Операции коммерческих банков с пластиковыми картами: состояние и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 05:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – ознакомиться с основными понятиями безналичных расчетов с использованием пластиковых карт. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты операций коммерческих банков с пластиковыми картами, а именно сущность, значение, основные операции с банковскими пластиковыми картами, платежную систему и ее участников;
2. Дать краткую характеристику Сбербанку России, рассмотреть пластиковые карты, применяемые в данном банке, также привести статистические данные по использованию пластиковых карт в Сбербанке России;
3. Рассмотреть перспективы развития пластиковых карт и меры по минимизации рисков при использовании пластиковых карт.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты операций коммерческих банков с пластиковыми картами…………………………………………………..……..6
1. Сущность, значение и основные понятия, касающиеся функционирования банковских пластиковых карт…………………………………………………………………...6
2. Основные операции с банковскими пластиковыми картами……..9
3. Платежная система и её участники………………………………..13
Глава 2. Операции Сбербанка России с пластиковыми картами…………..18
1. Краткая характеристика Сбербанка России………………….....18
2. Виды пластиковых карт Сбербанка России……………………...20
3. Статистические данные использования пластиковых карт Сбербанка России………………………………………………….25
Глава 3. Перспективы развития пластиковых карт……………………...27
3.1. Минимизация рисков использования пластиковых карт………..27
3.2. Перспективы развития рынка пластиковых карт……………......29
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………….....35

Файлы: 2 файла

курсачДКБ.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

     По  счету банковской карточки начисляется доход, исходя из процентной ставки, установленной банком. Любое лицо, предъявившее банковскую карточку и владеющее паролями доступа к карточке, имеет право совершать все операции с карточками.

     Преимущества  пластиковых карт для клиентов:

     - пополнение остатка средств на счете банковской карточки путем внесения наличных денег или перечислением средств с другого счета, открытого в том же учреждении банка, как на имя вкладчика, так и на имя другого лица;

     - возможность поручения предприятию  о перечислении своих денежных доходов на счет банковской карточки в соответствии с договором, заключенным между предприятием и учреждением коммерческого банка, выдавшим банковскую карточку;

     - получение наличных денег по  банковской карточке в учреждениях  банка и через банкоматы, обслуживающих данную карту;

     - произведение оплаты товаров  и услуг в торговых учреждениях  и предприятиях сферы услуг; 

     - получение справки об остатке  средств на банковской карточке, изменить личные пароли.

     Преимущества  для банков, внедривших пластиковые карточки.

     Банки, предоставляющие услуги по чиповым  карточкам, имеют следующие выгоды:

     - новый источник доходов благодаря  средствам, хранящихся на картах  клиентов;

     - получение комиссионных с платежных  операций по карточкам;

     - привлечение клиентов за счет предоставления нового вида услуг;

     - улучшения имиджа организации  как учреждения, использующего новейшие  современные технологии;

     - портативность, автономность и  простота инстанции платежного  терминала, обеспечивающие его  широкое применение всюду;

     - безопасность: деньги с карты практически невозможно украсть;

     - точность расчета, отсутствие  проблем с разменом и сдачей, простота обслуживания.

     Преимущества, для частных лиц, имеющих пластиковые  карты :

     - безопасность расчетов и хранения  средств, отсутствия больших сумм наличности в кошельке;

     - возможность начисления процентов  на средства на карточке;

     - гарантия оплаты;

     отсутствие  проблем со сдачей;

     - возможность получать наличные  средства с карты в любом  пункте обслуживания;

     - конфиденциальность информации о состоянии финансовых дел клиента;

     - возможность осуществлять денежные  переводы с помощью карточки;

     - материальные льготы (повышенные  проценты по карт - счету, поощрения  при покупке товаров в магазинах  и т. д.);

     - возможность восстановления карточки при ее утере или краже;

     - миниатюрность (независимо от  количества средств на карточке) ;

     -возможность  получить наличные деньги в  любом городе России и за  её пределами, в учреждениях коммерческих банков, работающих с ПК.  

     1.3 Платежная система и её участники

     Прежде  всего, следует отметить, что карточка является лишь инструментом в той  или иной платежной системе. Таким  образом, суть карточного бизнеса вовсе  не в кусочке пластика, а в организации  отлаженной системы безналичных  расчетов. Естественно, что наиболее разнообразный и сложный опыт в области безналичных расчетов накопили коммерческие банки.

     Платежной системой будем называть совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы  условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.

     В состав платежной системы также  входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.

     Банк-эмитент, выпуская карточки и гарантируя выполнение финансовых обязательств, связанных  с использованием выпущенной им пластиковой  карточки как платежного средства, сам не занимается деятельностью, обеспечивающей ее прием предприятиями торговли и сферы услуг. Эти задачи решает банк-эквайер (филиалы банка), осуществляющий весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек: обработку запросов на авторизацию, перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам, прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек и др.

