Контрольная работа по дисциплине: "Основы бизнеса"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:48, контрольная работа

Краткое описание

Предпринимательство в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Оглавление

1. Понятие предпринимательства и характеристика его развития
2. Особенности предпринимательства в России
2.1. Преимущества малого бизнеса
2.2. Недостатки малого бизнеса
2.3. Связь малого и крупного бизнеса в России
3. Роль малого предпринимательства в экономике России
3.1. Инновационность малых предприятий
3.2. Эволюция малого предпринимательства
3.3. Проблемы малого предпринимательства
4. Перспективы развития предпринимательства в России
4.1. Меры направленные на развитие предпринимательства
4.2. Основные показатели развития малого предпринимательства

Файлы: 1 файл

ОБ 5.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

 

    3. Роль малого предпринимательства в экономике России 

    Из  приведенной выше характеристики можно  сделать вывод о том, что малые  предприятия обладают значительными  конкурентными преимуществами и способны к более эффективной деятельности, чем крупные предприятия в некоторых сферах деятельности.

    Малый бизнес может дать экономике:

  • необходимую насыщенность и мобильность рынка;
  • тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;
  • ускорение процесса внедрения новых технологий;
  • среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;
  • глубокую специализацию и кооперацию;
  • среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

    Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую  гибкость. То есть малый бизнес создает  такие экономические условия, без  которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП [ 7].

    Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.

    Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой  экономики, в наших условиях он может  стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики.

    Формирование  конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет  первостепенное значение для нашей  высокомонополизированной экономики. 

    3.1. Инновационность малых предприятий 

    Это свойство малых предприятий необходимо рассмотреть отдельно, поскольку оно в большой степени определяет роль малого бизнеса.

    В западных странах создаются специальные  экономические условия для того, чтобы перспективные ученые, инженеры, изобретатели могли самостоятельно приступить к практическому внедрению своих идей, т.е. создается специализированная фирма во главе с автором идеи и с привлечением профессиональных менеджеров. В случае успеха это может превратиться в крупную промышленную корпорацию. Примеры таких компаний нам хорошо известны, это такие компании, как Диджитал, Майкрософт, Поларойд, Эппл.

    Для успешной деятельности в инновационной  области необходимо сочетание трех факторов:

    • Научно-технический прогресс
    • Частная инициатива
    • Благоприятные экономические условия, создаваемые государством

    Основная  проблема России, мешающая осуществлению  инновационной деятельности – это  отсутствие благоприятных экономических  условий.

    Наиболее  значительную активность в области  нововведений проявляют венчурные  фирмы. Они успешно конкурируют  с крупными, добиваясь более быстрых  темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские  фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.

    Рассмотрим  особенности малого наукоемкого бизнеса.

    Работа  в наукоемких отраслях связана с  высокой степенью риска, выходящего далеко за пределы риска традиционных коммерческих операций, она требует  особой, высокой квалификации и долгосрочных больших инвестиций.

    Малый наукоемкий бизнес имеет высокий инновационный потенциал. Он рассматривается с точки зрения развития, внедрения и распространения новых передовых технологий, а также появления на рынке новых видов конкурентоспособной продукции.

    С позиций микроэкономического анализа, на современном этапе научно-технического прогресса малые и средние фирмы за счет своей большей гибкости и мобильности должны обладать естественными преимуществами перед крупными структурами, построенными на принципах иерархического подчинения. За счет этого они должны быстрее реагировать на открывающиеся новые технологические возможности.

    На  основе обзора эмпирических исследований взаимосвязи между размером фирмы  и ее инновационной активностью  ученые делают вывод о том, что  полученные данные достаточно противоречивы и зависят как о степени общности анализа (экономика в целом или отдельные отрасли промышленности), так и от выбранных для изучения показателей. Роль малого и среднего бизнеса в процессе осуществления нововведений существенно зависит от рассматриваемой отрасли. В одних отраслях малые фирмы нередко задают тон и даже лидируют (например, в создании программного обеспечения, в развитии вычислительной техники, информатики, биотехнологии, в освоении методов генной инженерии), в других – довольствуются получением субподрядов от крупных компаний либо занимаются имитацией и диффузией нововведений.

