Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:22, контрольная работа
Целью контрольной работы - раскрыть требования, предъявляемые к автоматизированным банковским системам, а также современное состояние рынка автоматизированных банковских систем в России.
Достижение поставленной цели реализуется через решение следующих задач: раскрыть понятие АБС, цели их применения, структуру; рассмотреть требования, предъявляемые к АБС; проанализировать современное состояние рынка АБС в России.
Введение…………………………………………………………….......2
Понятие АБС. Цели, задачи использования. Структура……………...3
Основные требования, предъявляемые к автоматизированным банковским системам…………………………….......................................5
Современное состояние рынка автоматизированных банковских систем в России……………………………………………………….....12
Заключение……………………………………………………………..26
Задача…………………………………………………………………...27
Список используемой литературы………………………………………………….…38
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие АБС. Цели, задачи использования. Структура……………...3
Заключение……………………………………………………
Задача………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………….
Введение
В современном мире развитие банковской деятельности невозможно без интенсивного внедрения последних достижений научно-технического прогресса и использования систем автоматизации на высшем уровне. Вкладывая деньги в программное обеспечение, в автоматизированные системы, банки, в первую очередь, стремятся к удешевлению и ускорению своeй трудоемкой деятельности и к побeде в конкурeнтной борьбe.
Информационные технологии лежат в основе российской банковской системы с самого начала ее становления в условиях рыночных отношений. Их развитие на современном этапе идет по нескольким направлениям. Для российской специфики традиционной является автоматизация банковских технологий. Создание и функционирование автоматизированных банковских технологий основывается на системотехнических принципах и тесно соприкасается с рядом смежных научных дисциплин и направлений, таких как экономическая кибернетика, общая теория систем, теория информации, экономико-математическое моделирование банковских ситуаций и процессов, анализ и принятие решений.
Целью контрольной работы - раскрыть требования, предъявляемые к автоматизированным банковским системам, а также современное состояние рынка автоматизированных банковских систем в России.
Достижение поставленной цели реализуется через решение следующих задач: раскрыть понятие АБС, цели их применения, структуру; рассмотреть требования, предъявляемые к АБС; проанализировать современное состояние рынка АБС в России.
Автоматизированная банковская система (АБС) — комплекс программного и технического обеспечения, направленный на автоматизацию банковской деятельности.
Понятие автоматизированной банковской системы определяется также как совокупность средств, выполняющих в банке операции со вкладами, кредитами и платежами.
Цели использования АБС: [4, с.27]:
- сокращение времени на
проведение операций и
- сокращение численности
персонала, занятой
- улучшение качества
- повышение квалификации банковского персонала;
- интегрирование в единые банковские системы.
Современные АБС должны решать следующие основные задачи [4, с.29]:
- автоматизированное управление сбором информации, поступающей от разнообразных внешних и внутренних источников, ее хранение и обработка;
- обеспечение дистанционного
оперативного доступа
- обработка документов, ведение
учета, оперативное
- автоматизация всех банковских
операций, технологических процессов,
внедрение новых банковских
- ведение анализа имеющейся
информации на основе
- выдача рекомендаций
менеджерам банка для принятия
как оперативных, так и
- обеспечение контрольных функций;
- охрана информации от несанкционированного доступа.
Уровни АБС
Автоматизированные
Верхний уровень (Front-office) образуют модули, обеспечивающие быстрый и удобный ввод информации, ее первичную обработку и любое внешнее взаимодействие банка с клиентами, другими банками, ЦБ, информационными и торговыми агентствами и т.д.
Средний уровень (Back-office) представляет собой приложения по разным направлениям внутрибанковской деятельности и внутренним расчетам (работу с кредитами, депозитами, ценными бумагами, пластиковыми карточками и т.д.).
Нижний уровень (Accounting) - это базовые функции бухгалтерского учета, или бухгалтерское ядро. Именно здесь сосредоточены модули, обеспечивающие ведение бухгалтерского учета по всем пяти главам нового плана счетов. Разделение банка на front-office и back-office основывается не столько на функциональной специфике обработки банковских операций (сделок) и принятия решений (обобщения и анализа), сколько на самой природе банка как системы, с одной стороны, фиксирующей, а с другой - активно влияющей на экономическое взаимодействие в финансово-кредитной сфере.
Архитектура АБС
На сегодняшний день выделяют пять поколений АБС: первые были предназначены для решения задач автоматизации бухгалтерских операций, АБС второго и третьего поколений дополнительно реализовывали элементы автоматизированного документооброта. АБС четвертого поколения строились по классической схеме трехзвенной клиент-серверной архитектуры и имели модульную структуру, реализующую концепции docflow. АБС пятого поколения являются информационными системы реализующими полнофункциональную модель workflow - автоматизации бизнес-процессов.
Схема функциональных бизнес-потоков типовой АБС четвертого поколения:
Основные требования, предъявляемые к автоматизированным банковским системам
Достаточная функциональная полнота
Учетно-операционные задачи в банке представляют собой взаимосвязанный комплекс. Результаты решения одних задач часто являются необходимым условием решения других. Только банковские системы, комплексно автоматизирующие все функции или взаимосвязанные задачи, обеспечивают наибольшую эффективность такой системы, полностью автоматизируя информационные обмены между задачами. Стремясь к функциональной полноте банковских компьютерных систем, следует избегать приобретение систем с функциями, которые никогда в будущем не потребуются банку. Такие излишне автоматизированные функции характерны для приобретаемых полностью зарубежных разработок. Функциональная избыточность влечет излишние затраты [2, с.69].
Многоплатформенность (мобильность). Поскольку рынок платформ очень пестр, необходимым является обеспечение возможности эксплуатации программного продукта в различных операционных и технических средах.
