Международные кредитно-финансовые институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:56, контрольная работа

Краткое описание

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после Второй мировой войны были международные валютно-кредитные и финансовые организации.
Международные кредитно-финансовые институты стали учреждаться с первой трети ХХ века. Они создавались и действуют ныне на основе межгосударственных отношений в соответствии с нормами международного публичного права и призваны регулировать международные экономические отношения. К их числу относят:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Международный валютный фонд и Всемирный банк………………………...6
2. Европейский банк реконструкции и развития………………………………. 14
3. Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк….. 20
Заключение………………………………………………………………………...22
Список использованной литературы…………………………………………… 24

Файлы: 1 файл

Деньги,кредит,банки.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

      В настоящее время существенная часть  ресурсов выделяется развивающимся  странам Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы; возросла доля средств, направляемых на развитие сельского хозяйства, образования, здравоохранения и т.д. Банк предоставляет займы развивающимся странам по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. Каждые полгода ставки пересматриваются. Практикуется отсрочка начала погашения основной суммы займов примерно на 5 лет.

      Продавая  собственные облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, корпорациям, страховым компаниям, банкам, а также физическим лицам разных стран, МБРР привлекает ресурсы на весьма выгодных условиях, т.к. его долговые обязательства являются высоколиквидными и одними из самых надежных в мире. Банк имеет высший международный кредитный рейтинг. Акционерный капитал и нераспределенная прибыль также служат источниками ресурсов, при этом соотношение собственных и привлеченных средств выдерживается с большим страховым резервом.

      В своей деятельности МБРР придерживается определенных принципов:

   - принятие инвестиционных решений  – исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов;

   - отсутствие ограничений использования  предоставленных ресурсов рамками  одной страны-участницы;

   - предоставление кредитов – только  под гарантии правительств стран-заемщиков,  в акционерные капиталы средства не инвестируются;

   - выделение ресурсов – только  для эффективных капиталовложений, содействующих экономическому росту  развивающихся стран;

   - направленность деятельности президента  и сотрудников исключительно  в интересах банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.

      Банк  устойчиво получает прибыль, хотя ее максимизация не является его основной задачей. Прибыль используется на собственное  развитие, а дивиденды акционерам не выплачиваются. Результаты деятельности МБРР отражаются в ежегодно публикуемых им балансе и отчете о прибылях и убытках. Следует иметь в виду, что его финансовый год включает период с 30 июня по 1 июля. 

      Деятельность МВФ и МБРР взаимно увязана, они являются партнерами и взаимно дополняют друг друга, причем для вступления страны в МБРР обязательным условием является членство в МВФ. Специфика же МБРР заключается в наличии у него филиалов:

      - Международная ассоциация развития (МАР, создана в 1960г.);

      - Международная финансовая корпорация (МФК, создана в 1956г.);

      - Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ, создано в 1998г.);

      - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС, создан в 1966г.).

      Все эти учреждения, вместе с МБРР, образуют Группу Всемирного банка, а МБРР, являющийся родоначальником и центральным звеном Группы, вместе с МАР называют Всемирным банком (ВБ).

   1. МАР оказывает помощь беднейшим из развитых стран, которые не в состоянии брать займы у МБРР. МАР предоставляет им льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет, взимая лишь комиссию на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов – поощрение экспорта товаров из развитых в беднейшие страны.

   Средства  МАР формируются за счет взносов (по подписке и добровольные) более  богатых участников, а также за счет прибыли и платежей по предоставленным кредитам. РФ вносит существенный вклад в пополнение ресурсов ассоциации.

   Несмотря  на юридическую самостоятельность, МАР во многих случаях осуществляет совместную с МБРР деятельность и  имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение.

   2. МФК стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора экономики. МФК, в отличие от МБРР и МАР, не требует правительственных гарантий по привлекаемым кредитам. Кроме того, корпорация с 1961г. может непосредственно инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку, с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется тенденция сотрудничества, а не конкуренции МФК с частными инвесторами.

   МФК финансирует создание новых и  реконструкцию действующих предприятий  – от заводов до банков, большое  внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Также предоставляются консультативные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спектру направлений.

   Средства  корпорации формируются путем выпуска собственных облигаций, имеющих высший рейтинг на мировом рынке, а примерно 1/5 часть потребности в привлеченных ресурсах покрывается за счет заимствований у Всемирного банка.

   Основные  принципы деятельности МФК: финансирование не более 25% общей суммы расходов по новым проектам; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до 15 лет.

   3. МАГИ оказывает помощь развивающимся странам в привлечении прямых зарубежных инвестиций посредством их страхования (сроком на 15-20 лет) от некоммерческих рисков (война, гражданские беспорядки, нарушение условий контрактов и т.д.); консультирует правительства по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.

   Среди заявок на страхование инвестиций, предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны; при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн. долларов. Членами МАГИ являются только члены МБРР.

  4. МЦУИС стимулирует расширение инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами; осуществляет консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. РФ не является членом этой организации. 

      Международные финансовые институты – МВФ и  Группа ВБ – играют важную роль в  регулировании международных кредитных  отношений. Даже их небольшие ссуды  открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке  ссудных капиталов, т.е. кредиты этих организаций как бы подтверждают платежеспособность страны.

