Контрольная работа по "Мировой экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:18, контрольная работа

Краткое описание

Массовый вывоз капитала из страны продолжается и уже несколько лет привлекает внимание экономистов. Опираясь на основы экономической теории и здравый смысл, капитал должен перемещаться из стран, обладающих его избытком, в страны с недостатком капитала.
Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость - во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России. Капитал вывозит и российское государство, например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию.

Оглавление

Введение
Международная миграция капитала: сущность, этапы и факторы развития
Экономическое содержание миграции капитала: этапы и формы развития
Факторы развития международной миграции капитала. Причины международной миграции капитала
Показатели участия страны в процессе миграции капитала
Влияние миграции капитала на воспроизводственные процессы в экономике России
Предпосылки возникновения бегства капитала из России
Влияние внешней миграции капитала на эффективность осуществления воспроизводственного процесса
Тенденции международной миграции на рубеже 20 и 21 веков и статус России в этом процессе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. готовая.docx

— 187.42 Кб (Скачать)

Балансы предметов потребления  составляют по важнейшим видам продовольственных  и непродовольственных товаров (балансы  муки, мяса, сахара, тканей, обуви, мебели и т.д.). Важнейшей задачей при  разработке балансов предметов потребления  является наиболее полное удовлетворение потребностей населения с учетом научно-обоснованных норм питания и рациональных норм потребления непродовольственных товаров.

В балансах предметов потребления  основной статьей потребностей является рыночный фонд. Потребность в отдельных  предметах потребления для продажи  через торговую сеть определяется в  настоящее время по разным товарам  различными методами. Основным является метод определения на основе научно-обоснованных норм потребления и численности  населения, покупающего данный товар  в торговой сети.

В фонде промышленной переработки  учитываются товары, которые являются основным сырьем для различных отраслей промышленности. В результате промышленной переработки получают другой предмет  потребления. Например, к фонду промышленной переработки относятся мука, сахар  для кондитерской промышленности, ткани  для швейной промышленности и  т.д. Потребность в товарах для  промышленной переработки определяется методом прямого счета.

К внерыночному фонду относятся  товары, которые поступают в потребление, минуя торговую сеть. Он включает: а) фонд промышленного потребления, в  котором учитываются товары, являющиеся для отраслей промышленности вспомогательными материалами (например, ткани, которые  используются в автомобильной, мебельной, обувной и других отраслях промышленности). Потребность в товарах для  промышленного потребления определяют исходя из планируемого объема производства продукции и норм расхода на единицу  прямым счетом; б) фонд спецодежды, выделяемый для снабжения специальными видами одежды и обуви работников отдельных  отраслей народного хозяйства, пользующихся правом на получение ее бесплатно  по установленным нормам. Потребность  в спецодежде по отраслям промышленности определяется исходя из численности  работающих, сроков носки и действующих  норм выдачи, которые установлены  отдельно для разных профессий с  учетом условий их работы; в) фонд госбюджетных организаций, включающий товары для  лечебно-оздоровительных, детских и  других учреждений. Потребность в  непродовольственных товарах (белье, посуда, мебель и т.п.) по фонду госбюджетных организаций определяется примерно так же, как и фонд спецодежды. Снабжение госбюджетных организаций  продовольственными товарами происходит за счет рыночного фонда.

Одновременно с расчетами  потребности в материальных балансах определяются размер и источники  поступления ресурсов в прогнозируемом периоде. Они включают:

  • остатки продукции на начало прогнозируемого периода, которые определяются как ожидаемые на основе данных о возможной производственной программе;
  • производство продукции - основная статья, составляющая 90-95% всех ресурсов; требуемый объем производства следует рассчитать;
  • импорт, который определяется исходя из внешнеторговых долгосрочных соглашений;
  • прочие поступления, образующиеся за счет повторного использования металла, топлива, лесных материалов и т.п.

 

 

Тенденции международной  миграции на рубеже 20 и 21 веков и  статус России в этом процессе

В числе новых тенденций  в процессе международной миграции капитала можно выделить следующие:

  1. Экспорт частного капитала растет более быстрыми темпами по сравнению с ростом вывоза государственного капитала.
  2. Крупными импортерами капитала стали США. Примерно 5 млн. американцев работают сейчас на предприятиях, принадлежащих иностранным инвесторам.
  3. Четко прослеживается тенденция перекрестной миграции капитала в рамках промышленно развитых стран.

На долю промышленно развитых стран в целом приходится более 70% всех иностранных инвестиций. Такое  положение объясняется тем, что  прогрессирующими отраслями являются автомобилестроение, электронная и  электротехническая промышленность, телекоммуникации и связь, информационные технологии, для развития которых требуется  квалифицированная рабочая сила и высокая платежеспособность населения.

