Эффективность использования иностранных кредитов в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучение роли иностранного кредита в развитии и укреплении потребительского рынка.
Задачи исследования работы: изучение инвестиционного климата Беларуси и факторы, влияющие на него; анализ современного состояния иностранных инвестиций, т.е. изучение инвестиционной политики, проводимой государством, эффективности привлечения иностранного кредита; определить виды международного кредита и представить их классификацию; провести анализ развития и использования международного кредита в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………….………………….3
1 Понятие капитальных вложений и инвестиций………………………………...6
1.1 Виды инвестиций……………………………….…………………..……….6
1.2 Роль иностранных инвестиций в национальную экономику Республики
Беларусь……………………………………………………………………7
2 Иностранное кредитование как одна из форм привлечения инвестиций …....10
2.1 Международный кредит: сущность и основные формы.……...………….10
2.2 Необходимость привлечение иностранных кредиторов в
экономику Республики Беларусь…………………………..……………....13
2.3 Условия и цели предоставления кредитов Республике Беларусь…..…..14
2.4 Структура привлеченных иностранных кредитов в РБ…………….……17
2.5 Эффективность использования иностранных кредитов в
экономике РБ………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………….…....................31
Список использованных источников…………….……………….……………….33

Файлы: 1 файл

Международный кредит.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

Для регулирования социально-экономического развития страны государство должно формировать пропорции в нужной отрасли, а также с помощью экономических и правовых механизмов должно регулировать рациональное использование инвестиционных вложений и прибыли, полученной от инвестиционной деятельности. Безусловно, в какой-либо промышленной или социальной сфере возникновение, восстановление, расширение хозяйствующих субъектов и в том числе обеспечение занятости в этих сферах в некоторой степени без вложения инвестиций невозможно. С этой точки зрения, использование прибыли этими хозяйствующими субъектами должны быть в центре внимания государства, чтобы тем самым дать толчок процессу реинвестирования.

Размещая инвестиции за рубежом, иностранные инвесторы руководствуются различными целями и мотивами: поиск рынков сбыта; получение дополнительных, дешевых источников сырья и дешевой и квалифицированной рабочей силы; снижение издержек производства и реализации продукции за счет использования местных преимуществ; наличие природных ресурсов; стратегическое положение страны. Однако конечной целью вложения иностранного капитала является получение более высокой прибыли [10, c. 751].Таким образом, регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства обладает первостепенной важностью. После обретения Азербайджаном независимости и в условиях выбора рыночной экономики как экономической системы, согласно интересам иностранных стран и их экономических субъектов, создающих возможности для развития национальной экономики, появляется надобность в углублении инвестиционной деятельности, особенно деятельности иностранных инвестиций. В такой реальной ситуации регулирование и управлении инвестиционной деятельностью со стороны государства диктуется современным периодом. Наравне с разносторонностью международных экономических отношений Азербайджана, одним из основных направлений является усиление притока иностранных инвестиций в республику. Таким образом, увеличение иностранных инвестиционных ресурсов и особенно получение прибыли от инвестиционной деятельности, создание рациональных пропорций в структуре национальной экономики путем регулирования прибыли, полученной от инвестиционной деятельности, в том числе, формирование и развитие социальной инфраструктуры соответствующей большому производственному потенциалу упорно требует еще большего увеличения роли и функций государственного регулирования.

В течение длительного времени для стран с переходной экономикой эта проблема остается актуальной. Так, при переходе от одной системы к другой структура экономики страны однозначно меняется. Кроме того, на первых порах перехода происходит вывоз капитала из страны теми или иными путями. Однако, несмотря на то, что этот процесс, как и структурные изменения, так же требует всяческой осторожности, он значительно менее важен. Структурные изменения являются основным атрибутом переходной экономики. Излишне говорить о том, что одной из ведущих и определяющих целей переходного периода является формирование многоукладной экономики. Государство приватизирует предприятия и организации, ранее бывшие на балансе государства с целью поощрения частного предпринимательства и минимизации роли государства в экономике. Существо преобразований состоит в том, чтобы произвести в значительных масштабах разгосударствление собственности — превращение значительной части государственной собственности в разнообразные иные формы хозяйства [1, c. 69]. Этот метод известен как общепринятый и единственный, соответствующий рыночной экономике. Удовлетворение увеличивающихся социально-экономических потребностей членов общества ставит целью полное и рациональное использование существующего производственного потенциала. С этой точки зрения, роль и важность вложения иностранных инвестиций крайне возрастает. Повышение макроэкономических показателей в стране требует постепенного увеличения роли и необходимости ведущих, в особенности стратегических, областей в структуре внутреннего национального продукта. Увеличение иностранных инвестиционных вложений в Республику и его регулирование со стороны государства, обеспечение необходимых пропорций для экономического развития представляют большую научную и практическую важность.

