Балансы предметов потребления
составляют по важнейшим видам продовольственных
и непродовольственных товаров (балансы
муки, мяса, сахара, тканей, обуви, мебели
и т.д.). Важнейшей задачей при
разработке балансов предметов потребления
является наиболее полное удовлетворение
потребностей населения с учетом научно-обоснованных
норм питания и рациональных норм потребления
непродовольственных товаров.
В балансах предметов потребления
основной статьей потребностей является
рыночный фонд. Потребность в отдельных
предметах потребления для продажи
через торговую сеть определяется в
настоящее время по разным товарам
различными методами. Основным является
метод определения на основе научно-обоснованных
норм потребления и численности
населения, покупающего данный товар
в торговой сети.
В фонде промышленной переработки
учитываются товары, которые являются
основным сырьем для различных отраслей
промышленности. В результате промышленной
переработки получают другой предмет
потребления. Например, к фонду промышленной
переработки относятся мука, сахар
для кондитерской промышленности, ткани
для швейной промышленности и
т.д. Потребность в товарах для
промышленной переработки определяется
методом прямого счета.
К внерыночному фонду относятся
товары, которые поступают в потребление,
минуя торговую сеть. Он включает: а)
фонд промышленного потребления, в
котором учитываются товары, являющиеся
для отраслей промышленности вспомогательными
материалами (например, ткани, которые
используются в автомобильной, мебельной,
обувной и других отраслях промышленности).
Потребность в товарах для
промышленного потребления определяют
исходя из планируемого объема производства
продукции и норм расхода на единицу
прямым счетом; б) фонд спецодежды, выделяемый
для снабжения специальными видами
одежды и обуви работников отдельных
отраслей народного хозяйства, пользующихся
правом на получение ее бесплатно
по установленным нормам. Потребность
в спецодежде по отраслям промышленности
определяется исходя из численности
работающих, сроков носки и действующих
норм выдачи, которые установлены
отдельно для разных профессий с
учетом условий их работы; в) фонд госбюджетных
организаций, включающий товары для
лечебно-оздоровительных, детских и
других учреждений. Потребность в
непродовольственных товарах (белье,
посуда, мебель и т.п.) по фонду госбюджетных
организаций определяется примерно
так же, как и фонд спецодежды.
Снабжение госбюджетных организаций
продовольственными товарами происходит
за счет рыночного фонда.
Одновременно с расчетами
потребности в материальных балансах
определяются размер и источники
поступления ресурсов в прогнозируемом
периоде. Они включают:
- остатки продукции на начало прогнозируемого периода, которые определяются как ожидаемые на основе данных о возможной производственной программе;
- производство продукции - основная статья, составляющая 90-95% всех ресурсов; требуемый объем производства следует рассчитать;
- импорт, который определяется исходя из внешнеторговых долгосрочных соглашений;
- прочие поступления, образующиеся за счет повторного использования металла, топлива, лесных материалов и т.п.
Тенденции международной
миграции на рубеже 20 и 21 веков и
статус России в этом процессе
В числе новых тенденций
в процессе международной миграции
капитала можно выделить следующие:
- Экспорт частного капитала растет более быстрыми темпами по сравнению с ростом вывоза государственного капитала.
- Крупными импортерами капитала стали США. Примерно 5 млн. американцев работают сейчас на предприятиях, принадлежащих иностранным инвесторам.
- Четко прослеживается тенденция перекрестной миграции капитала в рамках промышленно развитых стран.
На долю промышленно развитых
стран в целом приходится более
70% всех иностранных инвестиций. Такое
положение объясняется тем, что
прогрессирующими отраслями являются
автомобилестроение, электронная и
электротехническая промышленность, телекоммуникации
и связь, информационные технологии,
для развития которых требуется
квалифицированная рабочая сила
и высокая платежеспособность населения.
- В качестве экспортеров капитала выступает ряд развивающихся стран (Сингапур, Сянган (Гонконг), Республика Корея, Саудовская Аравия, Бразилия и ряд других стран). Нельзя не заметить, что ведущие страны ОПЕК в основном экспортируют ссудный капитал (преимущественно в США). Причем объемы экспорта ссудного капитала из этих стран зависят от мировых цен на нефть и нефтепродукты.
- Все больше в процесс миграции капитала вовлекаются бывшие социалистические страны, особенно Польша, Венгрия, Чехия, а также КНР. Включились в этот процесс Россия и другие страны СНГ.
Активное участие стран
с переходной экономикой в международном
инвестиционном процессе должно способствовать
повышению эффективности функционирования
их экономик.
