Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:36, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучение роли иностранного кредита в развитии и укреплении потребительского рынка.
Задачи исследования работы: изучение инвестиционного климата Беларуси и факторы, влияющие на него; анализ современного состояния иностранных инвестиций, т.е. изучение инвестиционной политики, проводимой государством, эффективности привлечения иностранного кредита; определить виды международного кредита и представить их классификацию; провести анализ развития и использования международного кредита в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………….………………….3
1 Понятие капитальных вложений и инвестиций………………………………...6
1.1 Виды инвестиций……………………………….…………………..……….6
1.2 Роль иностранных инвестиций в национальную экономику Республики
Беларусь……………………………………………………………………7
2 Иностранное кредитование как одна из форм привлечения инвестиций …....10
2.1 Международный кредит: сущность и основные формы.……...………….10
2.2 Необходимость привлечение иностранных кредиторов в
экономику Республики Беларусь…………………………..……………....13
2.3 Условия и цели предоставления кредитов Республике Беларусь…..…..14
2.4 Структура привлеченных иностранных кредитов в РБ…………….……17
2.5 Эффективность использования иностранных кредитов в
экономике РБ………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………….…....................31
Список использованных источников…………….……………….……………….33
Форфетирование — покупка банком или форфетором на полный срок на заранее оговоренных условиях векселей (тратт), других финансовых документов. Тем самым экспортер передает форфетору коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортера. В результате продажи портфеля долговых требований упрощается структура баланса фирмы-экспортера, сокращаются сроки инкассации требований, бухгалтерские и административные расходы.
2.2 Необходимость привлечения иностранных кредитов в экономику Республики Беларусь
Необходимым условием развития экономики стран переходного периода является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством привлечения внешних инвестиционных источников и наиболее эффективного использования инвестиционных ресурсов в приоритетных сферах материального и нематериального производств. Значимость привлечения иностранных инвестиций заключается в том, что они формируют производственный потенциал на новой научно-технической основе и предопределяют конкурентные позиции страны на мировых рынках. Если проанализировать этапы и закономерности экономического роста таких промышленно-развитых стран, как, например, США, Япония, Германия, Франция, то можно отметить, что в последние десятилетия практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в этих странах (с определенным временным лагом) соответствовали периоды наиболее высоких темпов подъема экономики. В частности, это особенно ярко проявилось в 60-е годы, когда высокая инвестиционная активность в этих странах сопровождалась наиболее высокими темпами роста такого интегрального показателя экономического развития, как валовой национальный продукт, Например, в Японии при удвоении объема капитальных вложений за период 1965-1970 гг. валовой национальный продукт возрос по сравнению с предыдущим пятилетием более чем на 70%. В США, Германии и Франции прирост валового национального продукта за этот период составил 25- 30%. Это позволило вышеуказанным странам создать значимый производственный потенциал, явившийся материально-технической базой для обеспечения устойчивого экономического и социального развития в последующий период, а также сформировать экономические основы постиндустриального общества [47, c.15].
Республика Беларусь испытывает острую потребность в инвестициях: степень износ основных производственных фондов в промышленности составляет более 70%. При этом норма накопления держится на уровне менее 20%, тогда как для вывода инвестиционного процесса из кризиса она должна быть порядка 25-30%. Начиная с 1999г. в Беларуси начался рост инвестиций в основной капитал, которые в 2003г. увеличились на 18% по сравнению с 1999г. Однако объем инвестиций в основной капитал в 2003г. составил лишь 91,5% от уровня 1995г. и соответствовал уровню 1998г. Значительная часть инвестиций в основной капитал (свыше 84%) финансировалась из внебюджетных источников: собственные средства организаций, включая кредиты, и населения. Таким образом, ни собственные средства хозяйствующих субъектов, ни ресурсы бюджета не в состоянии обеспечить необходимый приток капиталов в реальный сектор экономики.
Согласно расчетам Министерства экономики Республики Беларусь, потребность в инвестициях на 2002-2010гг. составит 39 млрд. долларов. Общий объем инвестиций в основной капитал в 2010г. должен возрасти по сравнению с 2000г. в 2,2-2,5 раза (в 2005г., по сравнению с 2000г., он возрастет в 1,6-1,7 раза). Доля инвестиций ВВП составит в 2010г. 26-28% (в 2000г. -19,8%). Это даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат - более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах [9].
2.3Условия и цели предоставления кредитов Республике Беларусь
К основным странам и международным финансовым организациям, предоставившим наибольшие кредитные ресурсы Республике Беларусь, относятся Россия (979,71 млн. долл. США), Германия (662,9), МВФ (294,61), ЕБРР (178,34), МБРР (163,12), Чехия (146,58) (данные приведены по состоянию на 01.01.2005 г. с нарастающим итогом с 1992 года) [5]. В 2004 году сумма внешних государственных займов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, составила 191,27 млн. долл. США, из них 16,27 млн. - в рамках экспортных кредитных линий (Германии, Кувейта и МБРР) на финансирование инвестиционных проектов [9].
