Операции коммерческих банков на валютном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарно-денежных отношений исторически шло параллельно и тесно переплеталось.

Файлы: 1 файл

Операции коммерческих банков на валютном рынке.doc

— 390.00 Кб (Скачать)

Основными видами являются следующие аккредитивы:  
с платежом по предъявлениям:  
• с рассрочкой платежа;  
• предусматривающий акцепт тратт бенефициара;  
• предусматривающий негоциацию тратт бенефициара;  
• с «красной оговоркой»;  
• револьверный;  
• «стенд бай» (резервный аккредитив);  
• переводный.

Аккредитив  с платежом по предъявлении

 
Является самым употребительным видом аккредитива. Расчеты с бенефициаром производятся непосредственно после представления предписанных документов, если соблюдены условия аккредитива. Банки имеют право на соответствующее время для проверки документов, которое не должно превышать семи банковских рабочих дней после даты получения  
документов. Применяемая при зачислении средств на счет экспортера дата валютирования (то есть определение начала, соответствующего концу начисления процентов) зависит от валюты аккредитива.

 
Аккредитив  с рассрочкой платежа

 
Бенефициар получает платеж не при подаче документов, а в более поздний срок, предусмотренный в аккредитиве. При представлении документов в соответствии с аккредитивом бенефициар получает письменное согласие уполномоченного банка осуществить платеж в день наступления соответствующего срока оплаты. Таким образом, импортер вступает во владение документами (и тем самым товаром или услугами) прежде, чем он будет дебетован во продажной или покупаемой цене. В экономическом плане аккредитив с рассрочкой платежа соответствует аккредитиву, предусматривающему акцепт тратт, правда, с тем отличием, что аккредитив с  
рассрочкой платежа не может быть дисконтирован подобно векселю, поскольку здесь в наличии только бухгалтерское требование. Требование с рассрочкой платежа при определенных условиях банк может авансировать. Это, как правило, возможно только для банка—эмитента или подтверждающего банка. При учете векселя имеется больше возможностей.

 
Аккредитив с акцептом тратт

 
Бенефициар может потребовать, чтобы после выполнения условий по аккредитиву тратта, которую он выставил на покупателя, была возвращена ему банком-эмитентом, открывшим аккредитив, или банком-корреспондентом, снабженная акцептом. Вместо платежа происходит акцепт деньгами, для дисконтирования. Простоты ради бенефициар в большинстве случаев дает указание оставить акцепт на хранении до срока платежа а одном из участвующих банков. Тратты по аккредитиву, предусматривающие акцепт, вообще имеют срок действия от 60 дней до 180 дней. Аккредитив, предусматривающий акцепт тратт, служит для того, чтобы гарантировать импортеру срок платежа: пока наступит срок платежа, он уже сможет продать товар дальше и затем за счет выручки оплатить акцепт. Таким образом, импортер избавит себя от взятия кредита на соответствующую сделку.

Переуступка выручки по аккредитиву (цессия)

Бенефициар  по аккредитиву может переуступить выручку полностью или частично в пользу субпоставщика (сделать цессию). В этой связи записано: «Тот факт, что в аккредитиве не указано, что он является переводным, не касается права цессии: по поручению бенефициара по аккредитиву цессионер получает за тем от банка заявление, в котором последний обещает ему выплату определенной суммы из тех, которые поступили в распоряжение по аккредитиву». Это возможность, как правило, используется промышленными предприятиями, которые уступают часть выручки по аккредитиву субпоставщикам материалов,  деталей и т.д.

Однако  подача документов в отличие от переводного  аккредитива, остается делом бенефициара. Тем самым цессия дает лишь условное обеспечение: выплата происходит лишь после произведение платежа по аккредитиву, а цессионер не имеет никакой гарантии, что бенефициар по аккредитиву в срок представит соответствующие условия аккредитива документы. Поэтому переуступка выручки по аккредитиву подразумевает отношение доверия между цессионером и бенефициаром аккредитива.

