Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 14:45, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является исследовать современное состояние и провести анализ проблем развития кредитной системы РФ. 1. Изучить теоретические основы функционирования кредитной системы Российской федерации; 2. Рассмотреть современное состояние кредитной системы РФ; 3. Анализировать развитие кредитной системы;
Третий уровень кредитной системы
представляют специализированные кредитно-финансовые
учреждения. К специализированным кредитно-финансовым
институтам (в Великобритании их еще называют
околобанковскими институтами) относятся
инвестиционные банки и компании, доверительные
компании, ипотечные банки, пенсионные
фонды, всевозможные взаимные и паевые
фонды, кредитные союзы и ассоциации, компании
по финансированию продаж товаров в рассрочку,
факторинговые, лизинговые компании и
т.д. Исторически некоторые из перечисленных
учреждений возникали там, где образовывались
ниши в удовлетворении спроса на отдельные
виды финансового обслуживания.
Особенное распространение
они получили в таких сферах, как привлечение
мелких сбережений, кредит под залог земли
и недвижимости, потребительский кредит,
кредит сельскохозяйственным производителям,
операции по финансированию и расчетам
во внешней торговле, инвестирование капитала
и размещение ценных бумаг промышленных
компаний. Одна из важнейших тенденций
последних лет в развитии кредитных систем
развитых зарубежных стран - стирание
различий между отдельными видами банков,
между банками и небанковскими кредитными
организациями. Глобальная тенденция
к универсализации деятельности крупных
банков успешно сочетается с сохранением
специализации целого ряда кредитных
институтов на отдельных видах банковских
операций.
Таким образом, кредитная система,
представляющая собой совокупность кредитных
отношений и институтов, организующих
эти отношения, включает в себя три уровня:
центральный банк, коммерческие банки
и специализированные кредитно-финансовые
учреждения.
Кредитную систему государства
можно условно разделить на две большие
подсистемы - банковскую и парабанковскую.
Банковская система представлена банком
и другими учреждениями банковского типа.
Парабанковская система представлена
специализированными кредитно-финансовыми
и почтово - сберегательными институтами.
Несмотря на то, что обе ветви
кредитной системы являются неотъемлемой
составной частью системы финансов государства,
у каждой из них своя роль в функционировании
экономики государства.
Парабанковские институты и
организации являются не только инструментом
для решения социальных проблем, но и мощным
финансовым институтом, способным аккумулировать
значительные денежные средства, с последующим
инвестированием их в реальный сектор
экономики. Они выступают своеобразным
стабилизатором финансовой системы страны,
а появление полноценных институциональных
инвесторов способствует формированию
внутреннего рынка капитала и созданию
предпосылок для устойчивого роста отечественной
экономики.
По мнению О. В. Челомбицкой,
парабанковские институты и организации
- это еще одна возможность взаимосвязи
интересов государства, предприятий, коммерческих,
банковских структур и частных лиц.
Субъекты парабанковской системы
отличаются от субъектов банковской системы
в силу определенных свойств. Несмотря
на то, что услуги парабанковских институтов
по содержанию и сути являются финансовыми
услугами, но все они не являются участниками
платежной системы государства.
Парабанковские учреждения
отличает ориентация либо на обслуживание
определенной клиентуры, либо на осуществление,
в основном, одного - двух видов деятельности.
Их деятельность концентрируется в большинстве
своем на обслуживании небольшого сегмента
рынка и, как правило, заключается в предоставлении
услуг специфического характера (например,
факторинговых услуг).
Так же необходимо отметить,
что банк отличается от небанковских специальных
институтов (прочих "кредитных учреждений")
тем, что он с позиции законодательства
становиться таковым только в случае,
если выполняет три вытекающих из его
сути операции, которые и получили название
чисто банковских. Это депозитная, кредитная
и расчетная операции. Банком считается
такое учреждение, которое выполняет все
три операции одновременно.
Анализ литературы показал,
что большинство специалистов по современному
банковскому делу придерживаются следующих
базовых характеристик банка как экономической
категории.
Банк - денежно-кредитный институт,
осуществляющий регулирование платежного
оборота в наличной и безналичной формах.