Снижение уровня поступлений внешнего финансирования на указанные цели по сравнению с последними несколькими годами (фактически в 2001 г. получено – 88,2 млн., 2002 г. – 72,54 млн., 2003 г. – 48,83 млн. долл. США) в основном обусловлено завершением ряда крупных инвестиционных проектов, использованием потенциальными заемщиками иных источников финансирования, а также недостаточным количеством новых валютоокупаемых проектов (предложений) . Рассмотрим условия и цели предоставления кредитов Беларуси ее основными кредиторами [9].
Кредитные линии Германии. Банки-кредиторы – AKA Ausfuhrkredit-Gesellschaft m.b.H./Frankfurt am Main, Kreditanstalt fur Wiederaufbau/Frankfurt am Main. Минимальный размер кредита составляет 1 млн. немецких марок. Размер кредита равен 85% контрактной стоимости. Одним из основных условий предоставления кредита является та, что от 50 до 70% приобретаемого оборудования должно быть произведено в восточных землях Германии. Кредит выдается путем открытия аккредитива в пользу поставщика на сумму кредита и его раскрытия по мере поставки оборудования. Обеспечением служит гарантия Совета Министров Республики Беларусь. Кредит выдается на период до 11 лет и гасится равными полугодовыми долями. Также возможен мораторий по погашению основного долга – от 6 месяцев после средневзвешенной даты поставок, последней значительной поставки либо готовности оборудования к эксплуатации. Проценты уплачиваются 30 июня и 30 декабря до момента начала выплат по кредиту, а затем вместе с погасительным платежом .
По решению Федерального правительства Германии для стран СНГ через поручительство страхового общества «Гермес» в 1991 – 1992 гг. предоставлены покрытия экспортных сделок на общую сумму 5 млрд. немецких марок. Цель кредита – поддержание и расширение экспорта фирм, расположенных в новых землях. Доля Беларуси в кредите Германии определялась на основе конкретных проектов, предлагаемых белорусской стороной [9].
На 1993 – 1994 гг. Правительство Германии установило размер лимита кредитования для Беларуси в размере 300 млн. марок, на 1995 г. – 100 млн. немецких марок. Такой же плафонд был предоставлен и на 1996 г., но из-за наличия просроченных задолженностей по предыдущим кредитам он не был использован. Плафонды на 1997 – 1999 гг. для Беларуси не были установлены.
Всего в период с 1991 по 1998 г. в рамках экспортных кредитных линий Германии профинансировано 87 предприятий в различных секторах экономики с целью реструктуризации и модернизации действующих промышленных предприятий, создания производств и рабочих мест, повышения квалификации кадров, укрепления экспортного потенциала, поддержки и развития сельского хозяйства, транспорта, улучшения экологии и функционирования сферы здравоохранения [5].
В 2004 году за счет кредитов Германии были завершены поставки сельскохозяйственной техники для Брестской области (сумма кредитных средств составила 12,71 млн. евро) и специализированного оборудования по проекту ОАО "Витебская бройлерная фабрика" (сумма кредита 2,97 млн. евро); продолжено финансирование строительства Центра коммерческих связей в Минске СП "БелИнтерЭСТ" ЗАО (кредит в сумме 18,13 млн. евро, фактически получено – 10,02 млн. евро) и корпуса БГУ (сумма кредита – 6,32 млн. евро, фактически получено – 5,38 млн. евро); началась реконструкция подстанции "Колядичи" РУП "Минскэнерго" (сумма кредита – 10,2 млн. долларов США, фактически получено – 1,6 млн. долларов) [5].
В рамках плафонда Германии в размере 75 млн. евро в 2004 году к реализации были одобрены 5 новых проектовОАО "Могилевхимволокно", РУП "Минскэнерго", ОАО "Витебская бройлерная птицефабрика" на общую сумму 49,8 млн. евро. Позиция немецкой стороны остается неизменной: финансирование новых проектов возможно лишь в случае полного выполнения белорусской стороной обязательств по ранее полученным кредитам.
Финансирование по линии Международного валютного фонда. МВФ требует от всех стран-заемщиков согласования с ним экономической программы. Для этого в страну-заемщика направляется миссия МВФ в составе 4 – 6 экономистов, которые в течение двух – трех недель изучают ситуацию в стране. Результатом должно стать достижение соглашения с правительством относительно экономической программы – ее целей, экономической политики и критериев реализации. Цели программы охватывают три области: платежный баланс, инфляцию, устойчивые темпы экономического роста.
Обычно МВФ выделяет кредиты сроком от 10 до 20 лет с мораторием на выплату основного долга – 3-5 лет и процентной ставкой в размере 2,5 – 7, 27% годовых [4]. Средства МВФ направляются преимущественно в финансово – кредитную сферу.
Первый транш кредита МВФ по линии фонда системных трансформаций выделен в августе 1993 г. в сумме 70,1 млн. СДР, или 92, 3 млн. долл., и использован в соответствии с решением правительства на закупку топлива (почти 60%), для расчетов за поставляемый в республику газ (28%), на закупку медицинского оборудования и поддержания обменного курса белорусского рубля (20%) .