Не стоит в стороне
от процессов международной миграции
капиталов и Россия. Странно, но Россия,
прибегая к зарубежным займам, является
одним из крупнейших в мире экспортеров
капитала. По данным "Круглого стола
бизнеса России" в середине 90-х
годов общий объем находящихся
за рубежом ресурсов, включая вывезенные
и инвестированные капиталы, иностранные
долги составляют огромную сумму - от 500
до 600 млрд. долл. При этом экспорт капитала,
начавшийся с конца 80-х годов, продолжается.
За рубежом действуют
тысячи фирм с российским капиталом.
Часть из них была основана там
еще в советское время, но большая
часть - в последние годы. По некоторым
оценкам объемы инвестиций этих российских
предприятий за рубежом составляют
9-10 млрд. долл. Для сравнения, например,
аналогичные капиталовложения США
приближаются к 1 трлн. долл., а у Японии
и Великобритании они составляют несколько
сотен миллиардов долларов.
Большинство Российских зарубежных
предпринимательских инвестиций находятся
на Западе, в том числе в оффшорных
центрах и налоговых гаванях.
Там же преимущественно находятся
и зарубежные капиталовложения российских
физических и юридических лиц
в ссудной форме (т. е. банковские
депозиты, средства на счетах других финансовых
институтов и т. п.). Часть из них
размещена на короткий срок для осуществления
текущих внешнеэкономических операций.
Их величина оценивается в 25-35 млрд.
долларов.
Вывоз капитала из России осуществляется
двумя путями: законным путем и
незаконными способами, принявшими
форму "бегства капитала".
Законный путь вывоза капитала
основан на постановлении Совета
министров СССР от 18 мая 1989 г. № 412 "О
развитии хозяйственной деятельности
советских организаций за рубежом".
В связи с этим к законному
вывозу капитала относятся все государственные
и негосударственные предприятия,
созданные в соответствии с этим
постановлением и внесенные в
Государственный реестр зарубежных
предприятий, создаваемых с российским
участием.
Основная масса частного
капитала из России вывозится в рамках
так называемого "бегства капитала".
Оно началось в 1989 г., когда правительство
СССР приняло решение о предоставлении
предприятиям, объединениям и организациям
права прямого выхода на внешние
рынки. Процесс оттока капитала из России
активизировался с 1990 г. Для того,
чтобы представить, какие потери
в результате этого процесса несет
Россия, можно привести такие цифры:
ежегодная утечка капитала оценивается
в 12-24 млрд. долл. (по некоторым оценкам
до 50 млрд. долл.). Для сравнения: весь
экспорт нефтепродуктов за 2009 г. составил
29,3 млрд. долл.
В настоящее время утечка
капитала стала принимать изощренные
формы, не всегда поддающиеся контролю
законодательства. Этот процесс, в частности,
включает в себя:
- Не переведенную в Россию экспортную выручку. Только в 1999 г. ее объем составил около 4,6 млрд. долл. В 2009 г. Эта цифра составила 2 млрд. долл. Наибольшие недодачи в федеральный бюджет отмечены по таким видам товаров, как нефть, нефтепродукты и цветные металлы.
- Занижение экспортных и завышение импортных цен, особенно активно используемых в бартерных сделках;
- Осуществление авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товара и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов. Утечку валюты на импортных операциях эксперты оценивают в 3-4 млрд. долл. в год.
В результате недобросовестных
бартерных операций из России ежегодно
"утекает" около 1 млрд. долл.
Контрабандный вывоз СКВ
и другие ухищрения.
В понятие "утечка капиталов"
некоторыми экономистами предлагается
включать также упущенную выгоду
для российской экономики в рамках
внешнеторговых операций, а также
иностранную валюту во внутреннем обороте
российской экономики.
Бегство капитала характерно
для стран с галопирующей инфляцией,
высокими налогами и политической нестабильностью.
Все это характерно для России.
К этим причинам можно добавить факторы
недоверия государству, отсутствие
льгот и стимулов для хранения
и инвестирования капиталов внутри
страны.
"Убегая" из России,
частный капитал вывозится за
рубеж не столько по классическим
причинам, сколько из-за стремления
его владельцев поместить его
в более стабильной экономике.
Одновременно, вспоминая о криминале
в 90-е годы, следует отметить, что
немалую часть составляют средства,
нажитые незаконным путем, вывоз
которых за рубеж является
одним из способов их "отмывания".
Этот процесс характерен не
только для России, но и для
многих стран, где имеются значительные
криминальные структуры.
Правительство России пытается
ограничить, взять под контроль процесс
утечки капитала за рубеж, превратить
его в канализируемый, контролируемый
вывоз капитала.
