Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 22:50, курсовая работа
Целью исследования данной работы является глубокий и всесторонний анализ положения дел в кредитной системе Республики Беларусь, выяснить основные проблемы в данной области и пути их решения.
Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие кредита и кредитной системы;
• выяснить роль Национального банка в кредитной системе;
• охарактеризовать ситуацию в банковском секторе Республики Беларусь;
• дать описание второго уровня кредитной системы;
• проанализировать деятельность коммерческих банков Республики Беларусь в области предоставления потребительских кредитов;
• выявить тенденции развития кредитной системы Республики Беларусь;
• определить проблемы, связанные с несовершенством законодательства по кредитованию в Республике Беларусь;
• определить проблемы развития системы ипотечного кредитования в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТА И СТРУКТУРА КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1. Понятие кредита и кредитной системы
1.2. Национальный банк Республики Беларусь как ядро
кредитной системы
1.3. Ситуация в банковском секторе Республики Беларусь
1.4. Второй уровень кредитной системы
1.5. Деятельность коммерческих банков Республики Беларусь
в области предоставления потребительских кредитов 5
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1. Тенденции развития кредитной системы Республики Беларусь
2.2. Законодательство по кредитованию в Республике Беларусь и
проблемы, связанные с его несовершенством
2.3. Проблемы развития системы ипотечного кредитования
в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
5) обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчет¬ности в бан¬ковской системе республики, определение форм и правил организации безналич¬ных расчетов в народном хозяйстве.
Национальный банк пользуется монопольным правом эмиссии на террито¬рии Беларуси национальной денежной единицы [21, с.263].
Исполнительным коллегиальным органом Нацбанка является Совет директоров во главе с председателем правления Нацбанка, кото¬рый избирается сроком на 6 лет.
Нацбанк имеет право издавать нормативные акты, предписа¬ния, обязательные для исполнения всеми субъектами хозяйствования и коммерческими банками.
В целях обеспечения нормального функционирования коммерческих банков Нацио¬нальный банк устанав¬ливает:
а) минимальный размер уставного фонда;
б) обязательные экономические нормативы;
в) определяет порядок страхования депозитов и вкладов.
В случае систематического нарушения установленных норма¬тивов, убы¬точно¬сти, возникновения положения, угрожающего интересам кредиторам банка, неиспол¬нения предписаний Национального банка он может применять предусмотренные законода¬тельством меры, включая обращение в суд о признании банка экономиче¬ски несостоятельным или банкротом.
Перед Национальным банком стоят следующие ответственные задачи: ре¬гулирование де¬нежного обращения с целью обеспечения устойчивости национальной валюты, коор¬динация денежно-кредитной сферы; ока¬зание помощи кредитным учреждениям в их развитии.
Нацбанк не несет ответственности по обязательствам Прави¬тельства РБ, также как и Правительство не отвечает по обязательствам Нацбанка. Нацбанк является юри¬дическим лицом. Он имеет уставный, резервный, инвестиционный и другие фонды – их размеры и порядок образования регулируются Уставом банка [17].
Национальный банк и его учреждения освобождены от уплаты всех видов налогов, сборов и пошлин. Тем не менее, он участвует в формировании доходов бюджета, так как часть прибыли, в установленном разме¬ре, перечисляется в республиканский бюджет.
Свои доходы Нацбанк и его учреждения получают исключительно от банков¬ской деятельности. Они не могут быть акционерами в других банках, за исключением Внешэкономбанка, Беларусбанка и банков за рубежом.
Специалист Национального банка по письменному распоряжению од¬ного из его руководи¬телей могут посещать любые предприятия и бан¬ки, инспектировать их бухгалтерские счета и другие документы, полу¬чать от них информацию, которая необходима для ис¬полнения лицен¬зионных и надзорных функций.
Для денежно-кредитного регулирования Нацбанк использует централизованные кредитные ресурсы. Источниками их формирования служат: собственный капитал На¬цбанка (уставный, резервный фонды, свободные остатки других фондов); временно свободные средства на корреспондентских счетах банков и их филиалов, открытых в Нацбанке; средства, перечисляемые коммерческими банками в централизован¬ный фонд регулирования кредитных ресурсов и др.
Национальный банк Республики Беларусь выступает в роли:
а) банкира;
б) экономического советника правительства;
в) финансового агента правительства;
г) представляет Республику Беларусь во всех организациях, в том числе международных, по вопросам денежно-кредитной поли¬тики и лицен-зирования банковской деятельности.
В состав Национального банка входят шесть головных управ¬лений в каж¬дой области республики и в г. Минске, тринадцать подведомственных им отделе¬ний, Центр международных и меж¬банковских расчетов (ЦММР), Пинский учетно-кредитный техни¬кум. Центральный аппарат состоит из де-партаментов, управле¬ний и отделов.