    Как следствие этого, в анализе роли малого бизнеса в развитии НТП  просматривается сдвиг от противопоставления малых фирм и крупных промышленных компаний к более комплексной схеме их взаимодействия и даже симбиоза на различных этапах инновационного цикла с учетом имеющихся в каждом конкретном случае возможностей.

    В нашей стране инновационную роль малого предпринимательства трудно переоценить, имея ввиду развернувшийся процесс конверсии. 

    3.2. Эволюция малого предпринимательства 

    Россия, безусловно, накопила немалый опыт в развитии малого предпринимательства, но предстоит решить еще много  крупных проблем. Для того чтобы  понять проблемы современного МП, необходимо оглянуться назад.

    Рассмотрим  как развивался малый бизнес в  период после перестройки.

    Важнейшей функцией МП в 90-х годах стало  обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого  кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию. В этот период в сфере малого предпринимательства стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся стабильным спросом у российского потребителя. Большая часть предприятий сконцентрировалась в области торгово-посреднических услуг, так как эта деятельность требует наименьшего начального капитала и позволяет гибко перестраиваться, следуя изменениям спроса. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует отнести их участие в создании новых хозяйственных связей. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений. Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутрикооперационных связей в российской экономике. 

    3.3. Проблемы малого предпринимательства 

    К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

    Проблемы  малого бизнеса можно разделить на следующие группы:

    1. Организационные, связанные с  юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.

    2. Материально-техническое обеспечение:  нехватка производственных помещений  и оборудования, низкая квалификация  персонала; низкая правовая защищенность деятельности.

    3. Финансовые (инвестиционные) проблемы  и проблемы капитализации сбережений  индивидуальной ликвидности: затруднения  в легализации капитала для  регистрации предприятия, проблема  формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.

    4. Кредитная необеспеченность.

    Сами  представители малых предприятий  распределяют по важности свои проблемы следующим образом:

    1. Недостатки налоговой системы

    2. Отсутствие оборотных средств

    3. Низкий платежеспособный спрос  населения

    4. Высокая арендная плата

    5. Экономическая политика государства

    6. Недоступность кредитов

    7. Дороговизна сырьевых ресурсов

    8. Слабое развитие внутреннего  рынка

    9. Высокие тарифы на перевозки.

    10. Отсутствие производственных площадей

    Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело.Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса. Нужно снизить регулирование экономики, но не в том смысле, что нужно меньше уделять ему внимания, а ликвидировать "постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки"5. Проблемы возникают из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям. А вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован. Возьмем классический пример, когда неверные действия чиновника довели предпринимателя до банкротства. Никакой суд не сможет в таком случае заставить чиновничью структуру и тем более самого чиновника восстановить убытки предпринимателя. Такая система должна быть ликвидирована. Чиновник должен знать, что он несет всю полноту ответственности за нарушение законных интересов предпринимателя.

    Сейчас  готовится законопроект "О регистрации  юридических лиц", который ликвидирует  все основания для отказа в  регистрации, кроме предоставления непотребного перечня документов. При  этом предполагается введение жесткой  ответственности за предоставление недостоверных сведений при регистрации. Как говорит Герман Греф, руководитель Министерства экономического развития и торговли, "вход на рынок должен стоить три копейки, а нарушение правил работы на нем - три доллара, а то и три года тюрьмы".

    Упрощению жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них - в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.

    Также требует решения проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать  малое и крупное предпринимательство. В этом направлении предлагается активно использовать простаивающие мощности других предприятий. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования располагаемых мощностей и производственных площадей. Для этого нужно создать такие условия, которые простимулируют сотрудничество, т.е. опять же улучшение правовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: "Основы бизнеса"