Если  импортер решил принять предложение экспортера в соответствии с согласованными условиями после того, как он отдал заказ  или подписал договор купли-продажи, ему следует распорядиться об открытии аккредитива в пользу продавца.

Для открытия аккредитива он должен заполнить заявление на банковском бланке, установленной формы в 3-х экземплярах и представить в банк. Заявление должно быть подписано руководителями и скреплено печатью ( оттиск печати и подписи в последующем сверяются с карточкой образцов подписей, о чем на первом экземпляре заявления делается отметка). Заявление от клиента на открытие аккредитива принимается учетно-операционным отделом только при наличии у последнего на текущем валютном счете необходимой суммы денежных средств с учетов банковских комиссий за открытие аккредитива, взимаемых в соответствии с утвержденными тарифами. На каждую экспортно-импортную сделку оформляется паспорт сделки.

В интересах  импортера необходимо тщательно  сформулировать условия аккредитива, так как это дает максимальные гарантии для того, чтобы заказанный товар был отгружен своевременно, в хорошем качестве о по договорной  цене, а так же позволит избежать дополнительных расходов при внесении и изменений в условия данного аккредитива, импортер должен руководствоваться унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов.

В интересах  импортера тщательно сформулировать условия аккредитива. Если ему не  хватает опыта в составлении  аккредитивных поручений, или аккредитив, который должен быть открыт, имеет  свои особенности, то в его интересах проконсультироваться с банковским специалистом. Полные и четкие условия аккредитива дают максимальные гарантии для того, чтобы заказанный товар был отгружен своевременно, в хорошее состоянии и по договорной цене, либо была оказана услуга в соответствии с договоренностью.

В заявлении  на открытие аккредитива импортер должен привести следующие основные реквизиты:

  • Вид аккредитива (отзывной, безотзывной, трансферабельный, с подтверждением или без подтверждения другим банком);
  • Наименование и место нахождение импортера;
  • Наименование и полный адрес бенефициара, т.е. лица, в пользу которого выставлен аккредитив;
  • День, месяц, год, а также место истечения срока аккредитива;
  • Наименование и полный адрес банка-бенефициара (авизующего банка);
  • Валюта и сумма аккредитива;
  • Описание товара, условия поставки, страну отгрузки товара и страну назначения товара;
  • Допустимость частичных отгрузок и перегрузок;
  • Срок отгрузки товара;
  • Перечень документов,  которые должны быть представлены поставщиком на оплату;
  • Срок представления документов;
  • Условие платежа;
  • Кто и какие расходы несет по аккредитиву.

Инкассо

Согласно  Унифицированным правилам, инкассо — это операция, осуществляемая банками с документами на основе полученных инструкции в следующих целях:  
• получение акцента или платежа  
• выдача коммерческих документов против акцента или платежа;  
• выдача коммерческих документов на других условиях.  
В зависимости от видов документов, с которыми производится инкассовая операция, различают два вида инкассо:  
      1. чистое, то есть инкассо финансовых документов, к которым относятся чеки, векселя и другие документы, используемые для получения платежа)  
      2. документарное, то есть инкассо коммерческих документов, которые могут сопровождаться или не сопровождаться финансовыми документами.  
Основным коммерческим документом является коммерческий счет или счет-фактура. Коммерческий счет выставляется покупателю и содержит указание суммы, предъявляемой к платежу. Здесь содержится полное и точное наименование товара, в остальных документах описание товара может быть дано в общих выражениях.  
Транспортный документ является основанием для выписки коммерческого счета. К ним относятся коносаменты (морские и речные), дающие их держателю право собственности на товар; накладные (железнодорожные, авиационные и автодорожные), приемо—сдаточные акты, а также почтовые  
квитанции и т. д.  
Страховые полисы и сертификаты- это документы, свидетельствующие о наличии договора страхования груза. Страховые полисы и коносаменты могут передаваться посредством простых или именных передаточных надписей.  
К другим коммерческим документам относятся различного рода сертификаты: происхождения, качества, веса, габаритов и т.д.  
В условиях контракта должны быть указаны наименования представляемых документов и кем они должны быть выданы, а в случае, если требуется представление необычных, специфических документов, то их содержание. Таким образом, документарное инкассо это получение через банк причитающейся суммы против передачи соответствующих документов. И здесь банк действует как посредник между покупателем и продавцом.

