...20
3. Статистические данные использования пластиковых карт Сбербанка России………………………………………………….25
Глава 3. Перспективы развития пластиковых карт……………………...27
3.1. Минимизация рисков использования пластиковых карт………..27
3.2. Перспективы развития рынка пластиковых карт……………......29
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………….....35
Проанализировав
данные, можно сделать вывод, что
пластиковые карты с большой скоростью
набирают обороты в своем развитии и становятся
неотъемлемой частью нашей жизни.
Глава 3. Перспективы развития пластиковых карт
3.1.
Минимизация рисков
При использовании карты, как за границей, так и "дома", необходимо следующее:
1. ПИН-код (персональный идентификационный номер) – это комбинация цифр, содержащая 4 знака и предназначенная для идентификации Держателя Карты, а также для защиты от несанкционированного использования Карты. Информация о ПИН–коде должна быть известна только Держателю карты.
2. Не хранить ПИН-код и Карту вместе, не записывать ПИН–код на самой Карте. Запомнить ПИН–код либо хранить его отдельно от Карты в недоступном для посторонних месте.
3. Не передавать Карту посторонним лицам для проведения каких-либо операций, за исключением сотрудников банка и торгово-сервисных организаций.
4. Для снижения риска проведения мошеннических операций при посещении стран с высоким уровнем мошенничества (страны Юго-Восточной Азии, страны Африки, страны Латинской Америки, Молдавия, Украина, Турция, США) особенно тщательно соблюдать все меры безопасности.
5. Сохранять чеки и слипы с оттиском Карты, подтверждающие оплату товаров и услуг, в течение года со дня совершения операции по Карте. Если сделка по каким-либо причинам не состоялась, сохранять чеки о неуспешных операциях с использованием Карты и (или) альтернативной оплате (оплата наличными, с использованием другой Карты), в случае ее проведения. Указанные документы могут потребоваться для подтверждения правомерности операции, совершенной с использованием Карты, или для урегулирования спорных ситуаций.
6. Регулярно (не реже одного раза в месяц) проверять выписки по банковскому счету. При возникновении вопросов, связанных с проведенными операциями по счету (несанкционированными списаниями или ошибочными начислениями), незамедлительно обратиться в Банк, где ведется Ваш банковский счет.
7. Для обеспечения контроля за операциями с использованием Карты можно воспользоваться услугой «SMS–информирование». С помощью данной услуги можно получать информацию о доступном остатке по Карте, уведомления о поступлении денежных средств на счет и расходных операциях по счету, SMS-выписку по банковской карте, уведомления об окончании срока действия Карты, а также посредством SMS–сообщений заблокировать Карту, получать справочную и иную информацию, предусмотренную данной услугой.
8. Для безопасного использования банковских Интернет-ресурсов необходимо пользоваться адресами (доменными именами) официальных Web-сайтов кредитных организаций, размещенных на Web-сайте Банка России, и/или оговоренных в документах, получаемых непосредственно в кредитной организации. Данные меры связаны с появлением в сети Интернет Web-сайтов, имитирующих интернет-представительства ряда российских кредитных организаций. Доменные имена (адреса, по которым компания предлагает услуги через сеть Интернет) и стиль оформления данных сайтов, как правило, сходны с именами подлинных Web-сайтов банков. Использование подобных реквизитов сопряжено с риском и может привести к нежелательным последствиям (в том числе к финансовым потерям). В случае самостоятельного выявления ложного Web-сайта Банка или получения сведений подобного рода по электронной почте или иным способом, незамедлительно связаться по телефону со Службой поддержки клиентов.
Следует помнить, в случаях, когда, кажется, что ПИН–код стал известен посторонним людям, возникли подозрения в незаконном использовании Карты, Карта была утеряна, украдена или захвачена банкоматом, следует незамедлительно связаться по телефону со Службой поддержки клиентов Банка либо лично обратиться в Банк с просьбой приостановить операции по Карте и заказать новую Карту и/или ПИН-код.
Информацию
о номерах телефонов Службы поддержки
клиентов Банка рекомендуется всегда
иметь при себе, но отдельно от Карты. Эта
информация будет необходима в случае
возникновения каких–либо проблем с Картой.
3.2.
Перспективы развития рынка
В
большинстве экономически развитых
стран пластиковая карта
Экономисты называют пластиковую карту «услугой века», одним из ключевых элементов «технологической революции в банковском деле». Поэтому изучение проблем использования пластиковых карт в России представляется особенно актуальным, а изучение мировой практики и перспектив развития рынка пластиковых карт в России приобретают в настоящее время конкретную значимость.
