Кредитование малого предпринимательства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы исследовать кредитование малого предпринимательства в Российской Федерации.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Выявить значение кредитования в развитии малого бизнеса в России.
Рассмотреть банковское кредитование малого бизнеса.
Проанализировать финансовую поддержку государства малому предпринимательству.

Оглавление

Введение 3
1. Роль малого предпринимательства в экономике страны 5
1.1. Понятие предпринимательство и его виды 5
1.2. Проблемы кредитования малого бизнеса 10
2. Виды и особенности государственной поддержки кредитования малого предпринимательства 15
2.1. Правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства 15
2.2. Программы государственной поддержки кредитования АПК и малого предпринимательства 18
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Курсовая по ДКБ.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

2.2. Программы государственной поддержки кредитования АПК и малого предпринимательства

 

     Цели  и задачи государственной поддержки АПК и малого предпринимательства заключаются в законодательном обеспечении и контроле процесса кредитования отрасли, завершении реализации инвестиционных проектов строительства животноводческих комплексов. Для достижения поставленных целей были сделаны следующие шаги:

     - Уставный капитал "Россельхозбанка"  был увеличен дважды - на 30 млрд. и  45 млрд. рублей, соответственно.

     - Для компенсации затрат на приобретение ГСМ, кормов, удобрений в общей сложности было выделено 28 млрд. рублей.

     - Уставный капитал "Росагролизинга" пополнен на 25 млрд. рублей. Новые  условия лизинга отменяют предоплату. Первый платёж будет вноситься  через 12 месяцев после получения техники. Срок лизинга увеличен в полтора раза - с 10 до 15 лет.

     - Должно быть обеспечено кредитование  АПК в объеме свыше 860 млрд. рублей, в том числе 400 млрд. рублей  с использованием механизмов  субсидирования процентной ставки. Из них - 70 млрд. рублей на завершение строительства животноводческих комплексов.

     - Субсидирование будет осуществляться  в размере 80% ставки рефинансирования. А по отдельным видам кредитов - 100% (проекты по животноводству  и производству молока).

     - Внешэкономбанк будет участвовать  в финансировании  крупных проектов в агропромышленном комплексе, что нашло отражение в Меморандуме этого банка.

     - Будет расширен масштаб зерновых  интервенций. 

     - Принято решение по новым квотам  на импорт мяса птицы и свинины.  Существенно повышаются тарифы  на внеквотные поставки мяса. А объем тарифной квоты по такой позиции как мясо птицы - сокращается на 300 тыс. тонн.

     - Должны быть отрегулированы отношения  сельхозпроизводителей с розничными  торговыми сетями. Оплата поставок  должна производиться в разумные  сроки9.

     Принятые  в последние годы меры, направленные на улучшение социально-экономического положения в сельском хозяйстве, в том числе реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», позволили сформировать тенденцию роста производства сельскохозяйственной продукции, которая сохраняется и в текущем году.

     С начала 2008 г. реализуется имеющая  статус приоритетного национального проекта пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее – Госпрограмма), охватывающая весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения страны и устойчивого развития сельских территорий10.

     При реализации Госпрограммы применяется  программно-целевой подход, обеспечивающий взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и достижением плановых показателей, а также задачами федерального центра и регионов.

     Национальный проект «Развитие АПК» с 2008 года преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы, имеющую статус приоритетного национального проекта11.

     Например, в 2008 году рост производства сельхозпродукции составил около 9%. Этому, по мнению Дмитрия Медведева, «способствовал и абсолютно рекордный за последние 15 лет урожай зерновых, который превысил 110 млн тонн».

     «Но в целом, – считает Президент, – увеличение доли отечественной  продукции на рынке все-таки произошло  в значительной мере под влиянием национального проекта».

     Господдержка отрасли будет продолжена в полном объеме. «Речь идет о субсидиях, о закупочных и товарных интервенциях, о таможенно-тарифном регулировании и об оптимизации налогообложения», – пояснил он.

