Контрольная работа по дисциплине: "Основы бизнеса"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:48, контрольная работа

Краткое описание

Предпринимательство в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Оглавление

1. Понятие предпринимательства и характеристика его развития
2. Особенности предпринимательства в России
2.1. Преимущества малого бизнеса
2.2. Недостатки малого бизнеса
2.3. Связь малого и крупного бизнеса в России
3. Роль малого предпринимательства в экономике России
3.1. Инновационность малых предприятий
3.2. Эволюция малого предпринимательства
3.3. Проблемы малого предпринимательства
4. Перспективы развития предпринимательства в России
4.1. Меры направленные на развитие предпринимательства
4.2. Основные показатели развития малого предпринимательства

Файлы: 1 файл

ОБ 5.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

 

    2. Особенности предпринимательства в России 

    Россия  в конце ХХ века совершила новый  поворот и перешла на иные социально-экономические  и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка по большей  части основанного на малом и  среднем бизнесе. Известный закон  о кооперации, при всем его несовершенстве, оказался вполне дееспособным, открывшим новый путь в экономическом развитии страны. Буквально с первых дней действия данного закона, в стране стали образовываться малые предприятия или кооперативы и за короткий промежуток времени их насчитывалось уже тысячи. Несмотря на всевозможные препоны, в том числе связанные во многом с негативным отношением общественного мнения и части властных структур, тем не менее, они проявили поразительную живучесть.

    Но  наряду с этим, в это и последующее время, проявилась масса проблем, связанных с развитием предпринимательства. В первую очередь они были связаны с отсутствием соответствующего законодательства и экономической поддержки государства. Имеющиеся законы во многом уже не могли быть использованы, новых законов создано не было. Законодательная база не поспевала за быстроменяющейся действительностью. Государственные органы, занятые в это время другими проблемами, не обращали внимания на бурное развитие бизнеса и связанные с ним проблемы. По большей части они ограничивались общими декларациями [ 7].

    Все это весьма сильно сдерживало дальнейшее развитие предпринимательства и  временами даже возникала опасность  свертывания его. Во всяком случае, перспективы его развития оставались весьма туманными.

    Однако, создание общественных организаций типа профсоюзов и фондов поддержки, а также специальных государственных структур позволило не только не угаснуть предпринимательству, но сохранить свои активные позиции в национальной экономике. Сегодня можно уже говорить о необратимом процессе в развитии частного предпринимательства.

    В настоящее время система государственной  поддержки предпринимательства  стала более целенаправленна. Органы власти усилили внимание к проблемам  институциональных преобразований предпринимательства, что нашло отражение в Гражданском кодексе РФ, программных документах по углублению экономических реформ. В последние годы произошли изменения также в информационной поддержке российского предпринимательства, формирования его инфраструктуры. Практически действует региональные фонды и центры поддержки предпринимательства.

    Сектор малого предпринимательства по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики. 

    2.1.  Преимущества малого бизнеса 

    1. Сравнительно более низкие издержки  управления, обусловленные отсутствием  лишнего бюрократического аппарата  и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

    2. По мнению некоторых ученых, большие  размеры повышают степень формализации  организации и понижают способность  к организационным изменениям, поэтому  малые предприятия являются более  гибкими и оперативными в принятии  и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

    3. Более низкая потребность в  капитале и способность быстро  вводить изменения в продукцию  и производство в ответ на  требования местных рынков

    4. Малые предприятия лучше знают  уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

    5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.

    6. Малые предприятия требуют меньше  капиталовложений. У них меньшие  сроки строительства, небольшие  размеры, им быстрее и дешевле  перевооружаться, внедрять новую  технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

    7. Работники малого предпринимательства  имеют высокий уровень мотивации  в достижении успеха, а также  возможности реализовать свои  идеи, проявить свои способности

    8. Малый бизнес дает средства  к существованию большему количеству людей, чем крупный1. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. 

    2.2. Недостатки малого бизнеса 

    1. По сравнению с крупными предприятиями  МП обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.

    2. МП зависимы от крупных компаний.

    3. Слабая компетентность руководителей  и менее профессиональные работники.

    4. Повышенная чувствительность к  изменениям условий хозяйствования.

    5. Малый бизнес связан с большими  трудностями в привлечении дополнительных  финансовых средств и получении  кредитов.

    6. МП не обладают рыночной властью  и хорошей ресурсной базой

    7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности МП к изменениям не велики.

    8. Малый бизнес имеет малую склонность  к инвестиционной деятельности  из-за недостаточных размеров  капитала и долгосрочности отдачи  от вложений. 

    2.3. Связь малого и крупного бизнеса в России 

    Существует  две точки зрения о том, каким  должно быть взаимодействие крупных и мелких фирм. Большинство ученых придерживается следующей точки зрения: в нормально функционирующей рыночной экономике значительная часть малых фирм так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий, малые предприятия существуют для и при крупных. При этом кооперационные связи являются полезными как для малых предприятий, так и для крупных: крупные используют рыночную и структурную гибкость малых предприятий, их инновационные возможности. Малые предприятия компенсируют неповоротливость крупных в нахождении и реализации новых технологических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении передовых инноваций. Это позволяет крупным предприятиям переключить часть своих рисков на малые. Кооперирование малых предприятий между собой и с крупными предприятиями способно нейтрализовать несовершенство государственной политики поддержки малого предпринимательства.

