Международный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является раскрытие этой темы и применение полученных знаний в своей деятельности.
При написании курсовой предо мной стоит несколько задач:
При помощи разнообразных источников глубже проникнуть в суть исследуемой проблемы;
Раскрыть понятие международного кредита и его форм;
Выяснить роль и функции международного кредита;
Рассмотреть условия предоставления кредитов для России международными финансовыми организациями;
Проанализировать отношения сотрудничества России с МВФ, МБРР по поводу привлечения кредитов на современном этапе.

Файлы: 1 файл

ДКБ.docx

— 81.69 Кб (Скачать)

Наиболее  подробно я хочу рассмотреть отношения  России с МВФ и МБРР по поводу предоставлению кредитов.

Цели предоставления кредитов международными финансовыми организациями России:

  • МВФ – предоставляет займы для корректировки платёжного баланса;
  • МБРР – выделяет кредиты под суверенные гарантии на проведение социально – экономических реформ переходного периода;
  • ЕБРР – кредитует инвестиционные проекты;
  • Небольшие многосторонние банки (МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ) призваны кредитовать интеграционные проекты

МВФ и  Россия.

Международный валютный фонд - международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами – членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платёжного баланса, путём предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте, фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.

Доля  России в уставном капитале МВФ составляет 2,79%.

 

Кредитные линии МВФ.

Вид кредитной линии

Пределы заимствований (% от квоты)

Срок возврата средств, лет

Назначение

Кредиты стенд - бай(SBA)

100% ежегодно, 300% в сумме

от 2,5 до 4

смягчение поблем краткосрочного дефицита платёжного баланса

Расширенная фондовая линия (EFF)

 

от 4,5 до 7

финансирование долгосрочного дефицита платёжного баланса

Кредиты для пополнения валютных резервов (SRF)

нет привязки к квоте

от 1 до 1,5

финансирование особого устойчивого  и большого дефицита платёжного баланса, особенно в случае угрозы для МВС

Превентивная кредитная линия (CCL)

нет строгой привязки к квоте, но предположительный  размер - от 300 до 500%

от 1 до 1,5

финансирование возможного дефицита платёжного баланса в странах, которые  проводят обоснованную экономическую политику

Линия компенсационного финансирования (CFF)

от 10 до 55%, без учёта границ заимствований  по линиям SBA/EFF

от 2,5 до 4

компенсационное финансирование потерь при экспорте или повышенных затрат при импорте зерновых

Кредиты для борьбы с бедностью  и обеспечения экономического роста (PRGF)

от 140 до 185%, независимо от прочих кредитных  линий МВФ

от 5,5 до 10

финансовая поддержка структурно обусловленных проблем с платёжным  балансом в странах с низким уровнем  ВНД


 

Россия  является полноправным членом МВФ с  июля 1992 года. Далее представлены данные о предоставлении кредитов МВФ России (таблица 3).

 

 

 

Кредиты МВФ России.

Дата предоставления кредита

Виды кредитов

Сумма

Период использования

Сроки погашения

Использование страновой квоты,%

Условия кредитов

млн СДР

млрд долл

1992г 5 авг.

Первый транш резервного кредита (стэнд-бай)

719

1

5 месяцев

5 лет с отсрочкой погашения  в течение 3 лет и 3 месяцев

16,7

Дефицит госбюджета в пределах до 5%ВВП, контроль за ростом денеж. массы; темп инфляции – менее 10% в месяц

1993г 6июля

Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных  преобразований

1078,3

1,5

Единовременно в полной сумме

10 лет с отсрочкой погашения  в течение 4,5 лет

25

Сокращение дефицита госбюджета наполовину – до 10%ВВП; контроль за ростом денеж. массы; темп инфляции не свыше 7-9% в месяц

1994г, 25апр.

Второй транш кредита в рамках механизма финансирования системных  преобразований

1078,3

1,5

Единовременно в полной сумме

10 лет с отсрочкой погашения  в течение 4,5 лет

25

Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации аналогичны условиям предыдущего  кредита; либерализация внешнеэкономической  деятельности, ликвидация нетарифных мер регулирования экспорта

1995г. 11 апр.

Резервный кредит (стэнд-бай)

4313,1

6,8

12 месяцев

5 лет с отсрочкой погашения  в течение 3 лет и 3 месяцев  по каждому траншу

100

Требования детализированы и ужесточены: сокращение дефицита госбюджета (с 11% ВВП  в 1994 до 6%), уменьшение кредита правит-ву; снижение инфляции до 1% в месяц. Прекращается финансирование бюджетного дефицита за счёт льготных кредитов ЦБ РФ. Устранение внешнеторговых льгот, окончательная  ликвидация количественных ограничений  экспорта и импорта. Либерализация  экспорта нефти и отмена до 1 янв. 96г. эксп. Пошлин. Ежемесячный мониторинг выполнения этих обязательств.