1.3. Ситуация в банковском секторе Республики Беларусь
Повышение финансового потенциала банковской системы, наращивание бан¬ков¬ских ресурсов – задача пер¬востепенной важности. Развитие банковской системы должно вести к ра¬зумной специализации банков, обладающих значи¬тельны¬ми финан¬совыми ре¬сурсами, достаточными для финанси¬рования госу¬дарственных и, прежде всего, инвести¬цион¬ных программ и проектов. Именно с этих позиций мы бу¬дем оце¬нивать работу наших банков и банковской системы в целом.
В настоящее время банковская система Республики Беларусь явля-ется динамично развивающейся от¬раслью народного хозяйства. В ней занято около 41 тысячи работников, или чуть ме¬нее 1% эко¬номически активного населения страны.
Особенностью белорусской банковской системы, является преобладание нескольких крупных банков, обслуживающих государственные программы и государственные предприятия: на 6 крупнейших системообразующих банков, которые вынуждены работать по государственным программам, связанным с кредитованием низкоэффективного АПК и жилищного строительства, приходится около 90% всего объема активных операций. Этот параметр близок к 90% на протяжении нескольких последних лет. В будущем ситуация должна измениться, и в Концепции развития белорусской банковской системы до 2010 г. предусмотрено снижение доли указанных банков до 50%. Представляемые данным банкам взамен льготы по обязательному резервированию и процентным ставкам не позволяют эффективно регулировать денежный рынок рыночными инструментами и вызывают определенные искажения в его работе [21, с.14].
Положительные черты в развитии денежно-кредитной политики и банковской системы в последние два года свидетельствуют, что их становление идет в русле об¬щемировых тен¬денций, и позволяют уже в ближайшее буду¬щее надеяться на полно¬ценное удовлетворе¬ние белорусскими банками потребностей национальной эконо¬мики и скорый их выход на мировой рынок финансовых услуг.
На стабильность отечественных банков, активно работающих на международ¬ном уровне, могут оказывать воздействие экономические и политические события, происходящие за рубежом [20, с.182].
Далеко не все в обеспечении стабильности банковской системы зависит от коммерческих банков и Нацио¬нального банка. Банковская систе¬ма концентрирует основные эконо¬мические риски, связанные с про-блемами формирова¬ния хозяйст¬венного механизма, функциониро¬вания народного хозяйства в це¬лом, его отдельных отраслей и предприятий. Убыточная работа предприятий-заемщиков, не¬плате¬жи, непропорционально большая доля бартерных расчетов, низкая кредитная дис¬циплина, слабость экономических и правовых факторов обеспечения возвратности кредитов препятст¬вуют своевременному погашению ссудной задолженности, ведут к повыше¬нию банковских рисков в реальном секторе экономики, ухудшению финансо¬вого состояния отдельных банков и снижению устойчивости банковской системы в целом.
К сожалению, в реальном сек¬торе экономики республики суще-ствуют про¬блемы, создающие ощу¬тимые трудности для работы бан¬ков.
Удельный вес убыточных пред¬приятий в общем их числе по обла-стям составил в 2007 году: в Бре¬стской — 27,5%, Витебской — 41,8%, Го-мельской — 31,4%, Гродненской — 31,3%, Минской — 38,7%, Могилевской — 43%, Минске — 22%.
Объем производства промыш¬ленной продукции снизили 664 предприятия, или 30,9% их обще¬го числа.
На основании этих данных можно сделать вывод, что банков¬ская система Бела¬руси работает в непростых макроэкономических условиях, требующих особого вни¬мания по обеспечению стабильнос¬ти банков.
Все еще недостаточна роль банков республики в повышении деловой активности хозяй¬ствующих субъектов. Сегодня белорусские банки сделали еще далеко не все для снижения инфляции, развития экономики Беларуси. Низок удельный вес кредитных операций ком¬мерческих банков.
Основными причинами невоз¬врата банковских кредитов пред-приятиями-заем¬щиками являются снижение их платежеспособности и недостаточная обеспеченность собственными оборотными средст¬вами, в некоторых случаях — низ¬кая дисциплина и отсутствие лич¬ной ответственности руководите¬лей предприятий по возврату кре¬дит¬ных ресурсов.
Проблемные кредиты возника¬ют также по вине банков. Как пра¬вило, это про¬исходит в результате грубых нарушений правил креди¬тования (особенно при кредито¬ва¬нии акционеров и инсайдеров).
Общеизвестны и негативные тенденции в развитии самих кредитных операций: все еще большая часть кредитов идет не в сферу производ¬ства, а на обслуживание торгово-посредни¬ческих операций; значительная часть креди¬тов носит краткосрочный характер; отсутствует надежный механизм обеспеченности выдачи и возврата кредита, не достаточное развитие получили залоговое право (в том числе ипотека, заклад, залог ценных бумаг), поручительства и гарантии, в целом систе¬ма страхования. Вследствие значительного риска, достаточно боль¬шой, хотя и снижен¬ной, инфляции белорусские банки продолжают вкладывать свои ресурсы в валютные операции. Расчеты, совершаемые банками, по-прежнему ведутся довольно мед¬ленно.
Остается неотрегулированной политика процентных банковских ставок по креди¬там и депозитам.