     Относительно кредитов сельхозпроизводителям, уже принято решение увеличить долю субсидирования процентной ставки с 2/3 до 80%.

     В постановлениях Правительства Российской Федерации, определяющих правила предоставления субсидий, предусмотрено, что субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляется в размере 95% ставки рефинансирования Центрального Банка России, но не выше 95% фактических затрат на уплату процентов. Причем с условием софинансирования из бюджета субъекта на уровне 5% ставки рефинансирования Центрального Банка России. Необходимо также, чтобы цели кредитов соответствовали целям, указанным в постановлениях Правительства РФ. Кроме того, существуют ограничения по объему субсидируемых кредитов: для КФХ – до 3-х млн.рублей по каждому виду кредита или займа; для ЛПХ – до 300 тыс.рублей по кредитам или займам до 2-х лет, до 700 тыс.рублей по кредитам или займам до 5 лет12.

     Кредитование осуществляется через обращение в органы управления АПК субъектов Российской Федерации, а так же представительствах ОАО «Россельхозбанк».

     Кроме того, в постановлениях Правительства Российской Федерации, регламентирующих предоставление субсидий малым формам хозяйствования в АПК, предусмотрена возможность привлечения банков к формированию пакета документов, необходимых для получения субсидий. Поэтому по поручению заемщика банк вправе самостоятельно оформить пакет документов на получение субсидии.

     При этом Президент обратил внимание Правительства на то, что «помимо господдержки необходимо развивать и малый бизнес на селе, и рыночные механизмы в целом»13.

     За 11 месяцев 2008 года рост производства сельхозпродукции составил 9,2%, в том числе в растениеводстве – 13,8%, в животноводстве – 3,9%.

     Доля  отечественного мяса и мясопродуктов на рынке по итогам года составит 61,1% (в 2007 году – 59,7%), молока и молочных продуктов – 78,4% (78,2%).

     В 2008 году с учетом лизинга приобретено 23 тыс. тракторов, 9,1 тыс. зерноуборочных и 2,8 тыс. кормоуборочных комбайнов.

     В 2009 году кроме увеличения размера возмещения затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам с 2/3 до 80% ставки рефинансирования Банка России в рамках госпрограммы планируется целевое фондирование банков в объеме 72 млрд руб. для завершения начатых инвестиционных проектов по животноводству. Для закупки отечественной сельхозтехники уставный капитал Росагролизинга будет увеличен на 25 млрд руб.

     Субсидирование  процентной ставки по кредитам для  объектов животноводства в 2009 году составит 100% ставки рефинансирования Банка России.

     Основная  цель поддержки малого бизнеса - использовать его потенциал для создания новых рабочих мест:

     - Кредитная программа Внешэкономбанка  по малому и среднему бизнесу  будет увеличена до 30 млрд. рублей.

     - 10,5 млрд. рублей выделяется из  федерального бюджета на поддержку создания новых эффективных малых предприятий (кредитование, субсидирование процентных ставок, госгарантии, развитие инфраструктуры малого бизнеса - технопарков и бизнес-инкубаторов, - гранты и обучающие программы).

     - Принят закон, предоставляющий малому бизнесу преференции при выкупе арендуемого государственного и муниципального имущества.

     - Решен вопрос о снижении платы  за присоединение к электрическим  сетям объектов малой мощности (5,5 МРОТ за объекты мощностью  до 15 кВТ).

     - Регионам и муниципалитетам предложено привлечь малый и средний бизнес к выполнению государственного и муниципального заказа. Снять административные барьеры для предпринимательской активности, включая ограничения по доступу на локальные рынки.

     - Приняты меры по снижению налоговой нагрузки на малый и средний бизнес14. 

     Особое  внимание государство направленно  на поддержание банковской системы  и кредитования физических лиц в  таких областях как ипотечное  кредитование, кредитование малого бизнеса  и АПК.

