Контрольная работа по дисциплине: "Основы бизнеса"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:48, контрольная работа

Краткое описание

Предпринимательство в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Оглавление

1. Понятие предпринимательства и характеристика его развития
2. Особенности предпринимательства в России
2.1. Преимущества малого бизнеса
2.2. Недостатки малого бизнеса
2.3. Связь малого и крупного бизнеса в России
3. Роль малого предпринимательства в экономике России
3.1. Инновационность малых предприятий
3.2. Эволюция малого предпринимательства
3.3. Проблемы малого предпринимательства
4. Перспективы развития предпринимательства в России
4.1. Меры направленные на развитие предпринимательства
4.2. Основные показатели развития малого предпринимательства

Файлы: 1 файл

ОБ 5.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

    Кроме того, как один из вариантов санации  крупных предприятий, приватизируемых  или радикально реорганизуемых по причине  их банкротства, должна быть предусмотрена  возможность их преобразования в  систему (объединение) малых предприятий.

    Одним из перспективных направлений поддержки малого предпринимательства является стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. Существует точка зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.

    В частности, крупные предприятия, которые  активно работают с малыми предприятиями на производственно-кооперационной и инновационной основе и при этом оказывают им какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров, и т.д.) также должны иметь целевые налоговые льготы. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджментской неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий.

    В связи с поддержке свободной  конкуренции не стоит забывать о  необходимости усовершенствования государственной антимонопольной политики и регулирования сферы деятельности естественных монополий.

    В качестве основного фактора, препятствующего  нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги.

    Необходимо  разработать систему налогообложения  так, чтобы она стимулировала  предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость.

    Созданию  равных экономических условий мешает также деятельность субъектов Федерации, особенно органов местного самоуправления, которые пытаются устанавливать  произвольные налоги.

    Произвол  со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравные условия: с крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаются соглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.

    В России действует принудительное ценообразование: налоги, стоимость коммунальных услуг, арендная плата, колебания курса  валют приблизительно на 40% определяют стоимость товаров и услуг, цены конкурентов, оптовые цены поставщиков  и колебания спроса - на 46,5%.

    Следовательно, в экономике существуют огромные ценовые накрутки из-за внешних факторов, хотя при этом, прибыль предприятия  может быть равной нулю. Это снижает  платежеспособный покупательный спрос  населения. Для решения этой проблемы нужно стараться снизить влияние экзогенных факторов, например, снизить опять же налоги.

    В направлении совершенствования  налоговой системы уже, конечно, ведется работа. Но результаты нельзя оценить однозначно. Вроде неплохое дело - введение единого налога на вмененный доход. Да, но где возьмут малые предприятия средства на перечисление авансовых платежей? Если платить честно, то это - более половины оборотных средств. Тогда на какие деньги вести основную деятельность, расширять производство?

    Представляется  принципиально важным установить в качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается дифференциация налогов с целью ограничения или стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный оборот товаров, услуг и капиталов.

    Особое  внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому малые предприятия обращаются к "теневому" капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: "чужим" малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении.

    Интересы  малого бизнеса и коммерческих банков расходятся. У предприятий нет необходимых залоговых возможностей, развитых систем гарантий для работы с коммерческими банками. Тем более этого нет на начальном этапе работы конкретного предприятия, когда кредиты ему необходимы для стартового капитала. Кроме того, сами коммерческие банки в России имеют существенные недостатки: неустойчивость, спекулятивный и корпоративно-политизированный характер их стратегий. Поэтому взаимодействие отсутствует. Это хорошо иллюстрирует данная таблица.

 

  1. Перспективы развития предпринимательства в России
 

    Развитие  малого и среднего бизнеса в России служит укреплению экономического и  инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в  мире. Для России не менее важно, что развитие малого и среднего бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности.

    Рост  числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции  в 2003-2005 гг. в значительной степени  будет зависеть от ряда условий.

    1. По мнению ряда экспертов, финансовая  поддержка малого предпринимательства  со стороны государства является  основным направлением его развития. За последние годы происходило  снижение финансовой поддержки  малого бизнеса из федерального  бюджета. В 2000 г. было выделено 100 млн. руб., в 2001 г. - 140 млн. руб., в 2002 г. - только 20 млн. руб.4 На 2003-2005 гг. принято принципиальное решение по выделению ресурсов на поддержку малого бизнеса из федерального бюджета в размере: 250, 350 и 450 млн. руб. [13 ].

