Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:04, реферат
Время, прошедшее с начала переходного периода в целой группе государств, выявило определенные успехи. В странах Восточной европы, где частная инициатива каралась, как правило, законом, возникли многочисленные формы предпринимательской деятельности. Поворот общества от централизованного управления к рыночному управлению привнес, и массу проблем. Одна из них, выражается в том, что сказался «эффект маятника»: интерес к роли государства в экономический сфере резко снизился.
Введение. 3
1.Теория переходной экономики: источники, элементы и место в экономической политике. 5
1.1. Теория переходной экономики: источники, элементы и место в экономической политике. 5
1.2. Закономерности и этапы переходной экономики. 7
1.3. Основные черты и противоречия экономических реформ переходного периода. 10
2.Переходная экономика в странах Восточной Европы.. 14
2.1. Переходная экономика в странах Восточной Европы.. 14
2.2. Страны Восточной Европы с переходной экономикой в системе мирового хозяйства. 18
3.Переходная экономика в России. 22
3.1.Особенности переходного периода в России. 22
3.2. Экономическая политика государства в переходный период в России. 24
Заключение. 27
Библиография. 29
2.2. Страны Восточной Европы с переходной экономикой в системе мирового хозяйства
Проблемы с экономикой возникли в связи с распадом мировой социалистической системы и, как следствие, ликвидации совета экономической взаимопомощи. Население стран Центральной и Восточной Европы составляет примерно 119 млн. человек. Совокупный ВВП составляет примерно $636 млрд., что представляет собой 1,85% общемирового ВВП.
По уровню социально-экономического развития почти все страны центральной восточной Европы относятся к среднеразвитым. В основном это индустриальные и индустриально-аграрные страны.
В целом, принципы экономических реформ в этих странах следующие:
1. Макроэкономическая
2. Либерализация цен.
3. Формирование частной собственности, в том числе в сельском хозяйстве, гарантированной законом, защищающем права собственников.
4. Приватизация государственной
собственности, включая
5. Становление экономики
открытого типа, включая свободные
торговые отношения с
6. Ограничение прямого
государственного
Процессы трансформации командно-административной системы в рыночную, в странах Восточной Европы начались с 1989 года. Первый период реформ, с 1989 по 1993 годы проходил крайне болезненно и привел резкому спаду экономической активности и глубокому экономическому кризису. Но с 1994 года начался процесс активных преобразований, хотя они и протекали с разными темпами. Венгрия, Польша, Словакия, Чехия довольно быстро преодолели экономический спад и вплотную приблизились к уровню ВВП 1989 года. «Однако разрыв между странами с переходной экономикой и промышленно развитыми странами в социально-экономическом и технологическом отношении не только не сократился, но даже увеличился.[21]» Пост социалистические страны только приближаются к восстановлению уровня среднедушевого ВВП, в то время как в странах ЕС он вырос за последнее десятилетие на 20%. Резко снизился средний уровень реальных доходов населения и одновременно усилилось неравенство в их распределении. За годы реформ только 20% населения бывших социалистических стран улучшило свой жизненный уровень, в то время как 35% превратились в слой «новых бедных».
За годы реформ во всех постсоциалистических странах возникла и быстро выросла безработица, достигнув 10-16% экономически активного населения.
Наиболее привлекательным для западных инвесторов оказался инвестиционный климат Венгрии, Чехии и Словении, где накопленные иностранные инвестиции за 1989-2000 гг. на душу населения составили соответственно $1650, $970, $600.
Практически все страны центральной
восточной Европы имеют большую
внешнюю задолженность при
В настоящее время структура ВВП стран данного региона распределена следующим образом:
Доля промышленности составляет от 33% до 48%, Сельского хозяйства от 6 до 24%, Услуг от 28 до 58%. В то время как в 1988 году доля промышленности, например в Румынии, составляла 61%, в Болгарии 58%, в Чехии 57%, в Польше 52%, в Венгрии 36%.
