Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 15:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы исследовать кредитование малого предпринимательства в Российской Федерации.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Выявить значение кредитования в развитии малого бизнеса в России.
Рассмотреть банковское кредитование малого бизнеса.
Проанализировать финансовую поддержку государства малому предпринимательству.
Введение 3
1. Роль малого предпринимательства в экономике страны 5
1.1. Понятие предпринимательство и его виды 5
1.2. Проблемы кредитования малого бизнеса 10
2. Виды и особенности государственной поддержки кредитования малого предпринимательства 15
2.1. Правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства 15
2.2. Программы государственной поддержки кредитования АПК и малого предпринимательства 18
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Основным условием эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в России является поддержка его на всех уровнях, и, прежде всего, в сфере кредитования и страхования. Однако в действительности, несмотря на принятие соответствующих законов и правительственной программы, государственная поддержка малого предпринимательства пока не оказывает эффективного влияния на развитие малых предприятий.
Неблагоприятный предпринимательский климат сложился во многом из-за негативных тенденций в экономике. К ним относятся:
-отсутствие инфраструктуры малого бизнеса;
-перемещение
мелкого и среднего капитала
из производства в сферу
-недолговечность
большинства малых предприятий,
-вытеснение большинства малых предприятий на периферию технического прогресса;
-уход
мелких предприятий в теневую
экономику в целях уклонения
от неразумного
Современное состояние малого предпринимательства отличается сложным характером. Для его характеристики важное значение имеет отраслевая направленность деятельности малых предприятий, свидетельствующая об их включенности в воспроизводственный процесс страны, о степени влияния на темпы экономического роста и динамику структурных сдвигов, о степени участия в решении социальных проблем и т. д. Отраслевые различия в параметрах малых предприятий (количество предприятий, объем производимой ими продукции и численность занятых) дают не только представление о нынешнем состоянии малого предпринимательства, о включении его в основные воспроизводственные цепочки хозяйства страны, но также и о его возможностях. Имеющиеся данные (табл.1) позволяют получить достаточно полное представление об отраслевой ориентации малых предприятий.
Основная
масса малых предприятий
Таблица 1. Отраслевая структура основных экономических показателей малых предприятий (в %)
Отрасль | Распределение малых предприятий по отраслям экономики | Объем произведенной продукции, работ, услуг по отраслям экономики | Распределение общей численности занятых на малых предприятиях по отраслям экономики |
Торговля и общественное питание | 44,5 | 26,8 | 34,1 |
Строительство | 15,8 | 25,3 | 21,6 |
Связь | 0,4 | нет данных | 0,5 |
Транспорт | 2,1 | 3,4 | 2,8 |
Промышленность | 15,7 | 25,1 | 21,4 |
Наука и научное обслуживание | 4,5 | 3,5 | 3,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1,6 | нет данных | 1,6 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 4,1 | 2,9 | 3,3 |
Другие отрасли экономики | 11,3 | 13 | 11,1 |
Кредит
– это разновидность
Изобретение кредита, вслед за деньгами, является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сократилось время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей.
Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые предприятия. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане. Кредит обслуживает движение капитала и постоянное движение различных общественных фондов. Благодаря кредиту в народном хозяйстве производительно используются средства, высвобождаемые в процессе деятельности предприятий, в процессе выполнения государственного бюджета, а также сбережения населения и ресурсы банков.
Кредит, таким образом, представляет собой форму движения ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Необходимость и возможность кредита обусловлена закономерностями кругооборота и оборота капитала, в процессе воспроизводства: на одних участках высвобождаются временно свободные средства, которые выступают как источник кредита, на других возникает потребность в них.
В
условиях перехода России к рынку
роль и значение кредитных отношений
возрастают. Развитие рыночных отношений
предполагает максимальное сокращение
централизованного
Переход
преимущественно к
Банковский
кредит – основная форма кредитования,
при которой денежные средства во
временное пользование
По общему мнению представителей банковского сообщества, среди других наиболее распространенных причин отказа в кредитах малому бизнесу - отсутствие у предпринимателя залогового обеспечения и четкого, продуманного бизнес-плана по созданию предприятия.
В
свою очередь вице-президент
Потенциальная потребность малого бизнеса в кредитах оценивается в $7 млрд. — весьма перспективное поле деятельности для банков, прежде всего малых и средних. И в последнее время они все активнее осваивают эту нишу. По данным ассоциации «Россия», в регионах именно малые и средние банки кредитуют малый бизнес, удовлетворяя до 85% заявок на кредиты. Среди проблем, сдерживающих развитие этого направления, следует прежде всего выделить две — слабость ресурсной базы и неотработанность методики оценки рисков кредитования малого бизнеса.
Первую из них, вероятно, не решить без целенаправленной поддержки государства — как на федеральном, так и на региональном уровнях. Об имеющемся здесь потенциале можно судить по таким, например, фактам. Федеральный фонд поддержки малого бизнеса в прошлом году распределил среди предприятий лишь 20 млн. рублей. В то же время общая сумма кредитов, выданных из фонда, учрежденного ЕБРР, в начале текущего года превысила 1 млрд. рублей. Проявляют активность и другие иностранные инвесторы, что неудивительно — процентные ставки в России в разы выше, чем на Западе, и вполне компенсируют повышенный риск работы с российскими заемщиками.
Не секрет, стремясь обезопасить себя, коммерческие банки подчас закладывают повышенный процент, дабы компенсировать возможные потери от невозврата ссуды. Так что одним из главных условий расширения кредитной деятельности банков в сфере малого бизнеса остается снижение рисков.
Повышенную процентную ставку вполне можно доводить до среднерыночной (и даже ниже) за счет погашения части процентов из фондов поддержки малого бизнеса. К сожалению, ни федеральный, ни региональные бюджеты не предусматривают целевых средств на такой процесс. Но на практике уже есть наглядные примеры совместной работы местных администраций и банков в этой области. Все чаще помощь региональных властей малому бизнесу оказывается в адресном порядке, когда в первую очередь помогают предприятиям, работающим в приоритетных и социально-значимых сферах региональной экономики. Во многих регионах уже осознали, что развитие малого предпринимательства помогает решить как минимум две серьезные задачи: занять население и обеспечить рост налоговых поступлений в бюджет. Кстати, в странах Евросоюза целевые государственные субсидии малым предприятиям давно и широко используются.
Сегодня ЦБ не только выделил практику кредитования малого бизнеса в число приоритетных направлений денежно-кредитной политики, но и подготовил для банков конкретные рекомендации — ведь до сих пор многие коммерческие банки разрабатывали методики работы с «малыми» заемщиками на свой страх и риск. Впрочем, анализ таких методик показывает, что в них много общего, хотя есть и различия.
Оценку финансового состояния клиента банки проводят на основании его официальной отчетности, скорректированной с учетом реальной деятельности. В процессе анализа определяются: основное и вспомогательные направления в бизнесе клиента; история его развития; форма и структура собственности; уровень организации управления; зависимость компании от сезонности и степени специализации, портфель заказов и зависимость от поставщиков; перечень основных конкурентов; дебиторская и кредиторская задолженности; уровень обеспечения по кредиту, источник поручительства и др.
В целом практически все методики базируются на следующих основных принципах, кредитных взаимоотношений банков с малым бизнесом7:
Информация о работе Кредитование малого предпринимательства в Российской Федерации