Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:36, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучение роли иностранного кредита в развитии и укреплении потребительского рынка.
Задачи исследования работы: изучение инвестиционного климата Беларуси и факторы, влияющие на него; анализ современного состояния иностранных инвестиций, т.е. изучение инвестиционной политики, проводимой государством, эффективности привлечения иностранного кредита; определить виды международного кредита и представить их классификацию; провести анализ развития и использования международного кредита в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………….………………….3
1 Понятие капитальных вложений и инвестиций………………………………...6
1.1 Виды инвестиций……………………………….…………………..……….6
1.2 Роль иностранных инвестиций в национальную экономику Республики
Беларусь……………………………………………………………………7
2 Иностранное кредитование как одна из форм привлечения инвестиций …....10
2.1 Международный кредит: сущность и основные формы.……...………….10
2.2 Необходимость привлечение иностранных кредиторов в
экономику Республики Беларусь…………………………..……………....13
2.3 Условия и цели предоставления кредитов Республике Беларусь…..…..14
2.4 Структура привлеченных иностранных кредитов в РБ…………….……17
2.5 Эффективность использования иностранных кредитов в
экономике РБ………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………….…....................31
Список использованных источников…………….……………….……………….33
Операции сектора органов денежно-кредитного регулирования обеспечили чистый приток кредитных средств в размере 246,6 млн. долларов. Внешние заимствования представлены долгосрочными вложениями.
Обязательства по кредитам и займам сектора нефинансовых организаций и домашних хозяйств уменьшились на сумму 183,9 млн. долларов. При этом зафиксирован значительный объем сокращения краткосрочной задолженности (на 281,7 млн. ^ долларов) при чистом росте долгосрочных заимствований на 97,8 млн. долларов [5].
В целом резидентами Республики Беларусь (без учета банков) на валовой основе привлечено иностранных кредитов и займов на сумму 3 624,8 млн. долларов, что на 38,3% меньше, чем за январь-сентябрь 2009 г.
Органами денежно-кредитного регулирования привлечено кредитов (долгосрочных) на сумму 4 249,8 млн. долларов. Средства получены от
российских банков [5].
Правительством Республики Беларусь заимствовано иностранных кредитов и займов на сумму 934,6 млн. долларов. Основной объем кредитных ресурсов в отчетном периоде получен от Международного валютного фонда в форме заключительного транша по программе stand-by в размере . долларов и Азербайджана в форме займа на сумму 200 млн. долларов, того, иностранные инвестиции поступили от ого банка реконструкции и развития, банка реконструкции и развития, резидентов Китая, Германии и Австрии.
Организации нефинансового сектора на валовой привлекли кредитов и займов на сумму млн. долларов, что на 27,4% меньше уровня января-сентября 2009 г. В том числе кредитов Правительства Республики Беларусь на сумму 9,8 млн. долларов. В структуре привлечения нефинансовыми организациями по-прежнему наибольший удельный вес занимали краткосрочные кредиты и займы в раз-696,6 млн. долларов (69,5% привлеченных кредитов и займов). Долгосрочных кредитов и займов получено на сумму 743,8 млн. (30,5%), что в 1,6 раза больше, чем за январь — сентябрь 2009 г.[5]
Основной объем привлеченных нефинансовыми организациями кредитных ресурсов направлен в отрасли промышленности (50,9% общего объема поступлений), торговли и общественного питания (16,7%), транспорта (13,7%), организации общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (7,7%) [5].
Основными странами — кредиторами белорусских нефинансовых организаций явились Российская Федерация (41,7%), Австрия (26%) и Нидерланды (10,7%).
Погашение обязательств по кредитам и займам перед нерезидентами (без учета банков) с учетом накопления просроченной задолженности по основному долгу составило 2 923,6 млн. долларов, что на 15% меньше, чем за январь — сентябрь 2009 г.[5]
Нефинансовые организации выплатили 2 616,1 млн. долларов, просрочив платежей на сумму 8,2 млн. долларов. Правительством Республики Беларусь потрачено на погашение основного долга 296,1 млн. долларов. Органы денежно-кредитного регулирования уменьшили обязательства по привлеченным ранее кредитам на 3,2 млн. долларов [5].
Рисунок А.1- Чистое привлечение (изъятие) кредитов и займов в Республику Беларусь в разрезе секторов экономики за январь- сентябрь 2006-2010гг.
Примечание-Источник[5]
Рисунок А.2- Распределение иностранных кредитов и займов нефинансовых организаций по отраслям экономики за январь-сентябрь 2009-2010 гг.
Примечание- Источник [5]
Рисунок А.3- Структура иностранных кредитов и займов, привлеченных нефинансовыми организациями, в разрезе стран-кредиторов за январь- сентябрь 2009- 2010 гг.
Примечание- Источник [5]
По объему прямых иностранных инвестиций в экономику РБ российские инвесторы намного опережают инвесторов из других стран. Основной вклад осуществляет одна российская компания - РАО "Газпром".
