Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является совершенствование подхода к оценке кредитоспособности юридических лиц на основе обобщения теоретического и практического опыта.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические основы оценки кредитоспособности юридических лиц 9
1.1 Содержание понятия «кредитоспособность заемщика» 9
1.2 Методы оценки кредитоспособности юридических лиц 13
2 Практика оценки кредитоспособности юридических лиц в коммерческих
банках 22
2.1 Порядок оценки кредитоспособности юридических лиц 22
2.2 Особенности оценки кредитоспособности юридических лиц 27
3 Рекомендации по совершенствованию оценки кредитоспособности юридических лиц 33
3.1 Внедрение скоринг – кредитования в деятельность коммерческих
банков 33
3.2 Совершенствование системы кредитного мониторинга 38
Заключение 42
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

КР ДКБ.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

    Скоринг используется главным образом при  кредитовании физических лиц, особенно в потребительском кредите при необеспеченных ссудах. Система «кредит – скоринг» в США – специальная шкала для измерения рейтинга заемщика, представляющая начисление баллов клиенту в зависимости от уровня его кредитоспособности.

    В начале 50-х гг. в Сан-Франциско  образовалась первая консалтинговая фирма в области скоринга – Fair Issac, которая до сих пор является лидером среди разработчиков скоринговых систем.

    Но  широкое применение скоринга началось с распространением кредитных карточек. При том количестве людей, которые  ежедневно обращались за кредитными карточками, банкам ничего другого не оставалось, как автоматизировать процесс принятия решений по выдаче кредита. Однако очень скоро они оценили не только быстроту обработки заявлений на выдачу кредита, но и качество оценки риска. По данным некоторых исследований, после внедрения скоринг-систем уровень безнадежного долга сокращался до 50%.

    В 1974 г. в США был принят Закон  о предоставлении равных возможностей на получение кредита, который запрещал отказывать в выдаче кредита на основании следующих характеристик: раса, цвет кожи, национальное происхождение, возраст, пол, семейное положение, религия, получение социальных пособий, отстаивание прав потребителей. В Великобритании законодательство допускает использование информации о возрасте и семейном положении, но зато запрещает принимать во внимание какие-либо физические увечья и недостатки (инвалидность). Для кредитных организаций использование скоринговых систем стало доказательством исполнения этих антидискриминационных законов – у компьютера нет предубеждений.

    Помимо  установления принципов равноправия  в области кредитования, кредитное законодательство США, как и Закон о потребительском кредите, принятый в Великобритании в том же 1974 г., имели важное значение для формирования службы кредитных бюро. В таких бюро записывается кредитная история всех людей, когда-либо обращавшихся за ссудой в любую кредитную организацию страны [31].

    В настоящее время скоринг становится все более популярным не только при  оценке риска при различных видах кредита, но и в других областях: в маркетинге (для определения вероятности, что именно эта группа клиентов будет пользоваться этим видом продукции), при работе с должниками (если клиент задерживается с очередным платежом, какой метод воздействия будет наиболее эффективным), при выявлении мошенничества с кредитными карточками, при определении вероятности, что клиент может перебежать к конкуренту и т. п.

    Важная  черта системы «кредит – скоринг» заключается в том, что она  не может применяться по шаблону, а должна разрабатываться исходя из особенностей, присущих банку, его клиентуре, учитывая характер банковского законодательства и традиций страны, т. е. подлежит постоянному наблюдению и видоизменению.

    В самом упрощенном виде скоринговая  модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик. В результате получается интегральный показатель (score). Чем он выше, тем выше надежность клиента, и банк может упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности.

    «Скоринг  – формуляр» немецкого банка состоит из двенадцати показателей, по каждому из которых клиенту начисляется большее или меньшее количество баллов. Максимальный балл – 20. Аналогичный подход при анализе кредитоспособности заемщиков используют французские банки. Единственная сложность заключается в том, что балльные оценки кредитоспособности заемщика должны быть статистически выверены и требуют постоянного обновления информации, что может быть дорого для банка.

    Сейчас  банки требуют от потенциальных  клиентов от 9 до 24 различных документов, которые являются официальным основанием для получения кредита. Несмотря на то, что не существует официальной процедуры работы с ними и каждый банк по своей собственной схеме собирает эти документы, в целом они должны содержать все необходимые сведения о заемщике.