      МВФ и МБРР наряду с другими международными организациями активно участвуют  в урегулировании внешнего долга  развивающихся стран, России, других государств СНГ, стран Восточной Европы. 

      Деятельность  Группы Всемирного банка в РФ стала  осуществляться с середины 1992г. В настоящее время наша страна является одним из крупнейших ее партнеров. Всемирный банк выступает главным зарубежным источником долгосрочного финансирования государственного сектора. Используя свои родственные организации и других посредников, он играет важную роль и в финансировании частного сектора страны. С 1993г. в Москве функционирует постоянное представительство Всемирного банка с численностью сотрудников около 50 человек.

      Долгое  время наша страна была второй среди  крупнейших заемщиков банка, уступая  лишь Китаю (за год она получала кредитов на сумму  около 1,7 млрд. долл., а Китай  – 2,3 млрд. долл.), поэтому к 2003г. РФ выплатила  долгов на сумму более 1 млрд.долл. по ранее полученным кредитам. В то же время она не лидировала по объему полученных кредитов в расчете на душу населения.

      Банк  прогнозировал дальнейшее расширение сотрудничества с нашей страной, но в РФ нередко возникают проблемы своевременного и целевого использования предоставленных средств, что неоднократно отмечалось экспертами банка. Тем не менее, в России был утвержден крупнейший за всю историю банка проект, реализация которого началась в 1998 финансовом году – это заем на реформирование системы социальной защиты сроком на 17 лет в размере 800 млн. долл. (3 транша по 300, 200 и 300 млн. долл.).

      В свою очередь, в соответствии с действовавшей программой Правительства РФ по оживлению инвестиционной деятельности, также предполагалось усиление сотрудничества с ВБ, но банковский кризис в нашей стране снизил интенсивность сотрудничества. В целом масштабы получаемых РФ кредитов уменьшились, а ее политика заимствований стала более сдержанной. В 1999г. РФ отказалась от бюджетозамещающих займов банка в связи со значительным улучшением показателей экономического положения страны. В настоящее время в России наблюдается профицит госбюджета.

      Стратегия деятельности банка в РФ на 2003-2005 финансовые годы предусматривала оказание поддержки эффективной реализации комплексной программы реформ Правительства, содействие в смягчении рисков, мешающих стабильному экономическому росту, и распространение позитивных результатов реформ на более широкие слои населения. Она направлена на решение 3-х основных проблем: улучшение условий предпринимательства и развитие конкуренции; совершенствование системы управления государственным сектором; снижение социальных и экологических рисков.

      Прямые  инвестиции в российский частный  сектор осуществляет МФК, которая проводит также исследовательскую и консультативную работу. В числе крупнейших проектов МФК в России можно назвать: выделение ресурсов на реструктуризацию предприятий в послеприватизационный период, на инвестиции в нефтяную промышленность, на развитие фондового рынка агропромышленного комплекса и др.

2. Европейский банк реконструкции и развития

      Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан 29 мая 1990г. с целью содействия в становлении рыночной экономики странам Центральной и Восточной Европы, в том числе СНГ. Его штаб-квартира расположена в Лондоне. Акционерами ЕБРР являются европейские страны, ряд стран других регионов мира (США, Япония, Египет и др.), а также две организации: Европейский экономический, валютный и политический союз (ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

      Страны-члены ЕС, ЕИБ и собственно ЕС имеют в уставном капитале квоту в размере 51%, страны Центральной и Восточной Европы – 13%, остальные европейские страны – 11%, неевропейские страны – 24%. Наибольшей долей в капитале располагают США – 10%, Италия, ФРГ, Франция, Великобритания и Япония – по 8,5%, а РФ – 4%. Размер уставного капитала пересматривается не реже чем раз в 5 лет. Совокупная доля стран-членов ЕС, ЕИБ и собственно ЕС при пересмотре размера капитала не должна быть ниже 50% общей суммы разрешенного к подписке капитала.

      Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30% по сравнению  с 7%), а неоплаченные акции при необходимости могут быть востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке. Помимо уставного капитала рефинансирование банка осуществляется за счет получения средств на национальных и международных финансовых рынках, за счет средств специальных фондов (включают средства, направленные в соответствующий специальный фонд, и доходы, полученные от инвестиций, произведенных из ресурсов специальных фондов).

      Возглавляет банк совет управляющих под руководством председателя и 2-х заместителей, который состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, а также представителей от ЕС и ЕИБ. Многие свои полномочия он делегирует совету директоров, осуществляющему управление повседневной деятельностью и состоящему из президента, который в качестве председателя ведет текущие дела банка и отвечает за организацию и назначение сотрудников, 4-х заместителей и 23 директоров. Каждый из директоров входит в состав одного из 3-х комитетов совета: ревизионного, по бюджетным и административным вопросам, по финансовой и операционной политике. Кроме того, организационная структура банка включает ряд территориальных и отраслевых отделов, а также другие функциональные подразделения (департаменты и отделы).

      Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия. Банк специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР – банковский, финансовый секторы, телекоммуникационная инфраструктура, энергетика, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, банк предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями.

Информация о работе Международные кредитно-финансовые институты