Именно такое содержание рассматриваемой
экономической категории приводится в
работах Молчанова А.В. , Тосуняна Г.А. ,
Тавасиева A.M. , Соколинской Н.Э. , Лаврушина
О.И. и др. Банк представляет собой финансовое
предприятие, которое аккумулирует свободные
денежные средства (вклады), предоставляет
их во временное пользование (в виде займов,
ссуд), посредничает во взаимных платежах
и расчетах между предприятиями, учреждениями
или отдельными лицами и регулирует денежное
обращение в стране, включая выпуск (эмиссию)
наличных денег. Иными словами, банк выступает
в роли финансового посредника при перераспределении
денежных средств и осуществлении платежей
на финансовом рынке
Наряду с этим банк является
значимым общественным институтом, поскольку
в нем сосредоточены денежные средства
множества кредиторов - юридических и
физических лиц. Следовательно, банковский
бизнес не должен быть сориентирован исключительно
на получение прибыли. Важнейшей ключевой
областью является обеспечение сохранности
взятых взаймы денежных средств, надежность
и доверие вкладчиков. Поэтому от степени
сбалансированности между доходностью
и надежностью во многом зависит успех
деятельности не только отдельно взятого
банка, но и состояние банковской системы
в целом.
Глава II.
Анализ деятельности и перспективы развития
кредитной системы РФ.
2.1. Современное
состояние и анализ проблем развития кредитной
системы.
В современных условиях для
кредитной системы РФ характерны следующие
характеристики:
- четкое разграничение функций
между банками и небанковскими кредитными
институтами;
- централизация банковского
дела;
- возникновение специализированных
банков;
- повышение устойчивости кредитных
институтов;
- расширение системы СКФИ.
Как указывает В.В.Герасименко
«неизмеримо повысилась роль Национального
банка. Проводимая им самостоятельная
денежно-кредитная политика учитывала
экономические реалии последних лет и
была адекватна им. Одно из самых существенных
достижений этой политики – остановка
гиперинфляции, а как свидетельствует
мировой опыт, стабильность стоимости
денег в долгосрочном плане является решающей
предпосылкой эффективного функционирования
экономики и, тем самым, успешного экономического
роста и высокой занятости населения».
Создание финансового рынка
означало принципиальное изменение роли
кредитных институтов в управлении экономикой
и повышение значения кредита в системе
экономических отношений. Однако по-прежнему
более предпочтительным для банков второго
уровня оставались вложения средств в
государственные ценные бумаги и операции
с иностранной валютой, так как при этом
обеспечивался гарантированный безрисковый
доход. Несмотря на то, что кредитование
реального сектора является более доходным
по сравнению с доходностью ценных бумаг,
тенденция роста долгосрочных кредитов
имела ярко выраженный характер. Во многом
этому способствовали меры, предпринятые
Национальным банком по уменьшению доли
государства в банковском капитале и ужесточение
требований к открытию, лицензированию
и внутреннему контролю банков. Такая
политика по оздоровлению банковской
системы позволила повысить уровень капитализации
банков, несмотря на ускорившийся процесс
ликвидации наименее слабых.
По мнению В. Евстигнеева, на
развитие и улучшение качества банковских
услуг значительное влияние оказало совершенствование
платежной системы страны. Она позволила
до минимума сократить объем денег, необходимый
в расчетах, и увеличить их оборачиваемость.
[6]
Как указывает Д.В. Воронин,
современный этап развития финансово-кредитной
системы России характеризуется интенсивным
стратегически ориентированным направлением
совершенствования имеющейся структуры,
внедрением новых механизмов регулирования
финансового рынка и оптимизации общеэкономической
ситуации.[5]
В России основные институты
парабанковской системы только набирают
силу. Показателем, характеризующим истинный
рост ведущего института парабанковской
системы - негосударственных пенсионных
фондов России, является увеличение пенсионных
резервов.
Пенсионные резервы в 2013 году
составили свыше 1021,8 млн. руб., что на 11
% больше, чем годом ранее, то есть средства
на выплату пенсий, формируемые за счет
пенсионных взносов и заработанного инвестиционного
дохода.
На втором месте по предоставлению
реальной экономике «длинных» денег стоят
фонды страховых компаний. В рыночных
странах они намного богаче банков, так
как существует обязательное страхование
по всем источникам возможной опасности.