В промышленности стран центральной восточной Европы спад охватил тяжелую промышленность и высокотехнологичные области, включая электронику. Наиболее устойчивыми оказались отрасли промышленности ориентированные на массовый потребительский спрос, такие как: текстильная, пищевая, полиграфическая и т.д.
Для сферы услуг характерен стабильный рост с самого начала экономических реформ. Наиболее активно развиваются финансовые и производственные услуги, а так же бытовое обслуживание населения. Для большинства стран центральной восточной Европы одной из приоритетных задач стало вступление в ЕС. В 90-е годы в экономике двенадцати бывших союзных республик СССР, вошедших в СНГ, произошли радикальные изменения. Изменилась система управления экономикой и отношения собственности, что привело к резкому снижению уровня жизни населения, росту безработицы, сокращению продолжительности жизни и другим негативным явлениям.
Трансформационные процессы в странах Восточной Европы имеют ряд принципиальных особенностей. Смысл их состоит в следующем:1) Характер и направленность реформаторской политики в постсоветский государствах сформировался на социалистических перестроечных идеях 80-х годов. Однако эти действия были осложнены формированием новой национальной государственности.2) Цели и задачи экономических реформ затронули глубинные основы организации общественно-политической и социально-экономической жизни каждого государства.
С таким сложным комплексом проблем не сталкивалась ни одна из трансформируемых стран мира. В каждом из государств Восточной Европы эти проблемы разрешались по разному, вследствие разнонаправленности геополитических и экономических национально-государственных интересов.
Как итог можно сказать, что в большинстве стран Восточной Европы[22]:
1) Заложены основы рыночного
хозяйства; 2) Все более заметной
экономической силой
3. Переходная экономика в России
3.1.Особенности переходного периода в России
Формирование современной рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов.
«Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:1) огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;2)неразвитость частной собственности, прежде всего на землю;3)отсутствие автономного от государства гражданского общества: а) неразрывную связь власти и собственности; б)слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях».[23]
Сложившаяся в первой половине
90-х гг. российская модель рыночной
экономики включает ряд черт, унаследованных
из исторического прошлого. Государство
даже после приватизации немалой
части собственности по-
Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, что обусловливает затяжной кризис госбюджета.
После длительного господства
административно-командной
Исходные позиции для
перехода к рыночной экономике, сложившееся
в экономике, были неблагоприятными
по следующим обстоятельствам, то есть
объективным фактором: 1)крайне высокая,
даже для стран с административно-
Все это было усугублено отсутствием
в обществе консенсуса по поводу самого
перехода к рыночной системе, темпов
и конкретных способов этого перехода,
что вело к почти непрерывному
социально-политическому
Стратегическая цель переходного периода в России – это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономики являются: а) преобладание частной собственности; б) создание конкурентной среды; в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста; г) эффективная система социальной защиты; д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.
Формирование современной рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов.
Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:1)огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника; 2)неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; 3)отсутствие автономного от государства гражданского общества: 4)неразрывную связь власти и собственности; 5)слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях.
«Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности.
Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, что обусловливает затяжной кризис госбюджета.[24]»
3.2. Экономическая политика
государства в переходный
Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Переходная экономика выходит из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно новой основе не толь ко создания новых институтов, но и организации принципиально новой схемы взаимодействия между государством и экономическими субъектами ил и агентами. В этом процессе активная роль принадлежит государству.
В переходной экономике возникают
новые функции государственного
регулирования: 1) обеспечение институционально-
1) требованием устранения
внешних факторов;2) производством
общественных благ;3) обеспечением
экономики необходимым
Перечисленные вышеуказанные проблемы определяют цели государственного регулирования в переходной экономике.
В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:
1) административное
На микроуровне регулирующее воздействие государства осуществляется посредством:1) налогов, НДС, налогов на доходы, акцизов и других; 2) дотаций, выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной; 3) фиксированных цен, устанавливаемых государством, выше или ниже равновесных, на отдельные товары или их группы.
Происходят институциональные
преобразования, создание основ рыночной
экономики. Институциональное преобразование
- это изменения формальных и неформальных
условий хозяйственной
Информация о работе Экономическая политика и реформы в условиях переходной экономики