Основными преимуществами документарного инкассо  являются следующие:  
• значительно более высокая надежность по сравнению с открытым счетом;  
• как правило, более быстрая оплата (благодаря предоставлению документов через банк), чем при открытом счете;  
• большая гибкость для покупателя и продавца благодаря небольшой формальной строгости;  
• незначительные расходы.

«Western Union»

Сейчас  банки могут совершать срочные  переводы «Western Union»: по соглашению с этой корпорацией банки могут предоставлять услуги физическим лицам (резидентам и нерезидентам) по осуществлению денежных переводов в любую точку мира и выплат в любом офисе или пункте обслуживания, где предоставляются услуги «Western Union».

Корпорация  «Western Union» устанавливает строгие условия, тариф и нормы качества обслуживания, которые оговариваются соглашениями положениями и могут время от времени изменяться.

При отправлении  и получении денежного перевода клиенты должны выполнить все  необходимые условия, предъявляемые  «Western Union» и законодательством Республики Казахстан. Клиент должен заполнить бланк на отправление и получение денег по всем требуемым пунктам, включая подпись.

Оператор, принимающий бланк, должен в первую очередь удостоверить личность клиента, убедиться в правильности его  заполнения и наличии подписи  клиента. Затем делается запись в  реестр: Ф.И.О. отправителя, № документа, удостоверяющего личность, сумма перевода с комиссией за перевод согласно тарифам. На основании этого реестра кассир принимает деньги в кассу и ставит свою подпись. Клиент так же расписывается в реестре. Филиалы, которые не ведут реестр, заполняют приходный валютный ордер на сумму перевода, включая комиссию.

Убедившись, что вся сумма перевода вместе с комиссией внесена в кассу, оператор вводит информацию в систему. Когда перевод  осуществлён, ему  присевается десятизначный контрольный  номер.

Оператор  указывает этот номер в форме «Отправление денег» и, заполнив всю правую сторону формы, ставит свою подпись и передает отправителю копию в качестве квитанции. Отправитель должен сообщить получателю денег свою фамилию и имя, город и страну отправления, ожидаемую сумму.

Порядок получения денежного перевода следующий. Оператор должен для выплаты денежного перевода убедиться в том, что у получателя имеется документ, удостоверяющий его личность и РНН. Документ должен быть не просроченным, а у граждан ближнего зарубежья с паспортами старого образца должна быть вклеена фотография по возрасту и проставлен штамп о гражданстве, у граждан дальнего зарубежья - виза на право нахождения на территории РК. Получатель должен заполнить форму «Получение денег» и приложение к нему. Форма должна быть заполнена разборчива и полностью.

Оператор  проверяет, имеется ли в системе  такой перевод, при этом данные, написанные получателем в соответствующем  бланке, должны совпадать с информацией, запрашиваемой системе. Если имеются  какие-либо не совпадения, деньги могут быть выплачены только после исправления допущенных ошибок. Подтверждение перевода подшиваются в папку и хранятся 10 лет и при необходимости должны быть представлены головному офису банка или «Western Union» для проверки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Учет валютно - обменных операций