    Отсутствие  инвестиций в перерабатывающий сектор остается одной из острых проблем  малого предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение  новых технологий в мясо-перерабатывающей, обувной, швейной, трикотажной отраслях требуют многомиллиардных вложений – от 30 млрд. до 50 млрд. руб. Львиная доля всех инвестиций приходится на добывающие, экспортоориентированные отрасли. В итоге большинство отечественных малых и средних производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями. Импорт продукции указанных отраслей в последние годы продолжает расти. 

4.1. Меры направленные на развитие предпринимательства 

    Решение задач развития малого и среднего предпринимательства рассматривается  в настоящее время обеими палатами Федерального Собрания в русле общего курса, согласованного с Президентом и Правительством Российской Федерации. Совершенствование законодательства в сфере деятельности малого и среднего бизнеса предполагает объединение и координацию действий федеральных, региональных и местных органов власти, конструктивное сотрудничество с общественными объединениями малого и среднего бизнеса.

    Правовой  основой государственной политики в данной сфере является Федеральный  закон "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации" № 88-ФЗ от 14.06. 1995 г.

    Основными инструментами реализации государственной  политики служат федеральные и муниципальные  программы развития и поддержки  малого и среднего предпринимательства.

    В настоящее время принят ряд экономических и политических мер, направленных на развитие малого и среднего бизнеса в России.

    1. Принят пакет антибюрократических  законов, речь в которых идет  об устранении административных  барьеров для ведения бизнеса  как на федеральном, так и  на региональном уровне.

    2. Внесен ряд поправок в Налоговый  кодекс, изменена ставка налога  на прибыль в сторону уменьшения  с 35% до 24%. Введение единого социального  налога с регрессивной шкалой  отчислений дало возможность  предприятиям платить меньше  налогов и увеличить заработную плату работникам. Появилась возможность увеличения оборотных средств, остающихся в распоряжении предприятий.

    Однако  процесс улучшения предпринимательского климата в России протекает трудно и медленно, поэтому показатели развития малого и среднего бизнеса за последние годы крайне нестабильны.

  • Основные  показатели развития малого предпринимательства 
  •     1. По данным Рабочего Центра  экономических реформ при Правительстве  РФ, за период с 1 января 2001 г.  по 1 января 2002 г. число зарегистрированных малых предприятий (МП) снизилось на 4,1%, составив на начало 2002 г. 843,0 тыс. единиц.

        2. Среднесписочная численность занятых  на МП в 2001 г. в целом по  стране сократилась на 1,7%. В 2000 г. напротив, наблюдался прирост  на 1,7%.

        3. Производство продукции (работ, услуг) на МП в целом по стране относительно 2000 г. увеличилось на 17,3% (в 2000 г. по сравнению с 1999 г. прирост составил 20,5%).

        4. В 2001 г. инвестиционная активность  на МП была очень нестабильной. После сокращения объема инвестиций  в основной капитал в 3 кв. 2001 г. на 15,5% в целом по стране в 4 кв. наблюдалось его небывалое увеличение (в 3,5 раза по сравнению с 3 кв. 2001 г.) [ 13].

               Таким образом, развитие малого предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно – как в региональном, так и в отраслевом разрезах.

        Отличительной чертой российского малого предпринимательства  продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора (30-50% реального  оборота субъектов малого предпринимательства  составляет “теневой” сектор).

        Россия  в значительной степени уступает странам с развитой экономикой в  вопросах развития малого предпринимательства. Оценки малого бизнеса за рубежом  показывают, что доля малого бизнеса  в производство ВВП колеблется в  пределах 80% (в США – 70%, Японии – 78%, Италии – 73%), в то время, как в России этот показатель составляет лишь 10-11%.

        По  данным Министерства по налогам и  сборам Российской Федерации, доля малого бизнеса в общем объеме налоговых  поступлений в консолидированный  бюджет сейчас составляет 10%, тогда как в Европе - более 50%.

     

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

        Подведя итоги работы, можно сделать следующие  выводы:

        Развитие  малого и среднего бизнеса в России служит укреплению экономического и  инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. Для России не менее важно, что развитие малого и среднего бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности.

          Малый бизнес обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и неперспективным в других (ТЭК, т.к. в этой отрасли просто выгоднее монополии), что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.

    Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: "Основы бизнеса"