Контроль над движением
валютных средств - это, в первую очередь,
контроль над банковскими учреждениями,
осуществляющими операции по их переводу.
Такое движение за пределы России
может осуществляться в двух формах:
наличной и безналичной. Первая форма
- это компетенция таможенных органов,
вторая - преимущественно Центробанка
России. Важно также, чтобы средства
российских предприятий и организаций
находились на счетах именно российских
банков. Если они уйдут на счета
зарубежных банков (а именно это
сейчас и происходит), то окажутся вне
досягаемости российских контролирующих
органов.
Нужно иметь в виду, что
любая система контроля и регулирования
должна быть комплексной и внедряться
целиком, чтобы не образовать новых
дыр для утечки капитала.
В рамках создания комплексной
системы по предотвращению или значительному
сокращению "бегства капитала"
предлагаются следующие меры. Прежде
всего, усиление государственного регулирования
российских зарубежных инвестиций, направление
их в наиболее прибыльные, благоприятные
в инвестиционном отношении страны,
зоны, регионы. Например, в страны СНГ,
свободные экономические зоны, Азиатско-Тихоокеанский
регион. Целесообразность инвестиций
российских фирм за рубежом должна
определяться общегосударственными интересами.
Приоритет должен отдаваться развитию
внутреннего российского производства.
Ограничение процесса "бегства
капитала" может осуществляться
путем применения следующих конкретных
мер:
- Единого таможенно-валютного контроля над репатриацией выручки от экспорта и импорта товаров и услуг;
- Особого контроля над бартерными операциями;
- Лицензирования вывоза капитала;
- Инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения действительного числа предприятий и объемов капитальных вложений.
Значение административных
мер нельзя преувеличивать, так как
побудительным мотивом деятельности
предприятий за рубежом является
экономический интерес, и именно
он определяет направление и характер
движения капитала. Стратегической мерой
по сокращению "бегства капитала"
за рубеж должно стать создание такого
инвестиционного климата в России,
который стал бы привлекательным как для
внутренних российских капиталов, так
и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного
применения.
Заключение
В ходе работы были изучены
процессы международной миграции капитала
на всех его стадиях, в результате
чего можно сделать выводы:
- Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость - во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России. Капитал вывозит и российское государство, например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию.
- Сравнивая ситуацию в России и других странах, в то время как в других странах с экономикой переходного типа отток капитала замедлился или прекратился, в России он достиг беспрецедентного уровня. Неэффективность мер регулирования капитала в пресечении оттока средств из страны в течение последних нескольких лет очевидна. Окончательно преодолеть вывоз капитала можно только при помощи стратегии, направленной на улучшение принципов управления и результатов макроэкономической деятельности, а также укрепление банковской системы.
- Одним из основных условий выживания российской экономики в ближайшие годы является резкое сокращение экспорта капитала, и усилия по возврату хотя бы части вывезенных, в принципе, разворованных средств в Россию. Россия вправе рассчитывать в возврате разворованных средств своих граждан на содействие правительств и правоохранительных органов западных государств. Конечно же, первые и действенные шаги в этом направлении должно предпринять правительство России, больше всего заинтересованное в возврате этих средств. Надо обеспечить выгодные условия инвестиций внутри страны, причем условия даже более выгодные, чем инвестиции в любых других странах мирового сообщества.
- Основными причинами оттока капитала являются:
- неустойчивая политическая ситуация, макроэкономическая нестабильность, конфискационный характер налогообложения, несостоятельность банковской системы и ненадлежащее обеспечение прав собственности. Еще плохо то, что когда вывозят капитал, утрачивается производительный потенциал, налоговая база и контроль над денежными средствами - все это неблагоприятно влияет на общество в целом и затрудняет осуществление мер государственной политики. В то же время отток капитала может быть средством противозаконной деятельности - часть средств, предоставляемых международными финансовыми учреждениями, переправляется за пределы страны и остается на индивидуальных счетах в зарубежных банках.
- непоследовательность реформ, слабость институциональной основы, в том числе, выраженной в коррупции. Меры регулирования капитала, хотя и приносят определенную краткосрочную выгоду, смягчая изменчивость потоков капитала, представляются все же неэффективными с точки зрения среднесрочных задач предотвращения оттока капитала, и обходятся очень дорого, так как приводят к росту коррупции. Таким образом, среднесрочная стратегия должна предусматривать график постепенной отмены мер контроля с одновременным проведением комплексных мер по совершенствованию управления и макроэкономических показателей, а также по укреплению банковской системы.