Обменные  операции с наличной иностранной  валютой могут осуществлять уполномоченные организации, в том числе банки, имеющие лицензию Национального  банка на организацию обменных операций с наличной иностранной валютой. Уполномоченный банк при наличии у него лицензии на право совершения операций может открывать обменные пункты в месте нахождения банка или вне его. Обменный пункт при открытии должен быть зарегистрирован в филиалах Национального банка:  
получить регистрационное свидетельство.  
Обменным пунктом могут осуществляться следующие виды валютно - обменных операций:  
• покупка и продажа наличной иностранной валюты;  
• покупка и продажа платежных документов в иностранной валюте;  
• прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;  
• прием вызвавших сомнение в их подлинности денежных знаков иностранных государств и платежных документов в иностранной валюте на экспертизу;  
• прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в банках, служащие для расчетов по кредитным и дебетным картам, и их выдача;  
• обмен валюты одного государства на валюту другого государства;  
• замена неплатежного денежного знака иностранного государств на платежный денежный знак того же иностранного государства.  
Уполномоченный банк в обменном пункте может совершать все или некоторые из указанных валютно-обменных операций.  
Обменные пункты проводят операции покупки, продажи и обмена на личной иностранной валюты в соответствии с курсами покупки, продажи и кросс-курсами, установленными на основании ежедневно издаваемого письменного распоряжения руководителя уполномоченного банка.

