Кредитование малого предпринимательства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы исследовать кредитование малого предпринимательства в Российской Федерации.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Выявить значение кредитования в развитии малого бизнеса в России.
Рассмотреть банковское кредитование малого бизнеса.
Проанализировать финансовую поддержку государства малому предпринимательству.

Оглавление

Введение 3
1. Роль малого предпринимательства в экономике страны 5
1.1. Понятие предпринимательство и его виды 5
1.2. Проблемы кредитования малого бизнеса 10
2. Виды и особенности государственной поддержки кредитования малого предпринимательства 15
2.1. Правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства 15
2.2. Программы государственной поддержки кредитования АПК и малого предпринимательства 18
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Курсовая по ДКБ.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

     Наряду  с общими принципами банки используют и другие подходы, которые формируются в процессе практической работы. Скажем, одни банки признают залогом только имущество или поручительства, другие кредитуют лишь по оборотам, третьи ориентируются на кредитную историю заемщика. Проблема формирования и учета кредитных историй выходит сегодня на первый план, тем более что доля стабильно работающих малых предприятий весьма существенно различается по регионам. Поскольку заемщик ищет наиболее приемлемые условия ссуды, в его «досье» часто несколько банков-кредиторов. И порой информация заемщика о банках полнее, нежели сведения кредитной организации о потенциальных и действительных клиентах.

     В этой ситуации банку приходится самому создавать кредитную историю  клиента, начиная работу с ним  с выдачи небольших займов на короткие сроки и постепенно увеличивая сумму и срок. Если одновременно с этим «хороший» заемщик будет получать льготы в виде снижения ставки и уменьшения залогового обеспечения, малое предприятие будет «привязано» к своему банку.

     Уже сегодня кредитные отделы некоторых банков проводят анализ финансового состояния заемщика за длительный период. Какие ссуды брал раньше, как обслуживал и погашал долг, возникали ли конфликтные ситуации — все это ложится в основу объективной кредитной истории, выходящей за масштабы отношений с единственным банком.

     Возвратность  кредитов малыми предприятиями во многом зависит от эффективности использования  заемных средств. Трудности, с которыми сталкивается здесь малый бизнес, зависят от разных факторов: отсутствие опыта, разработка новых направлений, изменение конъюнктуры и прочих. Наши банки начинают использовать зарубежный опыт, когда банк-кредитор активно участвует в разработке бизнес-плана клиентов, консультирует его руководителей по широкому спектру финансовых проблем. В конце концов именно кредитор заинтересован в том, чтобы вложенные им средства вернулись с прибылью.

     Интересен в этом отношении опыт бельгийских  банков, кредитующих малый бизнес. Там участие специалистов не ограничивается определением потребности заемщика в финансовых ресурсах, они консультируют предприятие на всех этапах использования ссуды. Более того, если у должника возникают финансовые проблемы, банк дает ему рекомендации по выходу из кризиса. И это вовсе не «благотворительность» — помогая заемщику, банк не только гарантирует возврат средств, но и сохраняет клиента.

     Что касается нашей страны, то методология  работы банковского сектора с  малым бизнесом пока лишь формируется. Так, подготовлен проект инструкции Банка России «О порядке формирования и использования резервов на возможные потери по кредитным требованиям», цель которой — помочь коммерческим банкам снизить кредитные риски, базируясь на более точной оценке финансового состояния потенциальных заемщиков8.

     В качестве основных критериев при определении финансового состояния заемщика определены показатели финансового результата, ликвидности, деловой активности, сведения о движении денежных потоков, характерные условия производственной деятельности (отраслевой признак, сезонный фактор) и другие. Рекомендовано также создание четырех видов резервов:

  • на возможные потери по кредитным требованиям;
  • специальный;
  • по портфелю однородных кредитных требований;
  • общий — на возможные потери.

     Вид резерва определяется исходя из оценки кредитного риска, а его величина основывается на финансовом состоянии заемщика и качестве обслуживания долга.

     Характерно, что при оценке риска по кредитным  требованиям не учитывается уровень их обеспеченности. Таким образом многим малым предприятиям, стабильно работающим, но не имеющим высоколиквидного залога, получить кредит теперь будет много проще. Однако «начинающих» (в том числе и тех, кто может предоставить обеспечение) такой подход вряд ли устроит.

     Нельзя  забывать и о том, что в сфере  малого бизнеса как нигде требуется дифференцированный подход к оценке кредитоспособности.  
 