Таким образом, показатели кредитной безопасности Беларуси имеют значительный запас прочности и далеки от критических, что свидетельствует о потенциальных возможностях выполнения ранее принятых долговых обязательств и получения новых кредитов. Это обстоятельство признается международными экспертами.
2.5 Эффективность использования иностранных кредитов в Республике Беларусь.
Иностранные кредиты призваны восполнить недостаток национальных инвестиционных ресурсов и обеспечить их рост с разделением части инвестиционного риска с иностранными инвесторами. Внешнее кредитование на краткосрочные периоды способно стимулировать проведение структурных преобразований в промышленности, сельском хозяйстве, модернизировать инфраструктуру, смягчить глобальные социальные и экологические проблемы. Долгосрочное влияние иностранных кредитов на экономику страны в значительной мере зависит от политики стимулирования эффективного использования финансовых ресурсов.
Эффективность кредита - понятие многогранное. Необходимо выделить как минимум две его стороны - эффективность кредита для кредитора и для заемщика. Кредитор оценивает эффект от выделенного им кредита исходя из достигнутого уровня процентной маржи (разницы между ставками по привлеченным ресурсам и кредиту), своевременности погашения кредита и уплаты процентов, объемов создаваемых под кредит резервов по сомнительным долгам. Для заемщика эффективность кредита определяется целевым эффектом (экономическим, коммерческим, социальным) от реализованного за счет привлеченных финансовых ресурсов инвестиционного проекта.
Говоря об использовании иностранных кредитов, рассмотрим эффективность кредита для заемщика. Во-первых, в рамках иностранных кредитных линий Республики Беларусь выступает как заемщик. Во-вторых, эффективность кредита для кредитора в конечном итоге определяется тем, насколько успешной окажется реализация проекта заемщика. Экономическая выгода, полученная заемщиком, гарантирует кредитору своевременное погашение кредита и начисленных процентов.
Кредитор до выделения кредита проводит предварительную оценку предлагаемых к реализации проектов, определяет направления использования кредитных ресурсов. После предоставления кредита движение ссудной стоимости продолжается уже в хозяйственном обороте заемщика. Отсюда следует, что эффективность использования кредита фактически зависит от действий только одного субъекта кредитной сделки, а именно - заемщика. Текущий мониторинг со стороны кредитора может способствовать успешному осуществлению проекта, но на практике заемщик самостоятелен в принятии управленческих решений, которые определяют эффективность кредита.
Теория эффективности кредита тесно связана с общей теорией эффективности инвестиций. Кредит как экономическая категория представляет собой движение капитала. Несмотря на ряд присущих этому движению особенностей - срочность, возвратность, кредит фактически является для заемщика таким же источником инвестирования, как и средства в форме собственного или акционерного капитала. Существует множество интерпретаций понятия и связанных с этим подходов к оценке эффективности. Различают экономическую и социальную, а также микро- и макроэкономическую эффективность, т.е. эффективность отдельного хозяйственного звена (частную) и хозяйства в целом (общественную).
В теории и практике выделяются два основных методологических подхода к трактовке понятия «эффективность». Первый, скорее философский, чем экономический, трактует ее как степень достижения поставленной цели. Второй, более прикладной и, следовательно, приемлемый для количественного анализа, раскрывает содержание эффективности через сравнение (соотношение) затрат с результатами деятельности, т.е. интерпретирует ее как максимизацию выпуска при минимизации затрат. Это - так называемая производственная эффективность. Английский ученый М.Фарелл предложил дальнейшее разделение производственной эффективности на две составляющие - техническую эффективность, под которой понимается минимизация физических объемов факторов (ресурсов), затрачиваемых на производство единицы продукции (полезного эффекта), и ценовую эффективность, подразумевающую минимизацию издержек, т.е. учет относительных цен расходуемых ресурсов.
Применительно к теории эффективности инвестиций экономическим ресурсом является капитал. В свою очередь, полезный эффект от инвестиций может быть весьма разнообразен в зависимости от их целевой направленности. Достаточно объективную, на наш взгляд, классификацию инвестиций по признаку достигаемого эффекта предложил В.С.Резниченко [2. с.50].
Первая группа инвестиций характеризуется получением экономического эффекта. К ней относятся: производственные инвестиции, предусматривающие создание основных производственных фондов, выпуск продукции и ее реализацию; финансовые инвестиции, при которых экономический эффект достигается путем биржевых операций с ценными и долговыми бумагами; торговые инвестиции в текущую деятельность, т.е. приобретение определенного объема товара, его перевозка и организация торговли.