Разовые покупки наличной иностранной валюты физическими лицами регистрируются в журнале регистрации . При каждой покупке или продаже иностранной валюты в сумме, эквивалентной 200 долларам США и выше, обязательно заполнение справок-сертификатов — бланков строгой отчетности. Следует отметить, что по просьбе клиента справки-сертификаты выписываются независимо от суммы приобретенной и проданной иностранной валюты. На одном бланке справки-сертификата может быть оформлена только одна валютно - обменная операция.  
Данная справка-сертификат служит подтверждением приобретения физическим лицом наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте, а также является основанием для вывоза из Республики Казахстан наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте физическими лицами.  
До начала работы обменного пункта банк обеспечивает кассира обменного пункта авансом в наличных тенге и иностранной валюте, а также бланками платежных документов, необходимых для оформления валютно- обменных операций. Для каждого обменного пункта банк устанавливает размер аванса в наличной иностранной валюте и тенге, который обеспечивает работу пункта на протяжении дня. Размер аванса устанавливается авансовой заявкой за подписью должностного лица по работе с обменными пунктами.  
Выдача аванса в наличных тенге и в иностранной валюте производится по расходным кассовым ордерам. Расходный ордер на выдачу аванса наличной иностранной валюте выписывается с указанием суммы номинала по каждом виду валюты и общей суммы тенгового эквивалента. рассчитанного по курсу Национального банка Республики Казахстан на дату выдачи аванса. На аванс в наличных тенге выписывается отдельный расходный ордер. Расходные ордеры выписываются бухгалтерией банка на основе описи кассира, если передача ценностей кассиру обменного пункта производится через инкассатора, или на основе заявки кассира, если получает ценности из кассы банка. Выписываются они в трех экземплярах подписываются кассиром банка, выдавшим аванс, и получателем аванса (инкассатором или кассиром обменного пункта).  
Первые экземпляры расходных ордеров остаются у кассира банка. Вторые после выдачи аванса направляются в бухгалтерию банка для отражения операции в учете, третьи — в обменный пункт, где помещается кассиром в документ дня и по окончании операционного дня возвращаются в бухгалтерию банка. Ежедневно работником по полученной, проданной, купленной и сданной валюте работником обменного пункта составляется авансовый отчет. 
При проведении операций по покупке и продаже наличной иностранной валюты (платежных документов) обменными пунктами должны использоваться контрольно-кассовые аппараты с фискальной памятью, зарегистрированные в налоговых органах либо компьютеры с фискальной картой.  
Обменные пункты не имеют право вводить какие-либо ограничения при покупке, продаже или обмене иностранной валюты по их достоинству и годам эмиссии за исключением тех случаев, когда есть прямое ограничение Национального банка на обращение какой-либо валюты. За обмен иностранной валюты ранних годов эмиссии на более поздние и за размер комиссионное вознаграждение не взимается за исключением случаев, когда Национальный банк устанавливает особый порядок обмена.  
Покупка, обмен и размен ветхих банкнот осуществляются только уполномоченными банками. Комиссионное вознаграждение по замене ветхих банкнот на новые банками устанавливается самостоятельно, но не  
должно превышать двух процентов от суммы, предъявляемой к обмену.  
К разряду ветхих относятся банкноты, не вызывающие сомнений в их подлинности, сохранившие не менее 70 процентов своей полной величины и знаки (письменные и цифровые, обозначающие их номинал) и имеющие незначительные повреждения (если они не препятствуют определению подлинности банкнот), в том числе следующие:  
• загрязненные, имеющие посторонние надписи, пятна, отпечатки штампов, залитые красящими веществами, изменившие первоначальную окраску;  
• разорванные и склеенные, если отдельные части бесспорно принадлежат одной и той же банкноте, утратившие углы, края, имеющие небольшие отверстия, проколы (если они не свидетельствуют об их погашении);  
• изношенные, имеющие потертости, обожженные и прожженные;  
• утратившие защитную нить.  
Банкноты, не подлежащие покупке, продаже и обмену в связи с вышесказанными повреждениями, с согласия владельца могут быть взяты уполномоченным банком на инкассо. Операции по приему на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте осуществляются на основании заявления клиента, которому выдается квитанция. Принятая на инкассо валюта высылается в банки-эмитенты иностранные банки) по мере накопления суммы, необходимой для формирования минимальной отгрузочной партии, установленной уполномоченными банками самостоятельно.  
Уполномоченные банки обязаны предупреждать клиентов о возможности отказа банками-эмитентами (иностранными банками) от обмена ветхих банкнот. В этом случае уполномоченные банки обязаны представить клиенту соответствующие подтверждающие документы. После получения уполномоченным банком возмещения за инкассированную иностранную валюту денежная сумма может быть выплачена клиенту наличными в иностранной валюте или тенге либо зачислена на банковский счет в соответствии с действующим законодательством.  
Неплатежный денежный знак иностранного государства может быть заменен на платежный, при этом кассир обменного пункта оформляет эту операцию реестром замены. Неплатежный денежный знак иностранного государства отправляется на инкассо в соответствующий иностранный банк.  
Если иностранные денежные знаки, предъявленные кассиру обменного пункта, вызывают сомнение в подлинности или имеют явные признаки подделки, клиенту они не возвращаются, а подлежат приему на экспертизу. В случае если он признан подлинным, может быть возвращен клиенту, либо выплачен эквивалент в тенге, либо соответствующая сумма может быть зачислена на счет клиента в банке. Денежный знак иностранного государства или платежный документ в иностранной валюте, признан  экспертизой неподлинным, клиенту не возвращается и подлежит сдаче в органы внутренних дел.  
Все операции обменных пунктов должны быть отражены в  
бухгалтерском учете банка в тот день, когда они были совершены. Проводимые в обменных пунктах операции покупки и продажи наличной иностранной валюты в момент проведения операции отражаются в журнал реестров купленной и проданной иностранной валюты по установленной форме.  
В журнале реестров не допускаются подчистки и иные исправления. Ошибочные данные должны быть перечеркнуты и сделана исправительная запись, удостоверенная подписью кассира.  
В журнале реестров должно быть не менее 30 листов. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью юридического лица и филиала Национального банка и заверен подписями руководителя и главного бухгалтера уполномоченного банка и руководителя или заместителя руководителя филиала Национального банка. Не позднее трех рабочих дней до предполагаемого срока окончания журнала реестров уполномоченные банки должны обратиться в филиал Национального банка для оформления нового журнала. Не позднее рабочего дня, следующего за днем его соответствующего оформления, уполномоченные банки обязаны предъявить оконченный журнал реестров, в котором филиал Национального банка делает отметку об окончании и сроке его хранения. Оконченные журналы реестров хранятся в уполномоченных банках в течение 5 лет со дня их окончания.  
Обменные пункты уполномоченных банков имеют право вести журнал реестров в электронном виде. Требования к программному обеспечению и порядку ведения журнала устанавливаются Национальным банком.

Информация о работе Операции коммерческих банков на валютном рынке