 

2. Виды и особенности государственной поддержки кредитования малого предпринимательства

2.1. Правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства

 

     Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Отныне федеральным законом вводятся и определяются новые понятия, такие как:

  • «субъекты малого и среднего предпринимательства»,
  • «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»,
  • «программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»,
  • а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

     Закон устанавливает два критерия отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. Первым критерием является средняя численность работников. В соответствии с данным критерием выделяется три вида субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек;
  • малые предприятия - до 100 человек;
  • в рамках малых предприятий создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.

     Вторым  критерием является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета  НДС или балансовая стоимость  активов за предшествующий календарный  год, которая не должна превышать  предельные значения, установленные  правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

     Федеральный закон предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей  поддержки, определяются цели и порядок  создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки.

     Теперь  отныне закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной  власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
  • формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры финансовой поддержки;
  • меры для развития инфраструктуры поддержки;
  • иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.

     Кредитование  малых предприятий осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом сами кредитные организации пользуются при этом льготами, в порядке установленном законодательством Российской Федерации. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются кредитным договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства, которые вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично неполученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

     Кроме фондов в соответствии со ст. 12 Закона создаются в России еще и общества взаимного кредитования субъектов  малого предпринимательства, которые  аккумулируют временно свободные денежные средства участников этих обществ в целях оказания им финансовой помощи. Эти общества вправе: не размещать обязательные резервы в Центральном банке РФ; поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации; определять размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи; не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ.

     Это еще один посредник в системе  кредитования субъектов малого предпринимательства, который еще раз аккумулирует свободные денежные средства, часть  которых пойдет на содержание аппарата такого общества, на разного рода социальные выплаты.

     Субъекты  малого предпринимательства и страховые  организации, которые их страхуют, пользуются льготами (ст. 13), предусмотренными действующим  законодательством. Фонды вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично неполученные ими доходы по страхованию на льготных условиях субъектов малого предпринимательства. Размер, порядок и условия выплаты такой компенсации предусматриваются договором фонда со страховой организацией.

     Поскольку малые предприятия выпускают определенную продукцию, они могут выполнять определенную долю государственных заказов и заключать контракты на поставку такой продукции. У субъектов малого предпринимательства может размещаться до 15 процентов от общего объема поставок для государственных нужд конкретного вида продукции, которые каждое малое предприятие может получить на основе конкурса между малыми предприятиями (ст. 14).

     Малые предприятия могут также участвовать  во внешнеэкономической деятельности, в международных выставках и  ярмарках, осуществлять экспортно-импортные операции.

     Особенностью  таких договорных отношений (ч. 2 ст. 15) является то, что размер, порядок  и условия компенсации расходов, связанных с поддержкой внешнеэкономической  деятельности, устанавливаются договором  между субъектом малого предпринимательства и соответствующим государственным (муниципальным) фондом поддержки малого предпринимательства. Здесь чувствуется чрезмерная опека субъектов малого предпринимательства, которые при убыточности экспортно-импортных операций не должны ими заниматься.

     Фонды поддержки малого предпринимательства  вправе компенсировать полностью или  частично субъектам малого предпринимательства  расходы, связанные с информационным обслуживанием их деятельности (ст. 16). Размер, порядок и условия выплаты такой компенсации устанавливаются договором. Здесь уместно заметить, что фонд вправе, но не обязан компенсировать такие расходы и заключать договор, поэтому любой субъект малого предпринимательства может получить от фонда отказ в компенсации этих и других расходов.

     Производственно-технологическая  поддержка субъектов малого предпринимательства (ст. 17) предусматривает комплекс мероприятий  по содействию субъектам малого предпринимательства  в обеспечении их современным  оборудованием и технологиями, в создании сети технологических парков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления размещают заказы на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции, предоставляют здания, сооружения, оборудование, производственные и служебные помещения, иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности. Все это может предоставляться на льготных условиях.

     Как мы видим, в законе указано, что для  представителей малого и среднего бизнеса  предусмотрен ряд льгот. В том  числе – применение специальных  налоговых режимов. В связи с этим, возможно, будет расширен круг тех, кто может применять упрощенку. И, в частности, этот спецрежим смогут применять компании, где работает до 250 сотрудников, а не до 100, как сейчас. Внесены поправки в главу 26.2 Налогового кодекса РФ.

Информация о работе Кредитование малого предпринимательства в Российской Федерации