Экономический анализ показы¬вает, что первым фактором и пока-зателем устой¬чивости банка яв¬ляется уровень его капитала. Не¬достаточная капитализация бан¬ков¬ского сектора характерна для многих государств с переходной экономикой. Как пра¬вило, банков¬ские системы в таких странах раз¬вивались в последнее десятилетие зна¬чительно быстрее, чем возника¬ли источники реального денежного капитала для фор¬мирования средств банков. Национальный банк Республики Беларусь учиты¬вает это обстоятельство и последо¬вательно проводит политику, на¬правленную на повышение капи¬тализации банковской системы нашей страны.
1.4. Второй уровень кредитной системы
В кредитной системе любого государства банковская система является ключе¬вым звеном, концентрирующим основную массу кре¬дитных и финансовых операций.
Структурное построение банковской системы имеет особенно¬сти в каждой стране.
Существует два основных типа построения банковской систе¬мы государства: одноуровневая и двухуровневая.
В соответствии с Банковским кодексом банковская система включает два уровня: Национальный банк и коммерческие банки [3].
Второй уровень банковской системы в Республике Беларусь состав-ляют коммерческие банки. В соответствии с действующим законодательст-вом коммер¬ческие банки оказывают хозяйствую¬щим субъектам кредитно-расчетные и другие банковские услуги.
Коммерческие банки получают право юридического лица с момента их ре¬гистрации в Национальном банке и осуществляют свою деятельность на основа¬нии лицензий на совершение банков¬ских операций. Банки незави-симы в своей деятельности и органы государственной власти не имеют права в нее вмеши¬ваться. Ком¬мерческие банки самостоятельно определяют порядок привлечения и использования денежных средств, проведения дру-гих банков¬ских операций, уро¬вень процентных ставок и комиссионного вознаграждения.
В Беларуси Национальным банком зарегистрировано около 30 ком-мерче¬ских банков. Крупнейшими банками по размеру устав¬ного капитала остаются бывшие государственные специализиро¬ванные банки. Так, веду-щее место зани¬мают АКБ "Белагропромбанк", АКБ "Белпромстройбанк", АКБ "Беларусь".
Для мобилизации средств и формирования дополнительных источников кредитных ресурсов служат пассивные операции ком-мерческих банков. Они ис¬пользуются для фи¬нансирования актив¬ных операций и представляют собой при¬влечение различных видов вкладов в рамках депозитных операций, эмиссию цен¬ных бумаг, мобилизацию собствен¬ных ресурсов банка и др.
Кроме кредитных операций, банки развивают также другую деятельность. Это ра¬бота по купле-продаже ценных бумаг, инфор-мационно-коммерче¬ская, кон¬сультационная и посредническая де-ятельность. Но все же главной задачей любого коммерческого банка является содействие развитию производства, этому способ¬ствует начавшееся развитие та¬ких банковских операций как факторинг и лизинг.
В последнее время банки все активнее осуществляют нехарак¬терные для них операции, внедряясь в нетрадиционные для банков сферы финансового предпринима¬тельства, постоянно расширяя круг и повышая качество предос¬тавляемых услуг, кон¬курируя за привлечение новых перспективных клиентов.
Помимо банковских учреждений во второй уровень кредитной системы входят также спе¬циальные финансово-кредитные институты. В их деятельности можно выде¬лить, как правило, одну или две банковские операции. Они имеют обычно специфиче¬скую клиен¬туру. К таким институтам относятся кредитные союзы и кооперативы, фи¬нансовые и трасто¬вые компании, страховые компа¬нии, инвестиционные фонды, лом-барды и другие учрежде¬ния [13, с.10]. Они осуществляют кредито¬вание предприятий и граждан, выступают посредни¬ками на рынке межбанковских кредитов, выпол¬няют доверитель¬ные операции.
В Республике Беларусь этот уровень кредитной системы за исключением страхо¬вых компа¬ний не получил широкого распространения. В настоящее время можно кон¬статировать лишь о пер-воначальном варианте его развития.
1.5. Деятельность коммерческих
в области предоставления потребительских кредитов
Потребительский кредит отражает экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу кредитования конечного потребления. Отличается от ссуд, представляемых предприятиям для производственных целей, по составу участников сделки, объектам, условиям предоставления. Потребительский кредит - средство удовлетворения потребительских нужд населения. Для населения кредит ускоряет получение определенных благ (товаров, услуг), которые они могли бы иметь (приобрести) только в будущем при условии накопления необходимой суммы денежных средств, необходимых для покупки данных товарно-материальных ценностей или услуг, строительства и др. Выдача потребительского кредита населению, с одной стороны, увеличивает его текущий платежеспособный спрос, повышает жизненный уровень, с другой стороны, ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, способствует созданию основных фондов. Субъектами кредитных отношений являются физические лица (заемщики) и в роли кредиторов выступают банки, внебанковские кредитные учреждения (ломбарды, кассы взаимопомощи, кредитные кооперативы, пункты проката), предприятия и организации. Между банком и населением может существовать посредник, например, торговая организация, однако, при этом содержание потребительского кредита не меняется.
Информация о работе Кредитная система Республики Беларусь и проблемы ее развития