Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:17, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является раскрытие этой темы и применение полученных знаний в своей деятельности.
При написании курсовой предо мной стоит несколько задач:
При помощи разнообразных источников глубже проникнуть в суть исследуемой проблемы;
Раскрыть понятие международного кредита и его форм;
Выяснить роль и функции международного кредита;
Рассмотреть условия предоставления кредитов для России международными финансовыми организациями;
Проанализировать отношения сотрудничества России с МВФ, МБРР по поводу привлечения кредитов на современном этапе.
Наиболее подробно я хочу рассмотреть отношения России с МВФ и МБРР по поводу предоставлению кредитов.
Цели предоставления кредитов международными
финансовыми организациями
МВФ и Россия.
Международный валютный фонд - международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами – членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платёжного баланса, путём предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте, фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.
Доля России в уставном капитале МВФ составляет 2,79%.
Кредитные линии МВФ.
Вид кредитной линии |
Пределы заимствований (% от квоты) |
Срок возврата средств, лет |
Назначение |
Кредиты стенд - бай(SBA) |
100% ежегодно, 300% в сумме |
от 2,5 до 4 |
смягчение поблем краткосрочного дефицита платёжного баланса |
Расширенная фондовая линия (EFF) |
от 4,5 до 7 |
финансирование долгосрочного | |
Кредиты для пополнения валютных резервов (SRF) |
нет привязки к квоте |
от 1 до 1,5 |
финансирование особого |
Превентивная кредитная линия (CCL) |
нет строгой привязки к квоте, но предположительный размер - от 300 до 500% |
от 1 до 1,5 |
финансирование возможного дефицита платёжного баланса в странах, которые проводят обоснованную экономическую политику |
Линия компенсационного финансирования (CFF) |
от 10 до 55%, без учёта границ заимствований по линиям SBA/EFF |
от 2,5 до 4 |
компенсационное финансирование потерь при экспорте или повышенных затрат при импорте зерновых |
Кредиты для борьбы с бедностью и обеспечения экономического роста (PRGF) |
от 140 до 185%, независимо от прочих кредитных линий МВФ |
от 5,5 до 10 |
финансовая поддержка |
Россия является полноправным членом МВФ с июля 1992 года. Далее представлены данные о предоставлении кредитов МВФ России (таблица 3).
Кредиты МВФ России.
Дата предоставления кредита |
Виды кредитов |
Сумма |
Период использования |
Сроки погашения |
Использование страновой квоты,% |
Условия кредитов | |
млн СДР |
млрд долл | ||||||
1992г 5 авг. |
Первый транш резервного кредита (стэнд-бай) |
719 |
1 |
5 месяцев |
5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев |
16,7 |
Дефицит госбюджета в пределах до 5%ВВП, контроль за ростом денеж. массы; темп инфляции – менее 10% в месяц |
1993г 6июля |
Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований |
1078,3 |
1,5 |
Единовременно в полной сумме |
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет |
25 |
Сокращение дефицита госбюджета наполовину – до 10%ВВП; контроль за ростом денеж. массы; темп инфляции не свыше 7-9% в месяц |
1994г, 25апр. |
Второй транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований |
1078,3 |
1,5 |
Единовременно в полной сумме |
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет |
25 |
Параметры макроэкономической и финансовой
стабилизации аналогичны условиям предыдущего
кредита; либерализация |
1995г. 11 апр. |
Резервный кредит (стэнд-бай) |
4313,1 |
6,8 |
12 месяцев |
5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому траншу |
100 |
Требования детализированы и ужесточены: сокращение дефицита госбюджета (с 11% ВВП в 1994 до 6%), уменьшение кредита правит-ву; снижение инфляции до 1% в месяц. Прекращается финансирование бюджетного дефицита за счёт льготных кредитов ЦБ РФ. Устранение внешнеторговых льгот, окончательная ликвидация количественных ограничений экспорта и импорта. Либерализация экспорта нефти и отмена до 1 янв. 96г. эксп. Пошлин. Ежемесячный мониторинг выполнения этих обязательств. |
