Экономическая политика и реформы в условиях переходной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:04, реферат

Краткое описание

Время, прошедшее с начала переходного периода в целой группе государств, выявило определенные успехи. В странах Восточной европы, где частная инициатива каралась, как правило, законом, возникли многочисленные формы предпринимательской деятельности. Поворот общества от централизованного управления к рыночному управлению привнес, и массу проблем. Одна из них, выражается в том, что сказался «эффект маятника»: интерес к роли государства в экономический сфере резко снизился.

Оглавление

Введение. 3

1.Теория переходной экономики: источники, элементы и место в экономической политике. 5

1.1. Теория переходной экономики: источники, элементы и место в экономической политике. 5

1.2. Закономерности и этапы переходной экономики. 7

1.3. Основные черты и противоречия экономических реформ переходного периода. 10

2.Переходная экономика в странах Восточной Европы.. 14

2.1. Переходная экономика в странах Восточной Европы.. 14

2.2. Страны Восточной Европы с переходной экономикой в системе мирового хозяйства. 18

3.Переходная экономика в России. 22

3.1.Особенности переходного периода в России. 22

3.2. Экономическая политика государства в переходный период в России. 24

Заключение. 27

Библиография. 29

Файлы: 1 файл

что такое переходная экономика этапы.docx

— 45.43 Кб (Скачать)

 

2.2. Страны Восточной Европы  с переходной экономикой в  системе мирового хозяйства

 

Проблемы с экономикой возникли в связи с распадом мировой  социалистической системы и, как  следствие, ликвидации совета экономической  взаимопомощи. Население стран Центральной  и Восточной Европы составляет  примерно 119 млн. человек. Совокупный ВВП  составляет примерно $636 млрд., что представляет собой 1,85% общемирового ВВП.

 

По уровню социально-экономического развития почти все страны центральной  восточной Европы относятся к  среднеразвитым. В основном это индустриальные и индустриально-аграрные страны.

 

В целом, принципы экономических  реформ в этих странах следующие:

 

1. Макроэкономическая стабилизация, означающая: минимизацию дефицита  госбюджета, прекращение избыточной  денежной эмиссии и льготного  кредитования субъектов хозяйствования.

 

2. Либерализация цен. Предполагает, что: цены формируются на основе  спроса и предложения

 

3. Формирование частной собственности, в том числе в сельском хозяйстве, гарантированной законом, защищающем права собственников.

 

4. Приватизация государственной  собственности, включая легализацию  прав частных лиц на создание  новых предприятий, продажу большей  части государственной собственности  и демонополизацию производства  в различных отраслях.

 

5. Становление экономики  открытого типа, включая свободные  торговые отношения с зарубежными  странами, надлежащую защиту иностранных  инвестиций, предоставление возможности  для репатриации прибылей в  конвертируемую национальную денежную  единицу.

 

6. Ограничение прямого  государственного вмешательства  в экономику. Это означает отказ  от большей части функций, которые  государственные учреждения выполняли  в условиях командной экономики.  Т.е. государственные заказы на  большинство видов продукции,  одобрение государством большей  части , государственное установление большинства цен, государственную монополию на внешнюю торговлю.

 

Процессы трансформации  командно-административной системы  в рыночную,  в странах Восточной Европы начались с 1989 года. Первый период реформ, с 1989 по 1993 годы проходил крайне болезненно и привел резкому спаду экономической активности и глубокому экономическому кризису. Но с 1994 года начался процесс активных преобразований, хотя они и протекали с разными темпами. Венгрия, Польша, Словакия, Чехия довольно быстро преодолели экономический спад и вплотную приблизились к уровню ВВП 1989 года. «Однако разрыв между странами с переходной экономикой и промышленно развитыми странами в социально-экономическом и технологическом отношении не только не сократился, но даже увеличился.[21]» Пост социалистические страны только приближаются к восстановлению уровня среднедушевого ВВП, в то время как в странах ЕС он вырос за последнее десятилетие на 20%. Резко снизился средний уровень реальных доходов населения и одновременно усилилось неравенство в их распределении. За годы реформ только 20% населения бывших социалистических стран улучшило свой жизненный уровень, в то время как 35% превратились в слой «новых бедных».

