Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 15:06, курсовая работа
Кредитная система США является наиболее развитой в мире и представляет собой совокупность государственных и частных кредитных институтов. Состоит из следующих основных элементов: банковской системы (Федеральной резервной системы США – ФРС, коммерческих банков, инвестиционных банков, сберегательных банков, ссудо-сберегательных ассоциаций) и не банковских кредитных институтов: почтовых сберегательных касс, финансовых компаний и прочее.
Основным ее компонентом является Федеральная резервная система (далее ФРС), выполняющая функции Центрального банка (создана в 1913 г.). ФРС состоит из совета управляющих, 12-и федеральных резервных банков, нескольких тысяч банков-членов и созданных конгрессом, Федерального комитета по операциям на открытом рынке и Федерального консультативного совета. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.
Введение
1.Теоретические основы формирования кредитной системы
1.1. Сущность, структура и элементы современной кредитной системы
2 Анализ особенностей кредитной системы США
2.1 Структура кредитной системы США
Федеральная резервная система США
Сравнительная характеристика кредитной системы США и России
3 Влияние кризиса на кредитную систему США
3.1 Американская кредитная система во время кризиса
3.2. Кризисные явления в США
3.3 Пути оздоровления кредитной системы США
Заключение
Список литературы
Сравнивая первые два типа, можно заметить их существенные различия как по субъектам кредитных систем, так и по организационным и регулятивным основам. В централизованной кредитной системе кредиты бюджетным организациям не предоставлялись. Практика кредитования рыночной модели кредитной системы более разнообразна: она предусматривает коммерческое кредитование, более широкое развитие потребительских ссуд, возможность получения бланкового кредита и использование ценных бумаг в качестве обеспечения ссуд. Вместе с тем функционирование рыночной модели тесно связано с большими кредитными рисками, поэтому заемщик платит за кредит более высокий ссудный процент.
Также системы можно классифицировать и по степени развитости. По этому признаку выделяют 2 типа: развитые и развивающиеся [9. С. 420 ]. Развитыми кредитными системами можно назвать те, которые не только содержат все необходимые элементы, но и обеспечивает их взаимодействие. К примеру, не только существует ипотечное кредитование, но и разработана соответствующая методическая база, действует банковское законодательство, а также институты надежной регистрации залога. В развитой системе не только обеспечивается право граждан по открытию вклада в кредитном учреждении, но и созданы экономические и правовые формы, гарантирующие их возврат владельцам.
Развивающимися
кредитными системами можно назвать
те, которые не овладели полностью
арсеналом необходимых
По географическому признаку кредитные системы разделяются на 2 типа [2. С. 196] :
Кредит является интернациональной стоимостной категорией. На международном уровне полностью сохраняет свое значение не только фудаментальный блок, но и организационный и регулирующие блоки, а также взаимодействие между ними.
Кредитная система наряду с финансовой системой, системой торговли и другими секторами экономики является частью экономической системы.
По степени ограничения выполнения банковских операций различают 2 основных типа финансово-кредитных систем – универсальные и сегментированные (специализированные) [1. С. 241-243]. В универсальной финансово-кредитной системе или системе континентального типа (Франция, Германия, другие страны Европы) законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Это – фундаментальный признак. Классическим образцом является немецкая. Иногда считают, что обратная сторона универсализма – возможность выполнения небанковскими организациями банковских функций.
Для установления типа национальных финансово-кредитных систем важно знать, какие операции относятся по закону к банковским и могут или нет банки выполнять и иные операции. Банковские операции, как было сказано выше, определяются преимущественно установленным перечнем, причем его состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов.
В строго сегментированной финансово-кредитной системе или системе англосаксонского типа (США, Великобритания) банкам не разрешено выполнять небанковские операции. Дополнительным признаком, хотя и необязательным, является более жесткое разграничение сфер деятельности кредитных организаций и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отдалены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг. Сегментированная система преобладала долгое время в США и Японии.
Проведенное
разделение финансово-кредитных систем
на универсальные и
Небанковским организациям сложнее универсализировать свою деятельность в силу их специализированного характера. Они прежде всего призваны осуществлять операции на рынке ссудных капиталов. Но большинство крупных и средних банков также являются активными участниками рынков ценных бумаг, валютных рынков и рынков производных финансовых инструментов. В этом и заключается основное проявление процесса универсализации их деятельность. В то же время специализированные финансово-кредитные организации, как правило, действуют на отдельных сегментах финансовых рынков.
Основным признаком отнесения кредитной системы к тому или иному типу является запрет или наоборот разрешение коммерческим банкам проводить операции с корпоративными акциями за свой счет, так эти операции обладают повышенным риском по сравнению со ссудными операциями. Результатом этого является степень участия банков в финансировании корпораций. В странах с англосаксонской моделью коммерческие банки направляют на финансирование промышленных корпораций только около 40% кредитных ресурсов (в Японии 80-90%) и удовлетворяют потребности корпораций главным образом в краткосрочном кредитовании. Впервые сегментированная кредитная система была создана в США в 1933 г. в целях укрепления и возврата доверия к банковской системе [4].
В
континентальной модели кредитной
системы банки владеют
Следствием этого является разница в институциональном построении кредитной системы. В США коммерческие банки существуют в условиях жесткой конкуренции со стороны инвестиционных и пенсионных фондов, инвестиционных банков и т. д., т.е. значительное развитие получил сектор специализированных кредитных учреждений.