    Среди преимуществ скоринговых систем западные банкиры указывают снижение уровня невозврата кредита, быстроту и беспристрастность в принятии решений, возможность эффективного управления кредитным портфелем, отсутствие необходимости длительного обучения персонала.

    Основной  недостаток скоринговой системы  оценки кредитоспособности – ее низкая адаптируемость. Используемая же для  оценки кредитоспособности система должна отвечать настоящему положению дел.

    Сложность заключается только в выборе характеристик, т. е. какая информация является существенной, а какой можно пренебречь. Выборка подразделяется на две группы: «хорошие» и «плохие» риски. В Западной Европе «плохим риском» считается клиент, задерживающийся с очередной выплатой на три месяца, либо клиент, слишком рано возвращающий кредит, банк не успевает ничего на нем заработать.

    В России использование скоринг-систем тормозится, прежде всего, низкими объемами кредитования. Но с экономическим ростом (будем оптимистами) ситуация начнет меняться.

    Само  по себе небольшое по сравнению с  западными кредитными организациями количество заемщиков препятствием не является, необходимо только следить за количеством характеристик по отношению к величине выборки.

    Отсутствие  кредитных бюро, безусловно, также не способствует развитию скоринга. Но, с другой стороны, на Западе существует проблема проверки достоверности информации, которую человек указывает о себе в анкете. В России большая часть такой информации содержится в паспорте. Банкам достаточно иметь паспортные данные и данные трудовой книжки – вот и исходный материал для анализа.

    Еще один неблагоприятный фактор – недостаточная  распространенность таких универсальных статистических пакетов, как SAS и SPSS. Кроме того, существуют и другие программы, доступные по цене, которые могут делать линейную многофакторную регрессию, а для начала этого вполне достаточно [29].

    Вполне  вероятно, что в России скоринг  сначала будет применяться не для физических лиц, а для юридических  просто потому, что у банков накоплено гораздо больше информации о предприятиях, при этом используются балльные системы оценки риска различной сложности и с различным уровнем автоматизации. Отличие балльной системы от скоринговой заключается в том, что в первой значимость того или иного коэффициента или финансового показателя определяется субъективно, а во второй производится привязка коэффициентов к уровню риска.

    На  Западе при кредитовании юридических  лиц скоринг-модели распространены не настолько широко, как в потребительском кредите. Это связано с тем, что для разработки модели очень трудно набрать достаточное количество компаний, сходных друг с другом: компании сильно отличаются по размеру, обороту, секторам экономики. Чем крупнее предприятие, тем труднее подобрать аналогичные предприятия для сравнения.

    В последние годы большие сдвиги произошли  в разработке скоринг-моделей для  малого бизнеса. Применение скоринга для  малого и среднего бизнеса оказалось возможным именно в силу большого количества сходных между собой предприятий.

    В России внедрение скоринга тормозится не столько объективными, сколько субъективными причинами, связанными с недоверчивым отношением банковских менеджеров к математическим и статистическим методам. Не так уж много требуется, чтобы начать анализировать своих клиентов – кредитная история прошлых клиентов и статистический пакет, – а отдача будет колоссальной. Среди преимуществ скоринговых систем западные банкиры указывают, в первую очередь, снижение уровня невозврата кредита. Далее отмечается быстрота и беспристрастность в принятии решений, возможность эффективного управления кредитным портфелем, отсутствие необходимости длительного обучения персонала.

    В России внедрение скоринга должно осуществляться постепенно. Для начала можно сделать автоматизированную систему предварительной оценки заемщиков, которая будет автоматически отсеивать заведомо «плохие» риски, а на рассмотрение кредитного комитета предлагать риски «хорошие» и «пограничные». Но даже не вводя автоматизацию, можно оценить связь отдельных характеристик клиента с вероятностью дефолта как для физических, так и для юридических лиц – знание таких характеристик может послужить существенной поддержкой кредитным инспекторам [32].