Масштабы и характер использования платежных карт обоснованно рассматриваются в качестве одного из важнейших индикаторов уровня развития ритейлового банковского бизнеса. Пластиковая карта - это многоразовый платежный и кредитный инструмент длительного пользования, обладающий наиболее высокой на сегодня степенью защиты от подделок и к тому же содержащий идентификационную информацию о держателе карточки, позволяющий производить проверку его платежеспособности. В настоящее время пластиковый бизнес - это более 1,3 млрд. выпушенных карт. Ежегодный мировой оборот превышает 3 трлн. долл. Платежные карты принимаются более чем 20 млн. торгово-сервисных предприятий. Около полумиллиона банковских отделений, предоставляющих услуги, проводят операции с платежными картами, а число банкоматов превысило 700 тыс. Наряду с локальными (национальными) системами всё более широкое развитие получают международные системы расчетов с использованием платежных карт. Основная часть мирового рынка пластиковых карт контролируется двумя крупнейшими компаниями - Visa International и MasterCard International. Если разделить весь мировой рынок пластиковых карт на сферы влияния основных игроков - платежных систем, то получится следующая картина: на платежную систему Visa приходится около 57%, на Europay/MasterCard примерно 26%, на American Express - порядка 13%, и на другие (включая DinersClub и JCB) - 4%.
Российские банки всегда отличались стремлением активно развивать карточный бизнес и уже накопили определенный опыт выпуска как зарубежных карточек по лицензии крупнейших финансовых ассоциаций, так и собственных рублевых и валютных карт. Тем не менее, масштабы использования платежных карт все еще заметно уступают среднестатистическим показателям по странам Европы.
Рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России и некоторых странах СНГ. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии, получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание.
Специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80% всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.
Однако стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.
Тем
не менее, несмотря на наличие препятствий
и трудностей, а также на довольно
крупные начальные затраты, связанные
с запуском и отработкой технологий
использования пластиковых
Как
утверждают сами экономисты: «Будущее
банковских услуг - за пластиковыми картами».
И это действительно так, - несмотря на
целый ряд проблем, российский рынок пластиковых
карт развивается достаточно быстрыми
темпами и внушает большие надежды.
Заключение
В настоящее время трудно представить себе банк, не занимающийся операциями с пластиковыми картами. Пластиковые карты являются относительно новым банковским продуктом, но уже успевшим занять свое место среди банковских услуг. Использование высокопроизводительных линий коммуникаций позволило существенно ускорить проведение взаиморасчетов между участникам платежных систем.
Подводя итоги исследованиям в области развития карточного бизнеса и отслеживании тенденций в развитии одного из самых молодых карточных рынков – российском, в том числе изучения состояния работы на этом направлении в самом крупном банке страны – Сбербанке РФ, можно сделать ряд выводов.
Во-первых,
следует отметить, что рынок банковских
услуг в целом претерпел
Во-вторых, в силу конкурентной борьбы за клиентов участники систем карточных расчетов неизбежно будут стремиться к снижению стоимости своих услуг, удешевлению стоимости карточек для клиентов и расширению спектра применяемых финансовых схем (в том числе и схем кредитования с использованием банковских карт).
В-третьих, развитие инфраструктуры рынка банковских карт (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате банковские карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) не отстает от темпов выпуска банковских карточек.
В-четвертых, специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80% всех выпущенных карт.
В-пятых, большинство как российских, так и зарубежных банков идут по пути диверсификации своего карточного бизнеса путем присоединения к международным системам расчетов, членстве в российских системах и развития собственных карточных программ. Однако такая стратегия развития содержит в себе потенциальную опасность приобретения оборудования для обслуживания карточек устаревших международных систем, что может послужить в будущем тормозом во внедрении более современных ЧИП-технологий.
Темпы
развития карточного бизнеса в Сберегательном
банке РФ, его ориентация на новейшие
достижения в этой области позволяет
с оптимизмом смотреть на будущее безналичных
расчетов в России. Причем чем более широкие
слои населения охватит карточная программа
Сбербанка, тем больше выгод она принесет
как самому банку, так и его клиентам и
финансовой системе всего государства.
Список
используемой литературы
Информация о работе Операции коммерческих банков с пластиковыми картами: состояние и перспективы