В современных условиях следует отметить, что сегментированная кредитная система является менее предпочтительной, чем универсальная. В условиях ограничений банки теряют свою конкурентоспособность как по сравнению с другими финансовыми институтами, так и по отношению к зарубежным банкам. В условиях ограничений банковский бизнес не становиться более устойчивым, но при этом банки оттесняются с позиций главных финансовых институтов.
Кредитные системы развивающихся стран, как правило, развиты слабо и ориентированы на кредитные системы бывших стран метрополий (Англия, Франция, Португалия). В большинстве стран существует двухъярусная система, представленная национальным центральным банком и системой коммерческих банков. На более высоком уровне находятся кредитные системы ряда стран Азии (Южная Корея, Индонезия, Индия, Пакистан, Сингапур, Таиланд) и стран Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Перу), где существуют трехъярусные кредитные системы.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что существует множество подходов к классификации типа кредитной системы в зависимости от хозяйствования в стране, степени развитости, географического признака и ограничения выполнения банковских операций. Основными видами являются сегментированная система, универсальная система, рыночная модель, развитая и развивающаяся система, международная и национальная системы и другие. Эти типы существенно отличаются друг от друга, как по субъектам, так и по организационным основам. Основным признаком отнесения кредитной системы к тому или иному типу является запрет или наоборот разрешение коммерческим банкам проводить операции с корпоративными акциями за свой счет, так эти операции обладают повышенным риском по сравнению со ссудными операциями.
2 Анализ особенностей кредитной системы США
2.1 Структура кредитной системы США
Кредитная
система США представляет собой совокупность
государственных и частных кредитных
институтов, ее основным государственно-
Специфической
чертой американской банковской системы
была ее раздробленность и отсутствие
центрального банка вплоть до начала
XX в.
По данным американского экономиста Р.
Голдсмита, за 1800 - 1850 гг. количество коммерческих
банков возросло с 28 до 700, а их активы -
с 40 млн. до 800 млн. долл. Это были годы финансовых
злоупотреблений и хаоса, часто происходили
крахи мелких банков.
В 1863 г. правительство учредило систему национальных банков, которые подчинялись контролеру денежного обращения в Вашингтоне. Устанавливался минимальный размер капитала этих банков, их периодическая отчетность перед федеральными властями. Важным условием было требование о создании банками обязательных резервов для обеспечения банкнот и депозитов. Банки резервных городов были обязаны держать 25%-ный резерв в виде наличных денег или сумм на корреспондентских счетах против своих обязательств по банкнотам и депозитам. Для провинциальных банков норма резервов была установлена на уровне 15%.
Создание национальных банков не устранило недостатки кредитной системы США, неэластичность эмиссии платежных средств и неустойчивость мелких кредитных учреждений. Более того, введение обязательных резервов для обеспечения банкнот и депозитов усиливало финансовые трудности в периоды денежно-кредитных кризисов. Провинциальные банки предпочитали держать резервы в форме остатков на счетах в более крупных банках-корреспондентах, а те в свою очередь помещали средства в банках Нью-Йорка и Чикаго. В результате в периоды кризисов возникал массовый отлив средств из крупных финансовых центров, что усугубляло панику среди вкладчиков и приводило к массовым крахам банков.
В начале 20 века в США имелось 5 тыс. эмиссионных (национальных) банков которые обладали правом выпуска банкнотов на сумму своего основного капитала [11. C. 95]. Банки находились под контролем департамента Казначейства США.
Кредитная система США представляет собой совокупность государственных и частных кредитных институтов
Кредитная система США состоит из следующих основных элементов: банковской системы (Федеральной резервной системы США – ФРС, выполняющий функции ЦБ страны, коммерческих банков, инвестиционных банков, сберегательных банков, ссудо-сберегательных ассоциаций) и не банковских кредитных институтов: почтовых сберегательных касс, финансовых компаний и прочее [11. С. 96].
Американская банковская система имеет ряд уникальных особенностей:
По своей структуре ФРС – довольно сложная конструкция. Важнейшую роль выполняют три основных звена: Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне); федеральные резервные банки; банки – члены ФРС. В настоящее время в ФРС входят 12 федеральных резервных банков, являющихся центральными для округов, на территории которых они расположены. Помимо этого банками – членами ФРС являются около 6000 коммерческих банков [2. C. 237].
Банки члены ФРС – это наиболее крупные частные коммерческие банки, на долю которых приходится свыше 70% всех депозитов кредитной системы США. Они являются акционерами федеральных резервных банков (ФРБ) и получают на свой акционерный пай 6 %-й дивиденд. Кроме того, преимущество, которым пользуются банки – члены ФРС, обусловлено прежде всего тем, что они становятся клиентами одного из ФРБ и пользуются его услугами, в том числе в получении необходимых денежных сумм путем займа или учета коммерческих бумаг.
ФРС независима в финансовом отношении, имеет свой собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег.
Независимость ФРС выражается и в том, что Президент США не имеет право отдать ФРС какой – либо приказ или сместить ее управляющих.
По закону, каждый банк–член ФРС должен держать определенные средства в форме бездоходных резервов частью в виде наличных денег и частью – в виде депозита, в Федеральном резервном банке своего округа. Не членов ФРС должны держать резервы в соответствии с местным законодательством. Последнее подтверждает вывод о том, что в США нет единой государственной политике регулирования банковской деятельности.