    Итак, скоринг представляет собой автоматизированные системы оценки кредитного риска, которые широко используются в США и Западной Европе. В качестве исходного материала для скоринга используется разнообразная информация о прошлых клиентах, на основе которой с помощью различных статистических и нестатистических методов классификации делается прогноз о кредитоспособности будущих заемщиков. Скоринг-системы позволяют банковским работникам быстро принимать решения о кредитовании, регулировать объемы кредитования в зависимости от ситуации на рынке и определять оптимальное соотношение между доходностью кредитных операций и уровнем риска.

    3.2 Совершенствование  системы кредитного  мониторинга 

    Предоставление  кредита – это только начало работы с заемщиком. Банк в дальнейшем осуществляет контроль за кредитными рисками путем  постоянного мониторинга финансового положения заемщика и выполнения обязательств заемщика. В ходе контроля за выданным кредитом, особое внимание уделяется таким факторам, как задержки с оплатой процентов по кредиту, кадровые перестановки, распродажа имущества и т.д. В процессе такого мониторинга определяющую роль играет информационно-аналитическая работа, которая базируется на доступных источниках информации.

    Современное состояние банковской системы России характеризуется закреплением и развитием тенденции к восстановлению банковской деятельности. В области кредитования улучшилась структура и качество активов кредитных организаций, что нашло отражение в росте кредитов реальному сектору экономики, уменьшении просроченной задолженности, общем улучшении качества кредитного портфеля. Несмотря на видимое улучшение ситуации, банковская система слабо защищена от многочисленных рисков, в том числе и кредитных. Среди основных причин, препятствующих созданию эффективной системы защиты банковской системы от кредитного риска, по нашему мнению, можно выделить причины, связанные с организацией работы в Банке России при осуществлении кредитного мониторинга коммерческих банков и с проведением кредитного мониторинга в самих коммерческих банках. Данные причины во многом обусловлены не разработанностью проблем как банковского мониторинга в целом, так и кредитного мониторинга. Следует отметить, что эти проблемы только еще становятся предметом исследования ученых России в последние годы. Наиболее активно они начали проводиться после банковского кризиса 1998г. Однако до сих пор мало работ, посвященных комплексному исследованию сущности кредитного мониторинга, его организации и проведения, а также места в банковской деятельности. Все это затрудняет создание и реализацию комплексной системы управления качеством кредитной деятельности коммерческих банков. Целями этой системы являются: во-первых, выявление, измерение, управление кредитным риском на уровне коммерческого банка; во-вторых, выявление, измерение и управление кредитным риском на уровне банковской системы в целом.

    Поэтому важной частью процесса формирования кредитного портфеля банка, а также неотъемлемым элементом системы управления его кредитными рисками является эффективно организованный процесс кредитного мониторинга. Необходимость его проведения обусловлена той особой ролью посредника на денежно-кредитном рынке и наличием большого числа серьезных и разноплановых рисков банковской деятельности, потенциально способных в кратчайшие сроки вывести из состояния равновесия рынок и его отдельных участников [31].

    Мониторинг используется в различных сферах человеческой деятельности и с различными целями, но при этом обладает общими характеристиками и свойствами. Кредитный мониторинг состоит в контроле за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней, то есть в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка, оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок. Его составными элементами являются: систематическая оценка качества заемщика, анализ достаточности обеспечения, осуществление контроля за соблюдением условий кредитного договора, проведение корректирующих мероприятий.

    Методика  комплексного анализа при кредитном  мониторинге включает 5 блоков:

    – оценка технико-организационного уровня;

    – анализ эффективности использования ресурсов;

    – оценка структуры и динамики кредитных операций коммерческого банка;

    – анализ величины кредитных рисков;

    – анализ доходности операций по кредитованию клиентов.

    К сожалению, не во всех банках разработаны инструкции, регулирующие процесс мониторинга и определяющие функциональные обязанности специалистов, которые руководствуются Положением «О порядке организации кредитного процесса по программе «Кредитование малого и среднего бизнеса». В связи с этим, функции по мониторингу возложены в наибольшей степени на экономистов кредитного отдела. Следовательно, эффективность существующей системы кредитного мониторинга низкая, данный факт подтверждают растущие объемы просроченной кредитной задолженности в банке. Среди выданных банком кредитов наибольшую долю занимают кредиты, предоставленные негосударственным коммерческим организациям. С каждым годом кредитный портфель в отношении данной группы клиентов увеличивается.

Информация о работе Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки