Государственный бюджет страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Важную роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Оглавление

Содержание
Введение
1. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства
1.1. Государственный бюджет и его функции
1.2. Бюджетная система и бюджетное устройство
2. Государственный бюджет: формирование и использование
2.1 Принципы формирования государственного бюджета
2.2 Использование государственного бюджета
2.3 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
3. Бюджетная политика государства
3.1. Прогнозирование экономического развития РФ
3.2. Пути совершенствования государственного бютжета РФ
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства
1.1. Государственный бюджет и его функции
1.2. Бюджетная система и бюджетное устройство
2. Государственный бюджет: формирование и использование
2.1 Принципы формирования государственного бюджета
2.2 Использование государственного бюджета
2.3 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
3. Бюджетная политика государства
3.1. Прогнозирование экономического развития РФ
3.2. Пути совершенствования государственного бютжета РФ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Государственый бютжет страны 2.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

     Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

     Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

     Принцип гласности означает: обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту  информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

     Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

     Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

     Глава 2. Государственный бюджет: формирование и использование 

         2.1. Принципы формирования государственного бюджета 

     Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета  Российской Федерации.

     Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация РФ.

     Бюджетная классификация - это группировка  доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением  объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

  • для составления, утверждения и исполнения бюджета;
  • контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
  • обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
  • составления консолидированных бюджетов всех уровней.

     Министерство  финансов РФ утвердило "Указания о  порядке применения бюджетной классификации  РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации государственный бюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".

     Основные  принципы бюджетной классификации  полностью вошли в Бюджетный  кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.

     Государственные внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет, а поступающие в государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога (ЕСН). В настоящее время в России действуют три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) — ФОМС. Эти фонды формируются посредством начислений на фонды оплаты труда юридических лиц.

     Согласно  действующей бюджетной классификации  все доходы бюджтов делятся на следующие виды :

     Доходы  бюджета.

     1. Налоговые доходы, которые включают в себя (ст.41 БК РФ):

  • прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
  • налоги на товары и услуги;
  • налоги на имущество;
  • платежи за использование природных ресурсов;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  • прочие налоги, сборы и пошлины.

     Налоговые доходы формируют основную часть  бюджетных поступлений - от 70 до 95% доходов  бюджета в разных странах и  в различные временные периоды. Налоговые доходы включают поступления  закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней).

     2. Неналоговые доходы (ст. 41 БК РФ):

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).

     3. К безвозмездным поступлениям  относятся (ст. 41 БК РФ):

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

     Доходы  зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

     Органы  Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет.

     Органы  Федерального казначейства осуществляют перечисление указанных доходов  на единые счета соответствующих  бюджетов. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета только с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

     Исполнение  федерального бюджета по доходам  является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

     Оценка  исполнения федерального бюджета РФ в 2010 год

По предварительной  оценке исполнение основных показателей  федерального бюджета за январь-декабрь 2010 года  составило:

- объем  поступивших доходов –  8 298,859 млрд. рублей, или  105,4% к общему  объему доходов федерального  бюджета, утвержденному Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»;

- кассовое  исполнение расходов –  10 094,057 млрд. рублей, или 98,4% к законодательно  утвержденным бюджетным ассигнованиям  и 98,0% к уточненной росписи; 

- дефицит  –   1 795,198 млрд. рублей. 

- первичный  дефицит –   1 600,382 млрд. рублей.

     Доходы  федерального бюджета 

     Доходы  федерального бюджета за январь-декабрь 2010 года в разрезе федеральных  органов исполнительной власти - администраторов  доходов федерального бюджета, на которые  приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:

     Федеральной налоговой службой – в сумме  3 204,854 млрд. рублей, или 104,8% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2010 год;

     Федеральной таможенной службой – в сумме  4 328,624[1] млрд. рублей, или  105,6% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2010 год;

     Федеральным агентством по управлению государственным  имуществом - в сумме  71,960 млрд. рублей, или  121,0% к прогнозным показателям  доходов федерального бюджета на  2010 год;

     Другими федеральными органами – в сумме  693,421[2] млрд. рублей, или 104,8% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2010 год. Доходы без учета доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния – 380,322[3] млрд. рублей или  109,1% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2010 год. 

         Резервный фонд и Фонд национального благосостояния

     По  состоянию на 1 января 2010 года совокупный объем средств Резервного фонда  в рублевом эквиваленте составил 1 830,507  млрд. рублей.

     По  состоянию на 1 января 2010 года часть  резервной позиции Российской Федерации  в Международном валютном фонде, сформированная за счет средств Резервного фонда, составила  0,992 млрд. СДР, при  этом курсовая разница от переоценки указанных средств за январь-декабрь 2010 года составила (-) 0,730 млрд. рублей.

     В марте, апреле и декабре 2010 года Минфин России в соответствии с распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 19 января 2010 года № 23-р направил на финансирование дефицита федерального бюджета средства Резервного фонда в общей сумме  969,500 млрд. рублей. Указанная сумма перечислена на единый счет федерального бюджета.

     В целях реализации распоряжения Правительства  Российской Федерации от 21 декабря 2010 года № 2329-р средства Резервного фонда были направлены на предоставление межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на покрытие дефицита бюджета этого Фонда в размере 24,500 млрд. рублей.

     Курсовая  разница от переоценки средств Резервного фонда на счетах в Центральном банке Российской Федерации за январь-декабрь 2010 года составила (-) 60,563 млрд. рублей.

     Таким образом, по состоянию на 1 января 2011 года совокупный объем  средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 775,213 млрд. рублей.

Информация о работе Государственный бюджет страны