В России в страховой деятельности осуществляются
процессы концентрации и централизации
субъектов отношений страхования. В едином
государственном реестре субъектов страхового
дела на 30 сентября 2013 года зарегистрированы
442 страховщика, из них 431 страховая организация
и 11 обществ взаимного страхования. Общая
сумма страховых премий и выплат по всем
видам страхования за 9 месяцев 2013 года
составила соответственно 686,81 и 301,98 млрд.
руб. (112,6 % и 115, 1 % по сравнению с аналогичным
периодом 2012 года).
В результате выполнения основных
мероприятий при положительной тенденции
развития экономики в целом, основные
количественные показатели отечественной
парабанковской системы должны возрасти
в 2-2,5 раза.
Необходимо отметить, что на
сегодняшний день существует и множество
проблем в формировании и развитии финансово-кредитной
системы России.
По мнению С.А.Андрюшина, главные
риски для Российской финансово-кредитной
системы кроются в том, что уровень кредитоспособности
банков России по-прежнему сдерживается
слабой прозрачностью структуры собственности,
ограниченной диверсификацией деятельности,
относительно не реструктурированным
корпоративным сектором, высокой степенью
концентрации ссуд по отраслям и отдельным
заемщикам и значительной долей кредитования
в иностранной валюте
Кроме того, в то время как банковская
система России является в целом действующей,
существуют значительная разница в функционировании
банков, разница между рублем и ликвидностью
иностранной валюты, которая имеет важное
значение.
Небольшие банки зачастую сталкиваются
с трудностями при привлечении депозитов.
Они не имеют доступа к международным
банкам, а также им не предоставляются
необеспеченные ограничения от более
крупных банков на межбанковском рынке.
Также в качестве основных проблем
финансово-кредитной системы России
С.А.Андрюшин выделяет:
– неоптимальную стратегию
управления рисками в банковском секторе;
– несовершенное правовое регулирование
деятельности организаций, осуществляющих
отдельные виды банковских операций;
– отсутствие механизмов государственной
поддержки в развитии организаций, осуществляющих
отдельные виды банковских операций, и
микрокредитных организаций;
– отсутствие единой государственной
политики в области страхования, направленной
на всемерное использование потенциала
страховой системы как одного из механизмов
устойчивого развития промышленности;
– слабые темпы развития
страхования жизни, системы аннуитетов
и иных социально значимых видов страхования;
– отсутствие полноценной страховой
статистики, а также отраслевой инфраструктуры
по мониторингу и оценке различных опасных
производственных рисков для использования
их в страховании (особенно в области экологического
страхования, страхования в сельском производстве
и др.);
– нерациональные тарифы страховых
услуг, низкое качество страховых продуктов,
частое отсутствие прозрачности и надежности
в деятельности страховых (перестраховочных)
организаций и страховых брокеров;
– отсутствие стратегических
решений проблем перестрахования, ограниченный
потенциал национального страхового и
перестраховочного рынков по принятию
рисков, объемы которых ежегодно увеличиваются
(что связано и с ускоренным развитием
добывающих отраслей экономики);
– отсутствие жесткой регламентации
иностранного присутствия на страховом
рынке, что не позволяет в должной степени
использовать ресурсы зарубежных страховщиков
для развития воспроизводственной базы
рынка через привлечение новых потребителей
услуг по добровольным видам страхования;
– слабая консолидация страховых
организаций и их профессионального уровня,
а также практическое отсутствие на рынке
реальной специализации страховых организаций,
учитывая повышение роли таких перспективных
направлений страхования как медицинское,
накопительное и долгосрочное страхование
жизни, страхование в туристической отрасли,
страхование недвижимости, банковских
и предпринимательских рисков и т.д.;
– низкая капитализация страховых
организаций;
– отсутствие государственного
регулирования страховой деятельности
и надзора за ней, направленное на повышение
финансовой устойчивости и платежеспособности
страховых организаций, использование
наиболее эффективных методов контроля
за результатами их основной и инвестиционной
деятельности, поэтапную либерализацию
существующих требований к размещению
страховых резервов и инвестиционной
политике страховых организаций. Также
несовершенство норм законодательства
по вопросам проверки аффилированности
страховых организаций и их должностных
лиц, условиям участия субъектов страховой
деятельности в холдингах и иных корпоративных
объединениях, мерам борьбы с использованием
незаконного капитала в страховом секторе.