  1. В качестве экспортеров капитала выступает ряд развивающихся стран (Сингапур, Сянган (Гонконг), Республика Корея, Саудовская Аравия, Бразилия и ряд других стран). Нельзя не заметить, что ведущие страны ОПЕК в основном экспортируют ссудный капитал (преимущественно в США). Причем объемы экспорта ссудного капитала из этих стран зависят от мировых цен на нефть и нефтепродукты.
  2. Все больше в процесс миграции капитала вовлекаются бывшие социалистические страны, особенно Польша, Венгрия, Чехия, а также КНР. Включились в этот процесс Россия и другие страны СНГ.

 

Активное участие стран  с переходной экономикой в международном  инвестиционном процессе должно способствовать повышению эффективности функционирования их экономик.

Не стоит в стороне  от процессов международной миграции капиталов и Россия. Странно, но Россия, прибегая к зарубежным займам, является одним из крупнейших в мире экспортеров  капитала. По данным "Круглого стола  бизнеса России" в середине 90-х  годов общий объем находящихся  за рубежом ресурсов, включая вывезенные и инвестированные капиталы, иностранные долги составляют огромную сумму - от 500 до 600 млрд. долл. При этом экспорт капитала, начавшийся с конца 80-х годов, продолжается.

За рубежом действуют  тысячи фирм с российским капиталом. Часть из них была основана там  еще в советское время, но большая  часть - в последние годы. По некоторым  оценкам объемы инвестиций этих российских предприятий за рубежом составляют 9-10 млрд. долл. Для сравнения, например, аналогичные капиталовложения США приближаются к 1 трлн. долл., а у Японии и Великобритании они составляют несколько сотен миллиардов долларов.

Большинство Российских зарубежных предпринимательских инвестиций находятся  на Западе, в том числе в оффшорных  центрах и налоговых гаванях. Там же преимущественно находятся  и зарубежные капиталовложения российских физических и юридических лиц  в ссудной форме (т. е. банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов и т. п.). Часть из них  размещена на короткий срок для осуществления  текущих внешнеэкономических операций. Их величина оценивается в 25-35 млрд. долларов.

Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным путем и  незаконными способами, принявшими форму "бегства капитала".

Законный путь вывоза капитала основан на постановлении Совета министров СССР от 18 мая 1989 г. № 412 "О  развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом". В связи с этим к законному  вывозу капитала относятся все государственные  и негосударственные предприятия, созданные в соответствии с этим постановлением и внесенные в  Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.

Основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого "бегства капитала". Оно началось в 1989 г., когда правительство  СССР приняло решение о предоставлении предприятиям, объединениям и организациям права прямого выхода на внешние  рынки. Процесс оттока капитала из России активизировался с 1990 г. Для того, чтобы представить, какие потери в результате этого процесса несет  Россия, можно привести такие цифры: ежегодная утечка капитала оценивается  в 12-24 млрд. долл. (по некоторым оценкам  до 50 млрд. долл.). Для сравнения: весь экспорт нефтепродуктов за 2009 г. составил 29,3 млрд. долл.

В настоящее время утечка капитала стала принимать изощренные формы, не всегда поддающиеся контролю законодательства. Этот процесс, в частности, включает в себя:

  • Не переведенную в Россию экспортную выручку. Только в 1999 г. ее объем составил около 4,6 млрд. долл. В 2009 г. Эта цифра составила 2 млрд. долл. Наибольшие недодачи в федеральный бюджет отмечены по таким видам товаров, как нефть, нефтепродукты и цветные металлы.
  • Занижение экспортных и завышение импортных цен, особенно активно используемых в бартерных сделках;
  • Осуществление авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товара и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов. Утечку валюты на импортных операциях эксперты оценивают в 3-4 млрд. долл. в год.

В результате недобросовестных бартерных операций из России ежегодно "утекает" около 1 млрд. долл.

Контрабандный вывоз СКВ  и другие ухищрения.

В понятие "утечка капиталов" некоторыми экономистами предлагается включать также упущенную выгоду для российской экономики в рамках внешнеторговых операций, а также  иностранную валюту во внутреннем обороте  российской экономики.

Бегство капитала характерно для стран с галопирующей инфляцией, высокими налогами и политической нестабильностью. Все это характерно для России. К этим причинам можно добавить факторы  недоверия государству, отсутствие льгот и стимулов для хранения и инвестирования капиталов внутри страны.

"Убегая" из России, частный капитал вывозится за  рубеж не столько по классическим  причинам, сколько из-за стремления  его владельцев поместить его  в более стабильной экономике.  Одновременно, вспоминая о криминале  в 90-е годы, следует отметить, что  немалую часть составляют средства, нажитые незаконным путем, вывоз  которых за рубеж является  одним из способов их "отмывания". Этот процесс характерен не  только для России, но и для  многих стран, где имеются значительные  криминальные структуры. 

Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс  утечки капитала за рубеж, превратить его в канализируемый, контролируемый вывоз капитала.

Контроль над движением  валютных средств - это, в первую очередь, контроль над банковскими учреждениями, осуществляющими операции по их переводу. Такое движение за пределы России может осуществляться в двух формах: наличной и безналичной. Первая форма - это компетенция таможенных органов, вторая - преимущественно Центробанка  России. Важно также, чтобы средства российских предприятий и организаций  находились на счетах именно российских банков. Если они уйдут на счета  зарубежных банков (а именно это  сейчас и происходит), то окажутся вне  досягаемости российских контролирующих органов.

Нужно иметь в виду, что  любая система контроля и регулирования  должна быть комплексной и внедряться целиком, чтобы не образовать новых  дыр для утечки капитала.

В рамках создания комплексной  системы по предотвращению или значительному  сокращению "бегства капитала" предлагаются следующие меры. Прежде всего, усиление государственного регулирования  российских зарубежных инвестиций, направление  их в наиболее прибыльные, благоприятные  в инвестиционном отношении страны, зоны, регионы. Например, в страны СНГ, свободные экономические зоны, Азиатско-Тихоокеанский  регион. Целесообразность инвестиций российских фирм за рубежом должна определяться общегосударственными интересами. Приоритет должен отдаваться развитию внутреннего российского производства.

Ограничение процесса "бегства  капитала" может осуществляться путем применения следующих конкретных мер:

  1. Единого таможенно-валютного контроля над репатриацией выручки от экспорта и импорта товаров и услуг;
  2. Особого контроля над бартерными операциями;
  3. Лицензирования вывоза капитала;
  4. Инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения действительного числа предприятий и объемов капитальных вложений.

 

Значение административных мер нельзя преувеличивать, так как  побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является экономический интерес, и именно он определяет направление и характер движения капитала. Стратегической мерой  по сокращению "бегства капитала" за рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в России, который стал бы привлекательным как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения.

 

Заключение

В ходе работы были изучены  процессы международной миграции капитала на всех его стадиях, в результате чего можно сделать выводы:

  1. Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость - во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России. Капитал вывозит и российское государство, например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию.
  2. Сравнивая ситуацию в России и других странах, в то время как в других странах с экономикой переходного типа отток капитала замедлился или прекратился, в России он достиг беспрецедентного уровня. Неэффективность мер регулирования капитала в пресечении оттока средств из страны в течение последних нескольких лет очевидна. Окончательно преодолеть вывоз капитала можно только при помощи стратегии, направленной на улучшение принципов управления и результатов макроэкономической деятельности, а также укрепление банковской системы.
  3. Одним из основных условий выживания российской экономики в ближайшие годы является резкое сокращение экспорта капитала, и усилия по возврату хотя бы части вывезенных, в принципе, разворованных средств в Россию. Россия вправе рассчитывать в возврате разворованных средств своих граждан на содействие правительств и правоохранительных органов западных государств. Конечно же, первые и действенные шаги в этом направлении должно предпринять правительство России, больше всего заинтересованное в возврате этих средств. Надо обеспечить выгодные условия инвестиций внутри страны, причем условия даже более выгодные, чем инвестиции в любых других странах мирового сообщества.
  4. Основными причинами оттока капитала являются:
  5. неустойчивая политическая ситуация, макроэкономическая нестабильность, конфискационный характер налогообложения, несостоятельность банковской системы и ненадлежащее обеспечение прав собственности. Еще плохо то, что когда вывозят капитал, утрачивается производительный потенциал, налоговая база и контроль над денежными средствами - все это неблагоприятно влияет на общество в целом и затрудняет осуществление мер государственной политики. В то же время отток капитала может быть средством противозаконной деятельности - часть средств, предоставляемых международными финансовыми учреждениями, переправляется за пределы страны и остается на индивидуальных счетах в зарубежных банках.
  6. непоследовательность реформ, слабость институциональной основы, в том числе, выраженной в коррупции. Меры регулирования капитала, хотя и приносят определенную краткосрочную выгоду, смягчая изменчивость потоков капитала, представляются все же неэффективными с точки зрения среднесрочных задач предотвращения оттока капитала, и обходятся очень дорого, так как приводят к росту коррупции. Таким образом, среднесрочная стратегия должна предусматривать график постепенной отмены мер контроля с одновременным проведением комплексных мер по совершенствованию управления и макроэкономических показателей, а также по укреплению банковской системы.

Информация о работе Контрольная работа по "Мировой экономике"