Переносимые системы освобождают пользователей от необходимости применения программных средств только определенной фирмы и позволяют выбирать наиболее эффективные сочетания типов операционных систем, СУБД и аппаратных платформ. Выполнение требования мобильности позволяет не допустить развития проблемы «унаследованных» систем и обеспечивает сохранение инвестиций в АБС при смене аппаратной платформы или даже системного программного обеспечения (главным образом, операционной системы и СУБД).
Интероперабельность (отрытость) т.е. способность к взаимодействию с внешними прикладными программными системами, в качестве которых могут быть использованы системы других производителей, системы, разработанные силами банка, и, наконец, другие экземпляры той же АБС. Тиражируемая АБС не может сразу на все 100% удовлетворить потребности конкретного банка, поскольку каждый банк имеет специфические особенности и требования. Соблюдение определенных правил привлечения дополнительных программных средств, обеспечивающих возможность взаимодействия разработанных независимо программных модулей, подсистем или даже функционально завершенных программных систем, позволяет решить эту проблему. И в этом смысле, чем более открытой является система, чем больше заложено в нее возможностей взаимодействия с внешними программными продуктами, тем полнее могут быть удовлетворены специфические требования банка. Показатель интероперабельности задается в виде перечня информационных технологий, обеспечивающих соответствие принципам открытых информационных систем.
Защищенность и безопасность. Практика работы отечественных и зарубежных АБС показала, что накапливаемая, хранимая и обрабатываемая банковская информация является уязвимой, т. е. подвержена опасности уничтожения, искажения и раскрытия. Количество и специфика уязвимых мест или критических зон определяются видом решаемых задач, характером обрабатываемой информации, архитектурой, структурой и топологией АБС и ее аппаратно-программными особенностями.
Проблема определения требований к защите информации в автоматизированных системах, предназначенных для ее обработки, возникла практически одновременно с самой проблемой защиты, а именно, когда средства вычислительной техники стали применяться для обработки конфиденциальной информации. При этом для решения указанной проблемы нет сколько-нибудь адекватного аналога. В условиях автоматизированной обработки существует большое количество таких каналов несанкционированного получения информации, которые не могут быть перекрыты без применения специфических технических и программно-аппаратных средств. Соответственно возрастает необходимость определения требований к защите АБС, содержащих данные средства. Задача является достаточно сложной, в силу чего регулярная методика ее решения до настоящего времени не разработана.
Конкретные требования к защите, обусловленные спецификой автоматизированной обработки информации, определяются совокупностью следующих факторов: характером обрабатываемой информации, ее объемом, продолжительностью пребывания информации в АБС, структурой АБС, видом защищаемой информации и организацией информационно-вычислительного процесса в АБС.
Обеспечение безопасности в автоматизированных системах требует комплексного подхода, при этом должны рассматриваться все составляющие таких систем.
В соответствии со стандартом ITSEC вводятся следующие критерии оценки безопасности информационных технологий: конфиденциальность — защита от несанкционированного получения информации, целостность — защита от несанкционированного изменения информации и доступность — защита от несанкционированного удержания информации и ресурсов.
Удовлетворяющая этим критериям АБС включает в себя определенный набор функций защиты (сервис безопасности):
идентификация и аутентификация;
управление доступом;
подотчетность;
аудит;
повторное использование объектов;
точность информации;
надежность обслуживания;
обмен данными.
Идентификация и аутентификация обеспечивают проверку подлинности текущих пользователей, регистрацию новых и удаление покинувших систему пользователей, проверку аутентификационной информации, контроль целостности и проверку соблюдения ограничений на число повторных попыток аутентификации.
Средства управления доступом ограничивают доступ к базе данных путем распределения прав доступа пользователей и контроля получения информации косвенным путем.
Очевидны и функции подотчетности действий пользователей в информационной системе, и функции аудита — контроля на основе проверки правомерности и корректности совершаемых действий. Проведение служебного расследования без этих функций просто невозможно.
Точность информации — необходимое требование к любой информационной системе. Специальные функции системы должны поддерживать согласованность ее различных частей, точность связей между процессами и неизменяемость данных при передаче.
Надежность обслуживания означает, что пользователи должны получать информацию в срок, и именно ту, которую запрашивали, а в системе всегда должны быть доступны ресурсы, необходимые для своевременного выполнения требуемых процедур.
Обмен данными предполагает, что функции системы должны обеспечивать безопасность при взаимодействии с внешней информационной средой по каналам связи. Это предъявляет свои требования к обеспечению аутентификации, управлению доступом, соблюдению конфиденциальности и целостности данных, а также невозвратности совершенных действий.
Хорошая банковская компьютерная система должна обеспечивать необходимый уровень достоверности информации. Для этого могут использоваться различные методы и приемы. Широко используются такие чисто технологические приемы, как визуальный контроль, двойной набор информации при вводе, метод контрольных сумм, проверка по справочникам и др. Большое значение для повышения достоверности имеет предусматриваемая в системе персональная ответственность и последующий контроль.
Комплексность системы предполагает, что все направления многофункциональной деятельности коммерческого банка подлежат автоматизации. При этом комплексная АБС должна представлять связанный набор продуктов, каждый из которых разработан с использованием единых инструментальных средств и функционирует на единой программно-аппаратной платформе, обеспечивая за счет этого полную интеграцию продуктов при их совместном использовании.
Масштабируемость системы дает возможность легко переходить от АБС, используемой небольшой рабочей группой, к распределенной системе практически неограниченного размера и сложности [7, с.62]. Информационную основу такой системы должна составлять единая централизованная база данных, позволяющая, в частности, в широких пределах наращивать филиальную сеть банка или сеть других его подразделений.
Информация о работе Контрольная работа по «Банковские электронные услуги»