Инфляционные процессы в Российской Экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:31, реферат

Краткое описание

Характер и сочетание факторов, в том числе сугубо специфических,
определяющих ход событий в экономике и денежной сфере страны, дают
основание полагать, что отечественный тип инфляции уникален и отличается от
классических и любых других известных типов инфляции. Для разработки
эффективных процедур отечественной антиинфляционной политики необходимы
специальные подходы.

Файлы: 1 файл

Инфляционные процессы в Российской Экономике.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

- на 40%, в 1993 г. - на 12% и в 1994 г. - на 26%. Падение физического

объема  реализованной товарной продукции  было существенно перекрыто ростом

цен на эту продукцию и услуги, то есть денежным фактором, что нашло

отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах. В 1994 г.

ВВП России достиг в номинальном выражении 629 трлн. руб., промышленная

продукция - 339 трлн. руб. и капиталовложения - 103 трлн. руб. Таким

образом формировалось предложение товаров  и услуг. Платежеспособный спрос

не  успевал за ростом соответствующего предложения в денежном выражении. За

короткое  время были «съедены» накопления предприятий и сбережения

населения. Это, в свою очередь, отрицательно повлияло на инвестиции и

нормальное  развитие рынка ссудных капиталов  как в кредитной системе, так  и

на  фондовой бирже, или рынке ценных бумаг. Повышение платежеспособного

спроса  у всех субъектов - государства, предприятий и населения - было

возможно  лишь путем кредитной экспансии  ЦБР и коммерческих банков, что

должно  было найти выражение как в  росте наличной, так и безналичной

денежной  массы, а также в скорости обращения  денег. На начало 1992 г.

налично-денежная масса (M0) составляла в России 165,9 млрд. руб. К концу

1992 г. она достигла 1678,4 млрд. руб., на  конец 1993 г. - 13304,3 млрд.

руб. и в 1994 г. - 36504,3 млрд. руб. Соответственно росла и безналичная

денежная  масса, о чем свидетельствует  показатель M2, который на конец 1992

г. составлял 7140,3 млрд. руб., на конец 1993 г. - 36718,2 и  в 1994 г.

увеличился  до 106403,1 млрд. руб. В то же время скорость обращения денег в

1992 г. несколько замедлилась: с  6,5 в I квартале до 4,6 в IV квартале, то

есть  в 1,5 раза. В 1993 г. скорость денежного обращения увеличилась с 7,0 в

I квартале  до 9,2 в IV квартале и в 1994 г.  стабилизировалась на уровне 8,4

в I квартале и 8,7 в IV квартале. Но в начале 1995 г. этот показатель вновь

возрос (10,4 за январь и февраль). Таким образом, ни со стороны объема

денежной  массы, ни со стороны скорости обращения  денег нельзя объяснить

колоссальный  рост цен товаров и услуг в  течение 1992-1995 гг. Напротив,

денежной  массы не хватало даже для обслуживания существовавшего

платежеспособного спроса, что привело к двум явлениям: во-первых, к

отсрочке  платежей, а, следовательно, росту задолженности, во-вторых, к

нарастанию  неплатежей вообще. При этом в неплатежах было повинно как

государство, не выполнявшее свои обязательства  по утвержденному бюджету,

так и предприниматели, задерживавшие  платежи своим партнерам и  банкам.

Последнее создавало затруднения банкам, которые  не выполняли обязательства

ни  перед своими клиентами, ни в сфере  межбанковского кредитования.

Неплатежи, составлявшие в начале 1992 г. 40 млрд. руб., уже в середине года

возросли  до 3,5 трлн. руб. После проведенного Центральным Банком России

взаимозачета  платежных требований сумма неплатежей сократилась на 1,7 трлн.

руб., то есть более, чем в 2 раза. Это обошлось Центральному Банку примерно

в 300 млрд. руб. дополнительных кредитов. Но уже в 1993 г. размеры

неплатежей  вновь начали быстро расти, и к  концу года они достигли 30 трлн.

руб., а к началу 1995 г. приблизились к 100 трлн. руб. Это подтверждает

вывод о том, что увеличение денежной массы в результате кредитной экспансии

не  успевало за ростом суммарных предложений  товаров и услуг, и

платежеспособный  спрос не удовлетворялся. В результате платежи либо

переносились  с согласия сторон на новый срок, расширяя задолженность, либо

вообще  прекращались указанными субъектами, что выражалось в принудительной

отсрочке  платежа и нарастании долга с  учетом штрафных санкций.