1996г. 26марта

Договорённость в рамках механизма  расширенного кредита

6901,0

10,1

3 года

10 лет с отсрочкой погашения  в течение 4,5 лет по каждому  траншу

160 (первый год 65%, второй год-55%, 3 год-40%

Продолжение макроэкономической, финансовой стабидизации: сокращение дефицита госбюджета с 5% ВВП в 95 году, до 4% в 96г. и 2% в 98г, в 98г. уменьшение кредит. Экспансии; снижение инфляции к концу 96г. до 1% в мес, а  в 1998г. – до 6,9% в год.

1998г, 20июля

Кредитный пакет:

1) добавление к кредиту в рамках  механихма расширенного кредитования 1996г.

2) кредит в рамках механизма  дополнительного резервного финансирования

3)кредит в рамках механизма  компенсац. Чрезвыч. финансирования

 

 

 

 

2313.07

 

 

 

 

 

3992,5

 

 

 

 

 

2156,6

 

 

 

 

3,0

 

 

 

 

 

5,3

 

 

 

 

 

2,9

Предполагалось предоставление тремя  траншами 20 июля, 15 сент и 15 дек 1998г. единовременно  в полной сумме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,5 года с отсрочкой погашения  на 1 год по каждому отдельному  траншу.

 

 

 

 

50

 

 

 

 

 

90

 

 

 

 

 

50

Осуществление антикризисной программы; финан. стабилизация; сокращ. Дефицита госбюджета с 5,6% ВВП в 98 г. до 2.8% ВВП  в 99г. перестройка налоговой системы  и улучшение сбора налогов. Минфин предлагает владельцам ГКо обменивать их на еврооблигации в ин. Валюте с более длительными сроками  погашения по рын. Ставкам. Денеж. и  валют. пол-ка остаётся в 98 г. в основном прежней, обеспечивается снижение темпа  инфляции. Структурные реформы: решение  проблемы неплатежей и содействие развитию частного сектора; реструктуризация банк. ситемы.


 

 

 

Общая сумма  предоставленных кредитов за 1992-1998гг. составляет 32 млрд. долл. После дефолта 1998г. Россия не получила ни цента и  только выплачивает прежние долги. После того, как Россия сумела сама справиться от финансового кризиса 1998г., советы МВФ потеряли былую актуальность. Последние 2-3 года визиты миссии фонда  стали носить технический характер. И хотя российские чиновники по-прежнему внимательно выслушивают советы главного мирового кредитора, однако выполнять их не спешат. Причин тому несколько:

Рост  экономики, который наблюдается  уже не первый год и которого –  самое главное удалось добиться без помощи валютного фонда. Выход  из глубокого финансового кризиса  опять-таки при отказе МВФ в предоставлении кредитов на тот момент. Да и сама финансовая политика фонда, осуществляемая в ряде стран, себя дискредитировала.

Представители МВФ заинтересованы в развитии сотрудничества с Россией. Нынешняя вполне благоприятная для России конъюнктура, сложившаяся на мировых рынках энергоресурсов, прежде всего нефтяном, делает наш бюджет профицитным уже который год подряд.

Большинство российских чиновников считают, что  необходимо расплатиться по долгам с  фондом досрочно, пока есть такая возможность. На начала 2003г. российский долг оценивается  в 6,5 млрд. долл. Планировалось, что треть  этой суммы будет выплачена к 1января текущего года, что к слову  и произошло. Окончательно же выплатить  долг можно будет уже к 2008г. и  после этого не прибегать к  кредитам МВФ, ограничившись лишь помощью  Всемирного банка.

Более чем  десятилетний опыт отношений России с МВФ в целом свидетельствует  о положительном эффекте, который  принесло вступление в эту организацию, поскольку оно дало возможность  получить кредиты для покрытия бюджетного дефицита, а также открыло доступ к другим внешним источникам заимствования.

Перспективы сотрудничества с МВФ не связываются  с имевшей место ранее политической составляющей. Россия поддерживает отношения  с Фондом в целях использования  механизмов этой организации при  ухудшении внешнеэкономической  конъюнктуры, то есть не исключается  возможность получения кредитов МВФ при резком падении цен  на основные российские экспортные товары.

Всемирный банк и Россия.

Вступление  Российской Федерации в 1992 г. в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития, который является ядром Всемирного банка (World Bank), значительно укрепило позиции Российской Федерации на мировых валютно-финансовых рынках и способствовало адаптации к современной системе валютно-кредитных отношений.