     В результате финансового кризиса существенно снизилась кредитоспособность населения и представителей малого бизнеса, особенно в сфере АПК. Главной проблемой стали задолженности по ипотечному кредитованию и по данному вопросу Правительство и коммерческие банки достигли соглашения об отсрочке платежа.

     Снижены ставки по кредитованию представителей малого бизнеса (частных предпринимателей). Государство взяло на себя оплату части процентов по кредитам.. Разработаны  и реализуются Программы поддержки  малого бизнеса. Особое внимание уделено сфере АПК кроме увеличения размера возмещения затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам с 2/3 до 80% ставки рефинансирования Банка России в рамках госпрограммы планируется целевое фондирование банков в объеме 72 млрд руб. для завершения начатых инвестиционных проектов по животноводству. 
 

 

Заключение

 

     Таким образом, Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной  экономики, неотъемлемым элементом  экономического роста. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые предприятия. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане. Кредит обслуживает движение капитала и постоянное движение различных общественных фондов. Благодаря кредиту в народном хозяйстве производительно используются средства, высвобождаемые в процессе деятельности предприятий, в процессе выполнения государственного бюджета, а также сбережения населения и ресурсы банков.

     Основными субъектами кредитования выступают:

     1. Коммерческие банки.

     2. Кредитная организация.

     3. Кредитные агентства.

      В области кредитования существует ряд  неразрешенных юридических проблем. Эти проблемы связаны с недостаточностью нормативной базы, отсутствием необходимой правоприменительной практики, а также невысокой пока культурой кредитования населения.

     Эффективная система государственного и негосударственного социального страхования; государственная  помощь малоимущим слоям населения; рациональная государственная политика в области создания рабочих мест, повышения производительности труда на основе инвестиций в человеческий и физический капитал; установление справедливого прожиточного минимума; эффективное регулирование оплаты труда - основные направления решения проблемы роста доходов населения страны.

     Центральную роль в решении проблемы роста  доходов населения играет налоговая  политика государства.

     Реализация  вышеперечисленных мероприятий  будет способствовать повышению  эффективности розничного кредитования в России за счет обеспечения доступности и привлекательности инвестиционных кредитов, усиления заинтересованности населения в развитии своего человеческого капитала на основе заемных средств.

 

Список  использованной литературы

 
  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс – Версия Проф.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации №51-ФЗ (с изм. И доп. на 1 января 2008 г.)// Справочно-правовая система Консультант Плюс – Версия Проф.
  3. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8  июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г.)
  4. Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». .) // Справочно-правовая система Консультант Плюс – Версия Проф.
  5. Положение от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной задолженности и приравненной к ней задолженности» от 1 августа 2004 года. // Справочно – правовая система Гарант. 2007.
  6. Виноградов В. В. Экономика России. М., 2004. С. 71
  7. Волгина Н. А. Государственное регулирование рыночной экономики: М., 2005
  8. Ибадова Л. Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России. Правовые аспекты. – М.: Волтерс Клувер, 2006 г. – 214 с.
  9. Литвинов, Е. О. Кредитное бремя заемщика: сущность, значение, оценка [Текст] / Е. О. Литвинов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - 5 том. - № 4. - 2 часть.
  10. Муравьев А. И., Игнатьев А. М.. Предпринимательство.- СПб.: Лань,2001.- 447с.
  11. Национальные проекты будут реализованы в полном объеме, несмотря на мировой кризис. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.rost.ru/themes/2008/12/241812_15921.shtml свободный
  12. О реализации в 2008 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и задачах на перспективу. ФГНУ “Росинформагротех 429 - 200 – 2008
  13. Перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. Официальный сайт Председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.premier.gov.ru/crisis/ свободный
  14. Стенограмма выступления Дмитрия Медведева на заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (от 24 декабря 2008 года)
  15. Суханов Е.А. Правовое регулирование банковской деятельности. М.: Академия. 2004 – 307 с

Информация о работе Кредитование малого предпринимательства в Российской Федерации