 

За годы реформ во всех постсоциалистических странах возникла и быстро выросла безработица, достигнув 10-16% экономически активного населения.

 

Наиболее привлекательным  для западных инвесторов оказался инвестиционный климат Венгрии, Чехии и Словении, где накопленные иностранные  инвестиции за 1989-2000 гг. на душу населения  составили соответственно $1650, $970, $600.

 

Практически все страны центральной  восточной Европы имеют большую  внешнюю задолженность при сравнительно не больших валютных резервах. Для  всех этих стран характерно сокращение государственных расходов на здравоохранение, культуру и образование. В результате снижения уровня рождаемости в большинстве  стран центральной восточной  Европы в последнее десятилетие  сократились темпы роста трудоспособного  населения.

 

В настоящее время структура  ВВП стран данного региона распределена следующим образом:

 

Доля промышленности составляет от 33% до 48%, Сельского хозяйства от 6 до 24%, Услуг от 28 до 58%. В то время как в 1988 году доля промышленности, например в Румынии, составляла 61%, в Болгарии 58%, в Чехии 57%, в Польше 52%, в Венгрии 36%.

 

В промышленности стран центральной  восточной Европы спад охватил тяжелую  промышленность и высокотехнологичные  области, включая электронику. Наиболее устойчивыми оказались отрасли  промышленности ориентированные на массовый потребительский спрос, такие  как: текстильная, пищевая, полиграфическая  и т.д.

 

Для сферы услуг характерен стабильный рост с самого начала экономических  реформ. Наиболее активно развиваются  финансовые и производственные услуги, а так же бытовое обслуживание населения. Для большинства стран  центральной восточной Европы одной  из приоритетных задач стало вступление в ЕС. В 90-е годы в экономике  двенадцати бывших союзных республик  СССР, вошедших в СНГ, произошли радикальные  изменения. Изменилась система управления экономикой и отношения собственности, что привело к резкому снижению уровня жизни населения, росту безработицы, сокращению продолжительности жизни  и другим негативным явлениям.

 

Трансформационные процессы в странах Восточной Европы имеют  ряд принципиальных особенностей. Смысл их состоит в следующем:1) Характер и направленность реформаторской политики в постсоветский государствах сформировался на социалистических перестроечных идеях 80-х годов. Однако эти действия были осложнены формированием новой национальной государственности.2) Цели и задачи экономических реформ затронули глубинные основы организации общественно-политической и социально-экономической жизни каждого государства.

 

С таким сложным комплексом проблем не сталкивалась ни одна из трансформируемых стран мира. В каждом из государств Восточной Европы эти  проблемы разрешались по разному, вследствие разнонаправленности геополитических и экономических национально-государственных интересов.

 

Как итог можно сказать, что  в большинстве стран Восточной  Европы[22]:

 

1) Заложены основы рыночного  хозяйства; 2) Все более заметной  экономической силой становится  частное предпринимательство, в  том числе малое; 3) Эволюция отраслевой  структуры экономики в целом  характеризуется негативными моментами,  в частности, ростом доли сырьевых  отраслей промышленности; 4) Сохраняется  инфляция, как одно из негативных  последствий преобразований;5) Появился  целый ряд проблем социального  характера.

 

 

 

3. Переходная экономика  в  России

 

3.1.Особенности  переходного  периода в России

 

Формирование современной  рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов.

 

«Характеризуя формирующуюся  в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую  роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:1) огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;2)неразвитость частной собственности, прежде всего на землю;3)отсутствие автономного от государства гражданского общества: а) неразрывную связь власти и собственности; б)слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях».[23]

 

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство  даже после приватизации немалой  части собственности по-прежнему располагает мощным государственным  сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности.

 

Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую  часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, что  обусловливает затяжной кризис госбюджета.

 

После длительного господства административно-командной системы  в экономике России на рубеже 80-х  и 90-х гг. начался переход к  рыночным отношениям.

 

Исходные позиции для  перехода к рыночной экономике, сложившееся  в экономике, были неблагоприятными по следующим обстоятельствам, то есть  объективным  фактором: 1)крайне высокая, даже для стран с административно-командной  системой,  степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора  при неуклонно расширявшейся  «теневой экономике»;  2) длительное, на протяжении жизни трех поколений, существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства; 3) крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена; 4) неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

 

Все это было усугублено отсутствием  в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису.

 

Стратегическая цель переходного  периода в России – это формирование эффективной рыночной экономики  с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономики  являются: а) преобладание частной собственности;  б) создание конкурентной среды; в) эффективное  государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее  условия для экономического роста; г) эффективная система социальной защиты;  д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.

 

Формирование современной  рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов.

 

Характеризуя формирующуюся  в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую  роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:1)огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника; 2)неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; 3)отсутствие автономного от государства гражданского общества: 4)неразрывную связь власти и собственности; 5)слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях.

 

«Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд  черт, унаследованных из исторического  прошлого. Государство даже после  приватизации немалой части собственности  по-прежнему располагает мощным государственным  сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности.

 

Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую  часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, что  обусловливает затяжной кризис госбюджета.[24]»

 

3.2. Экономическая политика  государства в переходный период  в России

 

Особенности экономической  политики государства в переходной экономике обусловлены рядом  обстоятельств. Переходная экономика  выходит из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно новой основе не толь ко создания новых институтов, но и организации принципиально новой схемы взаимодействия между государством и экономическими субъектами  ил и агентами. В этом процессе активная роль принадлежит государству.

 

В переходной экономике возникают  новые функции государственного регулирования: 1) обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических  субъектов, определение прав и форм собственности, условий заключения и исполнения контрактов, отношения  работников и работодателей и  т.д.; 2) ликвидация негативных эффектов рыночного поведения государство  занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных  научных исследований, государственной  системы образования и медицинского обслуживания и т.д.;3) разработка нового хозяйственного законодательства;4) демонополизация и поощрение конкуренции;5) приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора. Государственное регулирование – одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена:

 

1) требованием устранения  внешних факторов;2) производством  общественных благ;3) обеспечением  экономики необходимым количеством  денег; 4) осуществлением целенаправленного  процесса реформирования административно-командной  экономики.

 

Перечисленные вышеуказанные  проблемы определяют цели государственного регулирования в переходной экономике.

 

В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:

 

1) административное регулирование,  за счет использования лицензирования  и квотирования, контроля над  ценами, доходами, валютным курсом, а также других форм;2) правовое  регулирование, на основе гражданского  и хозяйственного законодательства, путем установления системы норм  и правил;3) прямое экономическое  регулирование, через различные  формы безвозмездного финансирования  секторов, отраслей, территорий и  предприятий; 4) косвенное экономическое  регулирование, использует в основном  рычаги кредитно-денежной, налоговой,  амортизационной, валютной, внешнеэкономической  политики и другое.

 

На микроуровне регулирующее воздействие государства осуществляется посредством:1) налогов, НДС, налогов на доходы, акцизов и других; 2) дотаций, выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной; 3) фиксированных цен, устанавливаемых государством, выше или ниже равновесных, на отдельные товары или их группы.

 

Происходят институциональные  преобразования, создание основ рыночной экономики. Институциональное  преобразование  - это изменения формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К  институциональным преобразованиям  относятся изменение отношений  собственности, создание частного сектора, формирование новых организаций  и учреждений рыночного типа: коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и других, а также создание новой системы управления народным хозяйством, путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми. Институциональные преобразования выражаются в разработке законов, регулирующих деятельность экономических субъектов в условиях рыночной экономики. Рыночное законодательство должно регулировать:1) право собственности;2) договоры между экономическими агентами, включая их выполнение; 3) порядок начала и окончания хозяйственной деятельности, процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротства предприятий; 4) поддержание конкурентной среды и другое.

Информация о работе Экономическая политика и реформы в условиях переходной экономики