Итак, в результате приведенного анализа  можно сделать вывод:

обесценение денег в России происходит не по причине «избытка» денежной

массы, а в результате монопольного взвинчивания цен в условиях, когда

отсутствуют конкуренция и государственное  регулирование инфляционного

процесса. Основное бесконтрольное увеличение цен  осуществляется главным

образом не столько производителями, сколько перекупщиками в сфере оптовой и

розничной торговли, где особенно сильны мафиозные  структуры. В результате

конечная  цена на товары и услуги, предложенные потребителю, зачастую в

несколько раз превышает цену производства. Создание дополнительного

платежеспособного спроса за счет кредитной экспансии поддерживает уже

существующую  инфляцию и вызывает дополнительную эмиссию денег, которая

является  не причиной, а следствием безудержного роста цен. Рестрикционный

курс  правительства в этих условиях провоцирует неплатежи и сокращение

производства  товаров и услуг, что ведет  к дальнейшему углублению

экономического  кризиса и стагфляции. Поэтому  экономический кризис вызван и

обостряется несоответствием между «чрезмерным» предложением товаров и услуг

в искусственном  денежном выражении и «узким» платежеспособным спросом как

следствием  нехватки денежной массы.

Особое  место в инфляционном процессе занимает государство, и не

только  по причине своей рестрикционной денежно-кредитной политики и

либерализации цен, но и как обладатель части национального дохода,

перераспределяемого через государственный бюджет. В  расходной части

государство не ограничивается доходами, а создает  дополнительный

платежеспособный  спрос путем займов для покрытия дефицита бюджета. Таким

образом, государство дополняет рассмотренную инфляцию издержек инфляцией

спроса. Налоговые поступления составляют 11-13% ВВП, а расходы федерального

бюджета - 20-25% и, следовательно, его дефицит - 8-10%. В западных странах

этот  показатель не превышает 5-6%. Дефицит  государственного бюджета

увеличивается из года в год. Если в 1992 г. он составлял 3,5 трлн. руб., то

в 1993 г. - уже 15,3 трлн. руб., а в 1994 г. приблизился  к 60 трлн. руб.

Этот  дефицит более, чем на 80% покрывался за счет централизованных кредитов

Центрального банка, а следовательно, носил инфляционный характер. В бюджете

на 1995 г. были предусмотрены иные формы  покрытия дефицита, хотя размеры

его вновь увеличивались до 70 трлн. руб. Задолженность по кредитам

федеральному  бюджету за 1994 г. возросла с 13 трлн. руб. до 66 трлн. руб. В

I квартале 1995 г. было предоставлено еще  5 трлн. руб. кредитов на покрытие

бюджетного  дефицита.

Важное  место занимал и внешний фактор инфляции, связанный с процессом

долларизации. Курс доллара влиял на инфляцию, как и другие товары, на

которые растут цены. Этот фактор относится  к виду импортируемой инфляции.

Приобретаемые в России доллары увеличивают  величину суммы цен товаров и

услуг в стране, а следовательно, нуждаются  в дополнительном

платежеспособном  рублевом спросе со стороны предприятий, банков и

населения. Только в 1994 г. расходы в России на покупку валюты составляли

примерно 50 трлн. руб. Если купленный за рубли  валютный товар - доллары или

(или  другие валюты) находится в запасах  как внутри страны, так и за  ее

пределами, то его эквивалент (рубли) остается во внутреннем денежном

обращении, усиливая инфляционный процесс. Иностранная  валюта в России

официально  не выполняет денежные функции средства обращения и платежа (за

исключением валюты на «черном» рынке). Следовательно, в стране нет

законного параллельного обращения других валют, кроме рублей. Вывоз

долларов  за границу равносилен экспорту других товаров, что обостряет

инфляционные  процессы внутри страны.

Итак, это были основные черты российской инфляции. Как же можно

преодолеть эту ситуацию, близок ли выход из нее? Что можно предпринять для

выхода  из создавшейся ситуации. Основные меры по преодолению инфляции

рассматриваются в следующей главе. 
 
 

Альтернативные  пути преодоления инфляции в России. 

Начиная с 1992 г. в стране непрерывно звучали официальные заявления о

начинающейся  или близкой стабилизации экономического положения. Но эти

заявления не находили какого-либо серьезного практического  подтверждения.

Говоря  о стабилизации, чаще всего ссылались  на замедление инфляционных

процессов. Но такое замедление с учетом следующих  важных моментов, не

является  достаточным основанием для предположения  о стабилизации.

Во-первых, замедление инфляции в значительной степени связано с

ослаблением после 1992 г. действия такого специфического фактора, как

установление  налога на добавленную стоимость. По некоторым оценкам,

первичное введение этого налога привело к  половине прироста цен в 1992 г.

Во-вторых, масштабы замедления инфляции в 1993-1994 гг. скрывают за собой

крайне  усредненные и потому односторонние процессы.  Например, в 1994 г.

рост  цен на преобладающее большинство  предметов первой необходимости  либо

заметно превышал средний темп роста потребительских  цен, либо примерно

Информация о работе Инфляционные процессы в Российской Экономике