1996г. 26марта |
Договорённость в рамках механизма расширенного кредита |
6901,0 |
10,1 |
3 года |
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет по каждому траншу |
160 (первый год 65%, второй год-55%, 3 год-40% |
Продолжение макроэкономической, финансовой стабидизации: сокращение дефицита госбюджета с 5% ВВП в 95 году, до 4% в 96г. и 2% в 98г, в 98г. уменьшение кредит. Экспансии; снижение инфляции к концу 96г. до 1% в мес, а в 1998г. – до 6,9% в год. |
1998г, 20июля |
Кредитный пакет: 1) добавление к кредиту в рамках
механихма расширенного 2) кредит в рамках механизма
дополнительного резервного 3)кредит в рамках механизма
компенсац. Чрезвыч. |
2313.07
3992,5
2156,6 |
3,0
5,3
2,9 |
Предполагалось предоставление тремя траншами 20 июля, 15 сент и 15 дек 1998г. единовременно в полной сумме |
1,5 года с отсрочкой погашения на 1 год по каждому отдельному траншу. |
50
90
50 |
Осуществление антикризисной программы; финан. стабилизация; сокращ. Дефицита госбюджета с 5,6% ВВП в 98 г. до 2.8% ВВП в 99г. перестройка налоговой системы и улучшение сбора налогов. Минфин предлагает владельцам ГКо обменивать их на еврооблигации в ин. Валюте с более длительными сроками погашения по рын. Ставкам. Денеж. и валют. пол-ка остаётся в 98 г. в основном прежней, обеспечивается снижение темпа инфляции. Структурные реформы: решение проблемы неплатежей и содействие развитию частного сектора; реструктуризация банк. ситемы. |
Общая сумма предоставленных кредитов за 1992-1998гг. составляет 32 млрд. долл. После дефолта 1998г. Россия не получила ни цента и только выплачивает прежние долги. После того, как Россия сумела сама справиться от финансового кризиса 1998г., советы МВФ потеряли былую актуальность. Последние 2-3 года визиты миссии фонда стали носить технический характер. И хотя российские чиновники по-прежнему внимательно выслушивают советы главного мирового кредитора, однако выполнять их не спешат. Причин тому несколько:
Рост экономики, который наблюдается уже не первый год и которого – самое главное удалось добиться без помощи валютного фонда. Выход из глубокого финансового кризиса опять-таки при отказе МВФ в предоставлении кредитов на тот момент. Да и сама финансовая политика фонда, осуществляемая в ряде стран, себя дискредитировала.
Представители МВФ заинтересованы в развитии сотрудничества с Россией. Нынешняя вполне благоприятная для России конъюнктура, сложившаяся на мировых рынках энергоресурсов, прежде всего нефтяном, делает наш бюджет профицитным уже который год подряд.
Большинство российских чиновников считают, что необходимо расплатиться по долгам с фондом досрочно, пока есть такая возможность. На начала 2003г. российский долг оценивается в 6,5 млрд. долл. Планировалось, что треть этой суммы будет выплачена к 1января текущего года, что к слову и произошло. Окончательно же выплатить долг можно будет уже к 2008г. и после этого не прибегать к кредитам МВФ, ограничившись лишь помощью Всемирного банка.
Более чем десятилетний опыт отношений России с МВФ в целом свидетельствует о положительном эффекте, который принесло вступление в эту организацию, поскольку оно дало возможность получить кредиты для покрытия бюджетного дефицита, а также открыло доступ к другим внешним источникам заимствования.
Перспективы
сотрудничества с МВФ не связываются
с имевшей место ранее
Всемирный банк и Россия.
Вступление Российской Федерации в 1992 г. в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития, который является ядром Всемирного банка (World Bank), значительно укрепило позиции Российской Федерации на мировых валютно-финансовых рынках и способствовало адаптации к современной системе валютно-кредитных отношений.
Концепция
сотрудничества России с группой
Всемирного банка включает её членство
в четырёх организациях. Одновременно
с вступлением в МБРР она была
принята в Международную
Доля
России в уставном капитале МБРР составляет
2,99%. Десятилетний опыт сотрудничества
России с МБРР показывает эволюцию
заимствований от полномасштабного
финансирования программы социально-
В таблице 5 представлены кредиты Всемирного банка России с 1993-1998гг.
