Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:46, курсовая работа
Важную роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).
Содержание
Введение
1. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства
1.1. Государственный бюджет и его функции
1.2. Бюджетная система и бюджетное устройство
2. Государственный бюджет: формирование и использование
2.1 Принципы формирования государственного бюджета
2.2 Использование государственного бюджета
2.3 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
3. Бюджетная политика государства
3.1. Прогнозирование экономического развития РФ
3.2. Пути совершенствования государственного бютжета РФ
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства
1.1. Государственный бюджет и его функции
1.2. Бюджетная система и бюджетное устройство
2. Государственный бюджет: формирование и использование
2.1 Принципы формирования государственного бюджета
2.2 Использование государственного бюджета
2.3 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
3. Бюджетная политика государства
3.1. Прогнозирование экономического развития РФ
3.2. Пути совершенствования государственного бютжета РФ
Заключение
Список используемой литературы
Принцип
сбалансированности бюджета означает,
что объем предусмотренных
Принцип
эффективности и экономности
использования бюджетных
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
Принцип
достоверности бюджета
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Глава
2. Государственный бюджет:
формирование и использование
2.1.
Принципы формирования
государственного бюджета
Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета Российской Федерации.
Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация РФ.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:
Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации государственный бюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".
Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:
Государственные внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет, а поступающие в государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога (ЕСН). В настоящее время в России действуют три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) — ФОМС. Эти фонды формируются посредством начислений на фонды оплаты труда юридических лиц.
Согласно
действующей бюджетной
Доходы бюджета.
1. Налоговые доходы, которые включают в себя (ст.41 БК РФ):
Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений - от 70 до 95% доходов бюджета в разных странах и в различные временные периоды. Налоговые доходы включают поступления закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней).
2. Неналоговые доходы (ст. 41 БК РФ):
3. К безвозмездным поступлениям относятся (ст. 41 БК РФ):
Доходы зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет.
Органы Федерального казначейства осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета только с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2010 год
По предварительной оценке исполнение основных показателей федерального бюджета за январь-декабрь 2010 года составило:
- объем
поступивших доходов – 8 298,859
млрд. рублей, или 105,4% к общему
объему доходов федерального
бюджета, утвержденному
- кассовое
исполнение расходов – 10 094,057
млрд. рублей, или 98,4% к законодательно
утвержденным бюджетным
- дефицит – 1 795,198 млрд. рублей.
- первичный дефицит – 1 600,382 млрд. рублей.
Доходы федерального бюджета
Доходы федерального бюджета за январь-декабрь 2010 года в разрезе федеральных органов исполнительной власти - администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:
Федеральной налоговой службой – в сумме 3 204,854 млрд. рублей, или 104,8% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2010 год;
Федеральной таможенной службой – в сумме 4 328,624[1] млрд. рублей, или 105,6% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2010 год;
Федеральным агентством по управлению государственным имуществом - в сумме 71,960 млрд. рублей, или 121,0% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2010 год;
Другими
федеральными органами – в сумме
693,421[2] млрд. рублей, или 104,8% к прогнозным
показателям доходов федерального бюджета
на 2010 год. Доходы без учета доходов
от перечисления части прибыли Центрального
банка Российской Федерации и управления
средствами Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния – 380,322[3] млрд. рублей или
109,1% к прогнозным показателям доходов
федерального бюджета на 2010 год.
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния
По состоянию на 1 января 2010 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 1 830,507 млрд. рублей.
По состоянию на 1 января 2010 года часть резервной позиции Российской Федерации в Международном валютном фонде, сформированная за счет средств Резервного фонда, составила 0,992 млрд. СДР, при этом курсовая разница от переоценки указанных средств за январь-декабрь 2010 года составила (-) 0,730 млрд. рублей.
В марте, апреле и декабре 2010 года Минфин России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 года № 23-р направил на финансирование дефицита федерального бюджета средства Резервного фонда в общей сумме 969,500 млрд. рублей. Указанная сумма перечислена на единый счет федерального бюджета.
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 года № 2329-р средства Резервного фонда были направлены на предоставление межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на покрытие дефицита бюджета этого Фонда в размере 24,500 млрд. рублей.
Курсовая разница от переоценки средств Резервного фонда на счетах в Центральном банке Российской Федерации за январь-декабрь 2010 года составила (-) 60,563 млрд. рублей.
Таким образом, по состоянию на 1 января 2011 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 775,213 млрд. рублей.