В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Основным документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс, который направлен на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.

Беларусь, как и многие страны Восточной Европы, обладает инвестиционной привлекательностью, и, в первую очередь, качественными параметрами - это мобильная, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, транзитная ориентация транспортной инфраструктуры (выгодное геостратегическое месторасположение), технологический уровень предприятий, готовность руководителей производства к инновациям, регламент защиты окружающей среды, стабильность общества и экономики, правительственная поддержка и наличие инвестиционных льгот, последовательность действий финансовых институтов, развитая система образования и др.

Прямые иностранные инвестиции способствуют повышению технологического уровня производства и производительности рабочей силы, укреплению конкурентных позиций страны на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИНОСТРАННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ  

     ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ.

2.1 Международный кредит: сущность и основные формы

 

Международный кредит - разновидность экономической категории “кредит”. Это - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношении, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты.

Условия международного кредита отражают его связь с экономическими законами рынка и используются для решения задач экономических агентов рынка и государства.

Функции международного кредита. Они выражают особенности движения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. В их числе:

1. Перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Тем самым кредит содействует выравниванию национальной прибыли в среднюю прибыль, увеличивая ее массу.

2. Экономия издержек обращения в сфере международных рассчетов путем использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, переводов и др.), развития и ускорения безналичных платежей.

3. Ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию иностранных кредитов.

4. Регулирование экономики.

Роль кредита.

Выполняя эти взаимосвязанные функции международный кредит играет двойную роль в развитии производства: положительную и отрицательную. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена, углублению международного разделения труда. С другой стороны, международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства. Международный кредит используется для укрепления позиций иностранных кредиторов в конкурентной борьбе.

Границы международного кредита зависят от источников и потребности стран в иностранных заемных средствах, возвратности кредита в срок. Нарушение этой объективной границы порождает проблему урегулирования внешней задолженности стран-заемщиц. В их числе — развивающиеся страны, Россия, другие государства СНГ, страны Восточной Европы и т. д.

Двоякая роль международного кредита в условиях рыночной экономики проявляется в его использовании как средства взаимовыгодного сотрудничества стран и конкурентной борьбы.

 

Классификация форм кредита осуществляется по:

назначению:

• коммерческие кредиты, обслуживающие международную торговлю товарами и услугами;

• финансовые кредиты, используемые для инвестиционных объектов, приобретения ценных бумаг, погашения внешнего долга, проведения валютной интервенции центральным банком;

• промежуточные кредиты для обслуживания смешанных форм экспорта капиталов, товаров, услуг (например, инжиниринг);

видам:

• товарные (при экспорте товаров с отсрочкой платежа);

• валютные (в денежной форме);

технике предоставления:

• наличные кредиты, зачисляемые на счет заемщика;

• акцептные в форме акцепта (согласия платить) тратты импортером или банком;

• депозитные сертификаты;

• облигационные займы, консорциональные кредиты и др.;

валюте займа:

• международные кредиты в валюте либо страны-должника, либо страны-кредитора, либо третьей страны, либо в международных счетных валютных единицах (СДР, чаще в ЭКЮ);

срокам:

• краткосрочные кредиты (от одного дня до одного года, иногда до восемнадцати месяцев);

• среднесрочные (от одного года до пяти лет);

• долгосрочные (свыше пяти лет).

Если краткосрочный кредит пролонгируется (продлевается), он становится средне- и иногда долгосрочным. В процессе трансформации краткосрочных международных кредитов в ссуды на более длительный срок участвует государство в качестве гаранта. Для удовлетворения потребностей экспортеров в ряде стран (Великобритании, Франции, Японии и др.) создана при поддержке государства специальная система средне- и долгосрочного кредитования экспорта машин и оборудования. Долгосрочный международный кредит (практически до десяти-пятнадцати лет) предоставляют прежде всего специализированные кредитно-финансовые институты - государственные и полугосударственные;

обеспечению:

• обеспеченные кредиты;

• бланковые кредиты.