Концепция сотрудничества России с группой  Всемирного банка включает её членство в четырёх организациях. Одновременно с вступлением в МБРР она была принята в Международную ассоциацию развития (МАР); в декабре 1992г. страна вступила в Многостороннее агентство  по гарантированию инвестиций (МАГИ); в  апреле 1993г. Россия стала членом Международной  финансовой корпорации (МФК). Наиболее подробно я хочу рассмотреть взаимодействие России с МБРР по поводу привлечения займов.

Доля  России в уставном капитале МБРР составляет 2,99%. Десятилетний опыт сотрудничества России с МБРР показывает эволюцию заимствований от полномасштабного финансирования программы социально-экономических  реформ к поддержке точечных проектов, включая управление государственными финансами на федеральном и региональном уровне.

В таблице 5 представлены кредиты Всемирного банка России с 1993-1998гг.

 

 

Таблица 5.

 

 

Кредиты Всемирного банка России (млн. долл.)

 
     

Финансовый год

Займы

Сумма

1993

реабилитационный

600

службе занятости и соц. защиты

70

на содействие в осуществлении  приватизации

90

первый нефтяной реабилитационный

610

1994

на ремонт и содержание шоссейных  дорог

300

на развитие финансовых учреждений

200

на осуществление земельной реформы

80

на осуществление сельскохозяйственной реформы

240

на поддержку предприятий

200

второй нефтяной реабилитационный

500

1995

на управление окружающей средой

110

на подготовку управленчиских и финансовых кадров

40

на развитие проектного портфеля

40

на жилищный проект

400

на модернизацию налоговой службы

16,8

чрезвычайный на ликвидацию нефтяного  загрязнения и уменьшения связанного с ним ущерба

99

на городской транспорт

329

второй реабилитационный

600

1996

на развитие стандартов

24

на ремонт мостов

350

на развитие региональной социальной соцциальной инфраструктуры

200

на передачу ведомственного жилья

300

на развитие фондового рынка

89

на медицинское оборудование

270

на реализацию проекта правовой реформы

58

на структурную перестройку угольного  сектора

500

на проект содействия в реализации перестройки угольного сектора

25

на повышение эффективности использования  энергии

70

1997

на проект восстановления центра Санкт-Петербурга

31

на структурную перестройку экономики

600

на инновационный проект в области  образования

71

на пилотный проект реформы здравоохранения

66

на проект содействия реструктурированию предприятий

85

на проект Бюро экономического анализа

22, 6

на проект содействия реформе в  электроэнегетическом секторе

40

гарант.операция по проекту "Морской  старт"

100

на структурную перестройку системы  соц. защиты

800

1998

на содействие реализации структурной  перестройки системы соц. Защиты населения

28,6

второй на структурную перестройку  экономики

800

второй на структурную перестройку  угольной промышленности

800

третий на структурную перестройку  экономики

1500

Итого

 

1132,4


 

В таблице 6 представлены займы МБРР России:

 

       

Займы МБРР Р.Ф. их использование, млн. долл

   
                     
 

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Предоставлено

1370

1520

1741

1816

1716

1629

1930

90

398

657,5

Израсходовано

303

284

142

981

2086

2172

657

606

455

 

 

На сегодняшнем  этапе сотрудничества России с МБРР обнаружились серьёзные проблемы, которые  проявились в резком сокращении запланированных  объёмов займов, в трёхкратном  сокращении ежегодных объёмов использования  средств по инвестиционным займам; в увеличении сроков подготовки и  ожидания вступления в силу уже подготовленных проектов, в частой реструктуризации проектов.

Темпы реализации проектов, осуществляемых за счёт привлекаемых займов, не соответствовали необходимым  темпам жизненно важных социально-экономических  реформ.

Эти проекты  охватывают практически все сектора  экономики – энергетику, транспорт, финансы, здравоохранение и образование, т.е. те отрасли, которые обычно не являются объектом частных инвестиций.

Взаимодействия  МБРР и Р.Ф. довольно часто осложнялись  на стадии реализации и реструктуризации проектов. Осуществление проектов растягивалось  на 7-8 лет при заявленном среднем  сроке в 5 лет. Ни один из инвестиционных проектов МБРР не завершился в срок, установленный соглашением о  займе. На практике каждый из них приходится продлевать 1-4 раза, причём срок каждого  продления составляет от нескольких месяцев до 2-х, 3-х лет. Вступление в силу почти всех действующих проектов МБРР после утверждения российского займа Советом директоров задерживается в среднем на 9 месяцев, а самая большая задержка – почти 2 года – была отмечена в отношении займа на развитие службы занятости и социальной защиты. Это снижает эффективность использования сравнительно дешёвых кредитов МБРР.

Информация о работе Международный кредит