Второй транш получен в феврале 1995 г. в размере 70,1 млн. СДР, или 101,7 млн. долл. США. Кредит использован на создание запасов топочного мазута, кредитование кооперативного и жилищного строительства через Сбербанк, финансирование инвестиционных проектов и оборотного капитала промышленных предприятий. К концу 1995 г. заем был полностью использован.
В 1996 г. МВФ одобрил новую двенадцатимесячную кредитную программу stand-by для Беларуси на сумму 196,3 млн. СДР (239 млн. долл. США). Правительство получило только первый транш в 66,5 млн. долл. США, а затем отказалось от принятых на себя обязательств. Кредит использован на приобретение азотных удобрений, закупок топлива; в рамках этого кредита были предоставлены долгосрочный инвестиционные кредиты МТЗ, Минскому заводу им. Октябрьской революции, ГП «БелВАР», Могилевскому заводу «Электродвигатель» на общую сумму 13 млн. долл. США [62].
Кредитование Республики Беларусь МВФ в 1996 г. было приостановлено, т.к. правительство не выполнило меры согласованной с МВФ программы.
Марк Хортон, постоянный представитель МВФ в Литве и Беларуси, 01.02.2002г. сделал заявление о том, что Международный валютный фонд готов продолжить переговоры о новой экономической программе для Беларуси только в том случае, если правительство республики пересмотрит некоторые прогнозные показатели на 2002 год. Как известно, белорусское правительство в 2001 году не смогло осуществить шестимесячную экономическую программу под наблюдением экспертов фонда. Именно это было основным и необходимым условием для начала переговоров о кредите «стенд-бай». Тогда возникли проблемы с выполнением бюджетных показателей и, прежде всего, с повышением зарплаты. По мнению экспертов МВФ, увеличение выплат работникам бюджетной сферы не основывалось на соответствующем увеличении продуктивности труда в республике. С такой оценкой экспертов согласился и Совет директоров МВФ. По состоянию на 01.01.2005 г. Задолженность Республики Беларусь перед МВФ была полностью погашена. От получения кредитов на условиях МВФ, предложенных в настоящее время Беларусь воздерживается .
Помощь, полученная от Всемирного банка. История взаимоотношений Беларуси с ВБ условно может быть разделена на три периода: с 1992 г. по 1994 г., с 1995 по 2000 г и с 2000г. по настоящее время. В первый период отношение банка было благожелательным, отличалось оптимистичной оценкой перспектив развития экономики страны в случае реализации соответствующей политики реформ. Все полученные республикой кредиты ВБ одобрены в этот промежуток времени. С начала второго периода начинается похолодание взаимоотношений с их постоянным ухудшением на протяжении всего периода. За это время Беларусь не получает кредитов, ВБ замораживает все проекты, находящиеся в стадии разработки, и не начинает рассмотрения новых. Республика получает минимально возможное финансирование банка.
Начиная с сентября 2000 года, наблюдается прогресс в достижении нового уровня сотрудничества с глобальными и европейскими экономическими и финансовыми институтами.
2.4 Структура привлеченных иностранных кредитов в РБ
За отчетный период операции с кредитами и займами обусловили чистый приток финансовых ресурсов в страну в размере 1 890,4 млн. долларов, что на 9,5% меньше, чем за январь — сентябрь 2009 г.[5].
Требования резидентов Республики Беларусь к внешнему миру по предоставленным кредитным ресурсам увеличились на 52 млн. долларов, в том числе банков — на 105,7 млн. долларов. В то же время активы нефинансовых организаций в форме предоставленных нерезидентам займов уменьшились на 53,7 млн. долларов.
Обязательства перед нерезидентами по привлеченным в экономику страны кредитам и займам выросли на 1 942,4 млн. долларов, что на 8,2% меньше, чем за январь — сентябрь 2009 г.
Основной нетто-приток в страну иностранных инвестиций в форме кредитов и займов обеспечен банками Республики Беларусь, сектором органов государственного управления6 и сектором органов денежно-кредитного регулирования.
Обязательства банков по привлеченным иностранным кредитам и займам выросли на 1 241,2 млн. долларов (главным образом за счет привлечения краткосрочных кредитов), тогда как за январь — сентябрь 2009 г. произошло их сокращение на 322,8 млн. долларов. В отчетном периоде белорусские банки активизировали использование международных кредитных ресурсов для решения текущих финансовых задач. Краткосрочные обязательства банков увеличились на 832,6 млн. долларов (за январь — сентябрь 2009 г. наблюдалось их сокращение на 493,9 млн. долларов), долгосрочные обязательства увеличились на 408,6 млн. долларов, что в 2,4 раза больше, чем за январь — сентябрь 2009 г.[5]
Обязательства сектора органов государственного управления выросли на 638,5 млн. долларов, что во многом обусловлено привлечением заключительного транша кредита МВФ.
Информация о работе Эффективность использования иностранных кредитов в Республике Беларусь