    Но  существует и другой взгляд. Он заключается  в том, что зависимость предприятий  друг от друга является негативным моментом. Предприятие должно являться самостоятельным хозяйствующим субъектом экономики. Классическое предприятие - внутренне единая и управляемая целостная организация, осуществляющая преобразование ресурса в продукт. В реальной действительности очень редко встречаются независимые самостоятельные предприятия. Сторонник этой позиции Клейнер Г. утверждает, что настоящих предприятий в России больше нет, потому что малые предприятия являются "приусадебными участками" своих директоров или владельцев. Средние и крупные предприятия утратили свойство концентратов ресурсов и превратились в аморфные структуры, состоящие из множества мелких юридических лиц, распределивших между собой финансовые, материально-вещественные, информационные и управленческие потоки.

    Объединив эти две точки зрения, можно  сделать вывод о том, что оптимальная  взаимосвязь фирм предполагает их относительную  независимость, но в то же время тесное сотрудничество и наличие взаимовыгодных кооперационных связей.

    Как правило, в России крупные предприятия оплетены сетью мелких, контролируемых директором фирм, через которые проходят главные финансовые потоки. Вокруг крупных и средних предприятий сформировалась особая интеграционная нерыночная структура. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.

    Массовый  выпуск промышленных изделий длительного  потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями  вызывает потребность в соответствующих  промышленных услугах по ремонту  и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

    В настоящее время в России партнерские  малые предприятия созданы либо бывшими работниками крупного предприятия, или доверенными лицами теперешнего  руководства. Такая модель в российских условиях может считаться предпочтительной с точки зрения решения проблемы ненадежности малого предприятия как партнера. Очевидная неустойчивость общей экономической ситуации заставляет руководство крупных предприятий очень настороженно относиться к контактам с "чужими" малыми предприятиями. Положение усугубляется чрезвычайными трудностями самих крупных предприятий: сейчас даже небольшие ошибки в выборе партнеров могут привести к непоправимым результатам. Поэтому крупные предприятия стараются ориентироваться в своих контактах на максимально зависимые от них предприятия. Понятно, что при таких взаимоотношениях обе стороны не извлекают большую часть выгоды от сотрудничества. Те малые предприятия, которые смогли остаться относительно независимыми оказались более жизнеспособными [ 7].

    Кооперационные  связи очень важны для российских предпринимателей. И эта взаимосвязь  перспективна, если создать экономические  условия, гарантирующие безопасность такого сотрудничества.

    Существует  несколько форм и механизмов взаимодействия малого и крупного предпринимательства: система субподряда, лизинг, франчайзинг, создание предпринимательских сетей, инкубаторы малого и среднего бизнеса и т.д. Дадим им краткую характеристику.

  1. Субподряд - малые предприятия на основе технологического разделения труда обеспечивают эффективность совместной деятельности. Крупные предприятия предоставляют в аренду малым помещения, средства производства, обеспечивают на льготных условиях сырьем и материалами, дают право использования своего товарного знака. Эта форма сотрудничества широко распространена в современной России.
  2. Лизинг - малое предприятие берет в лизинг любое оборудование. По окончании срока малое предприятие имеет право выкупить оборудование по остаточной стоимости. Существуют специальные посредники между малыми и крупными предприятиями-лизинговые компании. Их деятельность понижает трансакционные издержки малого бизнеса.
  3. Франчайзинг - это предоставление права крупной фирмой малому предприятию права реализации (финишного производства) ее продукции под товарным знаком крупной фирмы. Это очень хороший способ для тех, кто не имеет предпринимательского опыта и не склонен к коммерческому риску. Крупным предприятиям это дает расширение рынка сбыта, привлечение дополнительного капитала, экономию на развитии собственной сбытовой сети и т.д. При этом крупное предприятие меньше рискует своим базовым капиталом, а также использует повышенную мотивацию к деятельности малого предприятия. Часто в России эту форму можно встретить как представительство иностранной фирмы (например, «Кодак», «Фуджи», «Макдональдс»). Опираясь на субподрядные системы, лизинг и франчайзинг, крупные компании формируют вокруг себя межфирменные сетевые связи, активно вовлекая в них малые предприятия.
  4. Венчурный бизнес - направлен на реализацию научно-технических проектов. Крупные предприятия финансируют малые инновационные предприятия, что позволяет им меньше рисковать. В случае удачи крупные предприятия присваивают себе результаты. Существуют также специальные венчурные фонды, которые выступают в роли посредников между малыми и крупными предприятиями.

    В отличие от Запада у нас на первый план выходит не формирование производственных субподрядных связей малого и крупного бизнеса, а включение торгово-посреднических малых предприятий в общие  снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих подразделений крупных предприятий.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: "Основы бизнеса"