     Кроме того, банк-эквайер может осуществлять выдачу наличных по карточкам, как в своих отделениях, так и через принадлежащие ему банкоматы. Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания. Что же касается перечисленных выше технических атрибутов его деятельности, то они могут быть делегированы эквайером специализированным сервисным организациям - процессинговым центрам.

     Выполнение  эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Каждый банк-эквайер осуществляет перечисление средств точкам обслуживания по платежам держателей карточек банков-эмитентов, входящих в данную платежную систему. Поэтому соответствующие средства (а также, возможно, средства, возмещающие выданную наличность) должны быть, затем перечислены эквайеру этими эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки - члены системы открывают корреспондентские счета.

     Процессинговый  центр - обеспечивает обработку поступающих  от эквайеров (или непосредственно  из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру.

     Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает  итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию.

     Следует отметить, что разветвленная платежная  система может иметь несколько  процессинговых центров, роль которых  на региональном уровне могут выполнять  и банки-эквайеры.

     Коммуникационные  центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях.

     Схема операций с банковскими карточками изображена на рис. 2.

     При покупке товара по банковской кредитной карточке на сумму менее разового лимита торговец выписывает торговый счет, копия которого вместе с товаром и карточкой передается покупателю (1,2). В случае же превышения лимита торговец связывается с банком-эквайром для проведения авторизации (получения разрешения на сделку). Если владелец карточки - клиент банка-эквайра, то есть последний является также эмитентом карточки, то авторизацию проводит сам эквайр (3.3а). Сделка в этом случае оформляется согласно процедуре (2). Если же владелец карточки - клиент другого банка, то для получения авторизации эквайр связывается с банком-эмитентом через систему информационного обмена (4,4а). После получения разрешения эта информация поступает к торговцу, и сделка завершается передачей товара (3а и 2). По окончании рабочего дня (недели, месяца) торговец предъявляет банку - эквайру торговые счета по карточным покупкам. Банк зачисляет суммы (за вычетом дисконта) на текущий счет владельца (5). Если владелец карточки - клиент банка -эквайра (см 3 , 3а), то последний проводит расчет непосредственно с владельцем (6). Банк посылает выписку с указанием сумм подлежащих погашению, и сроков уплаты долга. В случае же, если владелец карточки - клиент другого банка, схема расчета усложняется. Банк-эквайр получает деньги от банка эмитента через систему информационного обмена (интерчейндж) (7) . При этом банк-эквайр уплачивает эмитенту комиссию за интерчейндж. Для завершения расчета в соответствии с (7) банк эмитент получает платеж от владельца карточки (8).

     

Рисунок 2 - Схема операций с банковскими карточками 

     Такова  общая схема расчета при покупке  товара с применением банковской кредитной карточки.

         Для получения пластиковой карточки и зачисления на нее средств, работник предприятия должен подать заявление в бухгалтерию своего подразделения о перечислении на картсчет заработной платы. Далее бухгалтерия подразделения оформляет списки работников предприятия на открытие счетов по пластиковым картам и реестры на зачисление средств на карточки, которые передает в расчетный центр платежной системы. Расчетный центр производит все необходимые операции, и в дальнейшем клиент может получить карточку и зачислить на нее средства в любом филиале, обслуживающем пластиковые карточки. После этого клиент может рассчитываться с помощью карточки за покупки в тех торговых предприятиях, где установлены терминалы платежной системы. При расчетах необходимая информация о покупке заносится на карточки клиента и магазина. Карточка магазина затем инкассируется в расчетный центр через АРМ операциониста, при этом на карточке магазина обновляется стоп - лист. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2.  Операции Сбербанка России с  пластиковыми картами

      1. Краткая характеристика Сбербанка России

     История Сбербанка России начинается с именного указа царя Николая от 1841 года об учреждении сберегательных касс, первая из которых открылась в Санкт - Петербурге в 1842 году.… Спустя полтора века — в 1987 году — на базе государственных трудовых сберегательных касс создан специализированный Банк трудовых сбережений и кредитования населения — Сбербанк СССР, который обслуживал также и юридические лица. В состав Сбербанка СССР входили 15 республиканских банков, в том числе Российский республиканский банк.

     В июле 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. В декабре 1990 года он был преобразован в акционерный коммерческий банк, юридически учрежденный на общем собрании акционеров 22 марта 1991 года. В 1991 году Сбербанк перешел в собственность ЦБ РФ и был зарегистрирован как «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России)».

     Сбербанк  занимает крупнейшую долю на рынке  вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию  на 1 июня 2009 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50,5%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов.

титульныйДКБ.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Операции коммерческих банков с пластиковыми картами: состояние и перспективы