- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
( Приложение 1)
Банк России
выполняет следующие функции:
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
- утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
(п.2.1
введен Федеральным законом от
12.06.2006 № 85-ФЗ)
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
- учреждает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
- определяет правила проведения банковских операций;
- реализовывает обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);
- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
- устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
Банк
России в пределах полномочий,
предоставленных ему Конституцией
Российской Федерации и федеральными
законами, независим в своей деятельности.
Федеральные органы государственной
власти, органы государственной
власти субъектов Российской
Федерации и органы местного
самоуправления не имеют права
вмешиваться в деятельность Банка
России по реализации его законодательно
закрепленных функций и полномочий,
принимать решения, противоречащие
Федеральному закону "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)". Банк России представляет
Государственной Думе и Президенту
Российской Федерации информацию
в порядке, установленном федеральными
законами.
Для достижения
своих целей Банк России имеет
право осуществлять следующие
операции с российскими и иностранными
кредитными организациями, Правительством
Российской Федерации:
- предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
- покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
- покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
- покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
- покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
- покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
- проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
- выдавать гарантии и поручительства;
- осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
- открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;
- выставлять чеки и векселя в любой валюте;
- осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом. Банк России вправе осуществлять операции на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Обеспечением
для кредитов Банка России
могут выступать: золото и другие
драгоценные металлы в различной
форме; иностранная валюта; векселя
в российской и иностранной
валюте со сроками погашения
до шести месяцев;
государственные ценные бумаги.
Списки векселей и государственных
ценных бумаг, пригодных для
обеспечения кредитов Банка России,
определяются Советом директоров.
В случаях,
установленных Советом директоров,
обеспечением могут выступать
другие ценности, а также гарантии
и поручительства.
Основными инструментами
кредитно-денежной политики являются:
- Официальная учетная ставка - относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.
- Обязательные резервы - часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.
- Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
- Моральное воздействие - рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.
- Разумный банковский надзор - различные методы контроля над функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.
- Контроль над рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.
- Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.
- Специальные депозиты - часть прироста депозитов или кредитов КБ, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.
- Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое “замораживание” процентных ставок.
- Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.
- Управление госдолгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля над денежным обращением.
- Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.
- Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.
- Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.
Все эти инструменты
могут быть эффективными только
в условиях тесного согласования
с фискальной политикой и законодательством.
Регулируя международную и внешнеэкономическую
деятельность, Банк России представляет
интересы Российской Федерации
во взаимоотношениях с центральными
банками иностранных государств,
а также в международных банках
и иных международных валютно-финансовых
организациях.
Он также выдает разрешения на создание
банков с участием иностранного капитала
и филиалов иностранных банков, осуществляет
аккредитацию представительств кредитных
организаций иностранных государств
на территории Российской Федерации. Как
и другие ЦБ развитых стран, для осуществления
своей внешнеэкономической деятельности
Банк России может открывать представительства
в иностранных государствах.
Подводя итог,
можно отметить, что основные
функции центральных банков ведущих
мировых держав в целом идентичны.
Все же в силу особой специфики
реформационного периода в России
функции и полномочия центрального
банка нашего государства в
области регулирования денежного
обращения, проведения денежно-кредитной
политики и упорядочивания денежно-кредитной
системы более законодательно
детализированы, создан специальный
аппарат для их осуществления.
Особо отметим, что в отличие
от некоторых западных банков,
Банк России не в праве:
- давать кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита,
- покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении
- ЦБ РФ не вправе давать кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
- не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций; участие в капиталах международных организаций также ограничено.
Данные положения
теперь полностью законодательно
урегулированы, с тем, чтобы
исключить возможность инфляционного
покрытия расходов государственного
бюджета, которая имела место
в прошлом.
1.3 Основные факторы, влияющие
на развитие банковской системы
На ход развития банковской
системы влияет ряд макроэкономических
и политических факторов (Прил.2)
. Среди них можно отметить:
- степень развитости товарно-денежных отношений;
- социальный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность;
- законодательные основы и акты;
- общее представление о сущности и роли банка в экономике.
Уровень развитости товарно-денежных
отношений, торговли, денежного обращения
определяют и масштабы, и содержание
банковской деятельности. Вырабатывание
оживленного денежного и товарного
оборотов, развитие национальных
рынков, международной торговли
являются предпосылкой развития
банковской системы. Спрос на
банковские услуги возрастает
и расширяется по мере увеличения
масштабов производства и обмена
между товаропроизводителями. Отрицательное
влияние на развитие банковской
системы оказывают войны, стихийные
бедствия, затяжные экономические
кризисы.
Общественный
и экономический порядок неизбежно
затрагивает и характер деятельности
банковской системы. Если в
обществе не поощряются сбережения,
отдается предпочтение распределению,
а не товарообмену, то банки
не будут получать импульсов
для развития, более того, в таких
условиях деятельность банков
может быть свернута. На развитие
банков влияют и запреты местных
властей. Местное лобби может
воздействовать на принятие решений
по открытию филиалов других
банков, например из соседних
регионов.
Законодательная
база также оказывает заметное
влияние на развитие банковской
системы. В некоторых странах
запрещается выполнять ряд банковских
операций. Так, в США законодательно запрещено
выдавать банковские гарантии. В ряде
стран банкам не разрешено заниматься
страхованием. В соответствии с законодательством
в некоторых странах центральные банки
могут широко заниматься обслуживанием
хозяйства.
На развитие
банковской системы огромное
влияние оказывают и общие
представления о сущности и
роли банка в экономике. В
распределительной системе банк
воспринимается как часть государственного
аппарата управления, орган контроля,
надзора над деятельностью предприятий.
Иное положение занимают банки
в условиях рыночной экономики.
Банковская система приобретает
двухуровневый характер, собственность
на банки приобретает черты,
адекватные многообразию форм
собственности в хозяйстве, система
становится более многосторонней,
приобретает законченные черты,
предлагает обществу более широкий
спектр операций и услуг.
Банковская
система начинает интенсивно
развиваться в период экономического
подъема, когда спрос на банковский
продукт и банковские услуги
существенно возрастает. Вместе
с увеличением количества банковских
операций возрастает и банковский
доход, который вкладывается в
развитие банка. Сама же банковская
деятельность приобретает стабильный
характер.