Таблица 5.
|
Кредиты Всемирного банка России (млн. долл.) |
|
Финансовый год |
Займы |
Сумма |
1993 |
реабилитационный |
600 |
службе занятости и соц. защиты |
70 | |
на содействие в осуществлении приватизации |
90 | |
первый нефтяной реабилитационный |
610 | |
1994 |
на ремонт и содержание шоссейных дорог |
300 |
на развитие финансовых учреждений |
200 | |
на осуществление земельной |
80 | |
на осуществление |
240 | |
на поддержку предприятий |
200 | |
второй нефтяной реабилитационный |
500 | |
1995 |
на управление окружающей средой |
110 |
на подготовку управленчиских и финансовых кадров |
40 | |
на развитие проектного портфеля |
40 | |
на жилищный проект |
400 | |
на модернизацию налоговой службы |
16,8 | |
чрезвычайный на ликвидацию нефтяного загрязнения и уменьшения связанного с ним ущерба |
99 | |
на городской транспорт |
329 | |
второй реабилитационный |
600 | |
1996 |
на развитие стандартов |
24 |
на ремонт мостов |
350 | |
на развитие региональной социальной соцциальной инфраструктуры |
200 | |
на передачу ведомственного жилья |
300 | |
на развитие фондового рынка |
89 | |
на медицинское оборудование |
270 | |
на реализацию проекта правовой реформы |
58 | |
на структурную перестройку |
500 | |
на проект содействия в реализации перестройки угольного сектора |
25 | |
на повышение эффективности |
70 | |
1997 |
на проект восстановления центра Санкт-Петербурга |
31 |
на структурную перестройку |
600 | |
на инновационный проект в области образования |
71 | |
на пилотный проект реформы здравоохранения |
66 | |
на проект содействия реструктурированию предприятий |
85 | |
на проект Бюро экономического анализа |
22, 6 | |
на проект содействия реформе в электроэнегетическом секторе |
40 | |
гарант.операция по проекту "Морской старт" |
100 | |
на структурную перестройку |
800 | |
1998 |
на содействие реализации структурной перестройки системы соц. Защиты населения |
28,6 |
второй на структурную перестройку экономики |
800 | |
второй на структурную перестройку угольной промышленности |
800 | |
третий на структурную перестройку экономики |
1500 | |
Итого |
1132,4 |
В таблице 6 представлены займы МБРР России:
Займы МБРР Р.Ф. их использование, млн. долл |
||||||||||
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Предоставлено |
1370 |
1520 |
1741 |
1816 |
1716 |
1629 |
1930 |
90 |
398 |
657,5 |
Израсходовано |
303 |
284 |
142 |
981 |
2086 |
2172 |
657 |
606 |
455 |
На сегодняшнем
этапе сотрудничества России с МБРР
обнаружились серьёзные проблемы, которые
проявились в резком сокращении запланированных
объёмов займов, в трёхкратном
сокращении ежегодных объёмов
Темпы реализации проектов, осуществляемых за счёт привлекаемых займов, не соответствовали необходимым темпам жизненно важных социально-экономических реформ.
Эти проекты охватывают практически все сектора экономики – энергетику, транспорт, финансы, здравоохранение и образование, т.е. те отрасли, которые обычно не являются объектом частных инвестиций.
Взаимодействия МБРР и Р.Ф. довольно часто осложнялись на стадии реализации и реструктуризации проектов. Осуществление проектов растягивалось на 7-8 лет при заявленном среднем сроке в 5 лет. Ни один из инвестиционных проектов МБРР не завершился в срок, установленный соглашением о займе. На практике каждый из них приходится продлевать 1-4 раза, причём срок каждого продления составляет от нескольких месяцев до 2-х, 3-х лет. Вступление в силу почти всех действующих проектов МБРР после утверждения российского займа Советом директоров задерживается в среднем на 9 месяцев, а самая большая задержка – почти 2 года – была отмечена в отношении займа на развитие службы занятости и социальной защиты. Это снижает эффективность использования сравнительно дешёвых кредитов МБРР.