Инвестиционные мероприятия второй группы отличаются другими видами эффектов. В состав этой группы входят: социальные инвестиции, обеспечивающие создание основных фондов, эксплуатация которых дает социальный эффект (строительство учебных заведений, объектов здравоохранения и др.); экологические инвестиции, предусматривающие направление ресурсов на цели охраны окружающей среды (строительство очистных сооружений, перевод предприятий на экологически чистые технологии, программы сохранения исчезающих видов живой природы, утилизация химических отходов); оборонные инвестиции, непосредственно связанные с обороноспособностью государства (закупки вооружений и военной техники, содержание армии и флота, хранение оружия и боеприпасов, строительство военных город-ков и гарнизонов, маневры); научные и информационные (инновационные) инвестиции, реализация которых связана с созданием научно-технической документации, информационной продукции, информационных технологий управления производственным процессом; благотвори-тельные инвестиции, сопряженные с обеспечением или стимулированием благотво-рительной деятельности (строительство храмов, организация благотворительных аукционов и др.); общественно-политические инвестиции - вложение средств с целью проведения общественно-политических мероприятий (выборы, организация праздников, массовых шествий и т.д.).
С позиций целевого использования кредитных ресурсов предлагается класси-фицировать инвестиционные проекты, финансируемые в рамках иностранных кредитных линий Республики Беларусь, следующим образом:
• финансово самоокупаемые проекты с погашением привлеченных кредитов за счет собственных средств заемщиков;
• социально ориентированные неокупаемые проекты (покрытие бюджетного дефицита, финансирование критического импорта, оплата энергоносителей, продовольствия, медикаментов) с обслуживанием кредитной задолженности за счет средств государственного бюджета.
В свою очередь, среди самоокупаемых инвестиционных проектов можно выделить валютоокупаемые и импортозамещающие. Валютоокупаемые проекты позволяют обеспечить поступление валютной выручки, достаточной для погашения иностранного кредита и процентов за его пользование. Реализация импортозамещающих проектов направлена на снижение валютных затрат путем использования вместо импортируемых товаров, сырья, оборудования отечественных аналогов, выпуск которых организован за счет кредитных средств.
Необходимо отметить значительную долю кредитов второго типа (более 40%). Подобная ситуация приводит к неоправданному увеличению внешнего долга, ко-торый будет погашаться за счет будущего сокращения национального потребления без одновременного создания дополнительных источников доходов для обслуживания задолженности. Требование обеспечения эффективного использования финансово неокупаемых кредитов означает максимизацию объемов закупаемых товаров. Это, в свою очередь, может быть достигнуто путем размещения заказов на кредитуемые товары через систему тендерных торгов.
Первый кредит КЕС, выделенный в 1992-1993 гг., предназначен для финанси-рования импорта в Республику Беларусь сельскохозяйственных, продовольственных и медицинских товаров, производимых в ЕС и странах Центральной и Восточной Европы. Доля займа для кредитования импорта товаров, произведенных в Европейском Сообществе, должна была превышать 50%. В результате Республика Беларусь получила 467,5 тыс. т зерна, 48,7 тыс. т сахара, 7,2 тыс. т детского питания, 34,9 тыс. т растительного масла, а также медикаменты на 24,1 млн ЭКЮ. Второй кредит Комиссии ЕС использован Национальным банком Республики Беларусь для поддержания платежного баланса.
На реализацию социально ориентированных проектов в основном направлены кредитные средства международных финансовых организаций. Заем МВФ в рамках программы Фонда системной трансформации (СТФ) предоставлен в виде двух траншей. Первый транш кредита выделен в августе 1993 г. и практически полностью из-расходован на оплату критического импорта; Второй получен в феврале-марте 1995 г. Эти средства использованы на создание запасов топочного мазута, финансирование неотложных расходов республиканского бюджета через Национальный банк, погашение задолженности по кредиту КЕС, кредитование инвестиционных проектов и оборотного капитала ряда промышленных предприятий. Кредит МВФ в рамках про-граммы реформ stand-by в полном объеме использован на покрытие дефицита бюджета и поддержку обменного курса белорусского рубля.
Заем Мирового банка использован на оплату услуг иностранных консультантов по оказанию содействия в подготовке институциональной основы для проведения рыночных реформ, усиления и совершенствования государственного управления, на закупку необходимого оборудования для государственных учреждений, обучение специалистов. Реабилитационный заем МБРР использован на поддержание обменного курса национальной валюты; импорт особо важных товаров (сырой нефти, агро-химикатов, ветеринарных препаратов, запчастей для сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, фармацевтического сырья, оборудования для промышленного наблюдения за состоянием окружающей среды, медоборудования); повышение квалификации государственных служащих, проводящих тендерные торги. Реализация займа на развитие лесного хозяйства еще продолжается. Проектом предусматривается проведение ряда реформ в лесном хозяйстве: либерализация внешней торговли древесиной и древесной продукцией, снятие квот на их экспорт и импорт; создание открытого конкурентного рынка древесины; отказ от централизованного распределения древесины; либерализация местного рынка древесины и древесной продукции.
Значительно больший интерес с точки зрения количественной оценки эффективности реализованных проектов для последующего построения оптимизационного механизма управления внешним долгом представляет анализ кредитов, направленных на выполнение производственных программ. Своевременное и полное погашение внешнего долга может быть гарантировано направлением иностранных кредитов на реализацию приоритетных самоокупаемых инвестиционных проектов белорусских предприятий.
Информация о работе Эффективность использования иностранных кредитов в Республике Беларусь