Государственный бюджет страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Важную роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Оглавление

Содержание
Введение
1. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства
1.1. Государственный бюджет и его функции
1.2. Бюджетная система и бюджетное устройство
2. Государственный бюджет: формирование и использование
2.1 Принципы формирования государственного бюджета
2.2 Использование государственного бюджета
2.3 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
3. Бюджетная политика государства
3.1. Прогнозирование экономического развития РФ
3.2. Пути совершенствования государственного бютжета РФ
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства
1.1. Государственный бюджет и его функции
1.2. Бюджетная система и бюджетное устройство
2. Государственный бюджет: формирование и использование
2.1 Принципы формирования государственного бюджета
2.2 Использование государственного бюджета
2.3 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
3. Бюджетная политика государства
3.1. Прогнозирование экономического развития РФ
3.2. Пути совершенствования государственного бютжета РФ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Государственый бютжет страны 2.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

     Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

     Денежное  финансирование означает, что для  покрытия бюджетного дефицита правительство  получает кредиты центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Но при таком подходе центральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

     В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска  доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования.

     Помимо  государственных займов, источниками  финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и  компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

     Структура источников финансирования дефицита бюджетов различных уровней в России определяется Бюджетным кодексом (ст. 94-96). В соответствии с ним выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

     1) внутренние источники:

     - кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

     - государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

     - бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы;

     2) внешние источники:

     - государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

     - кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

     Бюджетный кодекс устанавливает ограничения  на его объем дифицита. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

     Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше 5 процентов от объема его  доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. При  этом доходы бюджета должны полностью  покрывать его текущие расходы. Источники финансирования дефицита региональных бюджетов могут использоваться только на покрытие инвестиционных расходов, эти средства нельзя направлять на обслуживание и погашение долга субъектов РФ.

     Ограничение на размер дефицита местного бюджета - не более 3 процентов от объема доходов без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы.

     Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

     Обычно  в государственном долге видятся  две опасности: банкротство нации  и опасность переложения налогового бремени на будущие поколения.

     Долговое  финансирование дефицита в мире распространено очень широко. Под государственным долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

     Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг - наибольшее бремя для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, Чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

     Внутренний  долг - это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ, государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством.

     В зависимости от сроков погашения  выделяются следующие виды долговых обязательств: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Сроки погашения определяются конкретными условиями займа, однако они не могут превышать 30 лет. Для обязательств муниципального образования определен максимальный срок погашения 10 лет.

     Управление  и обслуживание внутреннего и  внешнего долгов Российской Федерации  возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при  Министерстве финансов Российской Федерации. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет республиканского бюджета.

     Основными государственными долговыми обязательствами, которые обеспечиваются Правительством Российской Федерации, являются:

  • государственные краткосрочные облигации (сроком на 3, 6,12 месяцев);
  • государственные долгосрочные облигации (сроком до 30 лет);
  • облигации внутреннего государственного валютного займа;
  • казначейские векселя и обязательства.

     Нарастание  внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению  с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть значительными. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны. Возникновение и рост государственного долга обусловливают необходимость управления им. Управление государственным долгом – это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

     Конверсия и консолидация государственного долга  являются важнейшими приемами, используемыми  в процессе управления государственным  долгом. Конверсия государственных займов предполагает изменение их первоначальных условий, например срока, процента и др. Как правило, правительства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженности, поэтому чаще всего конверсия сводится к превращению краткосрочных займов в средне- и долгосрочные обязательства.

     Консолидация  государственного долга производится путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или  путем унификации ранее выпущенных кратко- и среднесрочных займов в  один долгосрочный заем. Так формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу. Погашение старой государственной задолженности с помощью выпуска новых займов называется рефинансированием.

     Чрезмерный  рост государственного долга несет  в себе угрозу для экономической  безопасности страны и стабильности бюджетной системы. Поэтому законодательством  предусматриваются различные механизмы, направленные на ограничение объема заимствований, накопленных долговых обязательств и расходов по их обслуживанию.

     В законе о бюджете ежегодно утверждаются предельные объемы государственного внутреннего, внешнего долга и пределы внешних  заимствований. Общие требования к предельным объемам внешних заимствований Российской Федерации таковы: заимствования не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. При этом Правительство вправе осуществлять займы сверх установленного лимита, если это не приводит к превышению предельной величины долга и позволяет сократить расходы по его обслуживанию. Максимальный объем долга субъекта федерации и муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Бюджетная политика государства 

           3.1.   Прогноз социально-экономического развития в 2012 - 2014  

     Президент России представил бюджетное послание на 2012-2014 гг. В нем подведены итоги  бюджетной политики в 2010 г. и в  начале 2011 г., обозначены основные проблемы и вызовы в этой сфере, установлены цели и задачи на ближайшие 3 года.

     Федеральный бюджет на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг. должен обеспечить устойчивое посткризисное  развитие, модернизацию экономики, повышение  уровня и качества жизни граждан, укрепление обороноспособности и безопасности страны, эффективность и прозрачность госуправления. Необходимо снизить зависимость бюджета от конъюнктурных доходов и сократить его дефицит.

     В числе предлагаемых мер - внедрение  с 2012 г. программных бюджетов на всех уровнях управления, кардинальная перестройка системы госзакупок, приватизация крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях (кроме инфраструктурных и связанных с обеспечением безопасности страны).

     В налоговой сфере планируется ввести консолидированную отчетность по налогу на прибыль, завершить подготовку к внедрению местного налога на недвижимость. На 2012-2013 гг. будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: с 34 до 30%, а для малого бизнеса и "упрощенцев" - до 20%. Также планируется усовершенствовать механизмы налогообложения нефтяной и газовой отраслей, табачной и алкогольной продукции, заменить ЕНВД патентной системой. 

     Определены  приоритеты бюджетных расходов. Должно быть предусмотрено необходимое финансирование всех принятых обязательств. В их числе - реформирование денежного довольствия военнослужащих, приравненных к ним лиц, сотрудников органов внутренних дел; повышение пенсий и социальных пособий; модернизация здравоохранения и образования. Особое внимание уделяется стимулированию инновационного развития страны.

     Предусмотрена децентрализация в сфере межбюджетных отношений. В частности, госпрограммы должны определять общие для всех уровней власти направления и  приоритеты политики. Их реализация на региональном уровне будет поддерживаться одной субсидией, выделяемой в рамках соответствующей программы. 

     3.2. Пути совершенствования государственного бюджета РФ

Проблема  нормализации системы расчетов и  платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств.

     Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:

1. рост  ВВП и продукции промышленного  производства;

2. прекращение  спада сельскохозяйственного производства;

3. создание  условий для переориентации финансовых  потоков в реальный сектор экономики;

4. снижение  налоговой нагрузки на товаропроизводителей  и повышение уровня собираемости  налогов;

5. рост  реальных располагаемых денежных  доходов населения;

6. поддержание  уровня занятости населения РФ  и снижение числа безработных. 

Приоритетные задачи финансовой политики:

1) введение  в действие новых принципов  межбюджетных отношений, усиление  координации деятельности всех  фискальных органов, завершение  перехода на казначейскую систему  исполнения бюджета;

2) увеличение  доходной базы бюджетов за счет собираемости налогов;

3) совершенствование  структуры расходов бюджетов  на основе сокращения прямых  бюджетополучателей и численности  работников бюджетных издержек, в первую очередь - в жилищно-коммунальной  сфере, сокращение неэффективных  дотаций;

Информация о работе Государственный бюджет страны