В качестве обеспечения используются товары, коммерческие и финансовые документы, ценные бумаги, недвижимость, другие ценности, иногда золото. Например, Италия, Уругвай, Португалия (в середине 70-х гг.), некоторые развивающиеся страны (в 80-х гг.) использовали международные кредиты под залог части официальных золотых запасов, оценивающихся по среднерыночной цене. Бланковый кредит выдается под обязательство (вексель) должника погасить его в срок.

В зависимости от категории кредитора различаются международные кредиты:

• фирменные (частные) кредиты;

• банковские кредиты;

• брокерские кредиты;

• правительственные кредиты;

• смешанные кредиты, с участием частных предприятий (в том числе банков) и государства;

• межгосударственные кредиты международных финансовых институтов.

Фирменный (частный) кредит предоставляется экспортером иностранному импортеру в виде отсрочки платежа (от двух до семи лет) за товары. Он оформляется векселем или по открытому счету. При вексельном кредите экспортер выставляет переводной вексель (тратту) на импортера, который акцептует его при получении коммерческих документов. Кредит по открытому счету основан на соглашении экспортера с импортером о записи на счет покупателя его задолженности по ввезенным товарам и его обязательстве погасить кредит в определенный срок (в середине пли конце месяца). Такой кредит применяется при регулярных поставках и доверительных отношениях между контрагентами.

К фирменным кредитам относится также авансовый платеж импортера. Покупательский аванс (предварительная оплата) является не только формой кредитования иностранного экспортера, но и гарантией принятия импортером заказанного товара (например, ледокола, самолета, оборудования и др.), который трудно продать.

Банковские международные кредиты предоставляются банками экспортерам и импортерам, как правило, под залог товарно-материальных ценностей, реже предоставляется необеспеченный кредит крупным фирмам, с которыми банки тесно связаны. Общепринято создавать банковские консорциум, синдикаты, пулы для мобилизации крупных кредитных ресурсов и распределения риска. Банки экспортеров кредитуют не только национальных экспортеров, но и непосредственно иностранного импортера:

кредит покупателю активно развивается с 60-х гг. Здесь выигрывает экспортер, так как своевременно получает инвалютную выручку за счет кредита, предоставленного банком экспортера покупателю, а импортер приобретает необходимые товары в кредит.

Крупные банки предоставляют акцептный кредит в форме акцепта тратты. При этом акцептант становится непосредственным плательщиком по векселю, но за счет средств должника (трассата). На акцептном рынке акцептованные переводные векселя в разных валютах свободно продаются.

Брокерский кредит - промежуточная форма между фирменным и банковским кредитами. Брокеры заимствуют средства у банков; роль последних уменьшается.

Межгосударственные кредиты предоставляются на основе межправительственных соглашений. Международные финансовые институты ограничиваются небольшими кредитами, которые открывают доступ заемщикам к кредитам частных иностранных банков.

С 80-х гг. активно развивается проектное финансирование (кредитование) совместно с несколькими кредитными учреждениями (иногда до 200) без привлечения средств из государственного бюджета.

Специфической формой кредитного обслуживания внешнеэкономических связей являются операции по лизингу, факторингу, форфетированию.

Лизинг — соглашение об аренде движимого и недвижимого имущества сроком от трех до пятнадцати лет. В отличие от традиционной аренды объект лизинговой сделки выбирается лизингополучателем, а лизингодатель приобретает оборудование за свой счет. Срок лизинга короче срока физического износа оборудования. По истечении срока лизинга клиент может продолжать аренду на льготных условиях или купить имущество по остаточной стоимости. В мировой практике лизингодателем обычно является лизинговая компания, а не коммерческий банк.

Факторинг - покупка специализированной финансовой компанией всех денежных требований экспортера к иностранному импортеру в размере до 70 - 90 % суммы контракта до наступления срока их оплаты; факторинговая компания кредитует экспортера на срок до 120 дней. Благодаря факторинговому обслуживанию экспортер имеет дело не с разрозненными иностранными импортерами, а с факторинговой компанией.

Информация о работе Эффективность использования иностранных кредитов в Республике Беларусь